Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма и стр-ра Констит. Классификация Констит. Формы и виды констит.




Форма К – это внеш способ выражения К.

Различают:а)внеш форма (способ фиксации конституц-го текста);б)внутр форма (стр-ра К, т е последовательное располож ее статей, обеспеч-ее бридич связь м/у ними).

По форме выдел след К: 1)писанная - это особый законод-й акт или неск нередко разновременных актов (напр, в Израиле, Швеции), кот официально провозглашены осн законами данной страны.2)неписаная, т.е. не зафиксированная в документах.3)смешанного типа (частично они писанные и включ парламентские з-ы и судеб-е реш-я, являющиеся обязательными прецедентами.

По способу, порядку принятия К: октроированные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой гос-ва -монархом), «народные» (т.е. принятые на референдуме, парламентом или учредительным или конституц-м собранием) и учредительные (принятые учредительным собранием).

По времени принятия: «старые»,т.е. принятые до сер XX в. и «новые», т.е. принятые в послевоенный период (Ит, Яп, ФРГ и др.).

По порядку, способу изменения и дополнения: «гибкие» (изменяются как текущие з-ы) и «жесткие» (требуют спец процедуры).

По времени действия: постоянные (имеют формально неогранич-й срок своего действия) и временные (приним-ся на опред-й срок, или до наступл-я опред-го события).

По политич режиму: демократич, авторитар и тоталитар.

По форме территор-го устройства: унитарные и федеративные.

По форме правления:монархические и республиканские.

Стр-ра - принятая в К группировка однородных норм в разделы, гла­вы. Она включ: преамбула (введение), осн часть, заключительные и переходные полож., а иногда и приложения.

Преамбула отражает прич, пр-пы, цели и историч-е усл принятия К, важнейш нравственные начала гос политики и др.

Основ часть:общие нормы, характер-е важнейш основы общ-го и гос строя; нормы об осн правах, свободах и обязан-х чел и гражд-на; нормы о сист и статусе гос органов и взаимоотнош м/у ними; нормы о местном самоуправл-и; нормы об избир-й сист; нормы о гос символике и порядке изменения К.

Заключ-е полож содерж порядок вступления К в силу.

Переход полож опред-т сроки вступления в действие отдельных конституц-х норм, кот не м ь реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституц-х институтов новыми.

К РБ по форме выражения явл-ся писанным актом, по способу изменения - жесткая.

Стр-ра К РБ включ преамбулу, осн часть и переходные полож. Осн часть сост из 9 разделов (3,4 и 6 разделы сост из глав), 8 глав и 146 ст.

1й раздел (ст 1-20)-Основы конституц-го строя. 2й (ст 21-63)-Лич-ть, об-во и гос-во. 3й (ст 64-78)-Избир-я сист. Референдум (глава1 Избир-я сист, гл2 Референдум). 4й (ст 79-116) -Презид, парлам, прав-во, суд (гл3 Презид РБ, гл4 Парлам-Нац собрание, гл5 Прав-во-Совет министров, гл6 Суд). 5й (ст 117-124)-Местное управл-е и самоуправл-е. 6й (ст 125-131)-Прокуратура. Комитет гос контроля (гл7 Прокуратура, гл8 Комитет гос контр). 7й (ст 132-136)-Финанс-кредит сист РБ. 8й (ст 137-140)-Действие К РБ и порядок ее изменения. 9й (ст 141-146)-Заключ-е и переход полож.

Порядок принятия Конституции. Действие и способы изменения.

Констит представл собой единый обладающий особыми юридич свойствами НПА, посредством кот народ учреждает осн пр-пы устройства общ-ва и го­с-ва, определяет субъектов гос власти, мех-м ее осущ-я, закрепляет охраняемые гос-ом права, свободы и обязанности чел и гражд-на.

Констит обладает высш юридич силой. З-ы, декреты, указы и иные акты гос органов издаются на основе и в соотв-и с Констит РБ, т.е. закрепл-ся верхов-во Констит, т.е. ни один акт не м б принят, если он противоречит Констит РБ.

Согласно Констит РБ вопрос об изменении и дополнении Констит рассм-ся Палатами Парламента по инициативе Президента или по инициативе не менее 150 тыс граждан РБ, обладающих избирательным правом.

Констит как осн з-н гос-ва должна обладать особой стабильностью, т.е. остальные акты законод-ва должны издаваться на ее основе и в соотв-и с ней. Поэтому законодатель опреде­лил особый порядок внесения изменений и дополнений в Констит. В соотв-и со ст 99 Констит право законод-й инициативы реализуется в Палате представителей. Это право принадлежит 5 субъектам. Инициативой по изменению или дополнению Констит обладают Президент и народ (не менее 150 тыс чел).

Процедура внесения предложений об изменении и дополнении Консти­т отсутствует, т. е. они должны вноситься в общем порядке внесения законопроектов, процессу­альных док-ов, актов законод-ва.

Изменения и дополнения Констит осущ-ся путем проведения референдума. Реш об изменении и дополнении Констит счит-ся принятым, если за него проголосовало больш-во граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы 1,2,4,8 м б изменены путем народ голосования. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производится в период чрезвычайного положения, а также в последние 6 месяцев полно­мочий Палаты представителей

Формы правления.

Форма гос правления — элемент формы гос-ва, кот опред-т сист орг-ии высш органов гос вл, порядок их образов, сроки деят-ти и компетенцию, а также порядок взаимод-ия данных органов м/у собой и с населением, и степень участия населения в их формир-ии.

Монархия -это форма правления, при кот верховная власть в гос-ве принадлежит одному лицу и переходит как правило по наследству.

Типичные черты: а)верховная вл единолична;б)наследование вл;в)пожизненная принадлежность вл монарху;г)отсутствие юридич ответственности монарха.

Виды: 1.Абсолютная (власть монарха не ограничена в Констит и всецело принадлежит одному лицу).2.Ограниченная (помимо монарха сущ и иные органы гос вл не подотчётные ему, а гос вл рассредоточена м/у всеми высш органами вл, вл монарха ограничена на основании Констит или же традиции).

Огранич монархия бывает: а)сословно-представительная (вл монарха ограничена на основании традиции формир-я органов по критерию принадлежности к опред-му сословию);б)конституц-я (вл монарха ограничена Констит).

Конституц-я монархия бывает:а)дуалистическая (двойственный хар-р в орг-ии гос вл, где законод-я вл принадлежит Парлам-у, а исполн-я вл монарху и Прав-ву;б)парламентская (монарх не обладает какими-либо сущ-ми полномочиями, гос устройство на пр-пе раздел-я вл);в)теократическая (монарх - гл церкви).

Республика -форма гос правления,при кот высш гос вл принадлежит избираемому населению на опред-ый срок гос органу.

Признаки: а)выборность гос органов, в том числе и главы гос-ва;б)срочность полномочий;в)производность гос вл от вл народа;г)юридич ответственность главы гос-ва.

Виды: 1.Президентская (Презид-главы гос-ва и главы Прав-ва; Прав-во формир-т и распускает Презид; наиболее полно раскрывается пр-п раздел-я властей). Напр, США, страны Латинской Амер;2.Парламентская (верховная роль в орг-ии гос жизни принадлежит Парлам; Парлам формирует Прав-во и вправе в любой момент отправить его в отставку;Презид не имеет каких-либо сущ-х полномочий) Напр,ФРГ, Италия, Греция, Индия;3.Смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) - сильная президентская вл одновременно сочетается с наличием эффект-х мер по контролю Парлам за деят-ю исполн-й вл в лице Прав-ва, кот формир-ся Презид с обязательным участием Парлам (РБ, РФ, Франция).

Нетипичные (смешанные) формы правления: 1.Монархия с республиканскими элементами(«республ-я монархия», выборная). Признаки:систематическая выборность главы гос-ва,гл гос-ва м б только один из правителей составных частей федерации (ОАЭ, Малайзия).2. Республика с монархич элементами («монархич республ», суперпрезидентская).Признаки: несменяемость гл гос-ва, гл гос-ва-пожизненный правитель, возможна передача вл по наследству (страны Азии и Афр).3.Теократическая республика (исламская республика). Признаки: правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя (Иран).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...