Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Diaz, R.M. & Berk, L.E. (2014). Private speech: From social interaction to self-regulation. N.Y.: Psychology Press.




Выводы

Мы завершили обсуждение лурьевской классификации афазий. Понимание синдрома, предложенное Лурией, позволяет дифференцировать первичные и вторичные дефекты и квалифицировать речевые нарушения, опираясь на анализ не только речевых, но и невербальных функций, которые часто легче определить, чем речевой дефицит. В случае моторных речевых нарушений, квалификация типа афазии, производимая на основе только одних речевых трудностей, может быть затруднена. Анализ праксиса позволяет сделать предположение о типе моторной афазии у конкретного пациента, является ли она афферентной, эфферентной или комплексной. Например, подробное описание состояния праксиса дается при обсуждении синдрома синтаксической афазии (Ахутина, 1989, с. 125–129). Необходимость анализа невербальных функций подробно обсуждается М. Г. Храковской. Она показывает недостаточность одних речевых тестов при выборе методов реабилитации (Храковская, 2009, 2012).

Обратная динамика речевых нарушений позволяет подтвердить результаты диагностики. О динамике выполнения речевых тестов у больных с различной степенью выраженности речевых нарушений см. Цветкова, Ахутина, Полонская и Пылаева, 1979; Цветкова, Ахутина и Пылаева, 1981, с. 41–53; Ахутина, 2014, с. 69–93. Пример лонгитюдного исследования больных с премоторным синдромом приведен в Ахутина, 1989.

Для квалификации афазии полезно также определить, какие методы коррекции наиболее эффективны в реабилитации больного афазией. Это используется как для теоретического анализа синдрома, так и для проверки правильности выбора методов коррекции. Так А. Р. Лурия подтверждает свою трактовку механизма динамической афазии эффективностью методов, позволяющих помочь в планировании высказывания (Лурия, 1947, с. 343-348 / Luria, 1970, pp. 452–456; см. также Лурия и Цветкова, 1968; Ахутина, 1975, с. 16-17, 19–20). Лурия предлагает иную систему методов для восстановления построения фразы, где выносится вовне грамматическая схема предложения (1947, с. 339-343 / Luria, 1970, р. 448-451. О методах реабилитационной работы, позволяющих преодолеть нарушения связи слово-зрительный образ см.: Цветкова, 1972/1975; Калита, 1975; Храковская и Евстюнина, 2014; по поводу помощи больным с афферентной моторной афазии, см. Гераськина, 2001). К сожалению, в рамках статьи нельзя останавливаться на реабилитационных методах, основанных на идеях Выготского и Лурии и их школы. Тем не менее, читатель может найти обзор подходов и некоторых примеров методов в наших публикациях (Goldberg, Akhutina et al., 2016; Ахутина и Пылаева, 2008/2015, с. 43–47 / Akhutina, Pylaeva, 2012, pp. 43-47; Akhutina Shereshevsky, 2014, pp. 365–369).

Таким образом, нейропсихология школы Выготского-Лурии предлагает широкий спектр инструментов для психологической оценки различных когнитивных нарушений:

(1) нейропсихологический системный анализ вербальных и других ВПФ с дифференциацией первичных и вторичных дефектов;

(2) мониторинг динамических изменений синдрома; а также

(3) определение методов, позволяющих компенсировать расстроенную функцию через вынесение ее вовне и превращение в совместную внешнюю деятельность.

Эта совокупность методов луриевской нейропсихологии гораздо богаче, чем простая констатация «двойной диссоциации функций», и ее использование делает анализ синдромов афазии более точным.

 

Литература

 

Ахутина Т. В. (1975/2002). Нейролингвистический анализ динамической афазии /К вопросу о механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания // Нейропсихологические исследования /Под общей ред. А. Р. Лурия. - М., Изд-во МГУ, 1975. 2-е изд. М.: Теревинф, 2002.

Ахутина Т. В. (1975). Роль внутренней речи в процессе построения высказывания. 2-ая глава в кн. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., Изд-во МГУ, с. 31-49.

Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., МГУ, 1989.

Ахутина Т. В. Модель порождения речи Леонтьева – Рябовой: 1967-2005 // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи / Под ред. Т. В. Ахутиной и Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2008. С. 79-104.

Ахутина Т. В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л. С. Выготского / Вестник Моск. ун-та. Сер. 4. Психология. 1994. № 4. С. 44–51.

Ахутина Т. В. (2014). Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. М.: Языки славянских культур. 283 с.

Ахутина Т. В., Малаховская Е. В. (1985). Сигнификативное значение слова при афазии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Пихология. 1985. № 1. С. 29-38.

Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. (2008, 2015). Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход //СПб.: Питер; 2-е перераб. изд. М.: Академия. 283 с.

Александров Ю. И. (2009). Системный подход в психологии: Наука и образование. Культурно-историческая психология. 2009, (4), 33-43.

Анохин П. К. (1935). Проблемы центра и периферии в физиологии нервной активности. Горький: Госиздат.

Анохин П. К. (1980). Ключевые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука.

Бахтин М. М. (1979). Проблема речевых жанров. В кн. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.

Бейн Э. С. О некоторых особенностях смысловой структуры слова и грамматического строя речи при сензорной афазии. «Вопросы психо­логии», 1957, № 4, 90-101.

Бернштейн Н. А. (1935). Проблема взаимоотношения координации и локализации. Архив Биол. Наук, 38 (7).

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

Винарская Е. Н., Лепская Н. И. (1968). Звуковые нарушения артикулированной речи при эфферентной моторной афазии. В сб.: Исследования по речевой информации, (сс. 28-43). Т. 2. M.: Изд-во МГУ.

Власова, Р. М., Печенкова, Е. В., Ахутина, Т. В., Синицын, В. Е. (2012). Структурно-функциональная организация использования глаголов и существительных в зависимости от стратегии их актуализации //Вопр. психол. №4. С. 128-138

Выготский Л. С. (1982 а). Вопросы теории и истории психологии. Собр. соч. Т. 1. М.

Выготский Л. С. (1982 б). Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2, 1982, М., стр. 5-361.

Выготский Л. С. (1983а). Проблемы развития психики. Собр. соч. Т. 3. М.

Выготский Л. С. (1984). Детская психология. Собр. соч. Т. 4. М.

Выготский Л. С. (1983б). Основы дефектологии. Собр. соч. Т. 5. М.

Выготский Л. С. (1995). Проблема развития и распада высших психических функций // Проблемы дефектологии / Сост. Т. М. Лифанова. М.: Просвещение. С. 404–418

Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. — М., 1959. — Т. 1.

Гераськина Г. К. (2001). Об особенностях восстановительного обучения при грубой афферентно-моторной афазии. В сб. М. Г. Храковская (ред. ) Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. (сс. 94-100) СПб.: Изд-во СПб. ун-та.

Драгой О. В., Бергельсон М. Б., Искра Е. В., Лауринавичюте А. К., Маннова

Е. М., Скворцов А. И., Статников А. И. Сенсомоторные стереотипы в языке: данные

патологии речи // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / Под ред.

А. А. Кибрика, А. Д. Кошелева. М.: Языки славянских культур, 2015. С. 697-720.

Калита Н. Г. К вопросу о природе нарушения называния при акустико-мнестической афазии // Психологические исследования. Вып. 6. М., 1974. С. 88-101.

Калита Н. Г. К вопросу о нарушении мышления у больных с акустико-мнестической афазией / Проблемы афазии и восстановительного обучения. М., 1979.

Кок, Е. П. (1965a). Корреляция симптомов височной афазии. Вопросы психиатрии и Невропатологии. Т. XI, 132-135. Ленинград.

Кок, Е. П. (1965б). К проблеме проводниковой афазии. Ж. невропатологии и психиатрии, 12, 1777-1779.

Лурия А. Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. М.: Изд-во АМН РСФСР, 1947. 368 с.

Лурия А. Р. (1966). Л. С. Выготский и проблема локализации высших психических функций. Вопросы психологии. №6. С. 55-61.

Лурия А. Р. (1967). Факторы и формы афазий. В сб. Физиологические механизмы нарушений речи. Л.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд., доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 504 с. Расш. изд. М., СПб.: Питер, 2008. 621 с.

Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения. М.: Изд-во МГУ, 1971. 123 с.

Лурия А. Р. (1973). Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 374 с.

Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

Лурия А. Р., Цветкова Л. С. (1968). Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания / Теория речевой деятельности. М.

Рябова (Ахутина) Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М., 1967.

Сеченов, И. M. (1953). Избранные произведения. М.

Сумченко Г. М. Восприятие и запоминание звуков речи у больных с афазией: Автореф. дис. … канд. пед наук. Л., 1974.

Томаселло М. (2011). Перевод Tomasello (2008). Истоки человеческого общения. - М.: Языки славянских культур.

Тонконогий И. М., Цукерман И. И., Шкловский В. М. (1965). Проводниковая афазия и нарушения оперативной памяти. Ж. невропатологии и психиатрии, 12, 1773-1776.

Храковская М. (2009). Некоторые современные тенденции в афазиологии. В сб. Развитие научного наследия В. К. Орфинской в русской логопедии. Материалы международной научно-практической конференции 26 ноября 2009 г. (С. 258-267). СПб.: Ленинградский гос. университет им. А. С. Пушкина.

Храковская М. Г., Евстюнина Т. В. (2014). Об особенностях восстановительной работы при комплексных нарушениях речи и зрительного восприятия. Материалы VI Международного конгресса " Нейрореабилитация-2014". Журнал восстановительной медицины, №3. С. 33-34.

Цветкова Л. С. Процесс называния предмета и его нарушение / Вопросы психологии. 1972. № 4.

Цветкова Л. С, АхутинаТ. В., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М. (1979). Исследование назы-вания у больных с афазией // Проблемы афазии и восстановительного обучения. – М.: Изд. МГУ. – C. 88-110.

Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. (1981). Методика оценки речи при афазии. - М.: Изд-во МГУ. 67с. и Приложение (Альбом) 34 с.

Якобсон Р. О. (1996) перевод Jakobson, R. (1964). «К лингвистической классификации афатических нарушений» // Роман Якобсон. Язык и бессознательное. М., с. 53- 72.

Akhutina, T. V. (2003a). The role of inner speech in the construction of an utterance. Journal of Russian and East European Psychology, 41 (3/4), 49-74.

Akhutina, T. V. (2003b). Is agrammatism an anomaly? Journal of Russian and East European Psychology, 41(3-4), 75-95. First English edition (1991).

Akhutina, T. V. (2003c). The structure of the individual mental lexicon from the standpoint of L. S. Vygotsky’s ideas. Journal of Russian and East European Psychology, 41(3-4), 115-128. Russian ed. (1994).

Akhutina, T. V. (2007). Vygotsky-Luria-Leontiev’s school of psycholinguistics: The mechanisms of language production. In R. Alanen & S. Pö yhö nen (Eds. ), Language in action: Vygotsky and Leontievian legacy today (pp. 32-56). Newcastle, UK: Cambridge Scholars Publishing.

Akhutina, T. V., & Glozman, J. M. (1995). Neurolinguistic study of semantics. Aphasiology, 9(2), 143-152.

Akhutina, T. V., Melikyan, Z. A., Mikadze, Y. V., Mervis, J. E., Bisoglio, J., & Goldberg, E. (In Press). History of neuropsychology in Russia. In W. B. Barr & L. Bieliauskas (Eds). Oxford Handbook on the History of Clinical Neuropsychology. New York: Oxford University Press.

Akhutina, T. V., & Pylaeva, N. M. Overcoming learning disabilities: A Vygotskian-Lurian Neuropsychological Approach. New York: Cambridge University Press, 2012. 305 p.

 Akhutina, T. V., & Shereshevsky G. (2014). Cultural-historical neuropsychological perspective on learning disability. In: A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari (Eds. ), The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Pp. 350-377. New York: Cambridge University Press.

Aleksandrov Yu. I. (2008). How we fragment the world: the view from inside versus the view from outside. Social Science Information, 47: 419-457. The online version http: //ssi. sagepub. com/ content/47/3/419

Ardila, A. (2010). A proposed reinterpretation and reclassification of aphasic syndromes. Aphasiology. 24, 363—394.

Bakhtin, M. M. (1979). (1986). The problem of speech genres. In C. Emerson and M. Holquist (Eds. ), Speech genres and other late essays. Austin, TX: University of Texas Press. Translated by V. F. McGee.

Bates, E. (1976). Language and Context: The Acquisition of Pragmatics. New York: Academic Press.

Berndt, R. S., & Caramazza, A. (1981). Syntactic Aspects of Aphasia. In M. I. Sarno (Ed. ), Acquired Aphasia. New York: Academic Press.

Bernstein, N. A. (1967). The co-ordination and regulation of movements. Oxford, UK: Pergamon Press.

Blumstein, S. E. (1981). Phonological aspects of aphasia. In M. T. Sarno (Ed. ) Acquired aphasia. New York: Academic Press.

Blumstein, S. E., Baker, E., & Goodglass, H. (1977). Phonological factors in auditory comprehension in aphasia. Neuropsychologia, 15(1), 19-30.

Bormann, T., Wallesch, C. W., & Blanken, G. (2008). Verbal planning in a case of 'Dynamic Aphasia': an impairment at the level of macroplanning. Neurocase, 14(5), 431-450.

Brooks, R. & Meltzoff A. N. (2005). The development of gaze following and its relation to language. Developmental Science, 8, 535-543.

Collins, A. M., & Quillian, M. R. (1969). Retrieval time from semantic memory. J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 8, 240-248.

Collins, A. M., & Loftus, E. F. (1975). A spreading-activation theory of semantic processing. Psychological Review, 82, 407-428.

Costello de Lacy, A., & Warrington, E. K. (1989). Dynamic aphasia: the selective impairment of verbal planning. Cortex, 25(1), 103-114.

Demonet, J. F., Thierry, G., & Cardebat, D. (2005). Renewal of the neurophysiology of language: Functional neuroimaging. Physiology Review, 85, 49–95. doi: 10. 1152/physrev. 00049. 2003.

Diaz, R. M. & Berk, L. E. (2014). Private speech: From social interaction to self-regulation. N. Y.: Psychology Press.

Dick, F., Dronkers, N., Pizzamiglio, L., Saygin, A. P., Small, S. L., & Wilson, S. (2005). Language and the brain. In M. Tomasello & D. I. Slobin, (Eds. ) Beyond Nature-Nurture: Essays in honor of Elizabeth Bates (pp. 237-260). New Jersey: Erlbaum.

Dubois, J. H., Hecaen, R., Angelergues, A., Maufras de Chatelier, A., & Marcie, P. (1964). Etude neurolinguistique de l'aphasie de conduction. Neuropsychologia, 2(1), 9-44.

Emerson, M. J., & Miyake, A. (2003). The role of inner speech in task switching: a dual-task investigation. Journal of Memory and Language, 48, 148–16

Flores d’Arcais, G. B, Schreuder, R., & Glazenborg, G. (1985). Semantic activation during recognition of referential words. Psychol. Res., 47, (1), 33–50.

Galperin P. Ya. (1969). Stages in the development of mental acts. In M. Cole and I. Malzman (eds. ) A handbook of contemporary Soviet psychology. New York: Basic Books.

Goodglass H., & Kaplan, E. (1994). The assessment of aphasia and related disorders. Philadelphia: Lea and Febiger.

Jakobson, R. (1964). Towards a linguistic typology of aphasic impairments. In Ciba Foundation Symposium. Disorders of language (pp. 21-46). London: John Wiley & Sons.

Goldberg, E. (1990). Contemporary neuropsychology and the legacy of Luria. Hillside-London: Lawrence Erlbaum.

Khrakovskaya M. (2012). Neuropsychological diagnostics and speech therapy method selection. Abstracts for the 9-th Annual Conference of the Special Interest Group in WFNR. Bergen, Norway, 2-3 July 2012. J. Brain Impairment, Vol. 13; Number 1; Yuly 2012. p. 157.

Luria, A. R. Factors and Forms of Aphasia. In Ciba Foundation Symposium. Disorders of Language (pp. 143-167). London: John Wiley & Sons.

Luria, A. R. (1965). Vygotsky and the problem of localization of functions. Neuropsychologia, 3, 387-392.

Luria A. R. (1970). Traumatic aphasia. The Hague: Mouton. See Russian ed. Luria (1947).

Luria, A. R. (1973). The working brain. New York, NY: Basic Books.

Luria, A. R. (1976). Basic problems of neurolinguistics. The Hague: Mouton.

Luria, A. R. (1980). Higher cortical functions in man. New York, NY: Basic Books.

Luria, A. R. (1987). The man with a shattered world. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Luria, A. R., & Tsvetkova, L. S. (1968). The mechanism of ‘dynamic aphasia. ’ Foundation of Language, 4, 296-307.

Robinson, G., Blair J., & Cipolotti, L. (1998). Dynamic aphasia: an inability to select between competing verbal responses? Brain, 121(1), 77-89.

Robinson G., Shallice T., & Cipolotti L. (2006). Dynamic aphasia in progressive supranuclear palsy: a deficit in generating a fluent sequence of novel thought. Neuropsychologia, 44(8), 1344-1360.

Rosch, E. (1975). Cognitive representations of semantic categories. J. Experiment. Psychol. General, 104, 192–233.

Rosch, E., Simpson, C., & Miller, R. S. (1976). Structural bases of typicality effects. J. Experiment. Psychol: Human Perception and Performance, 2, 491–502.

Ryabova (Akhutina), T. V. (2003). Mechanism of speech production based on the study of aphasia. Journal of Russian and East European Psychology, 41(3-4), 12-32.

Shallice, T., & Warrington, E. K. (1977). Auditory-verbal short-term memory impairment and conduction aphasia. Brain and Language, 4(4), 479-491.

Shinn, P., & Blumstein, Sh. (1983). Phonetic disintegration in aphasia: acoustic analysis of spectral characteristics for place of articulation. Brain and Language, 20, 90-114.

Slobin, D. I. (1966). Grammatical transformation and sentence comprehension in childhood and adulthood. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior, 5, 219-227.

Tomasello, M. (2008). Origins of human communication. Cambridge, MA: MIT press.

Toomela, A. (2014). There can be no cultural-historical psychology without neuropsychology. And vice versa. In: A. Yasnitsky, R. van der Veer, M. Ferrari (Eds. ), The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Pp. 315-349. New York: Cambridge University Press.

Tsvetkova, L. S. (1975). The naming process and its impairment. In E. H. Lennenberg & E. Lennenberg (Eds. ) Foundation of Language Development (pp. 31-48). New York, NY: Academic Press.

Tzortis, C., & Albert, M. L. (1974). Impairment of memory for sequences in conduction aphasia. Neuropsychologia, 12, 355-366.

Vlasova, R. M., Akhutina, T., Pechenkova, T., Sinitsyn, V., & Mershina, E. (2012b). The Role of Syntagmatic and Paradigmatic Relations in Noun-Verb Dissociation: an fMRI study. Paper presented at The fifth Annual meeting of the Society for the Neurobiology of Language. DOI: 10. 13140/RG. 2. 1. 2485. 1368

Vygotsky, L. S. (1988). The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 1: Problems of general psychology, including the Volume Thinking and Speech. R. W. Rieber & A. S. Carton (Eds. ). New York: Plenum Press.

Vygotsky, L. S. (1993). The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 2: The fundamentals of

defectology (abnormal psychology and learning disabilities). (R. W. Rieber & A. S. Carton, Eds. ). New York, NY: Plenum Press.

Vygotsky, L. S. (1997a). The collected works of L. S. Vygotsky, Vol. 3: Problems of the theory and history of psychology. R. W. Rieber & J. Wollock (Eds. ). London, UK: Plenum Press.

Vygotsky, L. S. (1997b). The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 4: The history of the development of the higher mental functions. R. W. Rieber (Ed. ). New York, NY: Plenum Press.


Vygotsky, L. S. (1998). The collected works of L. S. Vygotsky. Vol. 5: Child psychology. (C. Ratner, Ed. ). New York, NY: Plenum Press.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...