Классификация видов памяти
По времени сохранения материала выделяются: - сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память; - кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9); - долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации; - оперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, которое необходимо для решения задачи. По характеру психической активности в структуру памяти входят: - двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах; - эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания (эмоциональная память сильнее других видов памяти); - образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности; - словесно-логическая память специфически человеческая и играет ведущую роль по отношению к другим видам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запоминается то, что понимается;
- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. По характеру целей деятельности память может быть: - непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то; - произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал. Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные. Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях. Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представлениями, которая выражается в том, что появление в сознании одного представления влечет за собой актуализацию второго. По использованным для запоминания средствам память бывает: - непосредственной натуральной, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений; - внешне опосредованной - восстановление следов памяти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания; - внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.
3.3. Мышление и воображение. Мышление как высшая форма познавательной деятельности Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Особенности мышления: - связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»); - связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе общения людей друг с другом). Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии: - собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации; - мышление возникает как процесс опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта; - понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность; - мышление как психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование. Мышление и речь Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.
Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями. Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыступает как внешняя по форме и внутренняя по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|