Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейрофизиологические основы психики.




Материальной основой психики являются процессы, протекающие в структурно-функциональных образованиях центральной нервной системы, формирующихся в онтогенезе.

В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и перифе­рическую.

ЦНС в свою очередь включает в себя спинной мозг и головной мозг. Высший отдел ЦНС - головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга, мозжечка.

Большой мозг представлен двумя полушария­ми, наружная поверхность которых покрыта серым веще­ством - корой. Кора составляет важнейшую часть головно­го мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма.

Выделяют три основных функциональных блока мозга:

Первый блок - активации и тонуса. Анатомически он представлен сетевым образованием в стволовых отделах мозга - ретикулярной формацией, которая регулирует уро­вень активности коры от бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека; лишь в условиях оптимально­го бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.

Второй блок - приема, переработки и хранения инфор­мации. Он включает в себя задние отделы больших полуша­рий. В затылочные зоны поступает информация от зритель­ного анализатора - иногда их называют зрительной корой. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации - это так называемая слуховая кора. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязани­ем. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корко­вых полей трех типов: первичные принимают и перераба­тывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в тре­тичных осуществляется аналитико-синтетическая обработ­ка информации, поступающей от разных анализаторов, - этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы пси­хической деятельности.

Третий блок - программирования, регуляции и контроля. Блок расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления лю­бой психической деятельности человека.

Самые обширные участки мозга не связаны с конкретной функцией – это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвечают за высшие психические, собственно человеческие, функции.

Работа больших полушарий построена по контрлатеральному принципу, т.е. левое полушарие отвечает за правую сторону телесной организации человека, правое полушарие – за левую. Установлено, что и в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Функциональная асимметрия, которая понимается как различное участие левого и правого полушария в осуществлении психической деятельности, представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга человека и животных.

Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, пространства и времени (эта способность лежит в основе творческого мышления и воображения), кроме того, оно обеспечивает восприятие эмоционального состояния людей, запоминание образов, событий, узнавание людей по лицам.

Левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации, а также обеспечивает детальное восприятие, хронологический порядок, чтение карт и схем, запоминание имен и символов, речевую активность, чувствительность к смыслу.

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения и требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной системы является рефлексответ организма на раздражение. Врожденные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные - это довольно жесткие системы поведения, которые могут меняться только в узких пределах биологической нормы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процессе жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения и имеют несколько форм: условные рефлексы, импритинг, экстраполяционные рефлексы и т.д.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система, теория которой была разработана П.К.Анохиным.

Функциональная система – это динамически формирующаяся система, которая избирательно объединяет различные психические и психофизиологические процессы применительно к данной ситуации, для получения полезного для организма результата.

Функциональные системы имеют следующие узловые механизмы:

афферентный синтез представляет собой обработку и обобщение различных потоков входящей информации. Субкомпонентами афферентного синтеза являются мотивационное возбуждение, обстановочная афферентация, пусковая афферентация и память. Главное в афферентном синтезе принадлежит мотивационному возбуждению, т.е. информации, отображающей доминирующую в данный момент потребность (например, голод). Функция обстановочной афферентации – обеспечение общей готовности к действию (предуготовленность к поведенческому акту).

При готовности к приему пищи мы с удовольствием говорим о кулинарном искусстве, заглядываем на кухню, потираем руки, сглатываем слюну и т.д. Как только в среде появляется то, что способно удовлетворить нашу потребность – пища на столе – включается механизм пусковой афферентации, которая инициирует поведение.

Однако, для того, чтобы успешно выполнить даже самое простое действие, необходимы соответствующие знания и навыки, информация о которых извлекается из памяти.

постановка цели. Цель, в трактовке П.К.Анохина, это формирование на уровне нервной системы модели всех признаков и свойств будущего полезного результата. Цель – это важнейшее качество только человека как субъекта деятельности.

принятие решения – отвечает за выбор варианта будущего действия, вносит определенность в то, что и как делать (взять пищу руками, ложкой или вилкой).

формирование программы действия. На основе избранного направления действия формируется модель результатов действия (акцептор) и его программа.

– реализация принятого решения в виде поведенческого акта.

обратная связь – сличение при помощи обратной афферентации параметров результата совершенного действия с параметрами, заранее заданными, желаемыми.

При достижении искомого положительного результата включаются положительные эмоции, которые закрепляют всю нейронную конструкцию, обеспечивающую решение задачи. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы тормозятся, гаснут. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя годы, причем ее возобновление протекает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическому принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структуры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступающие команды.

Тесная связь психики и мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят и к неполноценности психики. Головной мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики не зависит от мозга как такового. Он гарантирует лишь техническое обеспечение, или «производство», психики. Последняя зависит от унаследованной генетической программы, условий и особенностей формирования ребенка в раннем возрасте, различных влияний, воспитания и всего жизненного пути, т.е. образования, культуры, микро- и макросреды и т.д.

Головной мозг имеет двойное отношение к психике. С одной стороны, он является ее продуцентом (как например типография, выпускающая газету и не занимающаяся ее содержанием); т.е. психика зависит от мозга, как функция от структуры в биологическом, но не в содержательно-информационном плане. С другой стороны, мозг является также в определенной части его деятельности «орудием», использующим психические команды. С помощью тех же самых мозговых систем управления можно приласкать ребенка или нанести ему удар. Это осуществляется путем перевода содержательной, осознаваемой или автоматической информации в биологическую информацию, которая приводит в действие соответствующие нижерасположенные в иерархическом плане мозговые системы и нервно-мышечные приборы.

Психика зависит первично от «исправности» работы мозга и вторично – от систем организма, обеспечивающих эту работу. Например, грубые нарушения психики будут наблюдаться в случаях недостатка снабжения мозга кислородом, глюкозой, накопления в нем вторичных продуктов обмена при почечной недостаточности, отравления мозга различными ядами или микробными токсинами при инфекционных заболеваниях. Приблизительно так же будут влиять на психическую деятельность многие болезни, непосредственно поражающие головной мозг.

Хорошо известна зависимость психической деятельности от функционирования эндокринных желез. Так, например, сниженная активность щитовидной железы в детстве приводит к кретинизму – одному из видов умственной отсталости. А гиперфункция щитовидной железы может сопровождаться ускорением темпа нервно-психической деятельности, возникает лабильность настроения и т.п.

 

2.4. Сознательное и неосознанное в психике.

По форме отражения (взаимодействия с окружающим миром) в психике можно выделить два компонента, в какой-то степени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных – сознание и бессознательное (неосознанное).

Сознаниевысшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями, совместной деятельностью людей и речью.

Высочайший уровень развития психики – это человеческое сознание. Считается, что основой сознания является совокупная деятельность большинства нейронов мозговой коры, которые подвержены энергезирующему и информативному влиянию нижерасположенных отделов мозга. В этих корковых нейронах, по всей вероятности, циркулирующая в головном мозгу биологическая информация – электро-биохимическая – считывается или воспринимается специфическим образом так, что она приобретает содержательный (понятный для субъекта) характер. Процесс осознания информации – это и есть формирование сознания.

Таким образом, сознание представляет собой в некоторой степени обозреваемый и контролируемый аспект психики.

Психологи объясняют возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения.

Вместе с двумя источниками поведения – наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида – возникал третий источник, который формирует человеческую деятельность – передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

О сознании можно образно сказать, что это обозреваемая монтажная площадка психической деятельности. В сознание вводится как непосредственно воспринимаемая извне, так и поступающая из памяти, а также из подсознания информация.

В свою очередь сознание находится в зависимости от эмоционального состояния, конкретной ситуации, мотивационных влияний, отложенных проблем и т.д. К этому надо добавить еще сознательную постановку задач, осуществляемую высшими отделами личности. Все это дает направление психической деятельности человека.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

- знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знания и опыта личностью;

- отделение человеком себя от предметного мира и разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов;

- целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов;

- отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе.

Самосознание человека – осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Развитие самосознания человека проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к самому себе, самонаблюдении.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного. В нем представлены привычки, различные автоматизмы, влечения, интуиция, ошибочные действия, механизмы психологической защиты и др.

Остановимся несколько подробнее на некоторых из этих явлений.

Комплексы были описаны З.Фрейдом как состояния психики, возникающие в тех случаях, когда нельзя реализовать свои желания, амбиции. Вытесненные субъектом в подсознание, они оттуда беспокоят его и направляют поведение для их удовлетворения, а при невозможности этого невротизируют человека. Главную роль в возникновении комплексов Фрейд отводил неудовлетворенной сексуальности. Особой известностью пользуются некоторые из них. Так, эдипов комплекс представляет собой неосознаваемые ревность и враждебность к отцу, связанную с сексуальным влечением к матери и желанием избавиться от власти и авторитета отца. Комплекс неполноценности был описан А.Адлером у людей, страдающих каким-либо физическим недостатком. Комплекс самоутверждения и жажды власти носит имя Наполеона, который, будучи человеком маленького роста, компенсировал этот недостаток своей властностью и нетерпимостью. Существуют комплексы, способствующие развитию застенчивости, неуверенности в себе или, наоборот, самовлюбленности, любования собой (нарциссизм).

Автоматизмы или автоматическое поведение. Бессознательные автоматизмы представляют собой врожденную систему автоматической координации движений. Примером является сохранение равновесия при первых шагах ребенка, катании на коньках и т.д. Автоматическое поведение возможно в результате откладывания в памяти подсознания разных стереотипов, штампов и заученных планов действий. Сначала эти действия могут осуществляться сознательно – у человека – и лишь по мере обучения и усвоения они переходят в автоматические. Ими могут быть также поведенческие штампы, модели реагирования, цепные последовательности действий, как например проведение уборки, вождение автомобиля и многое другое, что не требует активного сознательного контроля. Таким путем сознательная психика освобождается от повторных поисков и решений для изучения новых задач или приобретения новых умений, требующих осмысления и активного внимания. В дальнейшем и они уходят в память подсознания.

Интуиция. Интуиция является высшим уровнем обобщения в психической деятельности животных и базой для сознательного мышления у человека. Интуиция – это невидимый (внутренний) для нас процесс поиска и извлечения знаний, усмотрений и решений, полученных якобы в готовом виде без предварительного осознания по типу инсайта (озарения). Давно известна связь творчества с подсознательной интуитивной психической деятельностью. Многие писатели, ученые, описывая творческий процесс, отмечали внезапность прихода удачного или даже гениального решения какой-то трудной проблемы в виде озарения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...