Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация психических явлений.




Все многообразие форм психического отражения можно разделить на три основные группы: психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические образования.

Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

Психические процессы являются исходными в духовной жизни, обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.

К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление и речь. Отражение объективной действительности не исчерпывается только познавательной деятельностью людей. Познавая мир, человек не остается холодным и бесстрастным созерцателем. Та сторона отражения предметов и явлений действительности, которая охватывает богатую и разнообразную область личных переживаний составляет эмоциональные процессы. К ним относятся, например, возбуждение и радость, азарт, негодование, злость и т.д.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.д.). Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния, такие как подъем и угнетенность, бодрость и уныние и др.

Психические состояния человека можно классифицировать в зависимости от роли личности и ситуации возникновения – личностные и ситуативные; от доминирующих компонентов – интеллектуальные, эмоциональные, волевые; от глубины – состояния более или менее глубокие либо поверхностные; времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные; влияния на личность – положительные и отрицательные; стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические; степени осознанности – состояния более или менее осознанные.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепления в практике.

Психические свойства образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся:

- ж изненная позиция личности – система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющая избирательность и уровень активности человека;

- т емперамент – система природных свойств личности, характеризующих динамическую сторону поведения;

- с пособности – система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющих творческие возможности личности;

- характер как система отношений и способов поведения.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Таким образом, психика человека – продукт человеческой истории, его социального бытия. Она дважды детерминирована системой общественных отношений, потому что человек вырастает в общественной среде, и потому, что он присваивает опыт предшествующих поколений. Но приемником и носителем этих социальных влияний является материальный телесный орган – мозг, который работает по присущим ему законам, доступным познанию не менее других законов природы. Чем полнее и глубже мы познаем законы нашей психики, нашего собственного поведения, тем эффективнее окажутся средства формирования и совершенствования личности, методы обучения и воспитания.


Раздел 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ощущения и восприятие

Внимание и память

Мышление и воображение

Интеллект и творчество

Жизнедеятельность человека предполагает активное ис­следование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание окружающей действительности с помощью органов чувств. Чувственное познание представлено ощущениями и вос­приятием. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и во­ображению.

 

Ощущения и восприятие

Ощущения и их анатомо-физиологические механизмы

Ощущение представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при их непо­средственном воздействии на органы чувств, а также отраже­ние внутренних свойств организма.

Ощущения выполняют функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элемен­тарных свойствах объективного мира. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адек­ватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей:

- периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энер­гию в нервный процесс;

-проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эффе­рентных (идущих к периферии);

- подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине и т.д.

 

 

Как возникают ощущения?

Воздействие раздражителя на рецептор вызы­вает появление раздражения, вы­ражающееся в превращении внешней (физической) энергии в нервный импульс, который от рецептора по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие ка­чества раздражителя.

Воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализато­ра вызывают ответную реакцию, которая передается по эф­ферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяет­ся или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь этот путь назы­вается рефлекторным кольцом.

Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки слож­ного организма в окружающем мире, обеспечивает деятель­ность организма в разных условиях его существования.

Виды и свойства ощущений

По характеру отражений и месту рас­положения рецепторов выделяют три основных вида ощущений: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они делятся на: контактные (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые) и дистантные (зре­ние, слух, обоняние).

Интероцептивные (органические) ощущения – отражают состояние внутрен­них органов – наиболее древние и наиболее элементар­ные ощущения, сигнализирующие о состоянии нашего организма (голод, жажда, боль).

Проприоцептивные рецепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информа­цию о движениях и положении нашего тела в пространстве и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

По модальности раздражителя ощущения обычно делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязание (тактильные (прикосновение, давление), температурные, болевые и кинесте­тические).

К общим свойствам ощущений относят их качества, ин­тенсивность, длительность и пространственную локализа­цию.

- Качества - это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте и т.д.

- Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раз­дражителя и функциональным состоянием рецепторов.

- Длительность ощущения - это его временная характе­ристика. Она во многом определяется функциональным со­стоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

- Пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...