Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности консультирования. Пятишаговая модель консультирования.. Модель психологического интервью, применяемая в психологическом консультировании.




Особенности консультирования.

1. Психологическое консультирование отличается от других видов оказания практической психологической помощи людям следующими основными особенностями. В отличие, например, от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных контактов психолога-консультанта с клиентом.

2. В психотерапии (в отличие от практики психологического консультирования) активную роль в избавлении клиента от психологических проблем играет психолог. Именно он предпринимает активные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, т. е. просто воспринимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психологическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их практическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

3. За конечные результаты работы с клиентом психолог-консультант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций.

4. Консультант-психолог не обязательно должен владеть приемами и методами психотерапии, за исключением тех, которые он может применить в самой консультационной практике.

 

Пятишаговая модель консультирования.

Пятишаговая модель интервью

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТАДИИ КУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Взаимопонимание /структурирова­ние. “Привет! ” «какое у вас сейчас самочувствие? » «как можно к вам обращаться? » Построить прочный союз с кли­ентом, добиться, чтобы он чувст­вовал себя психологически ком­фортно. Структурирование может быть необходимо для объяснения целей интервью. Определенная структура помогает не отвлекать­ся от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. С некоторыми личностями или с некоторыми соци­ально-культурными слоями процесс достижения взаи­мопонимания может стать довольно длительным. Ме­тоды раппорта варьируют­ся в зависимости от индиви­дуальных или культурных особенностей.  
2. Сбор информа­ции. Выделение проблемы, иден­тификация по­тенциальных возможностей клиента. “В чем проблема? ” Определить, зачем клиент пришел на консультацию и как он видит свою проблему. Умелое опреде­ление проблемы поможет избе­жать бесцельного разговора, за­дает направление беседе. Необ­ходимо четко уяснить позитивные возможности клиента. Не все клиенты восприни­мают тщательное вычлене­ние проблемы, типичное для психологов, ориентирован­ных на средний класс. Однако, после того, как цели клиента четко поня­ты, следует вернуться к определению проблемы.
3. Желаемый ре­зультат. К чему хочет прийти клиент? “Чего вы хотите до­биться? ”   Определите идеал клиента. Ка­ким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информиру­ет психолога о том, что именно хочет клиент. ) Желаемое направ­ление действий клиента и психо­лога должно быть разумно со­гласовано. С некоторыми клиен­тами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели. Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немед­ленно. Некоторые соци­ально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо отсюда.  
4. Выработка аль­тернативных ре­шений. “Что еще мы можем сделать по это­му поводу? ”   Поработать с разными варианта­ми решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной дина­мики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной. Очень важно учитывать ин­дивидуальные и культурные различия при выработке вариантов решений. То, что является “правильным” ре­шением с вашей точки зре­ния, может оказаться совер­шенно неприемлемым для другого. С некоторыми груп­пами предпочтителен дирек­тивный стиль рекомендаций.  
5. Обобщение. Пе­реход от обучения к действию. “Вы будете делать это? ”   Способствовать изменению мыс­лей, действий и чувств в повсе­дневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить свое поведение, оставаясь на своих прежних позициях.   Степень обобщения сильно зависит от того, насколько полно вы учитывали инди­видуальные и культурные различия на разных стади­ях интервью.  

Модель психологического интервью, применяемая в психологическом консультировании.

Пятишаговая модель интервь-см. выше

 

 

5. Особенности профессиональной деятельности. Профессиональные и личностные качества, способствующие успешной деятельности психолога консультанта.

 

Особенности профессиональной деятельности:

1. Наличие соответствующего образования и квалификации.

2. Наличие опыта консультативной работы под руководством супервизора — важное требование, обеспечивающее профессионализм психолога. Большинство университетов, готовящих психологов-консультантов в рамках программ бакалавриата, специалитета и даже магистратуры, не могут обеспечить такой подготовки. В хороших консультациях и психологических центрах психолог может начинать консультативную практику под руководством супервизора — более опытного психолога.

3. Личностные качества психолога.

Качества, которые психолог должен проявлять в общении с клиентом для установления консультативного контакта:

· 1) способность к эмпатии;

· 2) открытость;

· 3) выражение личной заботы о клиенте;

· 4) доброжелательность;

· 5) безоценочное отношение к клиенту;

· 6) отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов;

· 7) доверие к клиенту, вера в его способности и возможность справиться с проблемой;

· 8) готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло;

· 9) умение держать оптимальную психологическую дистанцию;

· 10) умение вселять в клиента уверенность и решимость изменить себя.

На основании анализа различных моделей и описаний необходимых психологу качеств можно предложить " модель личности эффективного консультанта" [8].

Модель личности эффективного консультанта.

· 1. Аутентичность — полное осознание настоящего момента — выбор способа жизни в данный момент — принятие ответственности за свой выбор.

· 2. Открытость собственному опыту — искренность в восприятии своих чувств.

· 3. Развитие самопознания.

· 4. Сила личности и идентичность.

· 5. Толерантность к неопределенности.

· 6. Принятие личной ответственности.

· 7. Глубина отношений с другими людьми — оценка людей без осуждения и ярлыков, отсутствие страха перед выражением чувств.

· 8. Постановка реалистичных целей (я не всемогущ), отказ от стремления стать совершенством, правильная оценка своих возможностей.

· 9. Эмпатия.

В ряду профессионально-значимых качеств личности психолога-консультанта отмечаются такие качества, как самокритичность, которая позволяет адекватно воспринимать окружающих людей и проницательность. Проницательность - качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, а главное - предвидеть. Не менее важным является умение перерабатывать отмеченную информацию, оценивать ее содержание, причины, следствия, значимость, а это связано с еще одной составляющей проницательности - умением анализировать.

Помимо знаний психологу важно быть эмоционально уравновешенным. Психолог должен быть терпимым к разным людям, их проблемам, готовым к тому, что кто-то или что-то может вызвать в нем антипатию – это не должно отразиться на его работе.

Существенным для профессионального психолога-консультанта является умение понимать прямо противоположные точки зрения по одной проблеме у разных людей, тактичность, умение оказать поддержку (подбодрить, внушить надежду, показать, где клиент себя недооценивает и т. д. ). Важен позитивный взгляд на себя и на жизнь (преобладание позитивного видения себя, ситуации и других людей, в то же время не отрицание и не игнорирование существующих негативных моментов – важно видеть все стороны реальности). Нужно быть готовым прежде всего к постоянному, интенсивному общению.

Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием значимых событий в жизни, поскольку личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...