Основные этапы по изменению и поведению клиента, изучение мотивации к изменению.
Основные этапы по изменению и поведению клиента, изучение мотивации к изменению.
Построение мотивации 1. Подталкивание клиента к самораскрытию/не делать это 2. Выдача позитивной обратной связи (понимание и принятие), про-тивоположность — нейтральная или негативная обратная связь в ответ на самораскрытие. 3. Использование самораскрытия для достижения инсайта и когнитив-ного переструктурирования/достижение незначительного инсайта.
Этап II Использование силы мотивации 4. Выдача директивных указаний и подробных рекомендаций, которых должен придерживаться клиент/избежание любых директив и планов. 5. Выяснение готовности клиента следовать предложенной стратегии поведения/невыяснение подобной готовности 6. Апелляция к нормам, приписываемым уважаемым группам и индивидам/отсутствие такой апелляции. 7. Избирательное применение положительной обратной связи/безусловное принятие. 8. Организация коммуникации и процедуры тренинга, имеющих своей целью повышение у клиента чувства самоуважения/не задаваться такой целью. Этап III Поддержка мотивации после завершения консультаций 9. Заверение, что психолог будет в дальнейшем поддерживать позитивные сдвиги и следить за развитием клиента/отсутствие таких гарантий. 10. Обеспечение телефонных звонков, обмена письмами и др. форм общения, поощрение надежды на будущий контакт/отсутствие таких форм общения. 11. Напоминание клиенту о чувстве персональной ответсвенности/отсутствие такого напоминания. 12. Гарантирование успешности процесса изменения без помощи психолога/отсутствие таких гарантий. В консультации по принятию решений основное внимание уделяется тому, как ведет себя клиент после консультирования. Дженнис считает, что, внимательно отнесясь к ключевым факторам, психолог может произвести полезные изменения в поведении клиента за одну консультацию, если клиенту необходимо, например, бросить курить или похудеть.
Консультация по принятию решений включает в себя три этапа, не слишком отличающихся от пятишаговой модели, приведенной выше. Однако Дженнис ориентируется в основном на специфические воздействия в одной узкой области. Первый этап модели, “Построение мотиваций”, в основном похож на первые три стадии в этой главе. Дженнис и его коллеги обнаружили, что позитивная обратная связь (тесно связанная с позитивными жизненными ресурсами) очень помогает в установлении доверительных отношений, а позднее обеспечивает стабильность изменений. Это открытие, базирующееся на длительных научных исследованиях, важно, в частности, для иллюстрации того, что передачу знаний облегчает в самом начале интервью природа личностных отношений. Второй этап модели Дженниса касается действий по изменению поведения. Например, Дженнис подчеркивает важность выяснения готовности клиента к изменению. Многие клиенты уверяют, что хотят измениться, но, если вслушаться в их утверждения более внимательно, можно обнаружить множество фраз типа “да, но... ”. Когда вы видите, что клиент ускользает от вас при помощи “да, но”, вы можете с большой вероятностью сказать, что в этом случае вряд ли, что изменится. Пункт 7 — “Избирательное применение положительной обратной связи в противоположность безусловному принятию, а в некоторых случаях даже нейтральная или негативная обратная связь” — здесь Дженнис делает то, что большинство теорий консультирования не рекомендует или прямо отрицает. Роджеровская теория (см. гл. X) подчеркивает необходимость априорного принятия клиента как основу для успешной помощи. Дженнис бросает вызов этой общепринятой вере психологов-профессионалов. Это не значит, что Дженнис чему-нибудь угрожает. Скорее клиенту даже идет на пользу, когда ему помогают понять, что работает, а что нет, используя при консультировании определенные типы вербализации или поведения.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что Дженнис уделяет исключительное внимание последнему этапу беседы, стадии “закрепления изменения” (пятый шаг предыдущей модели). Специальные “техники поддержки” — такие, как телефонные звонки, установление “контакта на равных”, проверки исполнения — применяются для того, чтобы клиент не чувствовал себя брошенным и продвигался дальше. Модель консультирования Дженниса можно назвать “тренерской”. Дженнис сам объясняет ее следующим образом: “Когда клиентка смотри на психолога как на тренера олимпийской команды, она незаметно приходит к мысли, что он тренирует ее как звезду для Олимпийских игр”. Вербальные техники в психологическом консультировании. «Правильные» и менее желательные вопросы.
Вербальный контакт – беседа Вербальные техники психологического консультирования. 1. Директива – это указание клиенту на необходимость совершения определенных действий. В мягкой форме – это просьба. Директива относиться к формальным техникам, она формализует контакт, делает более сухим, менее эмоциональным. 2. Информирование – это сообщение клиенту психологической информации, полезной и актуальной для него. Информация должна быть достоверной, должна быть представлена своевременно, она должна быть понятной клиенту на доступном языке. 3. Активное слушание – это сосредоточение внимания на высказываниях и состояниях клиента с целью его лучшего понимания. Цель активного слушания – дать возможность клиенту свободно говорить, удовлетворение потребности клиента быть услышанным, понятым, принятым, лучшее понимание клиента. Эмпатическое слушание – это техника предполагающая что терапевт ощущает чувства, переживания, смыслы клиента в каждый момент времени и передает это понимание клиенту.
Этапы эмпатического слушания: - принятие решения слушать - слушание клиента и уточнение его высказываний (короткие вопросы) - понимание эмоций, состояний, смыслов, отношений, которые стоят за высказыванием клиента. - проверка правильности понятого. 4. Повтор – воспроизведение значимого слова или словосочетания клиента (дословно) Цели повтора – акцентировать внимание на значимом материале, который позволяет клиенту понять, приблизиться к проблеме, углубление диалога, большее осознание клиентом своего состояния, поддержание контакта. 5. Перефраз – это возвращение клиенту его слов, но в обобщенном, свернутом виде (то же самое, но другими словами и укорачивая текст). Эта техника может начинаться с вводных слов: «Если я вас правильно понимаю…. » Важно: сохранять значимые слова клиента, акцентировать внимание на переживаниях, состояниях клиента, а не на фактических событиях, выбирать самое существенное, выпуская детали, перефраз должен быть кратким и лаконичным. Цели перефразирования: показать клиенту, что вы его понимаете, слушаете, если перефразируя содержание вы проявите недопонимание, у клиента будет возможность вас поправить, выслушивание своей истории, пересказанной другим человеком может помочь клиенту прояснить собственные мысли и чувства, перефразирование может побудить клиента более подробно раскрыть ситуацию или своё отношение к ней, когда клиент находиться в состоянии эмоционального возбуждения, он может говорить путано, перефразирование может помочь ему увидеть картину целиком и расставить приоритеты, укрепление консультативного контакта. 6. Резюме – это структурирование, подитоживание высказывания клиента, рекомендуется в конце сессии.
Психологическое воздействие - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных). Вербальные средства воздействия - это слова. Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других - изменяя их смысл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|