6. Особенности профессиональной деятельности. Профилактика синдрома сгорания. Особенности отношений психолог- клиент.
6. Особенности профессиональной деятельности. Профилактика синдрома сгорания. Особенности отношений психолог- клиент.
Понятие «синдром профессионального сгорания» означает конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе, проявляющиеся в следующем: · эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха; · нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии, усталость, подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей; · сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества: «Это никому не нужно, и все усилия бесполезны».
1. Первый метод– технология психологической помощи практикующим консультантам Телефона доверия. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость для консультанта выбранной профессии. Может использоваться модификация экзистенционального анализа, предложенная Э. Малач-Пайнс. Метод предусматривает восполнение первоначальных дефицитов, проводимое психотерапевтом, с целью снижения риска возникновения СПВ. 2. Второй метод–восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабление синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушений коммуникативных составляющих в межличностных отношениях (данный подход обнаруживает прямое сходство с центральной идеей известного специалиста в данной области Карен Хорни, рассматривающей в качестве ведущей причины невротических форм поведения деформацию коммуникативных связей в сфере значимого общения). На первом этапе такого восстановления коммуникаций между коллегами психолога проводится интеракция в виде простого неструктурированного общения в неформальной обстановке (на пикнике, во время обеденного перерыва, в атмосфере айс-брейкера, растапливающего холод, лёд общения); на втором этапе –предлагается обмен мнениями в группе, когда ведущий плавно организует более структурированную дискуссию на актуальную тему выгорания и его последствий, и когда применимы принципы для стандартной Т-группы или группы встреч; на третьем, заключительном, этапе осуществляется возврат к неструктурированному общению для обмена впечатлениями и улучшения контактности членов группы. При постоянном проведении таких тренингов достигается их цель – восстанавливаются навыки социальной коммуникации, тем самым снижаются профессиональные стрессы и риск развития СПВ.
Профилактические программы в целом предусматривают три мероприятия – информирование, эмоциональную поддержку, повышение значимости профессии психолога-консультанта: 1. Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья (пакет «Помоги себе сам», используемый в тренингах, групповой и индивидуальной супервизиях; тренинг «Супервизия и балинтовские группы» – Телефон доверия г. Астрахань). В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности. 2. Эмоциональная поддержка – осуществляется через общение в профессиональном клубе в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшения психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающего тревогу, напряжения и даже агрессивные проявления.
3. Повышение значимости профессии – здесь актуальны мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования. Административный ресурс предусматривает возможности профессионального роста и построения карьеры, поддерживающие внешние и внутренние мотиваторы труда.
Обозов Н. Н. позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними: I. по характеру запроса на психологическую помощь; II. по особенностям восприятия психических явлений; III. по способу работы со своими проблемами; IV. в зависимости от пола клиента; V. в зависимости от особенностей телосложения клиента.
Особенности отношений психолог- клиент. Индивидуальные особенности клиента, которые необходимо учитывать в процессе психологического консультирования.
Типология клиентов, основанная на классификации Н. Н. Обозова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|