Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Особенности профессиональной деятельности. Профилактика синдрома сгорания. Особенности отношений психолог- клиент.




6. Особенности профессиональной деятельности. Профилактика синдрома сгорания. Особенности отношений психолог- клиент.

 

 

Понятие «синдром профессионального сгорания» означает конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе, проявляющиеся в следующем:

· эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха;

· нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии, усталость, подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей;

· сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества: «Это никому не нужно, и все усилия бесполезны».


К методам преодоления СПВ относятся следующие:

1. Первый метод– технология психологической помощи практикующим консультантам Телефона доверия. В первую очередь выясняются мотивы выбора профессии и личная значимость для консультанта выбранной профессии. Может использоваться модификация экзистенционального анализа, предложенная Э. Малач-Пайнс. Метод предусматривает восполнение первоначальных дефицитов, проводимое психотерапевтом, с целью снижения риска возникновения СПВ.

2. Второй метод–восстановление или создание соответствующего уровня коммуникации лицам, подвергнувшимся СПВ. Он предусматривает ослабление синдрома посредством устранения главной причины выгорания – нарушений коммуникативных составляющих в межличностных отношениях (данный подход обнаруживает прямое сходство с центральной идеей известного специалиста в данной области Карен Хорни, рассматривающей в качестве ведущей причины невротических форм поведения деформацию коммуникативных связей в сфере значимого общения). На первом этапе такого восстановления коммуникаций между коллегами психолога проводится интеракция в виде простого неструктурированного общения в неформальной обстановке (на пикнике, во время обеденного перерыва, в атмосфере айс-брейкера, растапливающего холод, лёд общения); на втором этапе –предлагается обмен мнениями в группе, когда ведущий плавно организует более структурированную дискуссию на актуальную тему выгорания и его последствий, и когда применимы принципы для стандартной Т-группы или группы встреч; на третьем, заключительном, этапе осуществляется возврат к неструктурированному общению для обмена впечатлениями и улучшения контактности членов группы. При постоянном проведении таких тренингов достигается их цель – восстанавливаются навыки социальной коммуникации, тем самым снижаются профессиональные стрессы и риск развития СПВ.

Профилактические программы в целом предусматривают три мероприятия – информирование, эмоциональную поддержку, повышение значимости профессии психолога-консультанта:

1. Информирование – о том, как общедоступными методами оказать самопомощь для сохранения работоспособности и здоровья (пакет «Помоги себе сам», используемый в тренингах, групповой и индивидуальной супервизиях; тренинг «Супервизия и балинтовские группы» – Телефон доверия г. Астрахань). В результате достигается переоценка суждений и убеждений относительно себя, других людей и мира с целью их реалистичности и рациональности.

2. Эмоциональная поддержка – осуществляется через общение в профессиональном клубе в рамках круглых столов, психологических практикумов для организации досуга и здорового образа жизни, улучшения психологического климата в коллективе как мощного ресурса профилактики профессионального выгорания, снижающего тревогу, напряжения и даже агрессивные проявления.

3. Повышение значимости профессии – здесь актуальны мероприятия по организационно-управленческому обеспечению деятельности: структурирование работы, оптимизация рабочего места, индивидуальные консультации сотрудников, система объективной оценки результатов, поощрения, награждения и стимулирования. Административный ресурс предусматривает возможности профессионального роста и построения карьеры, поддерживающие внешние и внутренние мотиваторы труда.

 

Обозов Н. Н. позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

I. по характеру запроса на психологическую помощь;

II. по особенностям восприятия психических явлений;

III. по способу работы со своими проблемами;

IV. в зависимости от пола клиента;

V. в зависимости от особенностей телосложения клиента.

 

 

Особенности отношений психолог- клиент. Индивидуальные особенности клиента, которые необходимо учитывать в процессе психологического консультирования.

 

 

Типология клиентов, основанная на классификации Н. Н. Обозова

основание классификации Тип клиентов Характеристика
По характеру запроса на психологическую помощь Неуверенный в себе. Много размышляет над ситуацией, взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения.
Уверенный в себе. Обращается к психологу за информацией, подтверждающей уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Характер запроса отражает сложившийся компромисс между двумя сторонами внутреннего конфликта: подсознательное ощущение, что он делает что-то не так и гордое сознание, отказывающееся это принимать.  
Все знающий, доверяющий только себе. Все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям бывает нелегко найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника зачастую приводит их и к психологу.  
Жаждущий «выговориться», «ищущий сочувствия». Очень часто это люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты. Главное, в чем нуждаются клиенты подобного типа, - любовь, принятие, сочувствие, слушание.  
По особенностям восприятия психических явлений Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный. Стремится к точному знанию о себе и окружающих. Обратная сторона этого - склонность недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу. Для него важны количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов.
Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный, эстетизированный. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Обратной стороной является неприятие рационального. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу.  
По способу работы со своими проблемами Желающий измениться, но не знающий как Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как это сделать.
Желающий быть «хорошим» «для себя» и «для других». Клиент, который в ситуации затруднения стремится создавать многообразные субъективно-личностные версии, призванные сохранить у него о себе хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей. Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтересованностью в данном виде деятельности.  
В зависимости от пола клиента   Женщины Женщины в большей мере стремятся к «сопереживающему», «сочувствующему» стилю общения, обращая внимание, в первую очередь, на отзывчивость, чуткость. Их интересуют особенности личностной организации специалиста, оказывающего воздействие. Предпочитают работать с психологами своего пола, хотя и не считают это обязательным. Большая часть проблем у женщин формируется в семейно-брачных отношениях.
  Мужчины Мужчины в консультировании предпочитают эмоционально нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориентированы на когнитивные аспекты ситуации, на психологическую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга. Они больше предпочитают работать с психологами-мужчинами. Большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их деятельности.
В зависимости от особенностей телосложения клиента Лица с атлетическим телосложением Обычно стремятся доминировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуверенное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрессивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.
Лица с астеническим телосложением Они чаще имеют затруднения в общественных и межличностных контактах за счет своего скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высоким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Они могут быть малопонятны для большинства окружающих и они нетипичны, уникальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку.  
Лица с пикническим телосложением С проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как легкость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...