Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

20. Оценка невербального поведения.




 

Цель невербальных средств общения – обеспечение процесса консультирования, снятие у клиента напряжения, тревожности, формирование комфорта и консультативного контакта.

Задачи, которые решает консультант, используя невербальные средства:

- поддержание консультационного контакта с клиентом;

- понимание, анализ и поиск причин проблемы клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями;

- контроль своих невербальных проявлений;

- скрытое воздействие на клиента через систему знаков.

Виды невербальных каналов общения:

- контакт глаз (длительность контакта, оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу, пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении, вызывающих пристальный взгляд клиента, отвод глаз от консультанта);

- мимика, выражение лица (задачи консультанта: поддержка клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций, чтение внутреннего состояния эмоций по выражению лица клиента, распознавание маскировки одних чувств другими);

- позы и жесты тела (руки и жесты как символический характер; манипулирования своим телом – покусывание ногтей, хруст суставов, монотонное покачивание; командные сигналы – подмигивание, указывание пальцем, кивание головой, пожимание плечами; прикосновение);

- голос (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение. Консультант используя голос решает следующие задачи: получает информацию о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния, поддержание контакта с клиентом, воздействие на клиента, подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов);

- пространство и время (дистанция: желание углубить отношения, демонстрация актуального отношения к собеседнику, желание нарушить личные границы собеседника, формирование общего безопасного климата; предметы обстановки и оборудование; одежда, ее стиль).

Правила невербального поведения консультанта:

1. Удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу.

2. Открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию решения.

3. Физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте;

4. Поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивающего таким образом заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального взгляда на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда.

5. Расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться клиенту.

 

Консультант, используя невербальные каналы общения, решает следующие задачи:

• поддержание консультационного контакта с клиентом;

• понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблю дение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом " вживаться" в мир клиента;

• контроль своих невербальных проявлений;

• скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является " ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.

Видами невербальных каналов общения являются:

- контакт глаз;

- мимика, выражение лица;

- позы и жесты тела;

- голос;

- пространство и время;

- пауза.

Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть посто янным и навязчивым.

Существуют следующие особенности ис пользования контакта глаз:

- длительность контакта не должна быть постоянной, опти мальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом;

- оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу — под углом чуть наискосок;

- консультант должен обращать внимание и анализировать сле дующую специфику проявлений клиента при контакте глаз:

_пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в поме щении;

_постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на кон сультанта;

_вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, на правленный на консультанта;

_" бегающий", беспокойный, суетливый взгляд;

_отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны;

_ глаза, прикрытые рукой.

Мимика, выражение лица является одним из главных источни ков получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту.

Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач:

• поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица оп ределенных чувств и эмоций;

• чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента;

• распознания маскировки одних чувств другими.

Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, " читая" и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п.

Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание:

• руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом;

• манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:

- покусывание ногтей, пальцев и т. п.;

- хруст суставами;

- монотонное покачивание;

- постукивание ногой, пальцами рук;

• " командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта:

- подмигивание;

- указывание пальцем;

- кивание головой;

- пожимание плечами и т. п.;

- прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это.

Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте.

Выделяются следующие виды движений тела:

- невербальные " слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание;

- усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл;

- регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой;

- адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе.

Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаи модействия, содержит в себе ряд характеристик, которые слу жат информаторами:

- тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния;

- темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном со стоянии клиента, а также о его характерологических особенно стях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или о та кой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному пат терну поведения;

- громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства или специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. мо жет показывать отношение клиента к этой ситуации, напри мер, когда речь идет об интимных для клиента темах;

- произношение, его четкость, так же как и другие параметры го лоса, является маркером отношения клиента к проблеме и прояв лений его личности. Например, постоянное невнятное произно шение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежела нии клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоцио нальном замешательстве.

Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи:

• получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.;

• поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, при нятия и т. п.;

• воздействие на клиента, коррекция через голос: " присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное измене ние параметров своего голоса;

• подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т. п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента.

Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании:

• дистанция, которая может являться:

- желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние;

- демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой;

- желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого);

- формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников;

• предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;

• одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга

21. Механизмы, помогающие понять логику рассуждений клиента в психологическом консультировании.

1. Задавать клиенту открытые вопросы

2. Устанавливать связи между якобы раздельными утверждениями

3. Акцентировать какие либо особенности поведения, если они не сходятся со словами клиента. Пример: если человек хочет работать по его словам, но на деле постоянно этого избегает

4. Интерпретация способов психологической защиты

5. Выявлять связь между прошлым, настоящим и прослеживать цепочку чувств и переживаний и реакции на происходящие

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...