20. Оценка невербального поведения.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Цель невербальных средств общения – обеспечение процесса консультирования, снятие у клиента напряжения, тревожности, формирование комфорта и консультативного контакта. Задачи, которые решает консультант, используя невербальные средства: - поддержание консультационного контакта с клиентом; - понимание, анализ и поиск причин проблемы клиента через наблюдение за его невербальными проявлениями; - контроль своих невербальных проявлений; - скрытое воздействие на клиента через систему знаков. Виды невербальных каналов общения: - контакт глаз (длительность контакта, оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу, пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в помещении, вызывающих пристальный взгляд клиента, отвод глаз от консультанта); - мимика, выражение лица (задачи консультанта: поддержка клиента через демонстрацию в выражении лица определенных чувств и эмоций, чтение внутреннего состояния эмоций по выражению лица клиента, распознавание маскировки одних чувств другими); - позы и жесты тела (руки и жесты как символический характер; манипулирования своим телом – покусывание ногтей, хруст суставов, монотонное покачивание; командные сигналы – подмигивание, указывание пальцем, кивание головой, пожимание плечами; прикосновение); - голос (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение. Консультант используя голос решает следующие задачи: получает информацию о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния, поддержание контакта с клиентом, воздействие на клиента, подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов);
- пространство и время (дистанция: желание углубить отношения, демонстрация актуального отношения к собеседнику, желание нарушить личные границы собеседника, формирование общего безопасного климата; предметы обстановки и оборудование; одежда, ее стиль). Правила невербального поведения консультанта: 1. Удобство физической обстановки в пространстве психологического консультирования, когда консультант и клиент визуально доступны друг другу. 2. Открытая поза консультанта, когда руки и ноги не скрещены, указывающая на его готовность к принятию решения. 3. Физическая близость консультанта по отношению к клиенту, когда консультант время от времени наклоняется ближе к клиенту, с тем чтобы показать заинтересованность в том, о чем идет речь, и в самом клиенте; 4. Поддержание консультантом контакта глаз, подчеркивающего таким образом заинтересованность в клиенте, но избегая как пристального взгляда на клиента, так и блуждающего в стороне взгляда. 5. Расслабленность, отсутствие напряжения у консультанта, которое часто наблюдается у клиента, и, демонстрируя свое спокойствие и эмпатию через невербальные каналы, консультант может помочь расслабиться клиенту.
Консультант, используя невербальные каналы общения, решает следующие задачи: • поддержание консультационного контакта с клиентом; • понимание, анализ и поиск причин проблем клиента через наблю дение за его невербальными проявлениями и эмпатию, когда консультант начинает осознанно или неосознанно перенимать невербалику клиента: принимать ту же позу, использовать те же жесты, голос и т. п. и таким образом " вживаться" в мир клиента; • контроль своих невербальных проявлений; • скрытое воздействие на клиента через невербальную систему знаков, целью которого является " ведение" клиента и помощь ему в осознании каких-либо фактов, отреагировании эмоций, чувств.
Видами невербальных каналов общения являются: - контакт глаз; - мимика, выражение лица; - позы и жесты тела; - голос; - пространство и время; - пауза. Контакт глаз консультанта и клиента не должен быть посто янным и навязчивым. Существуют следующие особенности ис пользования контакта глаз: - длительность контакта не должна быть постоянной, опти мальное время — 2/3 общего времени общения консультанта с клиентом; - оптимальное положение консультанта и клиента по отношению друг к другу — под углом чуть наискосок; - консультант должен обращать внимание и анализировать сле дующую специфику проявлений клиента при контакте глаз: _пристальное внимание клиента к каким-либо объектам в поме щении; _постоянное смотрение вниз, в пол, в сторону, но не на кон сультанта; _вызывающий, пристальный и тому подобный взгляд клиента, на правленный на консультанта; _" бегающий", беспокойный, суетливый взгляд; _отвод глаз от консультанта при каждом визуальном контакте с его стороны; _ глаза, прикрытые рукой. Мимика, выражение лица является одним из главных источни ков получения информации о клиенте, а также важнейшим каналом передачи информации от консультанта к клиенту. Консультант должен уметь использовать мимику для решения следующих задач: • поддержки клиента через демонстрацию в выражении лица оп ределенных чувств и эмоций; • чтения внутреннего состояния, эмоций и т. п. по выражению лица клиента; • распознания маскировки одних чувств другими. Позы и жесты тела могут быть очень информативными как для консультанта, так и для клиента. Консультант, " читая" и анализируя невербальные проявления тела клиента, в свою очередь также посылает ему сигналы относительно своего эмоционального состояния, мыслей, желаний и т. п. Существуют следующие проявления тела, на которые консультант должен обращать внимание: • руки и жесты, которые чаще всего носят символический характер и могут являться маркерами проблемы или какого-либо состояния, которое при этом может не осознаваться клиентом; • манипулирование своим телом (может свидетельствовать о наличии у клиента тревоги, невыраженных, подавленных переживаний и т. п. и чаще всего осуществляется на неосознанном уровне), такие его проявления, как:
- покусывание ногтей, пальцев и т. п.; - хруст суставами; - монотонное покачивание; - постукивание ногой, пальцами рук; • " командные сигналы" клиента, когда какой-либо жест или поза имеет символическое послание для консультанта: - подмигивание; - указывание пальцем; - кивание головой; - пожимание плечами и т. п.; - прикосновение, которое может иметь как дружеский, так и сексуальный характер, а также может означать желание получить поддержку через тактильный контакт. Также консультант должен обратить внимание на то, как клиент относится к тактильным контактам, и проанализировать это. Существует множество человеческих движений, каждое из которых может нести для консультанта определенную информацию о клиенте. Выделяются следующие виды движений тела: - невербальные " слова", то есть жесты и позы, заменяющие слова, например помахивание рукой, которое может означать прощание; - усиливающие знаки, то есть жесты и позы, целью которых является усиление, подчеркивание значения того или иного слова, а также попытка более точно передать его смысл; - регуляторы, цель которых — дополнение вербального послания, например кивание головой; - адаптеры, осуществляемые клиентом на неосознанном уровне и которые, как правило, отражают какие-то чувства, эмоции, которые клиент не до конца осознает, например неосознанное испытывание клиентом чувства тревоги может быть выражено в его позе. Голос, являясь важнейшим инструментом человеческого взаи модействия, содержит в себе ряд характеристик, которые слу жат информаторами: - тон голоса, с помощью которого консультант и клиент могут передавать друг другу различные эмоции, настроения, а также помогающий понять актуальные состояния; - темп речи, также часто свидетельствующий об актуальном со стоянии клиента, а также о его характерологических особенно стях и паттернах поведения, например слишком быстрый темп может говорить о внутреннем беспокойстве клиента или о та кой черте характера, как суетность, привычка к постоянной спешке, нервозности как ситуативному или привычному пат терну поведения;
- громкость голоса, информирующая об актуальном состоянии и чертах личности, а также передающая определенное настроение и атмосферу консультативного пространства или специфику и важность проблемы для клиента. Например, тихий голос как типичный для конкретного клиента может быть показателем неуверенности в себе, и в то же время понижение голоса во время разговора о какой-либо проблеме, ситуации и т. п. мо жет показывать отношение клиента к этой ситуации, напри мер, когда речь идет об интимных для клиента темах; - произношение, его четкость, так же как и другие параметры го лоса, является маркером отношения клиента к проблеме и прояв лений его личности. Например, постоянное невнятное произно шение может говорить о низкой осознанности себя, своих границ и т. п., а невнятность, нечеткость отдельных фраз — о нежела нии клиента осознавать какие-то аспекты проблемы, эмоцио нальном замешательстве. Консультант, используя свой голос как инструмент поддержания контакта и голос клиента как источник информации, решает следующие задачи: • получение информации о скрытых, неосознаваемых проблемах клиента, об истинных причинах его состояния и т. п.; • поддержание контакта с клиентом, выражение эмпатии, при нятия и т. п.; • воздействие на клиента, коррекция через голос: " присоединение" к клиенту через голосовую модальность, то есть подстройка своего голоса под голос клиента, и дальнейшее постепенное измене ние параметров своего голоса; • подталкивание клиента к осознанию своих состояний, эмоций, мотивов и т. п. через обращение внимания консультанта на окраску голоса клиента. Пространство и время имеют следующие параметры, используемые для анализа в психологическом консультировании: • дистанция, которая может являться: - желанием углубить отношения, когда собеседник сокращает физическое расстояние; - демонстрацией актуального отношения к собеседнику — принятия в случае маленькой дистанции и отгороженности, закрытости в случае большой; - желанием нарушить личные границы собеседника (при постоянном приближении одного и удалении другого); - формированием общего безопасного климата консультирования при оптимальном расстоянии собеседников; • предметы обстановки и оборудование, которые могут нести клиенту информацию о консультанте и его личности и способствовать или не способствовать формированию доверия и безопасности в консультативном пространстве;
• одежда, общий стиль, несущие огромный пласт информации как о личности клиента, так и о личности консультанта и помогающие им лучше понять друг друга 21. Механизмы, помогающие понять логику рассуждений клиента в психологическом консультировании. 1. Задавать клиенту открытые вопросы 2. Устанавливать связи между якобы раздельными утверждениями 3. Акцентировать какие либо особенности поведения, если они не сходятся со словами клиента. Пример: если человек хочет работать по его словам, но на деле постоянно этого избегает 4. Интерпретация способов психологической защиты 5. Выявлять связь между прошлым, настоящим и прослеживать цепочку чувств и переживаний и реакции на происходящие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|