Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль представляет собой реальную часть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажи продукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибыли определяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и суммой всех затрат на эту деятельность.

Получение прибыли является основной целью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, т.к. прибыль - основной источник производственного и социального развития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство.

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного объема. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий.

Проведем анализ показателей прибыли и исследуем влияние факторов на изменение уровня чистой прибыли предприятия.


Таблица 1.3.1 – Анализ прибыли предприятия

Наименование показателя

Базисный период, тыс.руб.

Отчетный период, тыс.руб.

Уровень к выручке базисного периода, %

Уровень к выручке отчетного периода, %

Темп изменения, %

Изменение, +/-

тыс. руб. %
1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг 10216 10984 100 100 7,5 768 -
в том числе: с/х продукции товаров, работ, услуг   9469 747   9984 1000   93 7   90,9 9,1   5,1 33,9   488 253   -2,1 2,1
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 9298 10450 91 95,1 12,4 1152 4,1
в том числе: с/х продукции товаров, работ, услуг   7234 2064   9439 1011   70,8 20,2   85,9 9,2   30,5 -51   2205 -1053   15,1 -11
3. Валовая прибыль (убыток) 918 534 9 4,9 -41,8 -384 -4,1
4. Коммерческие расходы - - - - - - -
5. Управленческие расходы - - - - - - -
6. Прибыль (убыток) от продаж 918 534 9 4,9 -41,8 -384 -4,1
7. Прочие доходы 18728 10662 183,3 97,1 -43,1 -8066 -86,2
8. Прочие расходы 9558 9964 93,6 90,7 4,2 406 -2,9
9. Прибыль (убыток) до налогообложения 10088 1232 98,7 11,2 -87,8 -8856 -87,5
10. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи - 16 - 0,1 - - -
11. Отложенные налоговые активы - - - - - - -
12. Отложенные налоговые обязательства - - - - - - -
13. Чистая прибыль (убыток) 10088 1216 98,7 11,1 -87,9 -8872 -87,6

 

По данным таблицы 1.3.1 видно, что в результате производственной и другой, предусмотренной уставом деятельности, предприятие получает прибыль. Однако, в отчетном периоде масса прибыли предприятия на 41,8 %, что обусловлено более быстрыми темпами роста себестоимости продукции, работ, услуг по сравнению с ростом выручки предприятия, прибыль от продаж также сократилась на 41,8 %. Снижение размера прибыли до налогообложения на 87,8 % объясняется сокращением прочих доходов предприятия и ростом прочих расходов, а также сокращением размера прибыли от продаж. В итоге, чистая прибыль предприятия также сократилась (на 87,9 %), составив в 2006 г. 1216 тыс. руб.

Далее более детально проанализируем финансовые результаты от реализации отдельных видов деятельности предприятия. Для этого определим уровень и динамику таких показателей как рентабельность затрат и рентабельность продаж отдельных видов продукции, отраслей, видов деятельности.

 

Таблица 1.3.2 – Анализ финансовых результатов от продажи продукции предприятия

Показатели Единица измерения Базисный период Отчетный период Изменение, +/- В % отчетный период к базисному.
А 1 2 3 4 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Зерновые культуры          
Реализовано  Ц 361 715 354 98,06
Полная себестоимость Тыс.руб. 63 156 93 147,62
Себестоимость 1 ц Руб. 174,52 218,2 43,68 25,03
Выручено Тыс. руб. 127 174 47 37,01
Средняя цена реализации Руб. 351,8 243,36 -108,44 -30,82
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 64 18 -46 -71,88
Рентабельность затрат % 101,6 11,5 -90,1 -
Рентабельность продаж % 50,4 10,3 -40,1 -
Овощи          
Реализовано  Ц 5723 2069 -3654 -63,85
Полная себестоимость Тыс.руб. 1671 659 -1012 -60,56
Себестоимость 1 ц Руб. 292 318,51 26,51 9,08
Выручено Тыс. руб. 1981 1000 -981 -49,52
Средняя цена реализации Руб. 346,15 483,32 137,17 39,63
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 310 341 31 10
Рентабельность затрат % 18,6 51,7 33,1 -
Рентабельность продаж % 15,6 34,1 18,5 -
Прочая продукция растениеводства          
Полная себестоимость Тыс.руб. 6 1 -5 -83,33
Выручено Тыс.руб. 95 4 -91 -95,79
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 89 3 -86 -96,63
Рентабельность затрат % 404,5 150 -254,5 -
Рентабельность продаж % 80,2 60 -20,2 -

Всего финансовый результат от реализации продукции растениеводства

Полная себестоимость Тыс.руб. 1756 817 -939 -53,47
Выручено Тыс.руб. 2219 1179 -1040 -46,87
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 463 362 -101 21,81
Рентабельность затрат % 26,4 44,3 17,9 -
Рентабельность продаж % 20,9 30,7 9,8 -

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА

Молоко          
Реализовано Ц 5022 5338 316 6,29
Полная себестоимость Тыс.руб. 3758 3573 -185 -4,92
Себестоимость 1 ц Руб. 748,31 669,35 -78,96 -10,55
Выручено Тыс.руб. 5604 6955 1351 24,11
Средняя цена реализации Руб. 1115,89 1302,92 187,03 16,76
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 1846 3382 1536 83,21
Рентабельность затрат % 49,1 94,7 45,6 -
Рентабельность продаж % 32,9 48,6 15,7 -
Мясо          
Реализовано Ц 566 644 78 13,78
Полная себестоимость Тыс.руб. 1980 4710 2730 137,88
Себестоимость 1 ц Руб. 3498,23 7313,66 3815,43 109,07
Выручено Тыс.руб. 1488 2684 1196 80,38
Средняя цена реализации Руб. 2628,98 4167,7 1538,72 58,53
Прибыль (убыток) Тыс.руб. -492 -2026 -1534 311,79
Рентабельность затрат %        
Рентабельность продаж %        
Прочая продукция животноводства          
Полная себестоимость Тыс.руб. - 2 - -
Выручено Тыс.руб. - 10 - -
Прибыль (убыток) Тыс.руб. - 8 - -
Рентабельность затрат % - 750 - -
Рентабельность продаж % - 88,2 - -

Всего финансовый результат от реализации продукции животноводства

Полная себестоимость проданной продукции Тыс.руб. 6234 9633 3399 54,52
Выручено Тыс.руб. 7250 9805 2555 35,24
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 1016 172 -844 -83,07
Рентабельность (убыточность) затрат % 16,3 1,8 -14,5 -
Рентабельность (убыточность) продаж % 14 1,8 -12,2 -

Всего финансовый результат деятельности предприятия

Полная себестоимость Тыс.руб. 7990 10450 2460 30,79
Выручено Тыс.руб. 9469 10984 1515 16
Прибыль (убыток) Тыс.руб. 1479 534 -945 -63,89
Рентабельность затрат % 9,9 5,1 -4,8 -
Рентабельность продаж % 9 4,9 -4,1 -

 

Анализируя данные, приведенные в таблице 1.3.2, можно сделать вывод о том, что в растениеводстве предприятию не выгодно реализовывать зерно, себестоимость 1 ц которого растет, а средняя цена реализации при этом снижается, наиболее рентабельной является реализация овощей, от которой предприятием в последнем отчетном году было получено 341 тыс. руб. прибыли, что на 10 % выше уровня предыдущего года. В животноводстве нерентабельной продукцией является мясо, от которой предприятие получает большие убытки, в 2006 г. убыток составил 3225 тыс. руб., что практически в 4 раза выше уровня предыдущего года, реализация молока, напротив, является рентабельной, приносящей прибыль, уровень рентабельности достаточно высокий, рентабельность затрат – 94,7 %, продаж – 48,6%. В настоящее время в целом предприятие является рентабельным, т.е. получает прибыль от реализации с.-х. продукции, однако, как видно из таблицы размер прибыли, получаемой предприятием сокращается (на 41,8 %), снижение объема получаемой предприятием прибыли и рост себестоимости произведенной продукции ведут к снижению уровня рентабельности с 9,9 до 5,1 %.

Проведем факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции и в целом по предприятию способом цепных подстановок.
Таблица 1.3.3 – Расчет влияния факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи продукции в целом по предприятию

Вид продукции Объем продаж (Y), ц Цена единицы продукции (Ц), руб. Себестоимость единицы продукции (С), руб.
Зерно      
Базисный период 361 315,8 174,52
Отчетный период 715 243,36 218,2
Овощи      
Базисный период 5022 1115,89 748,31
Отчетный период 5338 1302,92 669,35
Молоко      
Базисный период 23 659,65 659,65
Отчетный период 1 1000 1000
Мясо      
Базисный период 566 2628,98 3498,23
Отчетный период 644 4167,7 7313,66

 

Расчет суммы прибыли по зерну:

 

П0 = Y00 – С0) = 639,98 тыс. руб.

 

Пусл.1 = Y10 – С0) = 126,76 тыс. руб.

 

Пусл.2 = Y11 – С0) = 49,22 тыс. руб.

 

П1 = Y11 – С1) = 17,99 тыс. руб.

 

Влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи зерна:

 

∆ПY = Пусл.1 – П0 = -513,22 тыс. руб.

 

∆ПЦ = Пусл.2 – Пусл.1 = -77,54 тыс. руб.

∆ПС = П1 – Пусл.2 = -31,23 тыс. руб.

 

Расчет суммы прибыли по овощам:

 

П0 = Y00 – С0) = 309,9 тыс. руб.

 

Пусл.1 = Y10 – С0) = 112,04 тыс. руб.

 

Пусл.2 = Y11 – С0) = 395,84 тыс. руб.

 

П1 = Y11 – С1) = 340,99 тыс. руб.

 

Влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи овощей:

 

∆ПY = Пусл.1 – П0 = -197,86 тыс. руб.

 

∆ПЦ = Пусл.2 – Пусл.1 = 283,8 тыс. руб.

 

∆ПС = П1 – Пусл.2 = -54,85 тыс. руб.

 

Расчет суммы прибыли по молоку:

 

П0 = Y00 – С0) = 1845,99 тыс. руб.

 

Пусл.1 = Y10 – С0) = 1962,14 тыс. руб.

 

Пусл.2 = Y11 – С0) = 2960,51 тыс. руб.

 

П1 = Y11 – С1) = 3382 тыс. руб.

Влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи молока:

 

∆ПY = Пусл.1 – П0 = 116,15 тыс. руб.

 

∆ПЦ = Пусл.2 – Пусл.1 = 998,37 тыс. руб.

 

∆ПС = П1 – Пусл.2 = 421,49 тыс. руб.

 

Расчет суммы прибыли по мясу:

 

П0 = Y00 – С0) = -492 тыс. руб.

 

Пусл.1 = Y10 – С0) = -559,8 тыс. руб.

 

Пусл.2 = Y11 – С0) = 431,14 тыс. руб.

 

П1 = Y11 – С1) = -2026 тыс. руб.

 

Влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи мяса:

 

∆ПY = Пусл.1 – П0 = 67,8 тыс. руб.

 

∆ПЦ = Пусл.2 – Пусл.1 = 990,94 тыс. руб.

 

∆ПС = П1 – Пусл.2 = -2457,14 тыс. руб.

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи продукции в целом по предприятию приведен ниже.

Расчет суммы прибыли:

 

П0 =∑ Y00 – ∑ Y00 =9200 тыс. руб. – 7472,1 тыс. руб. = 1727,9 тыс. руб.

 

 

Пусл.1 = К* П0 = 0,81*1727,9 = 1399,6 тыс. руб.

 

Пусл.2 = ∑ Y10 – ∑ Y10 = 8563,4 – 6976,27 = 1587,13 тыс. руб.

 

Пусл.3 = ∑ Y11 – ∑ Y10 = 10812,97 – 6976,27 = 3836,7 тыс. руб.

 

П1 = ∑ Y11 – ∑ Y11 = 10812,97 – 9097,97 = 1715 тыс. руб.

 

Влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи продукции в целом по предприятию:

 

∆ПY = Пусл.1 – П0 = -328,3 тыс. руб.

 

∆ПЦ = Пусл.2 – Пусл.1 = 187,53 тыс. руб.

 

∆ПУд = Пусл.3 – Пусл.2 = 2249,57 тыс. руб.

 

∆ПС = П1 – Пусл.3 = -2121,7 тыс. руб.

 

В заключении можно сделать следующие выводы о том, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким – недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательное. Исходя из расчетов выше можно сделать следующие выводы, что влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи зерна и овощей оказывает отрицательное влияние, так как прибыль отрицательная, а влияние факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи молока и мяса даст положительное влияние, так как прибыль положительная. Влияния факторов первого порядка на изменение прибыли от продажи продукции в целом по предприятию даст в большей мере положительное влияние, чем отрицательное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...