Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение размеров сумм финансового обеспечения




Размер финансового обеспечения определяется ст. 172.

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

500 тысяч рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

10 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма;

30 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;

60 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

100 миллионов рублей — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Туроператоры, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представляют копию указанной отчетности в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, в установленном им порядке.

Юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такую деятельность, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее 30 миллионов рублей.

В случае, если туроператор оказывает услуги в нескольких сферах туроператорской деятельности, применяется наибольший размер финансового обеспечения.».

2. Юридические лица, на день вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляющие туроператорскую деятельность в сферах международного (выездного) туризма, международного (выездного) и внутреннего туризма, должны не позднее 60 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона иметь финансовое обеспечение в размере, предусмотренном статьей 172 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).

3. В случае невыполнения туроператором указанного в части 1 настоящей статьи требования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, исключает сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров не позднее 15 дней со дня, следующего за днем истечения срока выполнения туроператором такого требования.

Предложения об изменении размера финансового обеспечения

Рассматривается вопрос об уменьшении размера финансового обеспечения туроператоров въездного туризма — уменьшение с 10 млн рублей до 500 тыс. рублей[62].

Анализ наличия претензий иностранных туристов свидетельствует об практическом отсутствии таковых, исключительно по причине отсутствия прямых договоров туристов в российскими туроператорами (подавляющее большинство туристов пользуются услугаи местных туроператоров, а среди индивидуальных зарубежных клиентов гостиниц в России жалоб и требований выплаты возмещения за понесенный ущерб практически нет, поскольку если таковые и есть, то гостиницы стремятся удовлетворить требования клиентов самостоятельно, не прибегшая к услугам страховщиков). Таким образом, размер 10 млн рублей финансового обеспечения излишен и требует уменьшения по причине отсутствия требованнй возмещения. Такие предложения рассматриваются в 2012 году законодателем.

Верхний предел 100 млн рублей для выездного туризма неадекватен финансовым объемам крупных туроператоров, которые составляют суммы свыше млрд рублей. При банкротстве крупного туроператора этих сумм на порядок и более не хватает для обеспечения исковых требований туристов. Это ясно показывает практика банкротств фирм Капитал-тур и Ланта-тур и возмещения ущерба туристов.

Законодателем рассматриваются предложения увеличения финансового обеспечения туроператоров выездного туризма. В частности, предлагается повысить минимальный размер финансового обеспечения: для туроператоров с годовым оборотом от 500 млн до 1 млрд рублей он составит 200 млн рублей, с оборотом свыше 1 млрд – 200 млн рублей плюс 10% от средств свыше 1 миллиарда.

Уставный капитал [63]

В настоящее время нет требований к уставному капиталу туроператоров. Формально фирма, имеющая 10 тыс. рублей уставного капитала, может разогнать свои финансовые обороты до 1 мдрд рублей и выше, что при банкротстве лишит возможности туристов понесших финансовый ущерб, законного возмещения. Предлагается ввести требования к уставному капиталу фирм, по крайней мере, выездного туризма от 10 до 30 млн рублей в зависимости от оборота.

С 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года для туроператоров выездного туризма с годовым оборотом не более 300 миллионов рублей минимальный размер уставного капитала предполагалось поднять до 2.5 миллиона рублей, для туроператоров с годовым оборотом от 300 миллионов до 1 миллиарда – до 5 миллионов рублей, а для туроператоров с годовым оборотом более 1 миллиарда – до 7.5 миллиона рублей. С 1 января 2014 года депутаты предлагали дополнительно увеличить размер уставного фонда – до 10, 20 и 30 миллионов рублей соответственно.

Эти меры приведут к повышенным требованиям к регистрации крупных туристских фирм и послужат мотивом к искусственному дроблению предприятий до размера финансового оборота в 300 млн рублей, но не повысят защищенности потребителя. Это предложение направлено на усиление монопольности крупных игроков на рынке.

Компенсационные фонды

Минимум финансового обеспечения в размере 500 тыс. рублей для внутреннего туризма также неадекватен объемам туроператоров, осуществляющих обслуживание туристов на внутренних маршрутах. Все примеры банкротства туроператоров внутреннего туризма дают показатели в десятки раз превышающие размеры финансового обеспечения. Следует учесть, что стоимость путешествий по России сравнима, а иногда превышает стоимость зарубежных путешествий на массовых направлениях (Египет, Турция, Болгария). В большинстве случаев это следствие существенных транспортных расходов, иногда превышающих стоимость остальной части туристского продукта. Но для выездного туризма, в котором принимает участие только 2% состоятельного населения страны, финансовое обеспечение не сравнимо по своей величине — оно на порядок выше. Это принципиальное ущемление защиты имущественных интересов и прав туристов-россиян, путешествующих по своей стране. И это прямое нарушение положений закона в части установления приоритетов видов туризма.

Для сравнения обратимся к практике регулирования туристской деятельности в Великобритании. Для крупных туроператоров действует правило страхования своей ответственности в размере пропорциональном финансовому обороту компании. Чтобы заниматься продажами авиабилетов туристская компания обязательно должна быть членом IATA, а для продажи туров ей необходимо обладать лицензией организации ATOL (Air Travel Organiser`s Licence — особая организация в Великобритании, которая специализируется на финансовых рисках авиапутешественников). Чтобы иметь такую лицензию, турфирма должна получить в банке финансовое обеспечение, размер которого рассчитывается исходя из предполагаемого на следующий год оборота компании. Несмотря на беспрецедентное по масштабам банкротство туристских компаний XL Leisure Group и Goldtrail в конце 2010 г., в также Holidays 4 UK и Seldom Travel летом 2011 г. (компании отказали в обслуживании примерно 50 тыс. туристам), финансовых гарантий у столь крупных туроператоров вполне хватит для покрытия претензий всех пострадавших туристов. Специальный компенсационный фонд ATOL формируется также из взносов, уплачиваемых туристами при покупке туров, которые составляют 2,5 фунта стерлингов с покупателя турпакета. Именно этим британская система финансового обеспечения в британской туристской отрасли выгодно (с позиций защиты туриста) отличается от российской[64].

Наиболее рациональным признается введение обязательного страхования каждого путешествия по риску непредоставления услуг или некачественного предоставления услуг туроператором — самим туристом адекватно стоимости поездки, причем, учитывая огромный поток страхователей, это будет выгодно страховым компаниям.

Для крупных туроператоров необходимо признать не эффективным выставление финансового обеспечения путем договора страхования. При финансовом обороте свыше 300 млн рублей туроператор может выставить финансового обеспечения путем только банковского гарантии на полную сумму финансового оборота фирма, планируемого на текущие период (период на который выставляется финансовая гарантия). Надо указать, что банк даст гарантию только при наличии реального финансового каптала (объекты недвижимости в качестве залога). Это реально уменьшит количество крупных туроператоров.

Однако это не выгодно крупным туроператорам, преследующим монополистические устремления – установления крайне невыгодных тарифов страхования для мелких туроператоров с целью выжимания их с рынка. Естественно, что 100 млн гражданской ответственности не покрывает и одной десятой общего финансового оборота крупного туроператора (который достигает 2–3 млрд руб, а иногда и выше, в год). Именно такое предложение активно обсуждалось в туристской общественности и Ростуризме после краха туроператора «Капитал тур», но затем по причине неспособности страховых компаний нести столь высокий риск, было снято с повестки дня и даже не внесено в Государственную Думу в очередном законопроекте. На практике оказалось что даже риск 190 млн руб. в полном объеме приводит к банкротству страховой компании (Иннагарант). Аналогичная история повторилась в следующем 2011 году с компанией «Ланта-Тур», задолженность передел туристами которой превысила финансовое обеспечение минимум в 3 раза. Укажем, что «Капитал-Тур» и «Ланта-тур» предоставили финансовое обеспечение через страховые компании.

Не спасло положение и вмешательства лично председателя Правительства В.Путина в части выделения оперативного кредита фирме «Ланта-тур» банком ВТБ-24 в размере 7 млн долларов, который покрыл лишь четвертую часть задолженности. Все остальные потенциальные инвесторы разумно отказались от выдачи кредитов, поставив фирму в положение неизбежного банкротства.

По данным «Ингосстраха»[65] с требованиями к фирме «Ланта-тур» предъявлено 2678 исковых заявления по убыткам 5989 туристов. В том числе в Москве подано 1299 заявлений от имени 2989 туристов, в региональные подразделения компании 1379 заявлений по убыткам 3 тыс. туристов.

Отметим, пропорциональный финансовому обороту туроператора размер страхового лимита ответственности был предложен автором в редакции международного закона «О туроператорской деятельности» СНГ в 2006 году.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...