Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существенные условия договора о реализации туристского продукта




К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

Если туристский продукт продает туроператор, то проблем нет. В данной статье закон не оговаривает прямого указания в договоре о реализации сведений о турагенте, если таковой продает туристский продукт туристу или иному заказчику. Это следует из ГК РФ и требований законодательство о защите прав потребителей.

Таким образом, можно вывести расширительное толкование этой статьи в отношении турагента — кроме сведений о туроператоре, в договоре указывается полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес, турагента, т.е. продавца, не зависимо от того каким способом осуществляется продажа — (1) от имени и поручению туроператора, (2) или от своего имени (турагента). Расширительное толкование этой ситуации приводится в дополнениях в ст. 101.

Здесь возникает вопрос о свидетельстве Ростуризма о включении в реестр туроператоров. Обязательности приложения такового документа закон не оговаривает, но на практике деятельности — вывешивания свидетельства (документа о финансовом обеспечении) на стене офиса недостаточно, опосредовано придется к каждому договору прилагать копию свидетельства о включении в реестр. Так что вопрос о том, получить такое свидетельство или не получать его — сведется к первому, т.е. получить.

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Эта информация должна быть представлена детально и скрупулезно, доступно понятно. Причем туроператор, выступающий турагентом при продаже туров своего партнера, должен указать эти партнерские сведения, а не свои, даже в том случае, если реализует тур от своего имени.

- сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.

Полномочия должны быть нотариально заверены, в отдельных случаях и исполнены на иностранном языке, сообразно требованиям дестинации назначения, особенно при получении визы. Например, справка с места работы с указанием заработка, справка о несудимости, истребуемая отдельными консульствами, предоставлении отпуска и других сведений, свидетельство о рождении, свидетельство о браке. Иногда документы следует предоставлять на языке дестинации назначения, а иногда с апостилем (например, справка о несудимости). Объем сведений необходимый для заключения договора о реализации туристского продукта регламентируется правилами и законами дестинации назначения.

Дополнительно в договор требуется включать сведения, согласно которым турист не возражает, что его персональные данные будут переданы третьим лицам, включая трансграничную передачу данных. Кроме этого, турист должен осведомлен о необходимости личного осведомления об отсутствии претензий службы судебных приставов по долговым обязательствам, препятствующим в выезду за рубеж, а также условию не возврата уплаченных сумм за туристскую поездку в полном объеме, если таковые обстоятельств выявятся по факту пересечения границы.

- общая цена туристского продукта в рублях;

В законе с позиций защиты прав потребителей вводится требований указания цены в российских рублях.

Однако, в частном варианте договора между туроператором и турагентом, не предназначенном для предъявлению потребителю, может быть указана цена в валюте (однако, это высший пилотаж, не рекомендуемый по жизни, а вдруг проверяющий из контрольно-надзорной организации не читал особенных разъяснений по этому вопросу).

- информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Данная статья впервые указывает на то, что туристский продукт имеет потребительские свойства — программу пребывания, маршрут, условия путешествия, информацию о средствах размещения (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. Теоретически деятельность туроператора по приданию туристскому продукту потребительских свойств и есть этап формирования туристского продукта, однако закон рассматривает формирование как этап договорной работы.

Обычно в рамках договора и его условий все осветить достаточно трудно и часть документов выносят в неотъемлемые приложения (например, туристскую путевку, ваучер, буклет, программу пребывания, маршрут, памятку для туриста и другие, в необходимой и достаточной степени освещающие потребительские свойства туристского продукта и вопросы безопасности.

Интересно отметить, что перечень сведений, указанный в данной норме закона, исключает (точнее не содержит требований к определению и указанию) сведения о дальнемагистральной перевозке, которая и чаще всего является камнем преткновения в спорах с туристами и по своей стоимости составляет большую часть стоимости туристского продукта в целом. Закон четко говорит, что должна быть «информация о перевозке в стране (месте) временного пребывания». Но с другой стороны, такие сведения о дальнемагистральной перевозке в определенной общности в договоре туроператора и туриста должны быть (вид перевозки, класс обслуживания, возможно питания, наземного обслуживания перевозчика и другие).

Впрочем, отчасти логика есть. Договор дальнемагистральной перевозки туриста в страну (местность) временного пребывания непременно персонифицирован и совершается обычно в форме безоговорочного присоединения к «Общим правилам». В удостоверение факта совершения этого присоединения выдается билет или документ аналогичного свойства. В билете (исключая чартерные перевозки) нет сведений о туроператоре, а только сведения, позволяющие в надлежащей степени идентифицировать собственно перевозчика, условия перевозки, сроки, маршрут, номер рейса, номер места и его класс, наличие питания, и другие услуги. Также есть необходимые персональные сведения (данные) о пассажире, коим турист является для перевозчика.

Буклеты и генеральные каталоги готовятся и выпускаются туроператором на год вперед. Обычно невозможно предугадать какой поезд или самолет будет предоставлен перевозчиком для конкретного туриста на регулярном рейсе. Это уже этап конкретизации договора и его условий. В отдельных случаях туроператор может указать и наименование средства перевозки (например, наименование круизного судна, тип и даже номер каюты)

С другой стороны опосредовано эта норма подталкивает туроператора не включать в договор детальные условия перевозки на дальнемагистральном этапе. Это существенная поблажка туроператорам, формирующим туристский продукт в его составе, оговоренном данным законом.

- права, обязанности и ответственность сторон;

Теоретически достаточно использовать положения главы III «Права и обязанности туриста». Но изменения в понятийной статье определяют туриста и иного заказчика. Когда заказчиком туристского продукта выступает третье лицо — у него возникают обязанности достоверного информирования лица, в пользу которого о заключает договор о реализации туристского продукта. Такие права и обязанности заказчика не определены, и его отношения в собственно туристом (туристами) в пользу которых совершается сделка.

На практике туроператор может ввести дополнительные обязанности туриста, например обязанность во время прибыть к месту начала путешествия и иметь при себе надлежащую экипировку и документы. Могут быть и иные требования учитывающие особенности путешествия.

- условия изменения и расторжения договора (изложены ниже, обычно это стандартизированные оговорки с возвратом сумм договора за вычетом фактических расходов [54] понесенных туроператором и/или турагентом);

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

Следует отметить, что претензионная работа не является обязательной, если мотивы достаточны, или, по крайней мере, как считается, потерпевший ущерб турист может обратиться непосредственно в суд, минуя этап претензионной работы.

Если туроператор не удовлетворил претензии туриста и мирового решения не достигнуто, то турист может потребовать письменный отказ туроператора в удовлетворении претензий. Отсутствие письменного отказа туроператора не лишает туриста обратиться с требованиями в суд или к страховой компании.

В общем случае, турист должен предъявить письменные претензии туроператору (турагенту, конкретно тому, с кем заключал договор) в течении 20 дней по моменту возвращения из туристской поездки. Важно, чтобы он ясно представлял, что такое претензия. Тем, кто не знает, следует обратиться к юристу.

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Формально из положений рассматриваемого закона и смежных применительно к туристскому продукту истекает три срока:

- 20 дней после завершения договора между туроператором и (турагентом) и туристом, что указано в данном законе;

- в период действия финансового обеспечения (договора страхования или банковской гарантии), что указано в данном законе

- в общий срок исковой давности (три года), в том числе и по происшествиям, свершившимся до выставления финансового обеспечения (см. ГК РФ ст. 190-208).

Последнее положение открывает безграничные возможности самых фантастических требований профессиональных клиентов. Оно также вполне может быть использовано для сведения счетов с конкурентами на поле рыночной битвы, захвата сегментов рынка потребителя, или неугодными власть имущим, что в простонародье именуется «подстава», т.е. для уничтожения туристской фирмы, что вполне может быть и результатом сговора конкурентов.

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Существенные условия могут быть дополнены и определены сторонами договора, но не могут противоречить или ограничивать существенные условия, указанные в данном законе или других законах. Например, туроператор может указать существенным условия снятия поездки в случае, если численность плановой группы не набрана или же указать необходимость дополнительной оплаты при увеличении топливных сборов.

Условия путешествия (ограниченно информационно продолжительность путешествия в днях/ночах), и общая цена (в российских рублях) туристского продукта указываются в бланке «Туристская путевка», являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Отметим, что закон определяет путешествия как временный выезд (см. ст.1.). Следовательно, в договоре указываются условия временного выезда (туриста). Временный выезд априори предполагает обратный въезд. Условия выезда и въезда должны быть доведены до туриста в доступной форме, в том числе и препятствия к выезду в виде списков невыездных лиц, к которым служба судебным приставов имеет претензии, например, по уплате налогов, список запрещенных к ввозу товаров, в том числе по штучному количеству, номенклатуре, или по весу, а также частоте ввоза.

В договор должен быть включен пункт, по которому турист самостоятельно обращается к соответствующим базам данным и уточняет наличие к нему претензий. По крайней мере, несостоявшееся путешествие с выездом в России по условиям договора по причине конфликта со службой судебных приставов не влечет претензий туриста к туроператору.

«Туристская путевка» формализованный бланк (документ) строгой отчетности, не являющийся договором, но свидетельствующий о непременном наличии такового письменного договора. «Туристская путевка» ни в каком виде не может заменить договор. Она является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Важный атрибут бланка «Туристская путевка» — общая цена услуг в рублях, услуг включенных в комплекс, предусмотренных договором и туристской путевкой и также доля оплаченная наличными или по платежной карте. Общая цена должна включать все предоставляемые в рамках договора услуги и их стоимость.

Разумеется, цена в рублях, указанные в договоре и бланке «Туристская путевка» должны совпадать.

Но это теоретически. Если туристское агентство реализует туристский продукт от лица туроператора и агентское соглашение предусматривает неполное указание сумм расходов агентства (например, 30 рублей агентского вознаграждения), суммы уплаченные туристом будут указаны в «Туристской путевке» и договоре за вычетом расходов агентства на реализацию. Как удержать суммы причитающиеся агентству за реализацию – большой вопрос. В довершение всего эти суммы не попадают под действие страховки гражданской ответственности туроператора. Т.е. повсеместно имеет место ущемление имущественных прав туристов при наличии претензии или оформлении компенсации по случаю отказа от выезда в поездку.

По установившимся обыкновениям в практической деятельности туроператоров и туристских агентств — турист самостоятельно (по желанию и своим возможностям) формирует пакет услуг, их количество и качественный уровень. Если речь идет о туристском продукте, то он неделим и состав его четко оговорен в договоре (перевозка+размещение+общая цена).

Закон не оговаривает, что туристу или иному заказчику должна быть выдана только один бланк «Туристская путевка» с договором и обязательно одной фирмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...