Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «экспорт товаров (работ, услуг)»




В отличие от реализации товаров (работ, услуг) за пределами Российской Федерации, при экспорте товаров (работ, услуг) у налогоплательщика возникает объект налогообложения, а суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза, принимаются к вычету.

Под экспортом товаров (работ, услуг) в соответствии со статьей 97 Таможенного кодекса РФ и статьей 2 Федерального закона от 13.10.1995 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и его передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).

Следовательно, право на применение ставки налога в размере 0% по экспортируемым товарам (работам, услугам) и, соответственно, право относить "входной" НДС на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в случае фактического пересечения этими товарами, результатами выполненных работ, оказанных услуг границы Российской Федерации.

Подтверждение фактического вывоза товаров осуществляется в порядке, определяемом приказом ГТК России от 26.06.2001 № 598 "О подтверждении таможенным органами фактического вывоза (ввоза) товаров" (далее — приказ ГТК России № 598). Временно, до внесения соответствующих изменений в указанный документ, подтверждение таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся морские порты (аэропорты), открытые для международного сообщения, фактического вывоза товаров, помещенных под таможенный режим перемещения припасов, осуществляется в соответствии с порядком, доведенным письмом ГТК России от 11.10.2002 № 01-06/40619.

Согласно приказа ГТК России № 598 сотрудник таможенного органа, производивший проверку факта вывоза товаров, на оборотной стороне ГТД (ее копии), а также на транспортных, товаросопроводительных или иных документов (их копиях), на основании которых товары вывозились с таможенной территории Российской Федерации, делает отметку "Товар вывезен полностью" (если товар вывезен не полностью — указывает фактическое количество вывезенного товара, его наименование и код согласно ТН ВЭД России), с обязательным указанием даты фактического перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и заверяет ее личной номерной печатью.

Виды экспортных операций, облагаемых по ставке 0%

Статья 164 НК РФ устанавливает закрытый перечень операций, облагаемых по ставке 0 процентов. Однако по ряду видов работ и услуг возникает неоднозначное толкование данной нормы налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Такую же налоговую ставку налогоплательщик применяет в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией вышеуказанных товаров. К таким работам и услугам относятся работы и услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории под таможенным контролем.

У большинства налогоплательщиков, пользующихся при экспорте товаров услугами иностранных перевозчиков, возникает вопрос о размере налоговой ставки по транспортным услугам.

Статья 161 НК РФ обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах и пользующихся услугами налогоплательщиков-иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, но оказывающих услуги на территории Российской Федерации, исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В этом случае российский налогоплательщик, экспортные товары которого транспортирует иностранец, выполняя обязанности налогового агента, должен удержать НДС, исходя из ставки 20%. Такой вывод прямо вытекает из требования пп. 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которому, как уже было сказано выше, ставка 0% применяется только по транспортным услугам, оказываемыми российскими перевозчиками.

Существенным дополнением в статью 164 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является включение в состав операций, облагаемых по ставке 0 процентов операций по реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Такое изменение основного налогового закона назревало уже давно. Между налогоплательщиками и налоговыми органами неоднократно возникали вопросы о правовом положении перемещения припасов.

Как указал Департамент налоговой политики Минфина России в письме от 06.03.2002 № 04-03-08/09 в соответствии с п. 5 положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 № 524, припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские и воздушные суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами.

Следует отметить, что согласно п. 12 ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей. В связи с этим при вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации топлива, помещенного под таможенный режим перемещения припасов, налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимается.

Что же касается операций по реализации указанных товаров на территории Российской Федерации, то действующим налоговым законодательством освобождение таких операций от обложения налогом на добавленную стоимость не предусмотрено. Поэтому операции по реализации топлива, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке налога в размере 20%. С 1 января 2002 года действует новый пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, который, как было указано выше, позволяет при реализации бункерного топлива применять налоговую ставку 0%.

Учет экспортных операций

Таким образом, экспортная операция не является операцией, не подлежащей налогообложению, она является операцией, облагаемой налогом по ставке 0%, что отлично от порядка и понятия экспортная льгота. Порядок учета при осуществлении экспортных операций не предусмотрен законодательством, следовательно, налогоплательщик разрабатывает учетную политику самостоятельно и закрепляет в учетной политике. Налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения раздельного учета предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) НДС, изложив четко и ясно условия определения подлежащей возмещению доли НДС по экспортным и внутренним операциям, и отразить это все в своей учетной политике для целей налогообложения.

Налогоплательщику НДС, осуществляющему реализацию товаров (работ, услуг) как внутри страны, так и на экспорт, организовать учет так, чтобы имелась возможность правильного определения сумм НДС, приходящихся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и реализации товаров на экспорт.

То есть методика раздельного учета затрат должна предусматривать следующие направления:

1) по месту реализации:

- материальные ресурсы, предназначенные для производства экспортной продукции;

- материальные ресурсы, предназначенные для производства продукции, реализуемой внутри страны.

2) по факту подтверждения экспорта;

- материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой подтвержден;

- материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой не подтвержден.

Принимая к учету товары (работы, услуги), организация общие суммы налога первоначально учитывает на специальном субсчете, открытом к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», назовем его «НДС по операциям, облагаемым по разным ставкам налога».

Затем внутренней записью по счету налог распределяется на другие субсчета, например, «НДС по операциям, облагаемым по ставке 18%» и «НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%». НДС, распределенный на экспорт, не будет относиться налогоплательщиком на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, а будет учитываться на отдельном субсчете к счету 19 до тех пор, пока факт экспорта по отгруженным товарам (работам, услугам) не будет подтвержден.

Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не устанавливает никакой специальной методики, то налогоплательщик-экспортер может применять любой другой метод.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...