Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др.)




Письмо от зайки (мишки, белочки, ежика и др. )

Цель. Учить ориентироваться в реальном пространстве с опо-
рой на ориентиры; соотносить ориентиры, изображенные на бу-
маге, с реальными предметами.

Оборудование. Строительный набор «Построй поселок»,
элементы настольного строителя, письма — полоски бумаги с изобра-
жением ориентиров, ведущих к домику зайки, мишки, белки и др.,
фигурки зверей (пластмассовые или картонные).

Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами,
вначале желательно проводить индивидуально). 1-й в а р и а н т. На
столе педагога выложена большая дорога, разветвляющаяся на
две или три маленькие дорожки. Рядом с дорогой стоят ориентиры,
а в конце каждой дорожки —домики. Ориентиры могут быть рас-

I 17


положены в следующем порядке: у начала большой дороги, откуда
начинается путь, стоит машина или трактор (из набора «Построй
поселок»). Затем на каждой из дорожек еще по три ориентира:
на левой—дерево, еще один трактор, около самого дома елка;
на средней — елка, дерево, около дома трактор; на правой — ежик,
елка, около дома дерево. Педагог показывает постройку на столе
и говорит, что в одном из домов живет зайка. Он зовет к себе в
гости и прислал письмо с адресом, подает ребенку полоску бу-
маги, на ней нарисованы в ряд (слева направо) машина, дерево,
трактор и елка, и предлагает вместе почитать письмо. Педагог по-
казывает, откуда они пойдут искать домик зайки, учит ребенка после-
довательно двигаться по ориентирам. Когда ребенок приходит к до-
мику, зайка выходит к нему навстречу (педагог выдвигает фи-
гурку зайца из домика). Затем ребенок самостоятельно находит
дорогу к другому домику — мишки или ежика. В дальнейшем
порядок расположения ориентиров и сами ориентиры меняются,
можно изменить и направление движения.

2-й вариант. Игра проводится на полу с крупным строите-
лем и большими игрушками. Дети распределяются на 2—3 под-
группы, каждая из которых читает свое письмо и приходит в гости
к своим зверюшкам или к кукле.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Всестороннее представление об окружающем предметном мире
у человека не может сложиться без тактильно-двигательного
восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складыва-
ются первые впечатления о форме, величине предметов, их располо-
жении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с
предметами является хватание, во время которого форма, вели-
чина, масса, пространственное расположение предмета познаются
на ощупь, а рука учит глаз.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное
восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объем-
ная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу
изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы
выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, ко-
торая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при опре-
делении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-
двигательного восприятия велика и в выполнении различных тру-
довых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками
ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении
привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком
опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.

Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и до-
школьного возраста должна проводиться серьезная работа по фор-
мированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно

I Ih


это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют по-
пыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая
инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не
овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не
могут определить на ощупь форму и величину предметов. В ре-
зультате они не способны в нужный момент перераспределить
пальцы на предмете и удержать его в руках. Они часто прома-
хиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним
какое-либо действие, что также является следствием недоразвития
тактильно-двигательной чувствительности и тесно связанной с ней
зрительно-двигательной координации.

Предлагаемые в данном разделе игры направлены на коррек-
цию и компенсацию указанных дефектов развития. Здесь также
будут игры на различение и узнавание, восприятие и представ-
ление предметов. Кроме того, большое значение отводится соче-
танию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной,
двигательной). Так, опознание и различение предметов и их свойств
идет по-разному в зависимости от того, как дается образец: зри-
тельно, тактильно, двигательно или комплексно.

Своеобразный характер носят и способы ориентировки —
пробы сохраняют свое значение, но перцептивная ориентировка
происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводя-
щих движений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...