Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Узнавание предметов на ощупь Найди свою игрушку в мешочке




Узнавание предметов на ощупь Найди свою игрушку в мешочке

Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто
держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и
пальцы по предмету.

Оборудование. Игрушки резко различной формы, вели-
чины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек —
«чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предме-
ты-игрушки.

Ход игры. Дети сидят на своих местах. Педагог раздает
им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время
показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спря-
тать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не
более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок,
трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не загля-
дывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощу-
пывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью педагога
и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог
кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает
и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу,
показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внима-
ние на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою
игрушку ищет другой ребенок.


Платочек для куклы

Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на
один признак — фактуру материала.

Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна —
в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная
вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по
два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех

кукол в платочках: на одной — шелковый. платок, ' на другой —

тканевый шерстяной, на третьей — вязаный. Куклы здороваются с
детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает поса-
дить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каж-
дый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за
стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются
детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети
угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят де-
тей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки
в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на
своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

Чья это конура (норка, домик)

Ц ^ л ь. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с
закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правиль-
ное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая
неверные варианты.

Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями
(«дверями») также разного размера, три игрушечные собачки раз-
ного размера, экран или ширма.

Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидчт за
столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит,
что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро при-
дут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят
ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объяс-
няет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном,
напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке —
большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои,
путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем
ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее
конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по вели-
чине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при
поиске домика для второй собаки — в маленький домик она не
влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе ис-
править ошибку. Когда все собаки будут распределены по кону-
рам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает
результаты. «Собаки выглядывают из домиков, — говорит педагог
ребенку, — они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти
большую конуру, собаке поменьше — конуру поменьше, а самой ма-
ленькой — самую маленькую конуру».

По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.


Почтовый ящик

Цель. Различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и
объемную формы; учить при тактильном восприятии пользовать-
ся методом проб.

Оборудование. Почтовый ящик — коробка с разным коли-
чеством прорезей (3—5) различной конфигурации (круг, квадрат,
прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямо-
угольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые про-
талкиваются в отверстия, ширма или экран.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть гео-
метрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя
зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры ис-
пользуются коробки с 2—3 прорезями и нужное количество фигур.

Холодно-тепло-горячо

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств
предметов; познакомить с тактильным различением температуры и
значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно»,
«тепло», «горячо».

Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закры-
вающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой
холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.

Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально).
Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят
две бутылки с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка
закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее
на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, ко-
торая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки,
находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает
закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда
выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода —
холодная или теплая? » И помогает ребенку ответить.

При повторных проведениях игры вводится третья бутылка
с горячей (но не обжигающей) водой.

2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2—
3 детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной темпе-
ратуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог про-
сит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поста-
вить на место. Для себя педагог фиксирует, у кого какая бутылка.
Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из
одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют
воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог
спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду,
и помогает детям правильно употребить определения «холодная»,
«теплая», «горячая».

Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они
наблюдают за действиями своих товаоищей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...