Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто внимательный. Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)




Кто внимательный

Цель. Продолжать формировать восприятие пространственных
отношений и умение воспроизводить их по подражанию действиям
взрослого и по образцу; учить внимательно следить за действиями
взрослого; развивать способность самостоятельно анализировать
несложный образец, используя не только пространственные пред-
ставления, но и представления о форме, величине и цвете.

Оборудование. Наборы строителя «Цвет и форма»,
«Построй поселок» и др. по числу детей.

Ход игры (проводится индивидуально или подгруппами).
1-й вариант. Педагог сажает перед собой * (напротив) ребенка
и выкладывает 4—6 элементов строителя. Предлагает ребенку де-
лать так, как он, выполняя любую произвольную конструкцию.
В процессе работы сопоставляет жестом положение одинаковых


 



 


 


 



 


элементов, уточняет их пространственное расположение. Затем
строит другую конструкцию из тех же элементов, меняя лишь их
положение. Ребенок повторяет действия. В конце дается оценка
выполнения ребенком задания: «Молодец, ты внимательный, все
построил правильно».

2-й вариант. Педагог выполняет постройку за экраном.
Ребенок должен самостоятельно проанализировать образец, выде-
ляя форму, величину элементов и их пространственное располо-
жение, и воспроизвести конструкцию. О том, как ребенок анали-
зирует образец и насколько правильно, можно судить по про-
цессу действия со строительным материалом. Никаких вопросов
малышу задавать не следует. Если ребенок не может строить по
образцу, педагог переходит к действиям по подражанию. В заклю-
чение педагог вновь оценивает результат: «Видишь, как ты хорошо
смотрел. Ты правильно построил: большой кубик внизу, малень-
кий наверху, треугольная крыша на нем, рядом кирпичик —
получился дом с забором».

3-й вариант. Постройка улицы по подражанию действиям
взрослого. Педагог выкладывает на стол ряд элементов из строи-
тельного набора «Построй поселок». Говорит ребенку, что они
будут вместе строить улицу. Отграничивает место, где будет его
улица и улица ребенка. Улицы должны быть одинаковыми. Сна-
чала посередине улицы строит двухэтажный дом так, чтобы в даль-
нейшем улицу можно было достраивать в обе стороны — вправо
и влево. Элементы для дома педагог выбирает в присутствии ре-
бенка, побуждая его делать то же самое. Рядом с домом ставит
дерево. С другой стороны ставит два дерева и машину. Такая
последовательность заставляет ребенка отражать правильно не
только вертикальные, но и горизонтальные отношения — тут уже
недостаточно просто воспроизвести положение «рядом», нужно
увидеть, по какую сторону от дома располагаются другие пред-
меты. Таким образом расположение «рядом» уточняется, диффе-
ренцируется («по ту сторону», «по эту сторону»).

4-й вариант. Постройка улицы по образцу, заранее выпол-
ненная за экраном. По окончании постройка обыгрывается.

Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)

Цель. Продолжать формировать восприятие пространства,
показать, что пространственные отношения между предметами
могут заменяться: предмет, который был наверху, сможет оказаться
внизу, и наоборот; учить воспроизводить пространственные отно-
шения по подражанию действиям взрослого и по образцу.

Оборудование. Набор мелких игрушек и строительного
материала, экран.

Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под-
группами по 2—3 ребенка). 1-й вариант. Педагог сажает ре-
бенка напротив и дает ему два предмета — кубик и шарик, точно
такие же берет себе. Предлагает поиграть: делать, как он, быть
внимательным. Ставит шарик на кубик, ребенок повторяет. Педа-


гог фиксирует действие: «Шарик на кубике», тут же меняет пред-
меты местами, ставит кубик на шарик. Ребенок выполняет то же
и убеждается, что конструкция неустойчива, кубик приходится
удерживать руками. «Кубик на шарике», — говорит педагог и про-
сит ребенка отпустить руки кубик падает. Ребенок еще раз
убеждается в том, что различия в форме определяют успех дейст-
вия с предметами. Потом педагог ставит кубик по одну сторону от
шарика: «Кубик и шарик рядом». (Ребенок воспроизводит зер-
кально. ) Затем предметы меняются местами. «Кубик и шарик по-
менялись местами, но все равно остались рядом», — заключает
педагог.

2-й вариант. Те же действия воспроизводятся по образцу.
Расположение шарика и кубика педагог меняет за экраном. Ре-
зультат действия ребенка педагог уточняет словом: «Кубик под
шариком, а шарик на кубике; кубик на шарике, а шарик под ку-
биком».

3-й вариант. Педагог использует настольный строитель,
элементы набора «Построй поселок», мелкие игрушки. Все элементы
парные. Ребенок сидит так же напротив взрослого. Педагог строит
дом из нескольких элементов, ребенок действует по подражанию.
Крыша дома кладется плоская, выступающая за пределы дома.
С одной стороны от дома ставится забор, а в конце забора — де-
рево, с другой стороны от дома — две елки. Ребенок последова-
тельно выполняет за педагогом те же перемещения предметов.
Педагог ставит перед домом машину, потом достает игрушечную
собаку и кошку (при отсутствии мелких игрушек можно сделать их
из картона) и обыгрывает созданную конструкцию: «Стоял на
улице дом. (Указывает на дом. ) Он стоял в середине улицы. С од-
ной стороны рядом с домом был забор, а рядом с забором — де-
рево. (Показ. ) С другой стороны рядом с домом росли ели. (По-
каз. ) Перед домом стояла машина. (Показ. ) По улице бежала кош-
ка. Вдруг прибежала собака и громко залаяла: «Ав-ав-ав». Собака
погналась за кошкой, та влезла на крышу. Кошка наверху, на
крыше. (Показ. ) А собака внизу, под крышей, собака не достанет
кошку».

Рассказ повторяется, но расположение всех предметов пока-
зывает ребенок (взрослый делает паузы, побуждая ребенка пока-
зывать предметы по ходу рассказа). Потом ребенок берет кошку
и собаку и иллюстрирует другую часть рассказа, т. е. вторично
обыгрывает конструкцию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...