Угадай, кто за кем
! 1 1
медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в
ней предметы. Дети должны усвоить последовательность поиска
как способ ориентировки в пространстве. Обходя комнату, педагог
называет направление, в котором движется, и предметы, находя-
щиеся на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери.
Здесь шкаф. Посмотрю наверх — наверху нет, посмотрю вниз —
внизу нет. Пойду дальше». И т. п.
3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педа-
гога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не
видит, как прячется игрушка. Педагог предлагает ему искать, после-
довательно осматривая комнату.
Клоуны (кукольный театр)
Цель. Обратить внимание на взаимное расположение объек-
тов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом; объяс-
нить, если меньший предмет находится за большим, его не видно,
если часть предмета находится за другим предметом, то не видно
этой части.
Оборудование. Два клоуна Ловкий и Неловкий, игрушки
разного размера.
Ход игры. На столе у педагога стоит кукольная мебель:
шкаф, стол, стул. На столе игрушки — яркий мячик или шарик,
маленький мишка (размером меньше шкафа), совсем маленькая
куколка. Приходят клоуны, здороваются с детьми. Видят игрушки,
радуются.
Ловкий. Смотри, какие игрушки! Давай опять прятать.
Я спрячу, а ты будешь искать.
Неловкий. Я научился искать, теперь меня не обманешь.
А что ты будешь прятать?
Ловкий. Вот этот мяч. (Берет его в руки. )
Неловкий. Вот хорошо! Он такой яркий, красивый, я его
сразу увижу.
Ловкий. Отвернись! (Неловкий отворачивается. Ловкий пря-
чет мяч за шкаф. ) Ищи!
Неловкий (осматривает комнату). Тут шкаф. (Смотрит
вверх. ) Наверху нет. Посмотрим дальше. (Подходит к столу, вни-
мательно его осматривает. ) На столе нет. (Лезет под стол. ) И под
столом нет. И на стуле нет. И под стулом нет. Пропал мяч! Ребята,
помогите, скажите, где мяч.
Педагог (тихонько подсказывает). За шкафом.
(Дети хором повторяют. )
Неловкий (заглядывает за шкаф, радостно восклицает).
Вот он!
Неловкий (клоуну). Нашел, видишь, нашел! Мне ребята
помогли. Теперь ты отворачивайся. (Ловкий отворачивается, а
Неловкий берет мяч и кладет его перед шкафом. ) Давай ищи!
(Ловкий поворачивается и сразу хватает мяч. ) Нечестно! Я же
хотел спрятать за шкаф, а ты его сразу увидел!
Ловкий. Это же перед шкафом. (Кладет мяч на то же место. )
А перед шкафом все видно. Не видно тут — за шкафом. (Кладет
мяч за шкаф. )
Неловкий. Ладно, тогда не считается. Я мишку спрячу,
отворачивайся. (Ловкий отворачивается. Неловкий берет мишку и
сажает его за шкаф так, что половина игрушки видна. ) Ищи!
Ловкий (поворачивается). Вот! (Указывает на мишку. ) Ты
что с ним сделал? Сломал? Что сделал? Ребята, посмотрите —
половина мишки есть, а половины нету. Где еще две лапы?
Неловкий. Не знаю, я не ломал. Ребята видели.
Ловкий. Понял! Понял! Их за шкафом не видно. (Вытаски-
вает мишку. ) Целый! (Показывает ребятам. Потом вновь сажает
его там же, чтобы дети убедились, в каком положении видна часть
игрушки. ) Теперь я спрячу маленькую куклу. (Сажает мишку на
стол и за его спиной прячет куклу. )
Неловкий (долго ищет и находит). Понял — кукла сидела за
мишкой, ее не было видно. Отвернись, я мишку спрячу. Посиди,
мишенька, теперь ты за куклой. (Сажает мишку за куклой. ) Ищи!
Ловкий (сразу находит). Есть! Есть!
Неловкий (заходит со стороны детей). Видно. Почему?
(Меняет местами куклу и мишку. ) А куклу не видно. Почему?
(Снова меняет местами. ) Мишка за куклой — видно. (Опять
меняет. ) Мишка за куклой. Видно.
Ловкий. Мишка большой, поэтому его видно, а кукла ма-
ленькая, ее и не видно за мишкой. (Показывает, переставляя
игрушки. ) Ладно, нам пора уходить.
Клоуны прощаются и уходят.
Угадай, кто за кем
Цель. Продолжать формировать у детей представление о
заслоняемости одних предметов другими; уточнить представление
о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не
заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за»,
«перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педа-
гога. Педагог просит детей посмотреть, что находится на столе, и
закрыть глаза. Берет две игрушки, отставляет их несколько в сто-
рону и встает так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза
и обнаруживают, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола.
Куда же делись игрушки? » — говорит педагог. Если кто-то из ре-
бят догадается, педагог удивленно говорит: «Ах, я встала и засло-
нила их». Если же дети не находят, то ищет сам и, обнаружив про-
павшие игрушки, объясняет причину их исчезновения.
После этого педагог убирает игрушки и приглашает к столу
Двоих детей: одного — высокого, крупного, другого — маленького.
Дети вновь убеждаются в принципе заслоняемости, когда малень-
кий встает за спиной большого. Итоги игры педагог обсуждает
с детьми, почему Таню не видно за Колей, а Колю за Таней вид-
но: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не мо-
жет».
I 13
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один прячется,
а все под руководством педагога ищут, последовательно осматри-
вая в комнате мебель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: