Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большие и маленькие шары. Где я взял воду. Развитие слухового восприятия




Большие и маленькие шары

Цель. Находить по словесной инструкции большие и малень-
кие предметы на ощупь.

Оборудование. Три пары мишек и кукол разной вели-
чины (большой мишка и большая кукла, мишка и кукла среднего
размера, маленькие мишка и кукла), три шара (большой, средний,
маленький) и другие игрушки (матрешки, утенок), «чудесный ме-
шочек».

Ход игры (проводится с подгруппой из 6 детей). Дети сидят
за столами парами по торцевым сторонам. Каждой паре педагог


 


 


 


 



 




 

 




 

 

 

 

 

 


дает мишку и куклу (можно двух мишек или двух кукол) при-
мерно одинакового размера: одной паре—больших, другой—
средних, третьей — маленьких. Говорит, что кукла с мишкой хотят
поиграть, покатать друг другу шарик (мячик), но шариков у них нет,
их надо достать из мешочка: большим кукле и мишке — боль-
шой шарик, средним — шарик поменьше, а маленьким — самый
маленький шарик. Один ребенок из каждой пары достает шарики.
Когда дети получат шарики, они играют с ними — катают по
столу от мишки к кукле и обратно.

Где я взял воду

Цель. Учить соотносить качества предметов.

Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теп-
лой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен
чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день;
вторая пара картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на
другой — речка летом).

Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он,
налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребе-
нок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда
взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает
возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята
из чайника, который нагрели на плите, а холодная — из речки».

В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохра-
няя ту же дидактическую задачу.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух
направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных
звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется
фонематический слух. Оба направления имеют для человека
жизненно важное значение и начинают развиваться уже в мла-
денческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие
звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному
возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий* чем
слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по
тембру звучания.

Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано
отличает голос матери от голосов других людей, улавливает ин-
тонацию. Лепет ребенка — активное проявление возникновения
собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно
слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонема-
тического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некото-
рых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все
звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без
искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным разви-
тием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей пато-

логической инертности в младенческом и раннем возрасте нет ин-
тереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало диф-
ференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки
может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития
фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или
же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые
дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают
за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами.
Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со снижен-
ным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторич-
ный, и при правильной постановке обучения он поддается педа-
гогической коррекции. Поэтому проведение дидактических игр,
направленных на развитие слухового восприятия, является необхо-
димой составной частью коррекционно-воспитательного процесса
в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая
работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психи-
ческого развития детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...