Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции религии.




Билеты

Б1

В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различающиеся по главному объяснительному принципу.

I. Теологические (конфессиональные) интерпретации. Объяснения варьируются, но общим в них является представление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д.

1 ) Христианские исследователи. Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии– католицизму, протестантизму, православию, в главном они согласны друг с другом: религия есть "величина sui generis (особого рода)", появляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком.

а) С упранатурализм. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны. Супранатурализм исходил из "сверхъестественной откровенности" христианства и возможности его постижения лишь через Откровение.

б) Связь христианства с различными общественными отношениями была подвергнута обстоятельному анализу представителями исторической школы в теологии. Протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865 1923), выступивший как систематизатор идей этой школы, применил к анализу религии (христианства) "исторический способ рассмотрения".

В дальнейшем в конфессиональном религиоведении развивалась две тенденции в понимании религии и ее соотношения с обществом — разделяющая и соединяющая.

в) Представители первой исходят из различения религии и общества как "самостоятельных величин". Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869 1937) полагал, что религия это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Человек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга, с другой – оно захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его, держит его в своем обаянии. Понятие святого служит для Р. Отто основой создания всеобщей категориальной системы, с помощью которой может быть объяснена всякая религия.

г) Сторонники соединения религии и общества полагают, что ныне христианские принципы реализуются "в мире", происходит "перенесение" верований и символов в мирскую сферу, а потому она не является безрелигиозной. П. Л. Бергер (р. 1929), американский социолог и евангелический теолог, совместно с немецким исследователем Т. Лукманом (р. 1927) анализирует религию с позиции феноменологической социологии знания и феноменологической социологии религии.

II. Философские и социологические трактовки религии многообразны, рознятся в интерпретации зависимости от исходных принципов и методов.

Немецкие мыслители К. Маркс (1818 1883) и Ф. Энгельс (1820 1895) базировали характеристику религии на диалектико-материалистическом понимании природы, общества, человека. Они полагали, что у религии нет "собственной" (вне всеобщей) истории, "особой не от мира сего" сущности и "особого" содержания. Религия развивается в контексте истории общества; в зависимости от движения материального производства. По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они превратный мир. Ф. Энгельс писал: "...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Инструментом познания социальной действительности являются, по М. Веберу, идеальные типы. Этот мысленный образ не является воспроизведением исторической реальности, а создается посредством одностороннего "усиления" определенных элементов действительности.

Э. Дюркгейм дал следующее определение религии: "Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды". Религия есть особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше индивидов и подчиняют их себе, она представляет собой "систему идей, при помощи которой индивиды представляют себе общество, членами которого они являются, и темные, но интимные связи, которые они с ним имеют". Религия дает понимание социальной реальности в мифологической форме, пытается перевести социальные отношения на понятный язык. Э. Дюркгейм внес существенный вклад в разработку структурнофункционального подхода; идеи этого подхода были развиты известными этнологами и социальными антропологами А. Радклифф-Брауном (1881 - 1955) и Б. Малиновским (1884 - 1942) и особенно американскими социологами Т. Парсонсом (1902 - 1979) и Р. К. Мертоном (р. 1910).

III. Биологические и психологические концепции религии ищут основу в биологических или биопсихических процессах человека. С этой точки зрения основу религии составляют "религиозный инстинкт"; религиозное чувство, которое "примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы" и выступает как "оружие в борьбе за жизнь"; "ген религиозности". Религия это "психофизиологическая функция организма"; представляет "кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь"; "как и сексуальность, часть человеческой природы", пробуждающая "глубокие страстные чувства", и т.д.

IV. Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы религии в эмоциональной сфере. В качестве эмоциональной "клеточки" брались самые разные чувства: зависимость и страх, почитание и благоговение, любовь, переживание бесконечности, стыд, нравственные чувства, чувство возвышенного и др. Были и такие теории, которые выводили религию из интеллектуальной или волевой сферы. Философ-прагматист У.Джеймс объяснял религию, исходя из индивидуальной психики: "Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством." На базе коллективной психологии интерпретировал религию французский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939). Он полагал, что различным социально-историческим типам общества соответствуют различные формы мышления, отличал первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856 1939) биологизировал и натурализировал психику человека. По его мнению, основу психики индивида составляет бессознательное "Id" ("Оно"), которое является психическим представителем "первичных влечений" природного биологического начала. Среди первичных имеются влечения к жизни сексуальные и влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к разрушению (Танатос). В сфере "Оно" доминируют сексуальные влечения, которые, в отличие от стремления к самосохранению, способны к вытеснению и сложной трансформации. Под влиянием окружающих, предъявляющих индивиду систему табу, формируется "Ego" ("Я"). В ходе социализации формируется еще одна структура "Super-Ego" ("Сверх-Я"), в ней интериоризуются моральные, этические требования, идеалы и запреты. Стремясь примирить эти тенденции, "Я" постоянно терпит неудачу, а потому оказывается "льстецом, оппортунистом, лжецом". Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато появлением невроза. 3.Фрейд считает невроз индивидуальной религиозностью, а религию универсальным коллективным неврозом. Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Происхождение религии 3. Фрейд связывал с беспомощностью человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней "арсенал представлений, порожденных потребностью сделать человеческую беспомощность легче переносимой". Религиозную веру он считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение желания.

В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швейцарского психолога и культуролога, религиозные представления выступают как продукты "коллективного бессознательного", а последнее как "базовый религиозный феномен".

"...под "религией", пишет Э. Фромм (гуманист), я понимаю любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения".

V. Этнологические теории строятся на основе подхода использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего используют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии усматривается в некоей "человеческой природе", присущей индивиду образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей, или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

Английский этнограф Б. Малиновский известен и как "полевой" исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к религии, развитых с точки зрения этнологии. Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом жителей Тробриандовых островов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...