Основные направления буддизма.
Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм. Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: "узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. Вообще буддизм никогда не был единой религией, в нем параллельно существовала много направлений (около 20). Но хинаяна и махаяна – основные. 1) Хинаяна: путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядовую сторону хинаяны. Своеобразие хинаяны, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его место занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно. В результате каждая личность получает впоследствии то, что она заслужила своими прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим жизненным путем и учением указал людям путь ко спасению, к освобождению от страданий. Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни. Именно этим путем можно добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени можно уже в земной жизни подготовить себя к переходу в то состояние, которое наступает после смерти, когда уже нет желаний и воли, к нирване. Достичь такого состояния можно только безукоризненным выполнением предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе и религиозной.
Водоразделом между хинаяной и махаяной являются средства достижения спасения-нирваны, т. е. предполагаемый способ переправы через океан бытия, через «сансару», выход из круговорота бытия. 2) Махаяна: допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного Бодхисаттвы (учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть); соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон. 3) Ламаизм: Название этого особого направления в буддизме, бытующеев европейских языках,
Ваджраяна: или «буддийский тантризм» - особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации. Проводник на этом пути (тантре) - наставник (гуру);пособие - эзотерические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, антропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая категория божественных существ, часто местные божества, включавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисаттвы. Сложился культ воплощений - бодхисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти - спутницы божества, его женской ипостаси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу местных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух Будд создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные "семьи" и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, демоны-охранители и антиподы благих качеств будд - демоны-враги. Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея - как будущий будда, своеобразный мессия. Обожествлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче - VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Его успехи, становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбхавы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибете. В разных местностях укрепились разные, так называемые "красношапочные" (нереформированные), направления. В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятельности, которая привела к возникновению "желтошапочного" направления, ставшего вскоре
4) Чань-буддизм Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III - VI вв. получает значительное распространение, и развитие. В VI - VII вв. происходит распад ведущего направления китайского буддизма - чань- на северную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна (638 - 713) стали основой для последующего развития в ее китайском (чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|