Принцип и концепция свободы совести.
Само понятие совести как ответственности человека за свои дела перед людьми и самим собой появилось довольно давно, в Древней Греции (Демокрит, Аристотель – «правильный суд доброго человека»). Воспитание справедливости, доброты, гуманности уже предполагает терпимое отношение к убеждениям других. Что касается Греции, то там люди были веротерпимы, и этому способствовала полисная демократическая организация – человек был наделен относительной свободой выбора, но это влекло и сознание ответственности за свои действия. Впоследствии по мере укрепления государственности новые идеи стали воспринимать как угрозу существующему порядку и преследовались (вспомним Сократа, Протагора, Анаксимена и других). Раннее христианство тоже было вполне терпимым к иным формам религии, т.к. следовало принципам древнего мира. Но опять же по мере становления в качестве государственной религии Римской империи терпимое отношение сменяется нетерпимостью. На всем протяжении истории прослеживается тенденция противодействия идеям клерикализма и властным амбициям церкви. Большое влияние на развитие идеи свободы совести оказали: 9-11 вв. - Иоанн Скот Эриугена (независимость собственных установок от церковных), Пьер Абеляр (взвешенное отношение к авторитету церкви в делах веры); 14-15 вв. – Макиавелли и Т.Мор (право в обществе каждому следовать какой угодно религии, свободно ее пропагандировать и воздерживаться от оскорбления других религий), Б.Спиноза; 17-18 вв. – Дж. Локк и Т.Гоббс (отделение школы от церкви и церкви от государства), Т.Джефферсон и Б.Франклин. По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических свобод в развитых государствах Европы и Америки свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений и на свободное проявление своего отношения к религии.
В России в силу особенностей православной веры борьба за свободу вероисповедания предполагала борьбу с монархией (приоритет государственной власти на церковной, государство брало на себя функции охраны «правой веры»). Русские религиозные мыслители и философы, выступавшие за свободу совести и секуляризацию общественных отношений: Хомяков, Аксаков, Киреевский, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Достоевский, Толстой. Содержание принципа свободы совести в работах Ленина: религия – частное дело, каждый должен быть свободен исповедовать какую угодно религию или на исповедовать никакой. Отделение государства от церкви и школы от церкви. недопустимы никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религии. Всякие упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть устранены. Конституция РФ отводит свобод совести важное место в системе гражданских свобод. · РФ провозглашается светским государством, · Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, · Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, · Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и пр., · Запрещаются любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, · Каждому гражданину РФ гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними,
· Каждому предоставлена свобода мысли и слова, · Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» - подтверждается право на свободу совести и вероисповедания, на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждениям, содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах совести и свободы вероисповедания. Принцип уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. религий.
Билет9.
Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Православие было такой религией, которая могла служить интересам утверждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые и культурные связи с Византией, где господствовало православие, великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке. Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Святославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел административную, религиозную, фискальную, военную и другие реформы. При принятии христианства он проявил понимание исторической необходимости.
После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Русская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать "десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились монастыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культурогенные и другие функции. С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени церковь стала обретать большую самостоятельность. Внутрицерковная борьба в XVII -ХУШ вв. Дальнейшее укрепление церковной
Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. В результате раскола образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели Церковная реформа началаХVШв ликвидировал патриаршество, Петр I (1672 - 1725) а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе с оберпрокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной деятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: руководство начальным образованием, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных.
После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления, С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран Внутрицерковное движение, возглавляемое митрополитом А.Введенским (1888 -1946), получило название "обновленчество". Обновленцы хотели приспособить политику церкви к новым историческим условиям. В апреле - мае 1923 г. они созвали "собор" отколовшихся от остальной церкви групп "Живая церковь", "Союз общин древлеапостольской церкви" и других, "лишили"
Билет 10.
Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая и сферу политики. В начале V в. Римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная была сильным единым государством, Западная - раздробленным конгломератом княжеств, вскоре завоеванных германцами. В VI в. Константинополь освободил Рим от варваров; последний попал в зависимость от византийских императоров. Константинопольский патриарх стал даже именовать себя вселенским, т. е. главой и восточной, и западной церкви. Но римским папам удалось превратить церковь в заметную экономическую силу (приобретение
Эти годы характеризуются кризисом традиционных, исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего христианства, являвшегося существенным элементом западноевропейской и американской систем ценностей. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен- Особенности. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная система; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна оппозиционность к официальным ценностям и идеалам. Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный, используется "техника" психологического манипулирования, психотерапия. Все многообразие культов можно условно разделить на пять групп.
1. Неоориенталистские культы: Например: "Общество Сознания Кришны". Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма. Предлагают мистический путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного божественного начала. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с этой подлинной природой. Вероучительные особенности отходят на задний план, на передний выступает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру, свами. 2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации", "Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания. 4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев. Значительное распространение получили спиритические движения, начавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке, практикующие общение с душами умерших.
Билет 11. 1 Культы и мистерии древних цивилизаций. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Homo Sapiens был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций. О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие. Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм". Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира. Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их. Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Б. Малиновский делает вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п. На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму. К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Со временем в руках отдельных общинников начинают накапливаться материальные богатства, в их подчинение попадают рядовые соплеменники. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Полидемонизм – почитание множества духов - вступает в свою завершающую стадию. На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков, местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться более могучие божества, влияние которых не ограничивается местными, индивидуальными или племенными условиями. Появляется генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма.
2 Идейные и социально-исторические условия возникновения христианства. Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.. Прослеживается близость первоначального христианства иудейской общине эссеев. Относительно быстрое распространение христианства в мало азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила. Идейные предшественники христианства. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало новую религию. Представители мифологической школы считают, что наука не рас-
Билет 12.
Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец XI в. до н. э. - ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал часто использоваться как эквивалентный слову "еврей". В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев. Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнообразного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена в III - II вв. до н. э. Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву" а божья воля открывается человеку через Танах. Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с н<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|