Основные направления в исламе.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 3 направления: суннизм (наибольшее число приверженцев), шиизм и хариджизм. Их появление связано с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине. Хариджиты (ар. «хаваридж» – вышедшие, выступившие) – самая ранняя религиозно-политическая группировка в исламе. Название определилось после одного события в истории: битва при Сиффине (657 г.). После убийства халифа Омана новым халифом стал Али, которому противодействовал влиятельный род Омана и их ставленник Муавия. Началась междоусобная война, и во время битвы Али вдруг дал согласие приостановить ее и решить вопрос с помощью третейского разбирательства. Это возмутило его приверженцев, они отказались поддерживать Али, выдвинув лозунг «нет халифа, иначе как по воле Бога и народа». Хариджиты выбрали своего собственного халифа, не признав ни Али, ни Муавия, а Али вообще впоследствии убили. Догматы: в основном касались теории власти в исламе. Халиф должен получать верховную власть от общины и только выборным путем, и если он не отвечает своему назначению, его можно низложить и убить. Халифом может стать любой, главное – быть глубоко приверженным Корану и Сунне и способным отстаивать интересы общины с оружием в руках. Халиф – просто главное уполномоченное лицо общины и военачальник, сакрального значения ему не предписывали. Хариджиты были радикалами и в политическом, и в религиозном отношении, непримиримыми поборниками чистоты ислама. Сейчас их очень мало, их немногочисленные общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии. Шииты (ар. «шиа» - группировка, партия) – эти, наоборот, признают только Али и его потомков в качестве преемников пророка Мухаммеда, но никакой новой системы религиозного характера из себя не представляют. Али на самом деле был двоюродным братом пророка и женат на его дочери Фатиме. Шииты никак не могут прийти к единству, существует множество шиитских сект в зависимости от того, какого сына Али признают (кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и др.). Особый авторитет за Кораном как единственным источником, а также за преданиями (ахбар – известия, сообщения) об Али и его ближайших соратниках.
Широко распространен культ мученичества; места, где похоронены Али и его сыновья – святыни и объекты паломничества. Также применяется принцип такия («благоразумное скрывание своей веры») – право совершать и говорить то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или в интересах общины, оставаясь в душе преданным своей религии; это потому, что шииты всегда оставались в меньшинстве и постоянно преследовались. Сунниты – самое крупное направление в исламе (90 % всех мусульман), «люди Сунны и согласия общины». Приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании; признание законной власти четырех «праведных халифов»; признание шести канонических сборников хадисов. Отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда. 4 правовых школы суннизма: маликитская, шафиитская, ханифитская, ханбалитская. Вообще суннизм оформился как результат на становление шиизма, а потом оформился в самостоятельное учение. Не раздроблен на секты, как шиизм. Суфизм – не совсем религиозное направление, а скорее мистико-аскетическое. В основе – идея о мистическом познании Бога, которое для ее последователей стало религиозным идеалом и высшей целью жизни. Интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин, концепция пути религиозно-нравственного самосовершенствования, духовного очищения и самоуглубления, отрешения от мирского «я», возможность личного и глубоко интимного общения с Богом, даже в крайнем варианте слияние с ним в состоянии экстаза. Строжайшее следование предписаниям Корана и Сунны, многократные молитвы и посты.
Предмет религиоведения. Религиоведение как комплексная относительно самостоятельная отрасль знания складывалось с 19 века, хотя соответствующие знания накапливались в течение многих веков. Образовано на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, лингвистики, всеобщей истории, этнологии, археологии и др. Изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, взаимосвязь в взаимодействие религии и других отраслей культуры. Главным является философское содержание, т.к. 1) разрабатываются наиболее универсальные понятия и теории объекта, и в этом смысле религиоведение помогает другим наукам (литературоведению, языкознанию, этнографии, искусствоведению), когда они обращаются к анализу религии, 2) исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. Религиоведение опирается на наследие философской мысли, историю общественных и естественных наук, достижения современной научно-технической революции, научное объяснение религии. Основные разделы: · Философия религии (совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение и понимание объекта); · Социология религии (общественные основы религии, закономерности ее возникновения и функционирования, место и роль, влияние религии); · Психология религии (психологические закономерности); · Феноменология религии (соотношение представлений, идей, целей, мотивов индивидов, и с этой точки зрения описание явлений религии); · История религии (движущийся мир религии во все его многообразии); + Знания о свободомыслии (содержание, закономерности развития, функции) Термины: 1) общефилософские категории (бытие, сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, общество, культура, отчуждение), 2) понятия и термины логики, этики и эстетики (знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота),
3) общенаучные понятия (система, структура, функция, роль, закон), 4) частнонаучные понятия (эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, жизнь, смерть), 5) специальные религиоведческие понятия (религия, религиозный опыт, теология, церковь, конфессия, культ, храм, молитва, теизм, Бог, ангел, рай, ад, карма), 6) класс понятий, отражающих процессы изменения религии (развитие и эволюция религии, сакрализация, секуляризация, сектообразование, модернизация). Методы исследования: каузальный анализ (изучение причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции явлений), гл. вопрос – «почему». Историзм (генетический подход – видение последующих этапов развития из начальной фазы, актуализм – создание теоретических моделей, сравнительно-историческое исследование – сопоставление разных этапов развития одной религии в различные моменты). Типологический метод (процедуры расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам). Феноменологический метод (приемы выяснения значений и смыслов, соотношение молитв, идей и целей индивидов). Герменевтический метод (применяется в целях понимания религиозных явлений; приемы истолкования сакральных текстов и т.д.). Структурно-функциональный анализ (раскрытие строения и функционирования элементов системы).
Билет 15. Концепция последнего пророка в исламе. В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями. Коран определяет число пророков более 100 000, но называет 28, предшествовавших Мухаммеду (Первый – Адам; также Ной, Давид, Соломон, Иисус и др.). Проповедовавшие веру в единого Бога пророки в соответствии с мусульманской традицией предсказывали появление Мухаммеда. Мухаммед считается «печатью пророков», последним в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. Мухаммед, как и другие пророки, считается обыкновенным человеком и не мог стать объектом обожествления. В то же время пророки, посланные Богом для проповеди священного писания, относятся к категории избранных, приближенных к Богу людей. Пророки в мусульманстве стоят выше ангелов, т.к. они ведут борьбу со своей природой. Они – посланцы Аллаха, которым поручалось проповедовать людям новую религию или напоминать им о ней. Пророки обладают даром творить чудеса. Мухаммед соглашался признать за собой только одно чудо – откровение Корана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|