Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родоплеменные и национально-государственные религии, основные черты.




Родоплеменные религии. Самые ранние формы религиозных верований, существовавшие еще в период родоплеменной организации общества – это фетишизм, тотемизм, анимизм и магия.

Фетишизм (от португальского «магическая вещь») – предписывание самым различным предметам, поразившим воображение людей (камень необычной формы, зуб животного, кусок дерева и т.д.), не присущих им свойств: способности исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п. Если человек после обращения к такому предмету действительно достигал успеха в чем-то, он считал, что это заслуга фетиша и оставлял его себе, если нет – выбрасывал или заменял другим, а мог даже и наказать за беспомощность.

Тотемизм – вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенные видом животных или растений. Он тесно связан с хозяйственной деятельностью – те животные и растения, которые «кормили» человека, и становились объектом поклонения. На ранних этапах такое поклонение предполагало употребление тотемов в пищу, но впоследствии на это появились табу (люди стали верить, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки человека и их тотема).

Магия (греч. «колдовство, чародейство») – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира путем обращения к таинственным силам. Когда первобытный человек был не уверен в своих силах, когда он сталкивался с проблемами, решение которых зависело не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов (например, при культивировании растений, урожай которых неустойчив), это заставляло его полагаться на помощь таинственных сил. Обычно магическими приемами занимались колдуны и шаманы – специально подготовленные люди. Магия могла быть контактной (непосредственное воздействие на объект), инициальной (как бы виртуальное воздействие, т.к. объект недосягаем), парциальной (опосредованное воздействие через, например, остриженные волосы или ногти), имитативной (воздействие на подобие объекта).

Анимизм (от лат. «душа») – вера в существование душ и духов. Здесь 2 направления верований. Первое связано с такими явлениями, как сон, галлюцинация, болезнь, смерть. Люди не могли объяснить их, вот и придумали понятие о душе, которая живет в теле и иногда его покидает. Отсюда представления о загробном мире, о переселении душ и т.д. Второе направление возникло из стремления к одухотворению окружающей действительности. Человек рассматривал все вокруг как нечто подобное себе, наделяя мыслями, чувствами, волей. Некоторые отмечают, что впоследствии, путем длительной и сложной трансформации, анимизм превращается в политеизм, а потом и в монотеизм.

 

Национально-государственные религии. Тесно связаны с историей, социальной структурой, культурой народа.

Индуизм – религия народов Южной Азии (прежде всего, Индия – 83% населения и Непал), 800 млн. последователей.

Сначала ведическая религия (Веды – сборник гимнов, заклинаний, заговоров, молитв) – религия древних ариев. Три сословия - варны ритуально полноценных людей, дваждырожденные, брахманы как посредники с богом, жертвоприношения – это все оттуда. Но впоследствии эта архаичная религия перестала отвечать потребностям общественного развития, стала помехой, пережила глубокий кризис, значительно трансформировалась и «победила» конкурентов – буддизм и джайнизм. В принципе, то же самое, что и брахманизм, но более тщательно проработанный. Веды сохранили, но снабдили многочисленными комментариями.

Индуизм – очень плюралистичная религиозная система. Характерен политеизм. Большая мифологическая сложность и многообразие пантеона. В разных районах той же Индии в качестве основных объектов поклонения фигурируют самые различные божества, причем под местными названиями и в свободной форме. Нет в индуизме и единой религиозной организации (обряды разные, место наиболее значимых и массовых сборов – крупнейшие храмы региона). Социально объединяют индуистов понятие касты, авторитет брахмана, знающего священные тексты, всеобщность закона воздаяния – кармы, почитание коровы. Центральное место занимают доктрины о сансаре и карме.

Сансара – перерождение души в мире.

Карма – закон воздаяния.

Дхарма – закон поведения для определенной группы (касты).

Тримурти – космическое духовное начало, имеющее три ипостаси:

Вишну (Хранитель) – хранитель мирового порядка. Его alter ego – Рама (Кришна) – победитель демона.

Шива (Разрушитель) – несет энергию разрушения, импульс, сочетающий в себе конец и начало. Его жена Кали – воплощение разрушающей страсти (ей поклоняются многие индийские женщины).

Брахма (Создатель) – первопричина мира, источник энергии, которой питаются другие ипостаси.

2 основных направления индуизма – вишнуизм и шиваизм, Брахма воспринимается как первопричина мира, но в культовой практике особой роли не играет.

Огромное количество второстепенных божеств: Рама (праведный царь-победитель демона), Кришна (бог-защитник), Ганеша (слоноголовый сын Шивы, даритель удачи и достатка) и др.

Джайнизм – очень малочисленная религиозная группа (менее 1% населения Индии), но играет заметную роль в экономической жизни, т.к. джайны в основном занимаются финансами и предпринимательством (это очень странно, т.к. их вера предполагает почти монашеский образ жизни – см. ниже).

Создателем веры и основной фигурой у джайнов считается Вардхамана (4 в. до н.э.), он же Джина – «победитель», он же Махавира – «великий герой». Путь его похож на путь любого гуру – был обычным человеком, потом раздарил все свое имущество, ушел из мира, пустился в странствия, и наконец, достиг конечного освобождения, нирваны.

Стержень учения – самосовершенствование души. Не признают бога-творца, считают мир изначальным, а душу вечной субстанцией, не знают противопоставления материального и духовного – все у них духовное, все живое: и растение, и предмет. Принцип ненанесения вреда живым существам, поэтому все профессии, связанные с гибелью живых существ, запрещены. Крайний аскетизм (это для особо ревностных) – пьют только процеженную воду, ходят с повязкой на рту и веником – чтобы ненароком не проглотить или не раздавить какую-нибудь букашку. Не употребляют в пищу мяса. 5 основных обетов: не причинять вреда живому, не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым плюс иные добровольные обеты. Но вообще много общего с индуизмом (карма, нирвана, обряды).

Сикхизм – тоже Индия, 15-16 вв., синтез двух культур – индуистской и мусульманской.

Основатель – гуру (учитель) Нанак, его последователи – сикхи (ученики).

Сикхизм был во многом вызовом индуизму, хотя начал складываться в его рамках:

- отвергали многобожие индуистов, Бог – «Эк» (Единственный, Один), но это один лишь из эпитетов, так как у Единственного нет своего имени, поэтому пользовались и индуистские, и мусульманские имена – Хари, Гопал, Рам, Аллах и т.д.;

- равенство людей перед Богом, каждый может с ним общаться напрямую, без посредников;

- негативное отношение к кастовой иерархии и кастовому неравенству.

Но в принципе есть и много общего: Бог сикхов воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (это Брахма, Вишна и Шива в индуизме). Служение Богу не подразумевает аскетизма и отшельничества, наоборот, нужно вести активную жизнь, полную труда, следуя путем любви, веры и преданности Богу.

Конфуцианство – этико-философское учение, основатель – Кун-цзы (Конфуций), 6-5вв. до н.э. Китай, Япония, Корея и некоторые другие страны.

Культ умерших предков, культ Земли и почитание древнего божества Шан-ди (ассоц. с Небом как высшей божественной силой) => триада: повелитель неба (Шан-ди), старший сын неба (император), остальные сыны. Самосовершенствование человека (идеальный человек – цзюнь цзы) с целью достижения единения с Космосом. Благородный муж – источник нравственности для всего общества, приобщен к правилу «золотой середины». Правила семейной этики перенесены на сферу государства. Общественная иерархия не предполагает унижения для низших по статусу, т.к. все основано на нравственности и долге-справедливости.

В общем, я думаю, этого хватит. Помимо вышеперечисленных, к национальным религиям относятся: парсизм (то же – зороастризм, Индия, Иран, Пакистан), даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль).

 

Ислам в России.

Впервые Русь столкнулась с мусульманами после выхода ислама за пределы Аравийского полуострова. Довольно близкие контакты были установлены во время татаро-монгольского нашествия. Присоединенные территории Российской империи, населенные исламскими народами (Поволжье, Кавказ, Средняя Азия) стали важной составной ее частью.

Сейчас в России ислам исповедуют около 11,5 млн. человек (8% населения). Зона ислама – Поволжье, Приуралье (татары и башкиры), Северный Кавказ (чеченцы, ингуши, дагестанцы, осетины), ряд районов Сибири. Нельзя забывать и об иммигрантах, хотя большинство мусульман в России – коренные жители.

Ислам – господствующая религия ряда государств СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Азербайджан, Казахстан).

Процесс реисламизации, оживление религиозной жизни в мусульманских районах, получил развитие в период распада СССР. Он сопровождался попытками восстановить утраченные позиции ислама (у народов, принявших его давно и обладающих древней традицией, например, татар), широким распространением знаний об исламе, просвещением населения (обрядовая сторона в исламе доминирует над догматикой, так как ее довольно сложно усвоить). Одновременно это использовалось в целях национальной консолидации.

Основная часть мусульман России – татары, второе место – башкиры. Предпринимаются шаги по объединению мусульман России различных регионов для решения различных социальных проблем (документ «Основные положения социальной программы российских мусульман» принят Советом муфтиев России в 2001 году).

Нынешние и недавние события в мусульманском ближнем и дальнем зарубежье оказывают воздействие и на ситуацию в исламских районах России. Иногда руководство республик стремится занять самостоятельную позицию, отличную от позиции центрального правительства. Но в целом исламский фундаментализм не получил широкого распространения в РФ (кроме, пожалуй, Чечни), хотя тенденция к политизации ислама сохраняется (Партия исламского возрождения). Россия – светское многонациональное и многоконфессиональное государство, и поэтому должна обеспечить всем равные права и свободы, в т.ч. и в сфере религии.

 

Билет № 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...