Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Разыгрывая на занятиях диалоги, где в едином смысловом поле объединены действия разных персонажей (заяц, еж, волк), воспитатель, по сути дела, показывает детям образец сюжета, демонстрирует взаимоотношения героев. Уже здесь дети приобретают опыт игрового и ролевого взаимодействия. Для развития содержания самой сюжетно-ролевой игры воспитатель побуждает детей к обсуждению возможных вариантов того, что может произойти в игре, например, кто еще мог оказаться у елки, что могли делать звери, кто кому помог, как удалось спастись от волка и т. д. Это стимулирует фантазии детей. Опираясь на инициативных детей, воспитатель дополняет первоначальный вариант игры. Такой педагогический прием способствует развитию творчества и подготавливает детей к совместному созданию сюжетов для самодеятельных игр, учит детей согласовывать свою инициативу, свои действия с партнерами по игре. Организуя предметно-игровую среду для самодеятельных игр детей, воспитатель опирается в первую очередь на желания детей и вносит тот материал, который им интересен. Вместе с тем, следует создавать так называемые «ассоциативные поля», которые могут побуждать детей к созданию новых игровых замыслов. Накануне Новогоднего праздника детям будет приятно и радостно увидеть в игровом уголке дорогих гостей: Деда Мороза, его внучку Снегурочку, елку и других персонажей. Воспитатель может привлечь внимание детей к этим игрушкам, напомнить о предстоящем празднике, посоветовать вспомнить стихи и песенки, которые они готовят к новогоднему утреннику, рассказать и спеть их новым «гостям». Это, с одной стороны, помогает закрепить материал музыкальных занятий, с другой — способствует развитию игры по соответствующему сюжету. Дети, участвующие в игре с помощью воспитателя, принимают на себя роль лесных зверюшек, читают стихи и поют песенки Деду Морозу уже от их лица. Благодаря этому в игре используется внеигровой опыт.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Вставайте в хоровод, встречайте Новый год!» Задачи. Вовлекать детей в разыгрывание ролевых диалогов в инсценировке и игре-драматизации. Обогащать содержательное внеситуативное общение детей со взрослым. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ч». Материалы, инструменты, оборудование. Белый платок. Елочка. Игрушки: зайчик, волк, Дед Мороз, Снегурочка. Элементы костюмов: елки, зайца, волка (по усмотрению воспитателя). Елочные украшения 2—3 шт. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель рассказывает новогоднюю историю и разыгрывает сценку на столе: расстилает на столе белый платок — это «снег», ставит заснеженную елочку и под ней зайчика. Как-то раз под Новый год бежал по лесу зайка. Увидел зайка елку и ласково говорит: — Елочка, елочка-зеленая иголочка, спрячь меня от волка. — Прыгай под мои пушистые ветки. Только спрятался заяц под елкой, подбегает волк и злым голосом кричит: — Эй, ты, елка-колючая иголка, куда подевался косой? — Я его не караулю. Побегай, поищи сам. — Спасибо, зеленая сестренка, ты меня выручила. Педагог приглашает детей разыграть новогоднюю историю. Ребенок берет игрушки в руки и ведет ролевой диалог. Выслушивают двоих детей. После этого воспитатель достает элементы костюмов и выбирает троих сильных ребят на роль елочки, зайчика и волка, которые разыгрывают сценку по ролям (игра-драматизация). Затем эти дети по своему желанию выбирают следующих участников и передают им костюмы. Игра драматизация повторяется еще 2 раза. Педагог обращается к детям с вопросами:
— Как вы думаете, что было дальше? (Фантазии детей.) —А, может быть, зайка пригласил к елке разных зверушек? Может —Что они стали делать около елки? Затем воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения 3. Александровой «Елочка»: Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых! Елочка, елочка, Яркие огни, Синими бусами, Елочка, звени...1 Воспитатель спрашивает: «Без кого не бывает новогоднего праздника?» Появляются игрушки: Дед Мороз и Снегурочка. Воспитатель от имени Деда Мороза обращается к детям (читает отрыврк из стихотворения В. Берестова «Елочный шар»): Всю елку до макушки Украсили игрушки! Вставайте в хоровод! Встречайте Новый год!2 С Новым годом. Стихи, загадки, песни. — М.: Самовар, 2006. С. 13. Там же. С. 21.
Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что звери у елочки танцуют, играют на музыкальных инструментах. Зачитывает отрывки из стихотворения Б. Заходера «Звонкий день» ' от слов «В барабаны — стук да стук...» до слов «Очень звонкий день!» Дети изображают игру на музыкальном инструменте, повторяют звукоподражания, выполняют танцевальные движения. Педагог рассказывает, что в Новый год все люди поздравляют друг друга, дарят подарки, желают всего самого доброго. Спрашивает детей, что бы они хотели пожелать друг другу, друзьям, родным и себе. Выслушивает фантазии детей и продолжает: «А вот что захотел пожелать своему другу снеговик». Зачитывает стихотворение А. Усачева «Новогоднее поздравление снеговика»: Снеговик письмо шлет другу: «Я тебе желаю вьюгу... Чтоб метель весь год мела... Льда, сугробов, снежных горок, И морозов «минус сорок»... И душевного тепла!»2 Воспитатель обсуждает с детьми пожелания снеговика, подводит их к выводу, что только в таких условиях снеговик не растает и останется на всю зиму вместе с ними. В заключении говорит: «Дед Мороз, Снегурочка, все лесные жители и елочка-красавица желают вам веселых новогодних праздников и исполнения желаний!» КОНСТРУИРОВАНИЕ «В новогоднем лесу» Задачи. Расширять представления детей об изменениях в природе зимой. Учить видеть снег в обрывках и комочках белой бумаги, снеговика и ель в разных по величине комках белой бумаги и зеленых треугольниках; преобразовывать пейзажную композицию, дополняя ее новыми элементами и объектами (снежинками, снеговиками, елями); сминать пальцами мягкую бумагу в большие и маленькие комочки трех величин и конструировать из них образ снеговика; сгибать квадратный лист по диагонали и конструировать ели из треугольников нескольких градаций величины (3—5). Развивать согласованность в действиях детей при выполнении общей композиции. Обогащать словарь (снег падает, кружится, белый, пушистый, липкий, комки, сугробы, снеговик, шляпа, ведро, метла, ели, большой — поменьше — маленький).
Заходер Б. Моя Вообразилия.— Смоленск: Русич, 2003. С. 20. С Новым годом. Стихи, загадки, песни.— М.: Самовар, 2006. С. 47. Предварительная работа. Воспитатель на большом рулонном листе бумаги голубого цвета создает пейзажную композицию «В зимнем лесу», на которой изображены сугробы, снегопад, 2-3 дерева и один снеговик. Все объекты расположены на большом расстоянии друг от друга для включения в композицию детских работ. Материалы, инструменты, оборудование. Для каждого ребенка 4 листочка белой мягкой бумаги разной величины (1 целая салфетка, 1 половинка салфетки, 2 четвертинки салфетки) для изготовления снеговиков, маленькие геометрические фигурки (треугольники, кружочки, прямоугольники, полукруги) для детализации изображения снеговиков и набор из 3 или 5 квадратов разной величины (3, 5 градаций) зеленого цвета, клей-карандаш — для изображения елей. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель привлекает внимание детей к пейзажной композиции, расположенной горизонтально на сдвинутых вместе детских столах, предлагает ее рассмотреть и спрашивает: —Что изображено на картине? (Деревья и снеговик.) —Какое время года изображено на картине? (Зима.) —Где находится снеговик? (В лесу.) —Снеговик грустит, потому что скоро Новый год, а в лесу нет ни
—Как это сделать? Из каких деталей можно сконструировать ель? —Можно ли сделать треугольники из квадратов? —Как треугольники соединить между собой, чтобы получилась Воспитатель подводит итог: «Я поняла, что вы знаете, как сделать, чтобы в лесу стало много елей. Садитесь за столы и приступайте к работе!». Воспитатель руководит практической деятельностью детей: «Возьмите подносы с квадратами, сделайте из них треугольники, и, как только вы выполните это задание, сконструируйте на столе свое еловое дерево». Воспитатель просит детей разложить все треугольники по величине в ряд (от большого к маленькому) и предлагает начинать конструирование ели с самого большого треугольника, затем присоединить к нему поменьше, еще поменьше и самый маленький по величине. Выполнив это задание, дети переносят треугольники на подносе к общей композиции. Найдя на ней место для своей елки, они повторно конструируют ее (соединяют все треугольники от самого большого к самому маленькому) и, убедившись, что все сделано правильно, приклеивают. Дети работают стоя, не мешая друг другу.
После того как композиция пополнится еловыми деревьями, воспитатель обращается к детям: «Посмотрите на этого снеговика. Вы видите, как он рад? Ему очень понравилась ваша работа. Он хочет пригласить в наш лес других снеговиков. Давайте ему поможем — сделаем из бумаги много разных снеговиков». Дети снова садятся за столы, и воспитатель предлагает для изготовления снеговиков использовать бумажные квадраты разной величины: «Каждую салфетку сомните в комок. Получатся комки разной величины. Из них вы сделаете снеговика». После того как дети сомнут и скатают 4 комочка, воспитатель предлагает им сначала выложить изображение снеговика на столе, соединив два больших комка — туловище и голову, затем присоединив к туловищу самые маленькие комочки — руки снеговика. Далее воспитатель предлагает детям перенести свои заготовки (бумажные комочки) на подносах к общей композиции. Дети находят место для своего снеговика, затем превращают шарики в диски, сжав их между ладонями, конструируют снеговика и приклеивают. На заключительном этапе работы дети дополняют образы снеговиков: приклеивают каждому из них «глаза», «нос», «шляпу», «метлу» (разные по цвету и величине кружочки, треугольники, прямоугольники или другие готовые геометрические формы). Затем воспитатель приклеивает несколько небольших желтых прямоугольников на ветки ели. «Это свечи, — говорит она, — сейчас мы их зажжем (использует золотую фольгу или красную бумагу) и снеговики будут весело встречать Новый год. К ним в гости придут разные зверюшки».
В конце занятия дети любуются пейзажной композицией, придумывают ей название. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Стихи о елке» Задачи. Познакомить детей с поэтическими произведениями разных авторов на одну тему. Учить понимать смысл, эмоционально откликаться на содержание стихов, проигрывать содержание на игрушках. Развивать поэтический слух. Поддерживать эмоциональные переживания детей в предвкушении праздника. Материалы, элементы, оборудование. Групповая елка с игрушками. Мягкие игрушки: обезьяна, мишка, заяц, цыплята, матрешки. Элементы костюма для ребенка —«елочки». Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям узнать, о чем сегодня они будут читать, отгадав загадку: Зелены всегда и колки На ветвях ее иголки. Новый год встречая с нами, Вся горит она огнями. (Елка) Воспитатель удобно размещает детей вокруг елки в группе и говорит, что прочитает сегодня 3 стихотворения — все они будут о елке. Праздник совсем близко, скоро детвора и взрослые будут вокруг водить хороводы вокруг елки, играть, петь. Интересно, а нравится ли самой елочке этот праздник, хотелось бы ей самой весело плясать вместе с детьми? Выслушиваются размышления детей. Предлагает послушать стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Елка»1. Дети рассматривают свою елку, игрушки, которые они смастерили для нее, педагог машет веточками елки и от ее имени благодарит детей за украшения. «А вы знаете, — продолжает воспитатель, — не только елочке хочется плясать с детьми, но и вашим игрушкам тоже хочется побывать на празднике, повеселиться. Сейчас вы услышите стихотворение, в котором рассказывается, что произошло в одном доме, когда вечером дети и взрослые поставили елку и'ушли спать». Читает стихотворение В. Берестова «Новогоднее происшествие». Простые игрушки сквозь щелку Однажды увидели елку: «Давайте-ка елку нарядим! Залезем на ветки и сядем!» Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1984. С 163.
Полезли на елку игрушки. Мартышка уже на верхушке. Под Мишкою ветка прогнулась. Под Зайчиком чуть покачнулась. Цыплята висят как фонарики, Матрешки, как пестрые шарики... «Эй, елочные игрушки, Снегурочки, звезды, хлопушки, Стекляшки витые, литые, Серебряные и золотые! Пока мы пылились на полке, Мы все очутились на елке! Сейчас ребятишек обрадуем! Ой, батюшки! Падаем! Падаем!»1 — Понравилось ли это стихотворение вам? Его написал извест Дети вспоминают героев, выбирают, кто кем будет, подбирают себе игрушки, соответствующие образу в стихотворении. Для «елки» можно приготовить элементы костюма: зеленую юбку и накидку на плечи. Далее воспитатель еще раз читает стихотворение. Ребенок-елочка встает посередине группы, расставляя руки в стороны. Выбранные дети-артисты с помощью мягких игрушек изображают события. Отдельные строки и слова стихотворения дети могут подговаривать, например: «Давайте-ка елку нарядим, залезем на ветки и сядем» или «Сейчас ребятишек обрадуем, ой, батюшки, падаем, падаем!». В конце все участники падают на пол. Если игра вызовет у детей интерес, ее можно повторить с другими детьми. «А теперь, — говорит педагог, — послушайте еще одну историю, которая приключилась с елкой в зимнем лесу накануне нового года. Я буду читать стихотворение, а вы закройте глаза и постарайтесь увидеть эту картинку». Читает стихотворение А. Барто «Дело было в январе»2. После чтения беседует с детьми по вопросам: — Какие картинки вы представили себе? Расскажите, каким был — Как зайчата обманули волка? — Можно ли их назвать умными, сообразительными, догадливыми? — Понравилось ли вам стихотворение? Давайте на следующем за 1 Берестов В. Д. Веселые науки: избранные произведения. — М.: Астрель: ACT, 2 Барто А. Л. Стихи детям. М: Детская литература, 1981. С. 45. АППЛИКАЦИЯ «Зайчики на елке» Коллективная композиция Задачи. Продолжать учить детей создавать образы пушистых животных в технике обрывной аппликации — закруглять уголки квадрата и прямоугольника. Познакомить со способом обрывания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и композиции. Формировать навыки сотрудничества при создании общей композиции. Предварительная работа. Изготовление силуэта елки из цветной бумаги (воспитатель проводит эту работу с небольшой группой детей в самостоятельной художественной деятельности). На елке воспитатель делает небольшие прорези (ножницами или канцелярским ножом) для того, чтобы по ходу занятия дети могли вставлять в эти прорези своих бумажных зайчиков. Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники белого, голубого, розового, серебристого цвета двух размеров с прорисованным контуром — для туловища и головы зайчиков; бумажные полоски для ушей, ножницы, клей, матерчатые и бумажные салфетки, фломастеры. Бумажный зайчонок, подготовленный воспитателем в технике обрывной аппликации. Силуэт волка темно-серого цвета. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям силуэт елки, подготовленный заранее из цветной бумаги или картона, и говорит: «Дело было в январе. Стояла елка во дворе... И была эта елка вот такая!» Показывает бумажного зайчика: «А зайчики были вот такие! Вот один зайчонок— прыг-скок на ветку и... молчок.» (Воспитатель показывает, как зайчонок подпрыгнул и очутился на ветке — помещает силуэт зайчонка в прорезь на елке.) Затем воспитатель выдвигает из-за елки силуэт волка, показывает, как волк ходит вокруг елки, не замечая зайца: «А возле этой елки бродили злые волки... Бродили-бродили, никого не нашли, зубами пощелкали — и убежали». Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они помочь сообразительным зайцам спрятаться от злого волка. Показывает варианты силуэтов зайчиков, выполненных в технике обрывной аппликации, поясняет способы создания этих образов: — берем два бумажных квадрата (или прямоугольника) разного — берем бумажные полоски, таким же способом закругляем угол — уши у зайчиков можно приклеить по-разному: испуганный зайчик прижал уши, у храброго зайчика уши торчат вверх, а третий зайчонок одно ухо поднял, будто прислушивается, а другое прижал к голове (рис.). Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию цвет квадратов и прямоугольников. При необходимости педагог помогает практически, используя прием «рука в руке», и советами, подсказывает, что глаза, нос, усы можно нарисовать фломастерами или цветными карандашами. После того как дети изготовят своих зайчиков, воспитатель слегка выдвигает из-за елки силуэт волка и просит детей поскорее помочь зайчикам — «запрыгнуть» на елку (поместить в прорезь). В конце занятия воспитатель произносит последние строки стихотворения: «Десять маленьких зайчат висят на елке и молчат — обманули волка...» Последующая работа. Завершение оформления композиции и составление истории «О том, как зайцы на елке прятались от волка». ЛЕПКА «Снегурочка танцует» Задачи. Совершенствовать технику лепки фигуры человека конструктивным способом на основе конуса — лепить Снегурочку в длинной шубке; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения пластилиновой фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед, согнуты и поставлены на пояс, подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций. Предварительная работа. Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание изображений Снегурочки на новогодних открытках и календарях. Конструирование фигурки человека из бумажного конуса (наблюдение за работой воспитателя). Лепка предметов, имеющих форму конуса, лисички из трех конусов и Деда Мороза в длинной шубе. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин белого или голубого цвета, фольга; стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые. Воспитатель лепит фигурку Снегурочки и приносит на занятие вместе с вылепленным на предыдущей неделе Дедом Морозом. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Снегурочка»: Посмотрите, Дед Мороз К нам Снегурочку привез... У Снегурки коса Ниже пояса. У Снегурки рукавички С белым пухом, невелички, У Снегурки валенки — Маленькие-маленькие. У Снегурки шубка Аж до пят, как юбка...1 Воспитатель показывает детям две фигурки, вылепленные на основе конусов, — Деда Мороза и Снегурочку. Предлагает рассмотреть их и сравнить. Дети замечают и рассказывают, что Дед Мороз выше и крупнее (толще, полнее, сильнее) Снегурочки; у Деда Мороза борода, а у Снегурочки коса ниже пояса; Дед Мороз в шапке, а Снегурочка в кокошнике (коронке); Дед Мороз держит мешок с подарками, а Снегурочка танцует. Педагог убирает фигурку Деда Мороза и уточняет словесный «портрет» Снегурочки: «Это внучка Деда Мороза, веселая и красивая девочка, она одета в длинную, до пят шубку, поэтому не видно ножек. Шубка красивая с меховой опушкой. У Снегурочки шубка до пят, а коса — ниже пояса». Затем воспитатель показывает последовательность и основные приемы лепки: — берем комок пластилина белого или голубого (синего) цвета и — небольшой кусочек пластилина белого или розового цвета рас — соединяем примазыванием туловище (шубку) и голову, раска — катаем два одинаковых столбика — это руки, прикрепляем к ту Из неопубликованного. —лепим косу ниже пояса и красивый кокошник или шапочку; —показываем, как красиво наша Снегурочка танцует: приподни Педагог выставляет для ориентира технологическую карту по лепке «Снегурочка» и предлагает детям выбрать материал — пластилин нужного цвета, блестки для украшения шубки. Дети лепят Снегурочек, располагают их на подставках и переносят под елку. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Волшебство» Задачи. Формировать первоначальные представления детей о реальных и вымышленных событиях, учить различать вымысел и реальность. Познакомить в общих чертах с тем, о каких волшебных предметах рассказывается в сказках, с легендами о новогодней елке. Предварительная работа. Чтение волшебных сказок, в которых говорится о волшебной палочке, шапке-невидимке, сапогах-скороходах, ковре-самолете, скатерти-самобранке и других волшебных предметах. Материалы, инструменты, оборудование. Реальные предметы — шапка, пара сапог, скатерть, палочка. Картинки (иллюстрации к сказкам) с изображениями волшебных предметов — волшебной палочки, шапки-невидимки, сапог-скороходов, ковра-самолета, скатерти-самобранки. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям обычную зимнюю шапку и спрашивает их, что это такое, зачем нужна шапка, как мы ею пользуемся (надеваем, когда становится холодно, чтобы не замерзла голова, чтобы не простудиться и не заболеть). Затем рассматривает вместе с детьми иллюстрацию, на которой изображена шапка-невидимка из сказки. Рассказывает, что в сказках бывают шапки необычные, волшебные, например, шапка-невидимка. Обсуждает с детьми, для чего в сказках нужна шапка-невидимка: выделяет голосом слово «невидимка», спрашивает их, что это слово означает. Вместе с детьми делает вывод о том, что надев такую шапку, можно стать невидимым, человека в такой шапке никто не сможет увидеть. Предлагает детям подумать, когда в сказках такая шапка невидимка может понадобиться (спрятаться от Бабы-Яги, злого волшебника или злого волка и т. д.). Затем воспитатель аналогичным образом рассматривает с детьми настоящие детские сапожки и иллюстрацию с изображением сказочных сапог-скороходов. Обсуждает, зачем нам нужны обычные сапоги, когда мы их надеваем (тогда же, когда и теплую шапку: когда на улице холодно, чтобы не замерзли ноги, чтобы не простудиться и не заболеть). Предлагает детям подумать, для чего нужны сказочные сапоги-скороходы, подчеркивает, выделяет голосом слово «скороходы», спрашивает, что это слово означает («скороходы» — значит в них можно скоро, т. е. быстро ходить). Рассказывает, что в сказках тот, кто надевает такие сапоги-скороходы, может очень быстро добраться до любого места. Просит детей придумать, когда в сказках может понадобиться быстро прибыть куда-то. Далее педагог достает и расстилает на столе скатерть. Рассказывает, для чего люди используют скатерть (накрывают стол, чтобы сделать наряднее, защитить стол от пятен). Спрашивает детей, слышали ли они когда-нибудь про скатерть-самобранку (т. е. она сама собирает еду на стол). Рассказывает, что в сказках такая скатерть может сама и напоить, и накормить человека. Стоит эту скатерть развернуть, как на ней по волшебству появляются разные кушанья и напитки. Воспитатель спрашивает детей, какие еще волшебные предметы есть в сказках, какими волшебными свойствами они обладают (волшебные пирожки и напитки, плащи и др.). Если дети не вспомнили про волшебную палочку, то педагог сам называет ее и рассказывает детям, что в сказках часто волшебная палочка исполняет любые желания. Предлагает детям придумать, какие три желания они бы загадали, если бы у них была волшебная палочка. Воспитатель спрашивает, какой скоро наступит праздник, к какому празднику они сейчас готовятся. Рассказывает, что многие люди верят, что те желания, которые они загадали под Новый год, обязательно исполнятся, ведь Новый год — это время, когда могут происходить самые разные чудеса. Педагог предлагает детям послушать красивую легенду (сказку) о том, почему на Новый год именно елочку мы украшаем разными игрушками.
Рассказывает, что в праздничную ночь все деревья расцвели необыкновенными цветами и на них появились замечательные плоды. И только одна елочка стояла среди них без цветов. В эту ночь темное небо все было усеяно сверкающими звездами. И вдруг они стали падать на землю и опускаться на ветки маленькой елочки, пока вся она не засияла блестящими огоньками. Есть еще одна очень красивая легенда, рассказывающая о том, почему мы стали украшать елки блестящей серебряной мишурой. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед праздником она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Но ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. А потом произошло чудо: в награду за доброту женщины паутина превратилась в сверкающее серебро. Воспитатель объясняет детям разницу между придумыванием историй и враньем, подчеркивает, что, придумывая истории, люди никого не обманывают. Если воспитатель хочет, можно предложить детям назвать какой-нибудь предмет, а сам взрослый придумывает о нем волшебную историю. ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На первой неделе после новогодних праздников дети все еще находятся в приподнятом настроении. Воспитатель использует это время для внеситуативного общения на темы из личного опыта, вовлекая детей в игровое и речевое взаимодействие. На занятии познания окружающего мира воспитатель поговорит с детьми об угощении, о том, что не стоит есть очень много сладкого, познакомит детей с элементарными нормами поведения за столом. Эту тему поддержит чтение забавных историй про котенка по имени «Гав» Г. Остера. Создавая в аппликации изображение вкусного торта, дети будут учиться делить бумажный круг на 4 части, украшать его чередующимся узором. Педагог поможет детям осознать события сказки «Два жадных медвежонка», проигрывая сюжет с помощью медвежат на занятии по лепке. Организация работы в парах поможет детям разыграть диалог героев. Педагог будет учить детей делиться впечатлениями от сказки, рассуждать, оценивать поступки героев, воспитывая отрицательное отношение к жадности. На занятии по математике дети будут осваивать образование числа 5, учиться различать процесс счета и его итог, закрепят представления о форме.
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что наступил январь — середина зимы и начало нового года, спрашивает, изменилось ли что-нибудь на территории детского сада по сравнению с тем, что было до нового года. Воспитатель предлагает детям прогуляться по участку и найти ответы на вопросы, например: «Стало ли больше снега? Ярче ли светит солнце? Прилетают ли птицы к кормушкам? Есть ли следы животных? Скрипит ли снег? Есть ли лед (ледяная горка)? Есть ли снег на ветках деревьев? Дует ли ветер? Лепится ли снег?» В конце недели воспитатель обобщает наблюдения, делая акцент на признаках зимы и на изменениях в природе по сравнению с декабрем (если они имеются). Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Поскольку в это время года во многих регионах время прогулок ограничено из-за низких температур, воспитатель уделяет большое внимание наблюдениям, проведению опытов в уголке природы. Можно организовать экскурсии по детскому саду, например «Наши комнатные растения», «Наши животные», «Вода вокруг нас». Во время таких экскурсий дети рассматривают природные объекты, сравнивают их, если необходимо, оказывают помощь растениям и животным. Воспитатель выкладывает в уголке природы, в уголке самостоятельной деятельности различный материал и оборудование для экспериментирования (камни, шишки, плоды и семена растений, морские раковины, баночки с водой, песок, крупы, лупы и т. п.) В свободное время дети по желанию выбирают материал и проводят опыты. (Педагог наблюдает за ними и при необходимости оказывает помощь.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|