Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Воспитатель предлагает детям сделать горки из снега на участке, по­катать своих кукол на игрушечных санках. Это удобная ситуация, когда ребенок может выполнять определенные действия с игрушкой под стихотворение, которое читает в этот момент взрослый: «Пока­тились санки вниз / Крепче куколка держись! / Ты гляди, не упади, / Там канавка впереди».

Время на прогулке удобно для наблюдений за самостоятельными играми детей. Воспитатель должен знать, на каком уровне развития сюжетно-ролевой игры находится каждый ребенок: создает ли он свой замысел или предпочитает присоединиться к играющим де­тям; умеет ли организовывать игровую среду для реализации своего замысла; какие игровые средства он использует (обозначает игро­вое действие словом, жестом или предпочитает развернутые пред­метно-игровые действия); чаще играет один, рядом или вместе со сверстниками; вступает ли в ролевой диалог с партнером. Это не­обходимо для того, чтобы видеть успехи детей в результате форми­рующих игр со взрослыми и помогать им преодолевать возникшие затруднения. Это поможет обозначить задачи развития на ближай­шее будущее.

При наблюдении за самостоятельными играми воспитатель дол­жен уметь вовремя вступить в игру в случае конфликта, помочь сове­том, в случае затруднения в игре путем наводящих вопросов стиму­лировать сюжет.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Белые фигурки»

Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного об­щения детей. Подводить к составлению небольшого пересказа. Раз­вивать образность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.

Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюма для рассказчика: шапочка, шарф, лыжи и т. д. (по усмотрению воспитате­ля). Детские лыжи.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет детям загадку:

Шубу снежную надела, Закружила, завертела. Заковала речку в лед, Встать на лыжи нас зовет1.

(Зима)

Педагог спрашивает детей:

— Когда это бывает?

— Как вы догадались, что это зима?

— Как вы понимаете, что значит «шубу снежную надела»? (Сво­
бодные высказывания детей.)

— А что значит «закружила, завертела»? (Ответы детей.)

Затем загадывает еще одну загадку:

Сразу два лихих коня В зимний лес несут меня2. (Лыжи)

Педагог демонстрирует лыжи и спрашивает, почему сказано про лыжи, что это «два лихих коня»? Выслушивает рассуждения детей. Затем говорит: «Зимой, когда падает снег, рождаются странные белые фигурки, на что-то очень похожие». Предлагает послушать об этом. Читает отрывки из рассказа Н. Сладкова «Белые фигурки»:

Тут вылез из сугроба снежный человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. <...>

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть ихторопись. А то дунет ветерпоминай как звали!3

1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 19.

2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 27.

3 Игры круглый год. Программа развития и обучения дошкольников. Школа Оле­
си Жуковой. — СПб: Нева, М.: Омега-Пресс Образование, 2003. С. 16.


После чтения рассказа педагог спрашивает детей, поняли ли они, что это были за странные фигурки. Выслушивает высказывания де­тей. Воспитатель обобщает и расширяет детские ответы: «Это снег ложится такими причудливыми фигурками. Но стоит подуть ветру — и они исчезают».

Далее дети хором читают скороговорку:

Чудо-чудо-чудеса, Волшебство пришло в леса.

Скороговорка повторяется в умеренном темпе негромко, с таинс­твенной интонацией 3 раза.

Затем воспитатель говорит: «Зимой много всего прекрасного и интересного. А что вас больше всего поражает, радует зимой?» (Сво­бодные высказывания детей.)

Воспитатель продолжает: «Зимой бывает новогодний празд­ник». Читает стихотворение П. Синявского «Мы встречали Новый год».

Мы встречали Новый год — Папа, мама, я и кот.

Я пил праздничный компот, Взрослые — шампанское. А ужасно важный кот Уплетал сметанское1.

Педагог спрашивает детей, что они любят делать зимой, кто хотел бы рассказать об этом. Выслушивают желающих детей. Воспитатель ждет, чтобы ребенок самостоятельно произнес 2—3 фразы. Но, если он молчит, ему следует оказать помощь, подсказывая начало предло­жения. Добиваться точной передачи текста не надо.

ЛЕПКА «Нарядные снеговики»

Задачи. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пласти­ческой формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей раз­ной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнитель­ными материалами. Развивать чувство формы и пропорций.

Самые веселые. — М: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 69.


Предварительная работа. Экспериментирование со снегом и плас­тилином. Лепка (конструирование) снеговиков и других поделок из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками.

Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору пе­дагога: пластилин белого, голубого, сиреневого, синего цвета; белая глина или неокрашенное соленое тесто; стеки, мелкие пуговички для глаз, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матер­чатые, поворотный диск.

Схематическое изображение снеговика для обучения планирова­нию работы: графический рисунок или аппликация из геометричес­ких форм (см. рисунок).

Основа для общей композиции — овальная или более сложная форма, вырезанная из белого или светло-голубого картона.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение Г. Лагздынь «Человечки снеговые»:

Подо льдом уснули речки,

А под снегом грядки спят.

Я из снега человечков налеплю,

Поставлю в ряд!

Пусть стоят, как часовые.

Человечки снеговые1.

Воспитатель вспоминает с детьми, что можно слепить на улице из мягкого снега. Предлагает слепить снеговика. Дети самостоятельно выбирают материал для лепки.

Педагог спрашивает детей, как обычно выглядит снеговик, ка­ким способом его лучше слепить. Уточняет и обобщает ответы де­тей, создавая схематический рисунок мелом на доске, фломастером на мольберте или выкладывая аппликацию из геометрических форм на фланелеграфе. Это обязательный элемент занятия, необходимый для обучения детей планированию работы — делению пластилина на нужное количество частей с опорой на схему.

— Посмотрите на нашего нарисованного снеговика. Он состоит
из трех частей: внизу самый большой шар, посередине средний по
величине шар; и вверху самый маленький шар — голова. Еще есть
руки — они могут быть как шарики у неваляшки, или как столбики
(цилиндрики).

— Посмотрите, как мы будем делить пластилин (комок глины,
соленого теста). Скатайте его в виде пирамидки: один конец пи­
рамидки толще, а другой — тоньше. Положите его перед собой и
разделите стекой пополам, а потом каждую часть еще раз пополам.

Из неопубликованного.


Из самой маленькой части мы сделаем руки, а из остальных — ту­ловище и голову снеговика. (На этом занятии дети планируют ра­боту и делят материал на нужное количество частей параллельно с воспитателем).

—Сколько частей у нас получилось? Одинаковые они по размеру?
Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить
материал для лепки снеговика. Покажите, из чего будете лепить туло­
вище. (Дети показывают). Найдите материал для головы. Что выйдет
из оставшегося кусочка?

—Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы ваши
снеговики были нарядными. Чем и как вы можете их нарядить? Как
можно слепить необычную шапку? Пуговицы? Шарфик? Не забудем
про глазки — их можно сделать из пуговичек или пластилина темного
цвета.

Дети лепят. Воспитатель помогает советами, косвенными вопро­сами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы.


-х-

В конце занятия воспитатель предлагает детям принести снего­виков на «Снежную полянку» и разместить так, чтобы всем хватило места.


 




ПРИРОДА «Снег и лед»

Задачи. Познакомить детей со свойствами снега и льда, с некото­рыми зимними явлениями природы (снегопад, метель).

Материалы, инструменты, оборудование. Кусочки льда (желатель­но использовать для замораживания специальные фигурные фор­мочки); ледяная пластинка, внутри которой заморожен лист расте­ния или какой-нибудь небольшой, легкий, плоский предмет; снег, мисочки, перчатки, лупы.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоми­нает детям о том, как они наблюдали за снегом и льдом на прогулках, просит вспомнить, чем лед отличается от снега, и предлагает иссле­довать лед и снег.

Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда и спра­шивает, что это такое, выясняет, как дети узнали, что это лед, а не снег. Каждый ребенок получает по кусочку льда и исследует его: рас­сматривает через лупу, трогает, берет в руку, проводит пальчиком по его поверхности, выясняет, тяжелый он или легкий.

Затем воспитатель по очереди надевает каждому ребенку на одну руку перчатку и предлагает взять в нее кусочек льда. Такой же кусочек ребенок берет в другую руку, без перчатки. Воспитатель спрашивает, какой ладошке холоднее — той, которая в перчатке, или той, которая без нее, обсуждает с детьми, почему лед в руке без перчатки начинает таять, а в руке с перчаткой — нет.

Затем воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в ко­торой заморожен предмет, и спрашивает, что они видят. Воспитатель объясняет, что лед прозрачный, как стекло в окошке или аквариуме. Спрашивает, почему дети могут видеть через стекло (оно тоже про­зрачное). Затем воспитатель помещает такой же предмет за листом обычной белой бумаги и спрашивает, виден ли он теперь. (Нет, пред­мет не виден. Значит, бумага не прозрачна).

Дети отставляют мисочки с кусочками льда, чтобы в конце занятия понаблюдать, что с ними произошло. Воспитатель кладет каждому ре­бенку немного снега в другую мисочку и спрашивает, почему дети ре­шили, что это снег, а не лед. Дети исследуют снег по аналогии со льдом, сжимают его в руке, рассматривают снежинки через лупу. Во время ис­следований воспитатель подчеркивает, чем снег похож на лед (холод­ный) и чем отличается (мягкий, его можно сжать в руке, не прозрач­ный, в нем заметны снежинки). В заключение воспитатель сообщает, что у снега и льда есть еще кое-что общее и предлагает посмотреть, что появилось в мисочках со льдом и снегом во время занятия, спраши­вает, откуда взялась вода. Вместе с воспитателем дети делают вывод: в тепле лед и снег тают. Значит, снег и лед — это вода, которая замерзла.


РИСОВАНИЕ «Снеговики в шапочках и шарфиках»

Задачи. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать чувство цвета, формы и пропорций. Воспи­тывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа. Создание снеговиков из разных матери­алов.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги темно-го­лубого, синего, фиолетового, сиреневого, черного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы — графический рисунок или аппли­кация из геометрических форм.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напо­минает детям о том, как они лепили на улице из мягкого снега нарядных снеговиков. Показывает пластилиновые фигурки снего­виков, которых дети слепили на занятии по лепке, и предлагает нарисовать их друзей — нарядных снеговиков в шапочках и шар­фиках. Объясняет порядок работы:

— берем лист бумаги синего (темно-голубого, сиреневого, фиоле­тового, черного) цвета для того, чтобы хорошо было видно белых сне­говиков (на белой бумаге они «потеряются»); размещаем лист верти­кально, если хотим нарисовать одного снеговика, и горизонтально, если будем рисовать двух-трех снеговиков;


 




—рисуем снеговика (или двух-трех снеговиков), начиная с самого
большого круга; снеговик может быть слеплен из двух или трех ком­
ков снега, поэтому и рисовать можно два или три круга;

—наряжаем снеговика (или снеговиков) в нарядную шапочку и
«повязываем» шарфик такого же цвета, чтобы получился комплект
одежды; на шапке и концах шарфа можно нарисовать кисточки, пом­
поны или бахрому;

—берем тонкую кисточку и дорисовываем мелкие детали — глаза,
нос-морковку, рот, метлу.

Дети рисуют. Воспитатель помогает советами, косвенными воп­росами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы.

В конце занятия проводится экспресс-выставка «Снеговики в ша­почках и шарфиках».

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Лыжи и санки»

Задачи. Продолжать знакомить детей с временами года, зимни­ми развлечениями (катание на санках, лыжах), со свойствами снега и льда. Учить находить зависимость внешнего вида предмета от его назначения.

Предварительная работа. Во время прогулки воспитатель с детьми рассматривает на участке с рыхлым снегом следы, оставшиеся на нем, и просит детей догадаться, от чего они (упала ветка, пробежала кош­ка или собака, прыгала птица, прошел человек). Пробует вмести с де­тьми оставить на рыхлом снегу отпечатки (наступить ногой, постучать лопаткой, бросить какой-либо небольшой предмет: шишку, мячик, листок бумаги и т. п.). Рассматривает, какие из получившихся следов глубокие, а какие — нет. Затем предлагает детям провести по рыхлому снегу куклу на игрушечной машине и игрушечных санках, после это­го обсуждает, что было сделать легче, а что тяжелее. Делает вывод, что колеса машины больше проваливаются в снег, а полозья санок — мень­ше, поэтому санки везти легче, а машину тяжелее. Затем воспитатель и дети утрамбовывают небольшой участок рыхлого снега и вновь прово­зят машину и санки, обсуждают, что получилось. После этого делают то же самое на очищенном от снега асфальте — выясняют, что по ас­фальту машину везти легче, а санки — труднее, они не скользят.

В конце воспитатель предлагает детям поиграть в следопытов: они получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение.

Материалы. Картинки: снегокат, лыжи, детские санки и большие сани. Иллюстрации с изображениями разных упряжек, в которые


впряжены разные животные — лошади, олени, собаки, волы, осли­ки, верблюды и т. д.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выясняет с детьми, какое сейчас время года, что они любят делать, во что иг­рать на улице зимой (лепить снеговиков, кататься на санках и т. д.). Затем предлагает послушать стихотворение о том, что произошло од­нажды с мальчиком в магазине:

Очень обидно Валяться без толку, Зря занимать Магазинную полку!

Клюшка кричит За спиной продавца:

— Эй, попроси хорошенько
Отца!

Это немыслимо, Это уж слишком, Чтобы без клюшки Остался мальчишка!

Санки ревут:

— Мы умрем от жары,
Если сейчас же

Не съедем с горы!

Лыжи меня Подозвали поближе:

— Знаешь, мы очень хорошие лыжи.
Ночью сегодня

Нам снилась лыжня...

Славные лыжи теперь У меня!'

Воспитатель обсуждает с детьми, какие предметы просили мальчика о том, чтобы он купил их, что выбрал мальчик, что вы­брали бы они: клюшку, санки или лыжи — и почему. Напоминает, что на физкультурном занятии они пробовали кататься на лыжах, спрашивает, трудно или легко это было. Обсуждает с детьми, что такое лыжня. Вспоминает, как они пробовали везти по снегу кук­лу на игрушечной машине и на санках, подводит их к выводу, что полозья лыж, как и полозья санок не дают глубоко проваливаться в снег.

1 Кушак Ю. «В магазине» // Кушак Ю.Н. Плывет кораблик в гости. — М.: Малыш, 1990.С. 8.


Показывает детям картинки, на которых изображены снегокат, аэросани, лыжи, детские санки и большие сани, просит назвать, что это, когда, в какое время года люди этим пользуются. Затем спра­шивает, что у них общего, что есть у всех этих предметов (полозья), и почему. Если имеется картинка с санями-волокушами, то следует обратить внимание на то, что у них нет полозьев и обсудить с де­тьми, как будут ехать такие сани по снегу, легче ли на них передви­гать ся, чем на обычных санях; если на картинке старинные сани, то можно рассказать, что когда в России не было дорог, передвигаться в санях было удобнее, чем на телеге, а зимой ездили на санях по ре­кам, как по дорогам.

Спрашивает детей, кто из них уже катался на санках с горки, кого катали на санках взрослые. Рассказывает о разных видах саней, о том, каких животных можно впрягать в сани. Показывает иллюстрации, на которых изображены разные упряжки (тележки, повозки и сан­ки), которые везут разные животные (волы, лошади, ослики, собаки, олени) просит детей сказать, какие из них могут ехать по снегу, а ка­кие — нет.

Спрашивает, где санки едут легче и быстрее — по снежной до­роге или по асфальту. Обсуждает с детьми, почему по поверхности льда или по утрамбованному снегу легко скользить, почему лыжи не едут по асфальту. Вспоминает вместе с детьми рассказ «На гор­ке», который они читали накануне, в котором мальчик Котька сделал ледяную горку нескользкой, спрашивает, как он это сделал.

В конце занятия предлагает детям отгадать загадку и сказать, о ка­ких странных дощечках и непонятных крючках говорится в отрывке из стихотворения Д. Хармса «Я шел зимою вдоль болота...»:

...Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических

крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.1

Последующая работа. Воспитатель предлагает детям устроить для игрушек зимнюю Олимпиаду, когда они могут ездить на санках, коньках, лыжах, кататься с горок.

1 ХармсД. «Что это было?» //Д. Хармс, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий, А. Введенский «Игра». Сборник стихов. Составитель Л.Н. Колесова. — М.: «Галарт», 1993. С. 14.


КОНСТРУИРОВАНИЕ «Горки»

Задачи. Учить детей анализировать образец конструкции гор­ки в определенной последовательности; конструировать горку по образцу и перестраивать ее по условию — опытным путем опреде­лять зависимость скорости движения при спуске с горы от высоты спуска; выделять в конструкциях параметры величины (высота) и различать три градации данного параметра величины при конс­труировании и обыгрывании горки (высокий — ниже — низкий).

Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного ма­териала для каждого ребенка (кубики; кирпичики короткие, средние и длинные пластины); игрушечные машины, соответствующие по ве­личине конструируемой горке.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показыва­ет детям образец конструкции горки (рис.) и предлагает ее рассмот­реть. Организует анализ конструкции по следующей последователь­ности: рассматривание объекта в целом; выделение в нем основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение строительных деталей, необходимых для конструирова­ния каждой части конструкции; установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу и возвраще­ние к целостности объекта.

—Что это? (Горка.)

—Из каких частей она состоит? (Площадка, спуск.)

—Как расположены эти части? (Спуск примыкает к площадке.)

—Из каких деталей сделана площадка горки? (Из кубиков.)

—Из каких деталей сделан спуск горки? (Из широких пластин.)

—Как расположены эти пластины? (Первая пластина одной сто­
роной соединена со спуском, другой — со второй пластиной.)

—Чем отличается наша горка от горки, которую мы рассматрива­
ли на улице? (У нее нет лестницы, перил)

Затем воспитатель говорит детям: «По этой горке будут съезжать игрушечные машины». Она демонстрирует, как машинка съезжает с горки. Воспитатель объясняет и показывает, как сконструировать горку из кирпичиков и двух широких пластин: «Сначала надо пост­роить площадку из кубиков, к ней с одной стороны пристроить спуск из 2-х широких пластин». Далее предлагает детям приступить к прак­тической деятельности.

После того как все дети справились с заданием, воспитатель пред­лагает им поиграть с машинками — скатить их со своих горок.

Затем воспитатель предлагает одной группе детей перестроить свои горки так, чтобы машинка съезжала медленнее, чем с горки,



выполненной по образцу, а другой — так, чтобы машинка съезжала быстрее.

Давая задания одновременно двум подгруппам детей на разные варианты перестройки конструкции горки, воспитатель не уточня­ет, что эти изменения конструкции связаны с изменением высоты горки — ее площадки (одним детям горку надо сделать выше, дру­гим — ниже). Это задание дается детям на самостоятельное установ­ление зависимости скорости спуска с горки от высоты ее площадки и спуска. (Чем выше горка, тем больше скорость при спуске с нее.) Воспитатель предлагает детям еще раз скатить машинки с горки и практическим путем определить, правильно ли они выполнили зада­ние. Далее, в течение нескольких минут, дети играют с машинками.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за старание и про­сит аккуратно разобрать горки, сложить строительный материал в ко­робки, начиная с широких пластин.


ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На последней неделе ян­варя педагог продолжит с детьми разговор о зиме — самом холодном времени года. Дети узнают о том, из каких материалов шьют зимнюю одежду, как делают одежду из шерсти, как изготавливают валенки. Воспитатель познакомит детей с зимующими птицами, особеннос­тями их внешнего вида и поведения. Дети будут готовить разнообраз­ный корм для птиц, периодически подкармливать птиц и наблюдать за тем, как они едят, какую еду выбирают. Читая детям природовед­ческие рассказы, воспитатель обогатит детские представления о пти­цах новыми интересными фактами. Через стихотворные произведе­ния педагог будет не только развивать поэтический слух детей, но и активизировать употребление детьми точных глаголов, прилагатель­ных, в процессе речевой игры с правилами будет учить детей задавать вопросы о характерных признаках животных.

Полученные представления помогут детям слепить птиц на кор­мушках и нарисовать снегирей на заснеженных ветках, передавая строение тела и окраску. Воспитатель будет учить детей добиваться выразительности лепной фигурки путем смешивания двух исходных цветов пластилина, использования дополнительных материалов, пе­редачи движения птицы; совершенствовать технику рисования гуа-шевыми красками, развивать чувство цвета и формы.

На занятии по математике дети будут учиться считать в пределах пяти по осязанию. На прогулке будут осваивать новый способ конс­труирования из снега — путем отсекания лишнего от большого ком­ка. В сюжетных играх особое внимание будет уделяться развитию ро­левых отношений.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день ч * Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Ва­ленки и варежки». 2. Физкультура № 19.1. Разучивание тех­ники метания мяча на дальность (удобной рукой). Упражнение в ходьбе со сменой темпа и направления. Развитие гибкости: подвижная игра «Мышки в норках».
Прогулка Наблюдения в природе. Катание на санках, лыжах. Игры по инициативе детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение стихотворения Л.Зубковой «Ла-повички».
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 9. 2. Музыка № 19.1. Игра на детских музы­кальных инструментах: «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). Музыкальное движение: обыгрывание песни «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко); игра «Медведь и зай­цы» (ел. и муз. Ф. Финкельштейна).
Прогулка Наблюдения в природе. Соревнование на санках «Кто быстрее». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказа Г. Снегирева «Скво­рец».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Природа. «Птицы зимой». 2. Лепка. «Воробушки на кормушке».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры на лыжах «Догоните меня», «С горки в присядку», «Снайперы». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В.Зотова «Снегирь».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Рисование. «Как розовые яблоки, на ветках снегири». 2. Музыка № 19.2. Слушание музыки: «Пришла зима» (муз. Ю. Слонова, ел. О. Высотской). Пение: распевка «Я пою»; «Горка и Егорка» (муз. Ю. Блинова, ел. С. Поликарпова и И. Шаферана); «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). Музыкальное движе­ние: «Танец с ленточками» (муз. В. А. Мо­царта).

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Догоните меня» на лыжах. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения А. Барто «Сне­гирь».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Узоры на снегу». 2. Физкультура № 19.2. Разучивание техники лазания по гимнастической стенке вверх и вниз приставным шагом. Закрепление техники метания мяча на дальность (удобной рукой). Развитие силы: комплекс ОРУ с набивными мя­чами.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Снайперы» на лы­жах. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. На этой неделе педагог уделяет особое внимание наблюдениям за птицами. Дети готовят разнообразный корм для птиц, который периодически кладут в кормушку. Воспита­тель предлагает запомнить, какие птицы и когда прилетали к детско­му саду, что они делали, как себя вели. Дети рассматривают внешний вид птиц, сравнивают их, находят сходства и отличия, наблюдают за тем, как они едят, какую еду выбирают. Воспитатель организует раз­нообразные игры, по содержанию связанные с темой «Птицы». На­пример, с помощью движений дети показывают, как передвигаются птицы по земле, как они летают, как едят.

Наблюдения в уголке природы. Воспитатель особое внимание уделя­ет наблюдениям за птицами в уголке природы. Дети сравнивают их с птицами, за которыми наблюдают на улице, составляют краткое опи­сание их внешнего вида, отмечают особенности поведения, питания. Воспитатель предлагает понаблюдать за волнистым попугайчиком и


показать с помощью движений, как он держится за жердочку, как ест, двигается, поворачивает голову, машет крылышками и т. п.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.

Самодеятельная сюжетная игра в своей развитой форме предполагает совместную деятельность детей. Но чаще всего мы наблюдаем, что дети в этом возрасте выполняют специфические действия, связанные с ролью, и мало внимания уделяют ролевым отношениям (не обща­ются друг с другом, не ведут ролевой диалог).

Каждая роль имеет разную степень подчиненности. В совместной игре могут быть разные роли, которые находятся во взаимодействии друг с другом, и отношения между ними могут быть как равноправ­ными («дети в семье», «покупатели в магазине», «пациенты в поли­клинике»), так и подчиненными («мама и дети», «продавец и покупа­тели»). Так, роль «ребенка» в игре в «семью» находится в подчинении к роли «мамы» и «папы»; в игре в «детский сад» — к роли «воспи­тателя» и «няни». А в отношениях с другими детьми в этой игре ре­бенок находится в равных отношениях. В процессе игры возможна смена ролей, например, кто-то из детей становится «дедушкой» или «бабушкой». В таком случае ролевое поведение участников меняется. Воспитатель в совместной игре с детьми формирует умение строить свое ролевое поведение в зависимости от ролевой позиции партнеров по игре. Овладение умениями изменять ролевые позиции и роли уже делает самодеятельную игру ребенка богаче, способствует развитию в игре ориентации в смыслах человеческих действий и отношений. В совместной игре с детьми воспитатель не только подчеркивает раз­нообразие ролевых связей, но и выделяет типы отношений между людьми.

Как правило, ведущие, лидирующие роли получает наиболее хо­рошо играющий ребенок в группе, нередко он пытается (и успешно) организовывать игру партнеров (Я — доктор, а ты, ладно, будешь мама Зайчика, я его буду лечить. А ты будешь — очередь...). Целесо­образно вводить в игру (хотя бы в виде эпизодических персонажей) тех детей, которые не справляются с индивидуальной ролью. Зато, повторяя друг за другом игровые действия в качестве «пассажиров» в транспорте, покупателей в магазине и т. п., они готовятся к более сложному ролевому поведению, самостоятельной ролевой речи, диа­логу.

Конструктивная деятельность детей на прогулке. Конструирование из снега. Педагог учит детей конструировать из снега новым (более трудным) способом — из плотной снежной массы убирается (отсека­ется) лишний снег и остается целостный образ, например, домик для птички, собачки, скамеечка и горка для куклы, мебель в кукольной комнате. В процессе конструирования из снега дети могут исполь­зовать совки, лопаты, дощечки, ящики, коробки, природный и бро-


совый материал (ветки, камни, шишки и др.). Для украшения конс­трукции и придания ей большей выразительности, используются разноцветные льдинки или окрашивание краской всей конструкции или отдельных ее частей.

Конструирование в вечернее время. Конструирование из деталей конструктора типа «Лего». Воспитатель вводит в деятельность де­тей новый вид конструктора типа «Лего» (базовые детали), имею­щего достаточно крупные размеры, разную геометрическую форму и простые способы крепления. Она вносит конструктор в группу, рассматривает вместе с детьми его детали, обсуждает правила поль­зования им: работать за столом, размещая коробку в центре стола и располагаясь вокруг, поднимать упавшие детали, не брать их в рот, оставшиеся детали убирать в коробку, после игры класть конструк­тор в определенное место. Педагог организует детей небольшими подгруппами, дает детям возможность самим рассмотреть детали конструктора, попробовать способы крепления деталей. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь.

Из-за большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Воспитателю не стоит сра­зу приходить на помощь. Лучше предложить ребенку самому найти такую же деталь, что важно для развития его сенсорики, ориенти­ровочной деятельности, определенной самостоятельности. Можно всем вместе придумать названия для каждой из деталей: пластина,


кубик, кирпичик, горка, арка и пр. В первое время лучше ограничить разнообразие деталей базовыми кубиками, кирпичиками и пласти­нами.

Как показывает опыт, дети не склонны вначале рассматривать детали, они начинают сразу их объединять, пытаясь что-то сделать, не всегда успешно. После нескольких попыток они сами открывают способ крепления деталей друг с другом или повторяют действия, увиденные у других детей. В результате практических пробующих действий дети получают разные конструкции и обозначают их сло­вом (машина, трамвайчик, кораблик и пр.) и действуют с ними. Вос­питатель может научить детей делать дорожки, заборы, мосты, огра­ды, ворота, домики и пр.

Находясь рядом, воспитатель наблюдает за действиями детей, оказывает помощь по их просьбе. Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки, сортируя их по форме.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Валенки и варежки»

Задачи. Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), учить узнавать их. Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи; показать, как вя­жут (на спицах и крючком) и валяют.

Предварительная работа. Составление и рассматривание «коллек­ции» вещей, сделанных из шерсти (связанных из шерстяных ниток, свалянных из шерсти — валенки, шляпы, игрушки и т. д.).

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жением зимнего пейзажа: заснеженных домов, «одетых в снежные шапки». Меховая и шерстяная шапки, иллюстрации с изображением меховой шубы, меховых варежек, дубленки и тулупа (или настоящие вещи). Желательно подобрать несколько вязаных вещей с разными узорами, которые можно разглядывать и сравнивать между собой. Небольшой образец, связанный на спицах.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Игоря Шевчука «Первый снег»:

Шапки с неба! Шапки с неба! Закидала нас зима. Шапки снега, Шапки снега Нахлобучили дома.

Аи да шапки! Точно впору — Не малы, не велики: Вот высокому забору, Вот пенечкам у реки.

Шапки всех фасонов сразу Так и сыплются с небес.


 





* Вам с помпоном или без?'

Воспитатель спрашивает детей, о каких шапках говорится в этом стихотворении: из чего получились эти «шапки», откуда они появи-

1 Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудни­чества, 2006. С. 97.


лись на домах. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, делает вместе с ними вывод, что снежные сугробы на домах и заборах очень похожи на шапки, надетые на голову.

Затем воспитатель показывает детям меховую и шерст

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...