Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Воспитатель предлагает детям сделать горки из снега на участке, покатать своих кукол на игрушечных санках. Это удобная ситуация, когда ребенок может выполнять определенные действия с игрушкой под стихотворение, которое читает в этот момент взрослый: «Покатились санки вниз / Крепче куколка держись! / Ты гляди, не упади, / Там канавка впереди». Время на прогулке удобно для наблюдений за самостоятельными играми детей. Воспитатель должен знать, на каком уровне развития сюжетно-ролевой игры находится каждый ребенок: создает ли он свой замысел или предпочитает присоединиться к играющим детям; умеет ли организовывать игровую среду для реализации своего замысла; какие игровые средства он использует (обозначает игровое действие словом, жестом или предпочитает развернутые предметно-игровые действия); чаще играет один, рядом или вместе со сверстниками; вступает ли в ролевой диалог с партнером. Это необходимо для того, чтобы видеть успехи детей в результате формирующих игр со взрослыми и помогать им преодолевать возникшие затруднения. Это поможет обозначить задачи развития на ближайшее будущее. При наблюдении за самостоятельными играми воспитатель должен уметь вовремя вступить в игру в случае конфликта, помочь советом, в случае затруднения в игре путем наводящих вопросов стимулировать сюжет. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Белые фигурки» Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Подводить к составлению небольшого пересказа. Развивать образность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюма для рассказчика: шапочка, шарф, лыжи и т. д. (по усмотрению воспитателя). Детские лыжи.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадывает детям загадку: Шубу снежную надела, Закружила, завертела. Заковала речку в лед, Встать на лыжи нас зовет1. (Зима) Педагог спрашивает детей: — Когда это бывает? — Как вы догадались, что это зима? — Как вы понимаете, что значит «шубу снежную надела»? (Сво — А что значит «закружила, завертела»? (Ответы детей.) Затем загадывает еще одну загадку: Сразу два лихих коня В зимний лес несут меня2. (Лыжи) Педагог демонстрирует лыжи и спрашивает, почему сказано про лыжи, что это «два лихих коня»? Выслушивает рассуждения детей. Затем говорит: «Зимой, когда падает снег, рождаются странные белые фигурки, на что-то очень похожие». Предлагает послушать об этом. Читает отрывки из рассказа Н. Сладкова «Белые фигурки»: Тут вылез из сугроба снежный человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. <...> Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их — торопись. А то дунет ветер — поминай как звали!3 1 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 19. 2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 27. 3 Игры круглый год. Программа развития и обучения дошкольников. Школа Оле После чтения рассказа педагог спрашивает детей, поняли ли они, что это были за странные фигурки. Выслушивает высказывания детей. Воспитатель обобщает и расширяет детские ответы: «Это снег ложится такими причудливыми фигурками. Но стоит подуть ветру — и они исчезают». Далее дети хором читают скороговорку: Чудо-чудо-чудеса, Волшебство пришло в леса. Скороговорка повторяется в умеренном темпе негромко, с таинственной интонацией 3 раза.
Затем воспитатель говорит: «Зимой много всего прекрасного и интересного. А что вас больше всего поражает, радует зимой?» (Свободные высказывания детей.) Воспитатель продолжает: «Зимой бывает новогодний праздник». Читает стихотворение П. Синявского «Мы встречали Новый год». Мы встречали Новый год — Папа, мама, я и кот. Я пил праздничный компот, Взрослые — шампанское. А ужасно важный кот Уплетал сметанское1. Педагог спрашивает детей, что они любят делать зимой, кто хотел бы рассказать об этом. Выслушивают желающих детей. Воспитатель ждет, чтобы ребенок самостоятельно произнес 2—3 фразы. Но, если он молчит, ему следует оказать помощь, подсказывая начало предложения. Добиваться точной передачи текста не надо. ЛЕПКА «Нарядные снеговики» Задачи. Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать чувство формы и пропорций. Самые веселые. — М: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 69. Предварительная работа. Экспериментирование со снегом и пластилином. Лепка (конструирование) снеговиков и других поделок из мягкого снега на прогулке, роспись снежных скульптур гуашевыми красками. Материалы, инструменты, оборудование. Материал по выбору педагога: пластилин белого, голубого, сиреневого, синего цвета; белая глина или неокрашенное соленое тесто; стеки, мелкие пуговички для глаз, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые, поворотный диск. Схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы: графический рисунок или аппликация из геометрических форм (см. рисунок). Основа для общей композиции — овальная или более сложная форма, вырезанная из белого или светло-голубого картона. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Человечки снеговые»: Подо льдом уснули речки, А под снегом грядки спят.
Я из снега человечков налеплю, Поставлю в ряд! Пусть стоят, как часовые. Человечки снеговые1. Воспитатель вспоминает с детьми, что можно слепить на улице из мягкого снега. Предлагает слепить снеговика. Дети самостоятельно выбирают материал для лепки. Педагог спрашивает детей, как обычно выглядит снеговик, каким способом его лучше слепить. Уточняет и обобщает ответы детей, создавая схематический рисунок мелом на доске, фломастером на мольберте или выкладывая аппликацию из геометрических форм на фланелеграфе. Это обязательный элемент занятия, необходимый для обучения детей планированию работы — делению пластилина на нужное количество частей с опорой на схему. — Посмотрите на нашего нарисованного снеговика. Он состоит — Посмотрите, как мы будем делить пластилин (комок глины, Из неопубликованного. Из самой маленькой части мы сделаем руки, а из остальных — туловище и голову снеговика. (На этом занятии дети планируют работу и делят материал на нужное количество частей параллельно с воспитателем). —Сколько частей у нас получилось? Одинаковые они по размеру? —Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы ваши Дети лепят. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, в случае затруднений с планированием повторно показывает схему, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы.
В конце занятия воспитатель предлагает детям принести снеговиков на «Снежную полянку» и разместить так, чтобы всем хватило места.
ПРИРОДА «Снег и лед» Задачи. Познакомить детей со свойствами снега и льда, с некоторыми зимними явлениями природы (снегопад, метель). Материалы, инструменты, оборудование. Кусочки льда (желательно использовать для замораживания специальные фигурные формочки); ледяная пластинка, внутри которой заморожен лист растения или какой-нибудь небольшой, легкий, плоский предмет; снег, мисочки, перчатки, лупы. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоминает детям о том, как они наблюдали за снегом и льдом на прогулках, просит вспомнить, чем лед отличается от снега, и предлагает исследовать лед и снег. Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда и спрашивает, что это такое, выясняет, как дети узнали, что это лед, а не снег. Каждый ребенок получает по кусочку льда и исследует его: рассматривает через лупу, трогает, берет в руку, проводит пальчиком по его поверхности, выясняет, тяжелый он или легкий. Затем воспитатель по очереди надевает каждому ребенку на одну руку перчатку и предлагает взять в нее кусочек льда. Такой же кусочек ребенок берет в другую руку, без перчатки. Воспитатель спрашивает, какой ладошке холоднее — той, которая в перчатке, или той, которая без нее, обсуждает с детьми, почему лед в руке без перчатки начинает таять, а в руке с перчаткой — нет. Затем воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет, и спрашивает, что они видят. Воспитатель объясняет, что лед прозрачный, как стекло в окошке или аквариуме. Спрашивает, почему дети могут видеть через стекло (оно тоже прозрачное). Затем воспитатель помещает такой же предмет за листом обычной белой бумаги и спрашивает, виден ли он теперь. (Нет, предмет не виден. Значит, бумага не прозрачна). Дети отставляют мисочки с кусочками льда, чтобы в конце занятия понаблюдать, что с ними произошло. Воспитатель кладет каждому ребенку немного снега в другую мисочку и спрашивает, почему дети решили, что это снег, а не лед. Дети исследуют снег по аналогии со льдом, сжимают его в руке, рассматривают снежинки через лупу. Во время исследований воспитатель подчеркивает, чем снег похож на лед (холодный) и чем отличается (мягкий, его можно сжать в руке, не прозрачный, в нем заметны снежинки). В заключение воспитатель сообщает, что у снега и льда есть еще кое-что общее и предлагает посмотреть, что появилось в мисочках со льдом и снегом во время занятия, спрашивает, откуда взялась вода. Вместе с воспитателем дети делают вывод: в тепле лед и снег тают. Значит, снег и лед — это вода, которая замерзла.
РИСОВАНИЕ «Снеговики в шапочках и шарфиках» Задачи. Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию. Предварительная работа. Создание снеговиков из разных материалов. Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги темно-голубого, синего, фиолетового, сиреневого, черного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы — графический рисунок или аппликация из геометрических форм. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель напоминает детям о том, как они лепили на улице из мягкого снега нарядных снеговиков. Показывает пластилиновые фигурки снеговиков, которых дети слепили на занятии по лепке, и предлагает нарисовать их друзей — нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Объясняет порядок работы: — берем лист бумаги синего (темно-голубого, сиреневого, фиолетового, черного) цвета для того, чтобы хорошо было видно белых снеговиков (на белой бумаге они «потеряются»); размещаем лист вертикально, если хотим нарисовать одного снеговика, и горизонтально, если будем рисовать двух-трех снеговиков;
—рисуем снеговика (или двух-трех снеговиков), начиная с самого —наряжаем снеговика (или снеговиков) в нарядную шапочку и —берем тонкую кисточку и дорисовываем мелкие детали — глаза, Дети рисуют. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приемы. В конце занятия проводится экспресс-выставка «Снеговики в шапочках и шарфиках». ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Лыжи и санки» Задачи. Продолжать знакомить детей с временами года, зимними развлечениями (катание на санках, лыжах), со свойствами снега и льда. Учить находить зависимость внешнего вида предмета от его назначения. Предварительная работа. Во время прогулки воспитатель с детьми рассматривает на участке с рыхлым снегом следы, оставшиеся на нем, и просит детей догадаться, от чего они (упала ветка, пробежала кошка или собака, прыгала птица, прошел человек). Пробует вмести с детьми оставить на рыхлом снегу отпечатки (наступить ногой, постучать лопаткой, бросить какой-либо небольшой предмет: шишку, мячик, листок бумаги и т. п.). Рассматривает, какие из получившихся следов глубокие, а какие — нет. Затем предлагает детям провести по рыхлому снегу куклу на игрушечной машине и игрушечных санках, после этого обсуждает, что было сделать легче, а что тяжелее. Делает вывод, что колеса машины больше проваливаются в снег, а полозья санок — меньше, поэтому санки везти легче, а машину тяжелее. Затем воспитатель и дети утрамбовывают небольшой участок рыхлого снега и вновь провозят машину и санки, обсуждают, что получилось. После этого делают то же самое на очищенном от снега асфальте — выясняют, что по асфальту машину везти легче, а санки — труднее, они не скользят. В конце воспитатель предлагает детям поиграть в следопытов: они получают задание найти как можно больше самых разных следов на снегу и объяснить их происхождение. Материалы. Картинки: снегокат, лыжи, детские санки и большие сани. Иллюстрации с изображениями разных упряжек, в которые впряжены разные животные — лошади, олени, собаки, волы, ослики, верблюды и т. д. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выясняет с детьми, какое сейчас время года, что они любят делать, во что играть на улице зимой (лепить снеговиков, кататься на санках и т. д.). Затем предлагает послушать стихотворение о том, что произошло однажды с мальчиком в магазине: Очень обидно Валяться без толку, Зря занимать Магазинную полку! Клюшка кричит За спиной продавца: — Эй, попроси хорошенько Это немыслимо, Это уж слишком, Чтобы без клюшки Остался мальчишка! Санки ревут: — Мы умрем от жары, Не съедем с горы! Лыжи меня Подозвали поближе: — Знаешь, мы очень хорошие лыжи. Нам снилась лыжня... Славные лыжи теперь У меня!' Воспитатель обсуждает с детьми, какие предметы просили мальчика о том, чтобы он купил их, что выбрал мальчик, что выбрали бы они: клюшку, санки или лыжи — и почему. Напоминает, что на физкультурном занятии они пробовали кататься на лыжах, спрашивает, трудно или легко это было. Обсуждает с детьми, что такое лыжня. Вспоминает, как они пробовали везти по снегу куклу на игрушечной машине и на санках, подводит их к выводу, что полозья лыж, как и полозья санок не дают глубоко проваливаться в снег. 1 Кушак Ю. «В магазине» // Кушак Ю.Н. Плывет кораблик в гости. — М.: Малыш, 1990.С. 8. Показывает детям картинки, на которых изображены снегокат, аэросани, лыжи, детские санки и большие сани, просит назвать, что это, когда, в какое время года люди этим пользуются. Затем спрашивает, что у них общего, что есть у всех этих предметов (полозья), и почему. Если имеется картинка с санями-волокушами, то следует обратить внимание на то, что у них нет полозьев и обсудить с детьми, как будут ехать такие сани по снегу, легче ли на них передвигать ся, чем на обычных санях; если на картинке старинные сани, то можно рассказать, что когда в России не было дорог, передвигаться в санях было удобнее, чем на телеге, а зимой ездили на санях по рекам, как по дорогам. Спрашивает детей, кто из них уже катался на санках с горки, кого катали на санках взрослые. Рассказывает о разных видах саней, о том, каких животных можно впрягать в сани. Показывает иллюстрации, на которых изображены разные упряжки (тележки, повозки и санки), которые везут разные животные (волы, лошади, ослики, собаки, олени) просит детей сказать, какие из них могут ехать по снегу, а какие — нет. Спрашивает, где санки едут легче и быстрее — по снежной дороге или по асфальту. Обсуждает с детьми, почему по поверхности льда или по утрамбованному снегу легко скользить, почему лыжи не едут по асфальту. Вспоминает вместе с детьми рассказ «На горке», который они читали накануне, в котором мальчик Котька сделал ледяную горку нескользкой, спрашивает, как он это сделал. В конце занятия предлагает детям отгадать загадку и сказать, о каких странных дощечках и непонятных крючках говорится в отрывке из стихотворения Д. Хармса «Я шел зимою вдоль болота...»: ...Вдруг по реке пронесся кто-то На металлических крючках. Я побежал скорее к речке, А он бегом пустился в лес, К ногам приделал две дощечки, Присел, Подпрыгнул И исчез.1 Последующая работа. Воспитатель предлагает детям устроить для игрушек зимнюю Олимпиаду, когда они могут ездить на санках, коньках, лыжах, кататься с горок. 1 ХармсД. «Что это было?» //Д. Хармс, Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий, А. Введенский «Игра». Сборник стихов. Составитель Л.Н. Колесова. — М.: «Галарт», 1993. С. 14. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Горки» Задачи. Учить детей анализировать образец конструкции горки в определенной последовательности; конструировать горку по образцу и перестраивать ее по условию — опытным путем определять зависимость скорости движения при спуске с горы от высоты спуска; выделять в конструкциях параметры величины (высота) и различать три градации данного параметра величины при конструировании и обыгрывании горки (высокий — ниже — низкий). Материалы, инструменты, оборудование. Набор строительного материала для каждого ребенка (кубики; кирпичики короткие, средние и длинные пластины); игрушечные машины, соответствующие по величине конструируемой горке. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям образец конструкции горки (рис.) и предлагает ее рассмотреть. Организует анализ конструкции по следующей последовательности: рассматривание объекта в целом; выделение в нем основных частей; установление пространственного расположения этих частей; выделение строительных деталей, необходимых для конструирования каждой части конструкции; установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу и возвращение к целостности объекта. —Что это? (Горка.) —Из каких частей она состоит? (Площадка, спуск.) —Как расположены эти части? (Спуск примыкает к площадке.) —Из каких деталей сделана площадка горки? (Из кубиков.) —Из каких деталей сделан спуск горки? (Из широких пластин.) —Как расположены эти пластины? (Первая пластина одной сто —Чем отличается наша горка от горки, которую мы рассматрива Затем воспитатель говорит детям: «По этой горке будут съезжать игрушечные машины». Она демонстрирует, как машинка съезжает с горки. Воспитатель объясняет и показывает, как сконструировать горку из кирпичиков и двух широких пластин: «Сначала надо построить площадку из кубиков, к ней с одной стороны пристроить спуск из 2-х широких пластин». Далее предлагает детям приступить к практической деятельности. После того как все дети справились с заданием, воспитатель предлагает им поиграть с машинками — скатить их со своих горок. Затем воспитатель предлагает одной группе детей перестроить свои горки так, чтобы машинка съезжала медленнее, чем с горки, выполненной по образцу, а другой — так, чтобы машинка съезжала быстрее. Давая задания одновременно двум подгруппам детей на разные варианты перестройки конструкции горки, воспитатель не уточняет, что эти изменения конструкции связаны с изменением высоты горки — ее площадки (одним детям горку надо сделать выше, другим — ниже). Это задание дается детям на самостоятельное установление зависимости скорости спуска с горки от высоты ее площадки и спуска. (Чем выше горка, тем больше скорость при спуске с нее.) Воспитатель предлагает детям еще раз скатить машинки с горки и практическим путем определить, правильно ли они выполнили задание. Далее, в течение нескольких минут, дети играют с машинками. В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за старание и просит аккуратно разобрать горки, сложить строительный материал в коробки, начиная с широких пластин. ЯНВАРЬ. 19 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На последней неделе января педагог продолжит с детьми разговор о зиме — самом холодном времени года. Дети узнают о том, из каких материалов шьют зимнюю одежду, как делают одежду из шерсти, как изготавливают валенки. Воспитатель познакомит детей с зимующими птицами, особенностями их внешнего вида и поведения. Дети будут готовить разнообразный корм для птиц, периодически подкармливать птиц и наблюдать за тем, как они едят, какую еду выбирают. Читая детям природоведческие рассказы, воспитатель обогатит детские представления о птицах новыми интересными фактами. Через стихотворные произведения педагог будет не только развивать поэтический слух детей, но и активизировать употребление детьми точных глаголов, прилагательных, в процессе речевой игры с правилами будет учить детей задавать вопросы о характерных признаках животных. Полученные представления помогут детям слепить птиц на кормушках и нарисовать снегирей на заснеженных ветках, передавая строение тела и окраску. Воспитатель будет учить детей добиваться выразительности лепной фигурки путем смешивания двух исходных цветов пластилина, использования дополнительных материалов, передачи движения птицы; совершенствовать технику рисования гуа-шевыми красками, развивать чувство цвета и формы. На занятии по математике дети будут учиться считать в пределах пяти по осязанию. На прогулке будут осваивать новый способ конструирования из снега — путем отсекания лишнего от большого комка. В сюжетных играх особое внимание будет уделяться развитию ролевых отношений.
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. На этой неделе педагог уделяет особое внимание наблюдениям за птицами. Дети готовят разнообразный корм для птиц, который периодически кладут в кормушку. Воспитатель предлагает запомнить, какие птицы и когда прилетали к детскому саду, что они делали, как себя вели. Дети рассматривают внешний вид птиц, сравнивают их, находят сходства и отличия, наблюдают за тем, как они едят, какую еду выбирают. Воспитатель организует разнообразные игры, по содержанию связанные с темой «Птицы». Например, с помощью движений дети показывают, как передвигаются птицы по земле, как они летают, как едят. Наблюдения в уголке природы. Воспитатель особое внимание уделяет наблюдениям за птицами в уголке природы. Дети сравнивают их с птицами, за которыми наблюдают на улице, составляют краткое описание их внешнего вида, отмечают особенности поведения, питания. Воспитатель предлагает понаблюдать за волнистым попугайчиком и показать с помощью движений, как он держится за жердочку, как ест, двигается, поворачивает голову, машет крылышками и т. п. Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры. Самодеятельная сюжетная игра в своей развитой форме предполагает совместную деятельность детей. Но чаще всего мы наблюдаем, что дети в этом возрасте выполняют специфические действия, связанные с ролью, и мало внимания уделяют ролевым отношениям (не общаются друг с другом, не ведут ролевой диалог). Каждая роль имеет разную степень подчиненности. В совместной игре могут быть разные роли, которые находятся во взаимодействии друг с другом, и отношения между ними могут быть как равноправными («дети в семье», «покупатели в магазине», «пациенты в поликлинике»), так и подчиненными («мама и дети», «продавец и покупатели»). Так, роль «ребенка» в игре в «семью» находится в подчинении к роли «мамы» и «папы»; в игре в «детский сад» — к роли «воспитателя» и «няни». А в отношениях с другими детьми в этой игре ребенок находится в равных отношениях. В процессе игры возможна смена ролей, например, кто-то из детей становится «дедушкой» или «бабушкой». В таком случае ролевое поведение участников меняется. Воспитатель в совместной игре с детьми формирует умение строить свое ролевое поведение в зависимости от ролевой позиции партнеров по игре. Овладение умениями изменять ролевые позиции и роли уже делает самодеятельную игру ребенка богаче, способствует развитию в игре ориентации в смыслах человеческих действий и отношений. В совместной игре с детьми воспитатель не только подчеркивает разнообразие ролевых связей, но и выделяет типы отношений между людьми. Как правило, ведущие, лидирующие роли получает наиболее хорошо играющий ребенок в группе, нередко он пытается (и успешно) организовывать игру партнеров (Я — доктор, а ты, ладно, будешь мама Зайчика, я его буду лечить. А ты будешь — очередь...). Целесообразно вводить в игру (хотя бы в виде эпизодических персонажей) тех детей, которые не справляются с индивидуальной ролью. Зато, повторяя друг за другом игровые действия в качестве «пассажиров» в транспорте, покупателей в магазине и т. п., они готовятся к более сложному ролевому поведению, самостоятельной ролевой речи, диалогу. Конструктивная деятельность детей на прогулке. Конструирование из снега. Педагог учит детей конструировать из снега новым (более трудным) способом — из плотной снежной массы убирается (отсекается) лишний снег и остается целостный образ, например, домик для птички, собачки, скамеечка и горка для куклы, мебель в кукольной комнате. В процессе конструирования из снега дети могут использовать совки, лопаты, дощечки, ящики, коробки, природный и бро- совый материал (ветки, камни, шишки и др.). Для украшения конструкции и придания ей большей выразительности, используются разноцветные льдинки или окрашивание краской всей конструкции или отдельных ее частей. Конструирование в вечернее время. Конструирование из деталей конструктора типа «Лего». Воспитатель вводит в деятельность детей новый вид конструктора типа «Лего» (базовые детали), имеющего достаточно крупные размеры, разную геометрическую форму и простые способы крепления. Она вносит конструктор в группу, рассматривает вместе с детьми его детали, обсуждает правила пользования им: работать за столом, размещая коробку в центре стола и располагаясь вокруг, поднимать упавшие детали, не брать их в рот, оставшиеся детали убирать в коробку, после игры класть конструктор в определенное место. Педагог организует детей небольшими подгруппами, дает детям возможность самим рассмотреть детали конструктора, попробовать способы крепления деталей. При этом необходимо обеспечить каждому ребенку подгруппы возможность свободно взять любую деталь. Из-за большой подражательности детей этого возраста часто то, что выбрал один, хочется иметь и другому. Воспитателю не стоит сразу приходить на помощь. Лучше предложить ребенку самому найти такую же деталь, что важно для развития его сенсорики, ориентировочной деятельности, определенной самостоятельности. Можно всем вместе придумать названия для каждой из деталей: пластина, кубик, кирпичик, горка, арка и пр. В первое время лучше ограничить разнообразие деталей базовыми кубиками, кирпичиками и пластинами. Как показывает опыт, дети не склонны вначале рассматривать детали, они начинают сразу их объединять, пытаясь что-то сделать, не всегда успешно. После нескольких попыток они сами открывают способ крепления деталей друг с другом или повторяют действия, увиденные у других детей. В результате практических пробующих действий дети получают разные конструкции и обозначают их словом (машина, трамвайчик, кораблик и пр.) и действуют с ними. Воспитатель может научить детей делать дорожки, заборы, мосты, ограды, ворота, домики и пр. Находясь рядом, воспитатель наблюдает за действиями детей, оказывает помощь по их просьбе. Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию деталей в коробки, сортируя их по форме. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Валенки и варежки» Задачи. Продолжать знакомить детей с разными материалами (мех и шерсть животных), учить узнавать их. Рассказать, откуда берется шерсть, как из ниток получаются шерстяные вещи; показать, как вяжут (на спицах и крючком) и валяют. Предварительная работа. Составление и рассматривание «коллекции» вещей, сделанных из шерсти (связанных из шерстяных ниток, свалянных из шерсти — валенки, шляпы, игрушки и т. д.). Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа: заснеженных домов, «одетых в снежные шапки». Меховая и шерстяная шапки, иллюстрации с изображением меховой шубы, меховых варежек, дубленки и тулупа (или настоящие вещи). Желательно подобрать несколько вязаных вещей с разными узорами, которые можно разглядывать и сравнивать между собой. Небольшой образец, связанный на спицах. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Игоря Шевчука «Первый снег»: Шапки с неба! Шапки с неба! Закидала нас зима. Шапки снега, Шапки снега Нахлобучили дома. Аи да шапки! Точно впору — Не малы, не велики: Вот высокому забору, Вот пенечкам у реки. Шапки всех фасонов сразу Так и сыплются с небес.
* Вам с помпоном или без?' Воспитатель спрашивает детей, о каких шапках говорится в этом стихотворении: из чего получились эти «шапки», откуда они появи- 1 Наши друзья — поэты. Часть 2. — СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. С. 97. лись на домах. Рассматривает с детьми иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, делает вместе с ними вывод, что снежные сугробы на домах и заборах очень похожи на шапки, надетые на голову. Затем воспитатель показывает детям меховую и шерст
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|