Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.
Конструирование из плоских геометрических фигур. Для развития У детей умения создавать условные схематические образы самосто-ятелйно и по готовому образцу воспитатель организует в свободное время конструирование фигурок животных (собачка, уточка, лисичка, птичка, сороконожка, бабочка и др.). Для этого предоставляет детям набор плоских геометрических фигур разной формы, величины и цвета из картона, цветной бумаги или пластмассы, а также карточки со схематическими рисунками животных.
Воспитатель привлекает внимание детей к рисункам и геометрическим фигурам. Сначала демонстрирует детям, как можно «увидеть» и достроить одну деталь, выбранную из общего количества: посмотреть на нее, «увидеть» в ней конкретного животного и «достроить» — добавить недостающие элементы и детали. Затем показывает, как можно по-другому построить изображение животного, используя чертеж (схематический рисунок). Фигуру можно расположить прямо на рисунке или, рассмотрев его и выбрав нужные детали, создать изображение животного, точно следуя рисунку. Воспитатель раздает детям чертежи или отдельные фигурки и предлагает конструировать изображения разных животных одним из данных способов. Педагог наблюдает за деятельностью детей, дает им советы, помогает обмениваться набором геометрических фигур и чертежами. Удачные образы животных обсуждаются всеми детьми, отмечаются находки в изображении животных (узнаваемость, поза, ракурс и др.). Наборы геометрических фигур и рисунки комплектуются в коробочки. Дети могут пользоваться ими и во время самостоятельной деятельности. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Обув ь» Задачи. Формировать представления о разнообразии предметов обуви и их назначении. Продолжать знакомить детей с разными материалами. Рассказать об изготовлении обуви. Познакомить с профессией сапожника.
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображениями разной обуви (ботинки, сандалии, босоножки, кеды, кроссовки, шлепан- цы, валенки, туфли, сапоги кожаные и резиновые), детские кожаные сандалии или туфли, валенки, лапти, три ботинка разного размера (маленького ребенка, школьника, взрослого). Иллюстрации к русским народным сказкам, на которых изображены персонажи в валенках и лаптях. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение «По тропинке жарким летом» (автор — А. Усачев), в процессе чтения демонстрирует соответствующие картинки: По тропинке Жарким летом Шли Ботинки К Сандалетам И случайно На дорожке Повстречали Босоножки. Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали. ... По тропинке Жарким летом Шли Ботинки К Сандалетам. Рядом По дорожке Пылили Босоножки. Видят вдруг — На тропке Новенькие Шлепки. Постояли, поболтали, Дальше вместе зашагали. ... По тропинке Жарким летом Шли Ботинки К Сандалетам. Рядом • По дорожке Пылили Босоножки, А за ними Шлепки Топали По тропке.
Заходер Б. Про всех на свете: Стихи и сказки. — М.: Детская литература, 1990.
Последующая работа. Педагог может познакомить детей с валянием шерсти, показать, как делают валенки, используя специальную шерсть для валяния, которая продается в магазинах. РИСОВАНИЕ «Сороконожка» Задачи. Закреплять умение рисовать круги, учить согласовывать пропорции листа бумаги (фона) и задуманного образа. Развивать способности передачи цвета и формы как основным средствам художественной выразительности. Материалы, инструменты, оборудование. Длинные бумажные полосы, краски гуашевые, кисти, цветные карандаши или фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые, стаканчики (баночки) с водой. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям отрывок из шуточного стихотворения Г. Лагздынь «В обувном магазине (вежливый разговор продавца с покупателем)»: Входите, пожалуйста! Купите, пожалуйста! Туфли лаковые На детские ножки. Фасон? Одинаковый! А вот — босоножки! Сколько вам надо? Пар двести? Так много? Ну что вы! Я рада! Асфальт ведь, дорога... И все для любимой Единственной дочки? Прекрасно, прекрасно... Их пять? А сыночков? Сынишке всего двадцать пять? Ах, простите! У вас у самой сорок ног... Извините... Теперь стало ясно И все так понятно!' Воспитатель спрашивает детей, что стало понятно продавцу в магазине. Поясняет, что в обувном магазине сороконожка покупает много-много обуви для себя и своих детей. Почему так много?
1 Лагздынь Г. Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для родителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С. 221. Сколько ног у сороконожек? (Много — сорок, поэтому она так и называется.) Педагог спрашивает детей, какая сороконожка по размеру — длинная или короткая? Педагог предлагает «нарисовать» сороконожек в воздухе. Затем педагог показывает детям два листа бумаги — длинный и короткий и спрашивает, на каком из них лучше всего изобразить сороконожку. Прикрепляет длинный лист (горизонтально) к мольберту или доске и показывает последовательность работы, сопровождая частичный показ подробным комментарием: —размещаем лист бумаги вот так (горизонтально) — это земля —выбираем краску по своему желанию, берем краски немного, на —рисуем несколько кругов (не менее 5-6) близко друг к другу — —у сороконожки тонкие ножки, берем цветной карандаш или — осталось дорисовать фломас Дети рисуют сороконожек, воспитатель помогает им по мере необходимости. Последующая работа. Оформление выставки рисунков «Сороконожки на дорожке». ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Чудо-дерево» Корней Чуковский Задачи. Продолжать знакомить детей с произведениями К. И. Чуковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные аналогичные варианты. Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка-сороконожка. Двусторрннее дерево из картона с прорезями или дырочками для крепления картинок (изображения разных видов обуви, одежды, иг-РУшек). Содержание образовательной деятельности. В гости к детям приходит игрушка-сороконожка, которая интересуется — не хотят ли дети узнать про «чудо чудное, диво дивное, что ни в сказ- ке сказать, ни пером описать»? Получив утвердительный ответ, она предлагает детям сесть поудобнее вокруг нее и послушать одну историю. Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево»1 от слов «Как у наших у ворот...» до слов «Их не обрываете?». После чтения воспитатель спрашивает детей: —Понравилась ли вам эта история? Что именно понравилось?
—Какое чудо произошло «у наших у ворот»? (На дереве вместо —Почему писатель Корней Иванович Чуковский назвал это Игрушка-сороконожка говорит, что принесла детям картинки с изображением разной обуви. Показывает их детям по одной, просит назвать. Затем педагог вносит изображение стилизованного дерева из картона и предлагает детям еще раз внимательно послушать стихотворение, сопровождая чтение развешиванием картинок. Она читает стихотворение еще раз, желающие дети по очереди вешают на дерево (или вставляют в прорези) картинки. Игрушка-сороконожка вместе с детьми радуется «башмачному» дереву. Затем воспитатель говорит детям, что однажды автор стихотворения Корней Иванович Чуковский прочитал это стихотворение девочке Муре. И знаете, что произошло потом? Читает следующее стихотворение «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»2. Воспитатель спрашивает детей, что еще могла бы вырастить Мура на чудо-дереве? Что можно было бы закопать, чтобы оно потом выросло? Выслушивает рассуждения детей. Просит их отгадать, что выросло бы на чудо-дереве, если бы Мура закопала свое платьице? Воспитатель произносит первую часть стихотворения, заменяя слово «туфелька» на слово «платьице». Слова Муры дети могут повторить хором (как бы поколдовать) вместе с воспитателем. Затем дети называют предметы, которые могли бы вырасти (пальто, кофточка, брюки, носки и другие предметы одежды), выбирают картинки и развешивают их на дереве. Все радуются, какое «одежное» дерево у них получилось. Аналогичным образом выращивается, например, «игрушечное» дерево. Затем воспитатель говорит, что хочет закопать под деревом вкусную булочку, а вот что из нее вырастет, дети сами отгадают на следующем занятии по лепке.
Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 198]. Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1981. ЛЕПКА «Чудо-дерево» Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара и цилиндра (сплющивание, прищипывание, замыкание в кольцо, свивание и другие). Создать условия для экспериментирования (отпечатки на тесте, декорирование мелкими предметами). Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции (договариваться, обсуждать замыслы, размещать свои изделия на общей композиционной основе). Предварительная работа. Чтение сказки К. И. Чуковского «Чудо-дерево». Приготовление соленого теста (в присутствии детей) по рецепту: 2 стакана муки, 1-2 стакана соли, стакан теплой воды, ложка растительного масла. Тесто можно окрасить гуашевыми красками, для этого необходимо разделить его на части, скатать в шарики, сделать углубления, влить понемногу густой краски и хорошо перемешать. Соленое тесто можно хранить в холодильнике около месяца (в пластиковых контейнерах с крышками или в пластиковых пакетах). Материалы, инструменты, оборудование. Соленое тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, доска разделочная, предметы для отпечатков (штампики, колпачки фломастеров), мелкие бытовые предметы (пуговицы) и природный материал (горох, фасоль) для украшения поделок; салфетки, трубочки для коктейля, шнурки или тесьма декоративная. Силуэт чудо-дерева из картона с парными отверстиями для подвешивания чудо-плодов. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель приглашает детей к чудо-дереву, напоминает, что она под ним закопала (на предыдущем занятии) вкусную сладкую булочку. Приглашает детей вместе «поколдовать». Дети хором произносят отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево», начиная со слов: «Расти, булочка моя, / Расти маленькая» до слов: «И вырастет дерево, / Чудесное дерево!». Воспитатель спрашивает детей, что же может вырасти на дереве из булочки. Выслушивает и дополняет ответы детей, ориентируя их на называние разных видов изделий из муки: бублики, баранки, коржики, пирожки, батоны, плюшки, ватрушки, пряники, крендели, печенье и пр. Затем педагог показывает детям и поясняет варианты лепки разных хлебобулочных изделий: —булочку и пряник можно слепить из шара и слегка сплющить; —крендель, баранку и бублик легко сделать из толстых валиков —начинку для ватрушки и пирожка сделать из кусочка теста (на- — фигурное печенье удобнее всего вырезать формочками из Педагог раздает детям по кусочку соленого теста. Предлагает подумать, каким образом чудо-плоды окажутся на дереве и будут висеть на веточках. Дети предлагают свои варианты. Педагог советует сделать на булочках и пирожках отверстия для петелек, а бублики и крендельки просто повесить на ветки как колечки на пирамидку. Показывает две-три фигурки с подвесками из шнурков (узкой тесьмы, декоративной ленты). Напоминает, что все чудо-плоды можно украсить отпечатками, бусинами, фасолинами, горохом и т. д. Дети лепят изделия по своему замыслу. Затем проделывают в поделках отверстия (например, с помощью трубочек для коктейля или острием карандаша) и украшают по своему желанию мелкими бытовыми предметами (пуговицами) или природным материалом (горохом, фасолью, скорлупой фисташек и пр.). Педагог поясняет детям, что чудо-плоды должны сначала подсохнуть (в духовке в течение 4—5 часов при температуре 90—100° С или на открытом воздухе в течение 2—3 дней), поэтому их нужно собрать на противень или поднос, оставить для просушки и лишь затем подвесить на дерево с помощью шнурков или тесемок. Внимание!Способ изготовления макета дерева и размещения чудо-плодов может быть другим (на усмотрение педагога), например, плоды после сушки можно не подвесить, а приклеить на композиционную основу. Или же в качестве чудо-дерева можно использовать ветку настоящего дерева, укрепленную в керамической вазе. Последующая работа. Сушка поделок из соленого теста, изготовление крепежа (петелек, подвесок), создание коллективной композиции «Чудо-дерево» с детскими поделками. «Чудо-дерево» педагог может использовать в дальнейшем для индивидуальной работы по развитию речи детей. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №6 Задачи. Показать детям образование числа 3. Учить считать в пределах 3-х, согласовывая в роде, числе и падеже числительное с существительным, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. Учить называть форму реальных предметов; выстраивать ряд из 4-х предметов в убывающем порядке: от самого длинного к самому короткому. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: 3 мелкие игрушки и 3 картинки с изображением реальных предметов, счетная лесенка, наборное полотно, 3 предмета в форме квадрата, круга и прямоугольника (например, тарелка, носовой платок, картина), круг, квадрат и прямоугольник из бумаги; 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 4 см с наклеенными на них мордочками животных. Раздаточный материал. По 4 полоски разного цвета, одинаковой ширины и разницей по длине в 2 см. Содержание образовательной деятельности. Педагог показывает детям образование числа 3 по той же схеме, что и образование числа 2 (см. занятие № 5). В начале занятия демонстрируются игрушки на «счетной лесенке». Затем — картинки с изображением реальных предметов в наборном полотне. На этом занятии, так же как и на предыдущем, все предметы — мужского рода. На столе у воспитателя находятся предметы разной формы, например, тарелка, квадратный носовой платочек, картина на подставке. На доске выставлены круг, квадрат, прямоугольник. Воспитатель выясняет, знают ли дети названия предметов. Лучше, если игра будет проводиться от лица кукольного персонажа, тогда действия взрослого не выглядят так авторитарно. Воспитатель от лица, например, медвежонка, говорит детям, что он хочет узнать, какой формы тарелка. Дети говорят: «Круглая». Воспитатель отвечает, что медвежонок не знает, что такое «круглое» и просит кого-то из детей показать круг медвежонку. Медвежонок благодарит ребенка, гладит его по плечу, хлопает в ладоши и кладет круг к тарелке. Воспитатель спрашивает у детей, правильно ли сделал медвежонок, и подтверждает: «Правильно, тарелка круглая». Таким же образом воспитатель с медвежонком выясняют у детей форму носового платка (он квадратный) и картины (она прямоугольная), раскладывая соответственно квадрат и прямоугольник. Воспитатель берет 4 полоски бумаги или картона с разницей по Длине в 4 см и одинаковой ширины. У каждого ребенка имеются такие же 4 полоски бумаги одинаковой ширины, но с разницей в 2 см по длине. В верхней части полоски нарисованы (или приклеены) мордочки животных. Воспитатель договаривается с детьми, что эти полоски будут как будто животные, и предлагает построить их по росту. Она выкладывает на доске 4 полоски на некотором расстоянии друг от друга. — Посмотрите и решите, кто здесь самый высокий. (Обычно дети — А кто немного ниже? (Ответы детей могут быть самыми разны Затем оставшиеся две полоски кладут одну на другую. Дети определяют, какая из них длиннее, и воспитатель ставит ее третьей рядом с двумя первыми, после чего ставит в тот же ряд последнюю полоску. — Так какой же зверь самый высокий, на какой полоске? А кто Воспитатель предлагает детям построить такой же ряд на своих столах, начиная с самой длинной полоски. На счетных карточках детей на нижней линии слева нарисована красная точка. Это точка отсчета. Воспитатель следит за тем, чтобы дети выкладывали ряд на одной линии, начиная от точки отсчета. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Да здравствует Туфляндия!» Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, ролевой диалог. Активизировать глаголы, наименования обуви. Стимулировать игры со словами и звуками, словотворчество. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюмов Бабы Яги и избушки на курьих ножках. Обувь: сапоги, ботинки, кроссовки. Картинки: пальто, куртка, шуба, платье, юбка, сарафан, шляпа, кепка, шапка, валенки, туфли, тапки. Наборное полотно. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение А. Усачева «Избушка на курьих ножках»: Живая Избушка у Бабы Яги: У этой избушки две курьих ноги. Торчат ее ноги наружу — И мерзнут в январскую стужу. Купила ей Баба Яга сапоги — Малы сапоги для куриной ноги. И туфелек нет в магазинах Для ног великанских куриных. Размер у Избы — девяносто второй: Примерит ботинок — ботинок с дырой. Несет ей хозяйка кроссовки — В момент развалились обновки. Бредет одиноко она средь дубрав, То ногу одну, то другую поджав... Вздыхает в тоске и печали: — Как люди теперь измельчали!' Воспитатель поясняет, что значит «измельчали», т. е. стали меньше, и задает детям вопросы: — Понравилось вам стихотворение? — Какую обувь купила Баба Яга для куриных ног избушки? (Сапо — Что с ними произошло? (Свободные высказывания детей.) — Избушка на курьих ножках без обуви не просто идет, а — как Кто-то из детей может показать, как бредет избушка. По желанию детей стихотворение читают повторно. Далее разыгрывается сценка примерки обуви. Роль Бабы Яги принимает на себя воспитатель (повязывает по-пиратски косынку). Роль избушки на курьих ножках берет на себя ребенок (ему на голову надевают какую-нибудь шляпу). Партнеры ведут диалог: — Избушка, избушка, примерь сапоги. (Примеряет.) Малы? — Малы. — Избушка, избушка, примерь ботинок. (Примеряет.) Разорвал — Разорвался. — Избушка, избушка, примерь кроссовки. (Примеряет.) Развали — Развалились. Развалились обновки. Побрела избушка одиноко, то одну, то другую ногу поджав. (Выразительные движения.) 100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 135.
При повторных инсценировках все роли исполняют дети, передают по желанию друг другу элементы костюмов. Импровизируют в диалогах. В инсценировках участвуют 4 пары детей. Воспитатель обращается к детям: «Баба Яга примеряла избушке разную обувь. Какую еще обувь вы знаете? (Ответы детей.) Что можно делать с обувью?» (Одевать, снимать, носить, ремонтировать, покупать, завязывать шнурки, застегивать молнию.) Выслушивает свободные высказывания детей. По ходу ответов воспитатель дает подсказки в форме выразительных движений, обобщает и распространяет ответы детей. Педагог предлагает детям встать и прочитать скороговорку: «Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки1». Скороговорку читают в умеренном темпе, негромко. Сопровождают чтение движением пальцев, ритмично сжимая и разжимая их. Повторить 3—4 раза. Затем организуется игра «Четвертый лишний». Воспитатель выставляет на панно 4 картинки. Надо назвать картинки, догадаться, какая из них лишняя, и объяснить — почему. В игре используются следующие наборы картинок: 1. Пальто, куртка, шуба, валенки. 2. Ботинки, сапоги, брюки, туфли. 3. Тапочки, платье, юбка, сарафан. В процессе игры воспитатель интонацией и словами: «перехитрили», «снова отгадали», «какие догадливые» и т. п. — придает игре эмоциональный настрой. В завершение воспитатель читает детям смешное стихотворение об одежде, которое называется «Утренняя песенка»: Проснувшись, крикнул маме я: — Прощай, моя Пижамия! — По курсу Свитерляндия! — Ура Большой Пальтонии! А если вы не поняли, То я не виноват!2 Спрашивает детей: — Над чем вы смеялись? — Что вы поняли в этом стихотворении? — Про какую одежду говорится в стихотворении? (Свободные вы ТЕКСТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ЗАНЯТИЯМ СЕНТЯБРЬ. 3 НЕДЕЛЯ МАШИНЫ НА НАШЕЙ УЛИЦЕ1 М. Ильин, Е. Сегал Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видны носилки. На носилках — больной. Рядом с шофером сидит человек в белом халате — врач или санитар. Почему эту машину скорее пропускают? Потому что больного, надо поскорее отвезти в больницу. А вот и другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает. На ней ничего не написано. Но ее ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку! Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег! Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!» Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело! Вот идет машина с надписью: «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках — деревянные подносы со свежими, только что испеченными буханками. Вот другая машина, на которой написано: «Рыба». Она рыбу везет. А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик — в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливают мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины, и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов. Есть и еще одна машина «Скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин. Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого, что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «Скорая техническая помощь». На машине столб, а на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода.
1 Тридцать три Егорки / Сост. Г. Шумейко. — М: Детская литература, 1989. С. 11. 2 Ясное М. Когда я стану школьником. — Ярославль, Академия развития, Академия 1 Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Сост. Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 63.
И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его. А то есть еще машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал. Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату. Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она идет по улице, загребает снег лапами и перебрасывает его в грузовик. Летом чудесная лопата отдыхает. А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы. Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в граненом стекле. ОКТЯБРЬ. 6 НЕДЕЛЯ ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО1 (русская народная сказка в обработке О. Капицы) Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает: — Петя, не торопись, Петя, не торопись. Клевал как-то петушок Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит: — Ох, хозяюшка, дай скорей маслица, петушку горлышко смазать: — Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью — Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюш — Ступай скорей к хозяину. Пусть он принесет мне свежей травы. — Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровуш — Беги скорей к кузнецу за косой. Со всех ног бросилась курочка к кузнецу: 1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С. Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория. 2007. С. 371. — Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком. Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масло, дала маслице курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ — На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-ста Бабушка со внучкой хозяйничали во всей избе, курочка — за печкой, а мышка — в норке. Бабушка каждый день за водой ходила, и внучка воду носила, и курочка к себе за печку воду таскала, и мышка водицу добывала. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки были ведерки с огурчик, у мышки ведерочки с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Бабушка воду зачерпнет, домой понесет. А ведра-то у нее трех-тре-ех! Вода из ведер пле-ех, пле-ех! Да на землю ручейками. А внучка-то за бабушкой поторапливается. Ведерки у нее трех-трех! Водица из ведерок плех-плех, плех-плех! Да на землю струйками, струйками... Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех!.. Водичка-то на землю плех-плех-плех — ниточкой, ниточкой... Мышка бежит, торопится. Ведерочки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-кап-кап — капелькой, капелькой... Так-то вот они и носили воду. Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит... А в сторонке, в зеленом садочке, под яблонькой зайка отдыхал да и задремал. А на яблоньке, на длинной веточке, на коротеньком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть. — Эх, — думает яблочко, — кто бы яблоньку тряхнул, да мне бы,
А тут и налети ветерок-непоседа. Яблоньку тряхнул, веточку качнул, а спелое яблочко с веточки бу-ух! Да зайке по носу! Зайка спросонья вскочил... Со страху ничего не видит, ничего не понимает... — Ой, батюшки! Охотники! Стреляют! — Да бежать... А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и с мышкой. Все с ведрами, с коромыслами да с водичкой... Зайка с перепугу, со всего разбегу, им прямо под ноги!.. Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спинку, мышку лапкой прижал... Да и был таков! А у наших водоносов ведра раскатились, вода разлилась, коромысла в сторону отлетели... Шуму-то, грому... Со страху они никак не опомнятся! Насилу поднялись да домой бежать!.. Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка за печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит. Бабушка сидит на лавке, со страху-то у нее в головушке помутилось. Никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся? — Не иначе как медведище! И как я еще, старая, жива-то осталась! — Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что Курочка за печкой затаилась, головку под крыло спрятала, сама себе не верит, что уцелела. «Ну и лисица, — думает, — как это она меня упустила?! Ведь этакой второй лисы и не найдешь!» А мышка под печкой в норке дрожмя дрожит. Ей кот-разбойник чудится: «Ну и котище был! Откуда такой взялся?! Глазищи-то, усищи какие. Лапищей-то он меня как притянул, думала я — смерть мне! Как это я от него от такого да укатилась?!» А зайка серенький в лес прибежал, под кустик забился, лежит, вздохнуть боится, а сам думу думает: «Охотники как подстерегли-то меня! И сколько их было!.. Да все с ружьями, с трещотками! Как только меня ноги унесли?! Так-то вот, мои детушки. С той поры, с того времечка и говорят люди добрые: — У страха глаза велики — чего нет, и то видят! II КВАРТАЛ ДЕКАБРЬ. 13 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Наступление коротких зимних дней позволит воспитателю уточнить представления детей о частях суток, о том, что делают люди в разное время дня, о некоторых животных, ведущих ночной образ жизни, поговорить о снах. Воспитатель прочитает детям фольклорные колыбельные песенки, познакомит их с глупым мышонком — ге
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|