Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Чтение детям сказки о жадных медвежатах, лепка этих героев на занятии, вырезание и наклеивание «сыра» — вся эта работа с детьми может быть использована как в сюжетно-ролевых, так и в режиссерских играх по сюжету сказки. Воспитатель обращает внимание на проявление жадности во взаимоотношениях героев, делает это предметом обсуждения, воспитывая отрицательное отношение к этому качеству. Формируя сюжет, воспитатель не должен ограничиваться в подобной ситуации тем, что дети «проигрывают» различные отрицательные качества героев в своей игре. Жадность, трусость, зависть должны быть отмечены и названы соответствующим словом, этими качествами объясняются поступки героев (медвежонок так поступил, потому что он очень жадный). В ходе игры педагог должен показать возможность решения проблемной ситуации, связанной с отрицательным качеством героев — научить «жадных» делиться, «трусливых» — объяснить, что пугающий их объект не столь уж страшен (например, приручить «страшную» собаку и позаботиться о ней), и т. д. Иначе дети с упоением будут проигрывать негативные качества и события, не представляя себе адекватного выхода из такой ситуации. Наблюдая за самодеятельными играми детей, воспитатель может замечать как доброжелательные поступки детей по отношению друг к другу, так и негативные (отнять, разрушить). Эти проявления нельзя оставлять без внимания, ведь они мешают объединению детей в игре, формированию дружеских взаимоотношений. Воспитатель подсказывает детям, как пригласить товарища в игру, учит делиться игрушками. Негативные ситуации можно предугадать и избежать негативных эмоций детей, имея в группе несколько одинаковых или однородных игрушек. С их помощью можно дополнить сюжет введением новой роли (например, один врач лечит глазки, а другой — горлышко). В спорных ситуациях педагог может предложить такие парные роли или смену детей на одну и ту же роль (один продавец работает утром, другой — вечером). Так педагог учит детей уступать, проявлять сдержанность.
Конструктивная деятельность детей на прогулке. Конструирование из снега. Педагог рассказывает детям о том, что снег может менять свои свойства: он бывает сухим, легким и мокрым, тяжелым, из которого можно создавать разнообразные фигуры. Воспитатель предлагает детям поговорить о снеге — какой сегодня снег; можно ли из него лепить и почему; что можно слепить; как, где; что понадобится для работы. Дает детям возможность поэкспериментировать с липким снегом (слепить снежки, сделать снежные куличики и т. д.) Воспитатель учит детей катать комки разной формы и величины из липкого (влажного) снега, соединять их (лепить снеговиков, зайцев, мишек, кукол), дополняя деталями из веточек, камушков, угольков, шишек, пуговиц (нос, глаза, брови, рот, шляпа, пуговицы и другие элементы). РАЗВИТИЕ РЕЧИ «В защиту Деда Мороза» Задачи. Поддерживать у детей радостное настроение от новогодних праздников. Обогащать опыт внеситуативного общения на темы из личного опыта. Учить воспринимать текст без опоры на наглядную ситуацию. В процессе игры-драматизации вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Развивать интонационную выразительность речи. Материалы, инструменты, оборудование. Элементы костюмов для детей (Дед Мороз, мышка, белочка, зайчик). «Рукавичка» — яркий платок и «мешок» — другой яркий платок.
Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение Агнии Барто «В защиту Деда Мороза»1. Воспитатель спрашивает детей: — А к вам Дед Мороз приходил?
— Какие подарки он вам подарил? — Что вы делали вместе с Дедом Морозом? — Как веселились на новогоднем празднике в детском саду? прочитать стихи о новогоднем празднике, о зиме, которые они знают. (Выслушиваются 5—6 желающих). Далее воспитатель рассказывает историю, которая произошла под Новый год в лесу2 от слов «Шел по лесу Дед Мороз с мешком подарков...» до слов «Водили звери хоровод / Вокруг зеленой елки». По мотивам зимней истории проигрывается игра с переодеванием. Речь от автора ведет воспитатель. Игра повторяется неоднократно. Очередность выполнения ролей дети определяют сами, передавая друг другу элементы костюмов. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №8 Задачи. Показать детям образование числа 5.Учить согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным, различать процесс счета и его итог, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе. Развивать произвольное внимание детей в игре «Кто позвал?». Учить детей выделять и называть форму частей человеческого тела (голова — круглая, глаза — овальные, зрачки — круглые, уши — овальные). Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: игрушки и предметные картинки (с наименованиями в мужском роде) по 5 штук, счетная лесенка, наборное полотно; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; большая кукла; медвежонок (игрушка кукольного театра). Содержание образовательной деятельности. Образование числа 5 воспитатель строит аналогично описанному в занятии № 5, строго соблюдая последовательность, изложенную в занятии № 7, подбирая для счета предметы мужского рода. Далее проводится игра «Кто позвал?» (см. занятие № 6). Затем педагог рассаживает детей полукругом или за столами небольшими «компаниями». На доске выставлены все знакомые детям фигуры: 1 С Новым годом. — М.: Самовар, 2006. С. 38. 2 Заходер Б. Моя Вообразилия. — Смоленск: Русич, 2003. С. 103. круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. На стуле перед детьми стоит большая кукла. У нее круглая голова, глаза — овальные, зрачки — круглые, уши — овальные. На этом занятии в роли «ведущего» может выступать персонаж кукольного театра, например, медвежонок. Дети разглядывают куклу и вместе с медвежонком определяют, какой формы у нее голова, глаза, уши. При этом медвежонок на руке воспитателя каждый раз при определении той или иной формы делает соответствующее движение «лапой» или всем «телом». Так, при определении формы головы медвежонок вокруг головы «чертит» в воздухе круг. Воспитатель просит детей повторить это движение. Дети рисуют в воздухе круг.
Затем воспитатель обращает внимание детей на выставленные на доске фигуры. Просит кого-либо из детей взять круг. Выходят двое детей, один из них берет круг и держит его в руках. Воспитатель, обращаясь ко всем ребятам: — Давайте попросим (имена детей) приложить круг к круглым Дети подходят к кукле: один указывает на голову, зрачки глаз, а другой прикладывает к этим местам круг. Таким же образом поступают с овалом. Остальные дети наблюдают и принимают участие в оценке: правильно — не правильно. После этого медвежонок что-то шепчет воспитателю на ухо. Воспитатель говорит детям: — Хотите узнать, что «шептал» мне медвежонок? Он предлагает Медвежонок соответствующими движениями определяют форму головы, глаз, ушей воспитателя. Дети хором называют эти формы. Медвежонок «вглядывается» в глаза воспитателя и чертит в воздухе небольшой кружок. Воспитатель: — Медвежонок, ты молодец! Дети! Он разглядел у меня в глазу зрачок. Воспитатель поднимает голову так, чтобы дети видели ноздри. Медвежонок над каждой из ноздрей проводит небольшой круг. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на ноздри сидящего рядом и сделать небольшие круговые движения около ноздрей. После того, как «разглядели» воспитателя, можно пригласить для проведения подобной процедуры желающего ребенка или выбрать его с помощью считалки. Дети с медвежонком разглядывают вышедшего, кто-то из детей прикладывает соответственно фигуры к определенным частям головы, а наблюдающие дети повторяют все вместе названную форму и делают рукой определенное движение в воздухе.
Далее воспитатель обращает внимание детей на медвежонка, выясняет вместе с ними: какой формы у медвежонка голова, глаза... — А уши? — спрашивает воспитатель. И через небольшую паузу над каждым ухом медвежонка в воздухе чертит рукой треугольник. Затем берет с доски треугольник и прикладывает его к каждому из ушей медвежонка. Говорит:
— Уши у медвежонка... — Треугольные, — говорят дети. — Давайте все вместе скажем медвежонку «спасибо» и похлопаем ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Гости» Задачи. Познакомить детей с правилами поведения в гостях, в том числе и за столом; учить вежливо формулировать просьбу, извиняться, просить прощения. Предварительная работа. Чтение «главы второй, в которой Винни-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение» из книги А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в пересказе Б. Заходера. Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрированное издание книги А. А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Мягкие игрушки. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашивает детей, какой праздник они недавно отмечали, как праздновали Новый год в детском саду, дома, что они делали на каникулах. Узнает, был ли кто-нибудь в гостях, как это было (надевали праздничную одежду, покупали цветы и подарки, заворачивали подарки в красивую бумагу или клали в красивый пакет, сидели за праздничным столом, ели вкусную еду, произносили тосты, играли в игры, получали подарки и т. п.). Воспитатель рассказывает, по каким поводам ходят в гости (вместе отметить праздники, дни рождения, навестить друзей и родных). Затем предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение О. Григорьева «Скромность»: —Что ты хочешь — —Что вы! Что вы! Я только ватрушку макну в мед, Положу сверху сыр И все запью лимонадом1. После чтения стихотворения педагог обсуждает с детьми, как следует вести себя за столом, почему поведение этого ребенка можно назвать невежливым: можно ли в гостях брать много еды, съедать все. Затем воспитатель показывает детям книгу «Винни-Пух и все-все-все», которую они читали накануне, и спрашивает, о чем рассказывалось в этой книге, к кому ходили в гости Винни-Пух и Пятачок, приглашал ли их в гости Кролик, или Винни-Пух пришел без приглашения, можно ли ходить в гости без приглашения, как вел себя в гостях у Кролика Винни-Пух, как нужно вести себя, когда тебя угощают в гостях (пробовать, вежливо благодарить, говорить спасибо, но нельзя есть много, брать все, что есть на столе).
Педагог спрашивает детей, приглашал ли кто-нибудь из них друзей в гости, как они готовились к этому (придумывали, чем будут угощать гостей, как развлекать, затем готовили вместе с взрослыми угощение, накрывали на стол). Воспитатель вместе с детьми обсуждает, как можно развлечь гостей, что им предложить. Показывает детям несколько способов формулирования просьбы. Разыгрывает с помощью мягких игрушек ситуации приема гостей. После этого воспитатель обсуждает с детьми, как нужно стараться быть аккуратным в гостях, как нужно вежливо извиниться, если случайно что-то уронили, пролили или испачкали, подчеркивает, что хозяева должны быть радушными. Предлагает детям послушать стихотворение и сказать, понравилось ли им, если бы кто-нибудь так принимал их у себя в гостях и почему. Читает стихотворение О. Григорьева «Гостеприимство»: — Встаньте с этого дивана, А не то там будет яма. Не ходите по ковру — Вы протрете в нем дыру. И не трогайте кровать Простынь можете помять. И не надо шкаф мой трогать У вас слишком острый ноготь. И не надо книги брать Их вы можете порвать. И не стойте на пути... Ах, не лучше ль вам уйти?' После обсуждения стихотворения дети, разыгрывая с помощью мягких игрушек ситуации приема гостей, показывают, как нужно вежливо извиниться, если что-то случайно уронил, пролил или испачкал.
с. 26. Григорьев О. Говорящий ворон: Стихи. — Ленинград, Детская литература, 1989. 1 Григорьев О. Говорящий ворон: Стихи. — Ленинград, Детская литература, 1989. С 26.
АППЛИКАЦИЯ «Вкусный торт» Задачи. Учить детей делить бумажный круг пополам и еще раз пополам — сгибать и разрезать по линии сгиба. Показать приемы оформления торта — приклеивать или рисовать круги и овалы, повторяя расположение элементов оформления на каждом из кусочков. Формировать представление о целом и его частях на примере торта (круг — целое, половинки — части, четвертинки — части половинок и круга в целом). Развивать восприятие формы и пропорций. Материалы, инструменты, оборудование. У детей — бумажные круги разного цвета одного размера, ножницы, мелкие бумажные круги и овалы для украшения торта, цветные карандаши или фломастеры для рисования «украшений» на торте, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя — два больших бумажных круга, ножницы, мелкие округлые формы трех-четырех видов для оформления торта, фломастер. Содержание образовательной деятельности. На занятие к детям приходит игрушечный котенок — персонаж сказок Г. Остера «Котенок по имени Гав». Он спрашивает детей, помнят ли они, как щенок угостил его сосиской. Говорит, что сегодня он хочет позвать щенка к себе в гости и угостить его вкусным тортом. Просит детей помочь ему сделать вкусный торт для щенка. Воспитатель подчеркивает, что важно сделать так, чтобы у котенка и щенка были одинаковые кусочки. Берет один бумажный круг, сообщает детям, что это торт, который она сейчас будет делить на части. Складывает круг пополам и разрезает по линии сгиба (движения фиксированные, чтобы дети успели заметить и понять), поясняет: «Складываю круг пополам, разглаживаю, раскрываю, вот линия сгиба (проводит пальцем), разрезаю точно по этой линии». Спрашивает детей, как она поделила торт, повторяя с детьми выражения: пополам, на две половинки, на две равные части. Показывает целый круг и две половинки для сравнения (сначала выставляет рядом, затем накладывает обе половинки на круг, перекрывая его). Затем воспитатель спрашивает детей, можно ли каждую половинку поделить еще раз пополам, как это сделать. Берет один полукруг, складывает пополам (уголок к уголку) и разрезает. Одного из детей просит показать, как эту половинку торта можно превратить в четвертинку (половинку половинки). Ребенок повторяет действия: складывает пополам, разглаживает сгиб и показывает, как нужно разрезать. Педагог выставляет для сравнения круг и две четвертинки — приставляет и накладывает. Затем делит круг пополам и сравнивает чет- вертинки с полукругом — приставляет и прикладывает. Дети наглядно убеждаются в том, что две четвертинки составляют половинку. Затем педагог предлагает украсить торт и показывает варианты оформления: —можно нарисовать ягодки, розочки и другие украшения фло —можно украсить аппликацией — взять мелкие бумажные круги Педагог обращает внимание детей на то, что для занятия приготовлены круги одного размера. Просит детей помочь котенку по-честному (справедливо) разделить торт на одинаковые кусочки. Дети самостоятельно выполняют работу. Котенок наблюдает за их работой, затем благодарит за помощь. В конце занятия появляется игрушечный щенок, которого котенок угощает тортом. Последующая работа. Обыгрывание детьми ситуаций угощения тортом других игрушек. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Два жадных медвежонка» Венгерская народная сказка 'Задачи. Развивать у детей интерес и любовь к сказкам, желание услышать уже знакомую сказку еще раз, проживая рассказанные события через игру. Учить вслушиваться в текст, понимать основной смысл* Приучать делиться впечатлениями от прослушанного, рассуждать, оценивать поступки героев. Материалы, инструменты, оборудование. Детская цветная, иллюстрированная книжка со сказкой «Два жадных медвежонка». Игрушки: медвежата, мама-медведица, лиса. «Головка сыра» из пластилина или соленого теста. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, кого называют жадным, хорошо ли, по их мнению, быть жадным. Выслушивает ответы детей и предлагает послушать сказку про двух жадных медвежат. Читает текст сказки, сопровождая чтение показом иллюстраций. После чтения обсуждает с детьми сказку по следующим вопросам: —Куда отправились медвежата? (После ответов детей воспитатель —Долго шли медвежата, все припасы у них кончились, и тут - что —Смогли ли медвежата поделить поровну сыр? (Нет, «каждый бо —Кто вызвался помочь медвежатам? Как лиса делила сыр? —Удалось ли медвежатам полакомиться сыром? Почему? —Понравилась ли вам лиса в этой сказке? Что про нее можно ска —А как можно назвать медвежат, какими они были? (Доверчивы — А вам их жалко? Будут ли медвежата в следующий раз жадничать? сказку еще раз и повторяет ее своими словами, близко к тексту, разыгрывая действия с игрушками. При этом важно выразительно повторить зачин и концовку сказки. ЛЕПКА «Два жадных медвежонка» Задачи. Учить детей лепить медвежат конструктивным способом (в парах). Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Предварительная работа. Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка», рассматривание иллюстраций к сказке. Знакомство с искусством мелкой пластики — рассматривание и обследование фигурок медвежат — деревянных, керамических, стеклянных, фарфоровых (например, в исполнении Е. Чарушина). Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого, черного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, стеки, мелкие черные пуговицы для глаз, влажные и сухие салфетки, подставки, поворотный круг. У воспитателя фигурки медведицы и лисы, вылепленные заранее для обыгрывания сюжета сказки. Иллюстрации к сказке «Два жадных медвежонка». Содержание образовательной деятельности. Воспитатель вспоминает с детьми венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», которую им читали накануне. Показывает вылепленную заранее фигурку мамы-медведицы, ставит ее на поворотный диск и предлагает детям слепить медвежат, чтобы поиграть в сказку. Советует лепить медвежат в парах — кто с кем сидит за столом, у тех и получится пара — т. е. два медвежонка. Уточняет представление детей о внешнем виде медведя: большое туловище в форме вытянутого яйца, небольшая круглая голова с маленькими круглыми ушками, четыре лапы; медведи обычно передвигаются на четырех лапах, но могут ходить и на двух. Поясняет, что сегодня на занятии мы лепим сказочных медвежат, поэтому можем нарядить их в сказочную одежду. Затем поясняет способ лепки: —делим брусок пластилина пополам; из одной половинки лепим —вторую половинку бруска делим на неравные части; из мень —оставшуюся часть пластилина делим стекой на четыре части Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить. Воспитатель советует сравнить мишек по величине (в парах), часто у детей получаются мишки разного размера. Педагог при этом поясняет, что в сказке тоже были разные медвежата — старший и младший. В конце занятия дети размещают своих медвежат на зеленых подставках — картонных или пластилиновых, лепят для них сыр и играют с ними. ' Последующая работа. Вылепленные фигурки используются затем в самодеятельных детских играх и для индивидуальной работы по развитию речи. ЯНВАРЬ. 18 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе педагог будет говорить с детьми об их любимых зимних развлечениях (игра в снежки, катание на санках и др.). Объектом особого внимания станет снег и лед. Дети будут их сравнивать, познавать их свойства, описывать внешний вид на занятии по ознакомлению с природой и закреплять в процессе практической деятельности на прогулке, создавая снежные и ледовые фигуры, строя горки, катаясь на санках и ледянках. Воспитатель будет учить детей создавать выразительные лепные образы снеговиков конструктивным способом из пластилина, параллельно обучая детей планировать свою работу; а также — рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках, используя приемы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Дети будут строить горки не только из снега, но и из строительного материала, конструируя горку по образцу и перестраивая ее по условию — опытным путем определять зависимость скорости движения при спуске с горы от высоты самого спуска. Продолжатся наблюдения за снегопадом, метелью, вьюгой. На основе этих и других впечатлений педагог будет обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей, на занятии по развитию речи — подводить к умению пересказывать небольшой рассказ. Образовательную работу этой недели будут сопровождать интересные рассказы, созвучные собственным впечатлениям детей — С. Гео-ргиева «Три снеговика», Н. Носова «На горке» и сказки М. Пляцков-ского «Мышонок Крошка выходит на лед».
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулках. В течение всей недели воспитатель обращает особое внимание на снег и лед, их свойства, внешний вид. Дети находят на участке места, где есть лед, рассматривают его, сравнивают со снегом. Если позволяют погодные условия, воспитатель предлагает потрогать ладошкой дорожку на ледяной горке и снег рядом с ней, обсуждает, какой лед: скользкий или нет, твердый или мягкий, холодный или теплый. Затем по такой же схеме дети изучают снег и сравнивают его со льдом. В разные дни дети пробуют лепить из снега, чтобы выяснить, в какую погоду и какой именно снег лепится. Дети участвуют в создании ледяных горок, изготовлении снежных и ледовых фигур, катаются на санках, ледянках, пробуют ходить по рыхлому и утрамбованному снегу, подбрасывают снег и небольшие кусочки льда (последнее они делают под контролем воспитателя), наблюдая, как они падают. Проводятся наблюдения за снегопадом, метелью, свежим снегом и снегом, который выпал раньше. Дети вместе с воспитателем продолжают наблюдать за погодой, птицами, следят, есть ли в их кормушках корм. Наблюдения в уголке природы, экологической комнате, зимнем саду. Воспитатель организует наблюдения за цветущими растениями, животными, подчеркивая, что за окном зима, идет снег, а растения в уголке природы зеленые, цветущие. Воспитатель объясняет, что растениям здесь тепло и достаточно света. А чтобы им было еще лучше, нужно их поливать. Воспитатель рассказывает, что не все растения нуждаются в одинаковом поливе. Например, кактусы нельзя часто поливать. Воспитатель выбирает два растения — одно засухоустойчивое, другое влаголюбивое, и на их примере рассказывает о том, что разным растениям нужно разное количество воды. Вместе с воспитателем дети кладут возле этих растений две карточки с изображением капельки: возле засухоустойчивого — незакрашенная капелька, а возле влаголюбивого — голубая. В заключение воспитатель спрашивает детей, что означают эти капельки, и предлагает полить то растение, которое в данный момент в этом нуждается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|