Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Приближение новогоднего праздника и предпраздничные хлопоты взрослых могут найти воплощение в самодеятельных играх детей: дети могут готовиться к приходу Нового года. В игровые сюжеты «семейных» игр может включиться подготовка «подарков» для «мамы», «папы» и других «родственников» (лепка, рисование), изготовление праздничного торта, приглашение гостей. Этим еще раз будут подчеркнуты и раскрыты заботливые отношения людей друг к другу в семье. Некоторые дети этого возраста все еще не могут перешагнуть рубеж «игр рядом», не могут научиться общаться со сверстниками. Тогда воспитатель создает специальные ситуации, способствующие объединению детей. Например, воспитатель готовит 2 одинаковые ситуации — куклы пьют чай и приглашает поиграть двух детей. Действуя вначале по отдельности, дети все же наблюдают за действиями друг друга. Тогда воспитатель вносит следующий элемент обстановки — общий чайник или угощение на столе, 2 кроватки, 2 коляски для прогулки и пр. Это будет поводом для того, чтобы дети стали играть вместе, сблизились. В ситуации, предполагающие совместные действия детей, воспитатель не включается, а наблюдает за детьми со стороны. Если возникнет конфликтная ситуация, он может помочь разрешить ее или через свое игровое поведение показать детям другие варианты разрешения конфликта. Целесообразно частичное участие педагога в такой игре путем задавания наводящих вопросов, стимулирующих сюжет или поощряющих общение детей друг с другом. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Игрушки. Подарки» Задачи. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам. Рассказать о значении подарков. Показать, как можно доставить другому человеку радость, сделать что-то приятное, поздравить, похвалить.
Материалы, инструменты, оборудование. Детские игрушки, сделанные из разных материалов: деревянные, пластмассовые, резиновые, тканевые. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выставляет на стол разные игрушки и спрашивает детей, из каких материалов они сделаны, в случае затруднений называет сама. Просит собрать вместе все деревянные, все резиновые, все пластмассовые и все тканевые игрушки. Обсуждает с детьми, чем они похожи, чем отличаются; с какими игрушками можно играть в воде, с какими — ложиться спать. Педагог спрашивает детей, есть ли у них любимые игрушки, много ли их. Просит рассказать о своей любимой игрушке. Затем предлагает послушать историю, которую рассказал игрушечный плюшевый мишка (поясняет детям, что плюш — это мягкая, пушистая ткань). Читает детям стихотворение Э. Мошковской «Я был таким хорошим!»: В игрушечном отделе я прожил две недели. Все дети две недели купить меня хотели! Кричал тогда Ванюша: —Глядите, он из плюша! —Купите, он из плюша! И вот, меня купили, и все меня любили. Любили и не били, когда меня купили! В штанишки нарядили, в сапожки нарядили, гулять меня водили, и лапы все ходили! Ходили мои лапы, Но плюшевую лапу, игрушечную лапу, но лапу ухватили, вертели и крутили! И вот, одной не стало, и вот, их стало мало...
И вот, я не гуляю, и вот, я тут валяюсь... И вот, я среди пыли, и вот, меня забыли, и вот, я в угол брошен, а был таким хорошим! А дети две недели купить меня хотели! И так меня любили, когда меня купили!..' После чтения стихотворения воспитатель обсуждает с детьми, почему мишка так огорчен, как нужно относиться к своим игрушкам: не ломать, не пачкать, беречь их. Предлагает послушать стихотворение Э. Успенского «Берегите игрушки»2, которое начинается со слов «У коляски нет колес, у ежа отклеен нос».
Педагог напоминает детям, что приближается праздник — Новый год. Спрашивает, какие игрушки дети хотели бы получить в подарок, что такое плохое и хорошее поведение, что такое награда. Подчеркивает, что подарок — это награда детям за хорошее поведение. Обсуждает с ними, как доставить другому человеку радость, сделать что-то приятное. Воспитатель и дети вместе придумывают, как можно поздравить с праздником других детей или взрослых. ПРИРОДА «Кролик — это не игрушка!» Задача. Знакомить детей с миром животных, воспитывать бережное отношение к ним, формировать представление о том, что животные — это не игрушки, и с ними нельзя обращаться как с игрушками. Материалы, инструменты, оборудование. Животное уголка природы и его игрушечный аначог, например, морская свинка, попугайчик, кролик (при этом игрушка должна быть очень похожа на настоящее животное); пища для этого животного (морковь, яблоко и т. п.), сладости (конфеты, печенье) или другая пища, которой нельзя кормить животных. Чтобы усилить эмоциональное восприятие материала, животное можно поместить в просторную корзину или ящик и аккуратно накрыть его полотенцем или платком. Если в детском саду нет животных, можно попросить родителей принести на занятие люби- Мошковская Э. Я был таким хорошим: Стихи. — М.: Дрофа, 2002. С. 38. Успенский Э. Истории для малышей: Стихи. — М.: Росмэн, 1998. С. 14. мого питомца из дома или обратиться за помощью в эколого-биоло-гический центр. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель приносит в группу корзину с животным и говорит: — Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. Он Воспитатель загадывает загадку про кролика или дает описание зверька, затем предлагает проверить правильность ответа, открыв корзину. Воспитатель осторожно снимает с корзины платок, дети рассматривают животное. — Ну что, правильно отгадали вы загадку? Кто это к нам пришел в
Воспитатель выставляет поднос с разной едой. При этом на подносе лежит как пища кролика, так и та, которую ему давать нельзя — конфеты, чипсы и т. п. Как вы думаете, какая еда кролику подойдет больше всего? Может быть, конфеты? Или чипсы? Нет, конечно. Все звери, птицы, должны питаться тем, что они едят, когда живут в природе. Кролики, как и зайцы, едят разные растения, корешки, листья, травы. Значит, какое угощение мы предложим нашему гостю? (Дети выбирают морковку, яблоко. Воспитатель вынимает животное из корзины и кладет перед ним еду.) Посмотрите, какие у кролика зубы, как он жует. Только не трогайте его. Когда кролик ест, его нельзя отвлекать, гладить. Мы же не любим, когда нам мешают кушать нашу любимую еду. И кролик не любит, он тоже живой, как и мы с вами. Незаметно для детей воспитатель кладет рядом с животным игрушечного кролика. Смотрите, к нам пришел еще один кролик. Он похож на нашего гостя? А чем он отличается? Положите перед ним кусочек морковки. Сможет он ее съесть? Почему? А вот настоящий кролик уже съел всю еду. Давайте его еще раз погладим и попрощаемся с ним. После еды он хочет спокойно посидеть в корзине. (Воспитатель возвращает кролика в корзину.) У нас остался игрушечный кролик. Он тоже симпатичный, но не живой. Что этот кролик умеет делать? Он умеет бегать? Кушать? Дышать? Кто хочет его погладить? Мы можем даже поднять игрушечного кролика за уши, подбросить его вверх, покатать на машине, прижать к себе, завернуть в одеяльце и уложить спать, потому что он игрушечный. А можно так поступать с живым кроликом? Конечно же, нет, даже если он маленький. Мы всегда должны помнить, что это живой, настоящий кролик, а не иг-
рушка. Мы должны с ним обращаться очень аккуратно, чтобы не сделать больно. Его нужно постоянно кормить и поить, иначе он погибнет. С живым кроликом нельзя играть, как с игрушкой, ведь ему, скорее всего, не понравится, если его посадить в машину и куда-то везти. Он может при этом сильно испугаться. Мы можем за ним ухаживать, кормить той едой, которая ему подходит, наблюдать за тем, что он делает, гладить его. Но если мы захотим нарядить кролика, положить его в кроватку, посадить за столик, покатать на машинке, посадить в домик, тогда мы возьмем игрушечного кролика. (Воспитатель побуждает детей делать нужные выводы.) Ребята, сегодня на занятии мы с вами узнали о том, что кролик, как и другие животные, — это живое существо, не игрушка, и с ним нельзя обращаться так, как с игрушкой. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Какие бывают подарки» Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Учить передавать содержание рассказа своими словами; описывать предметы, вести диалог с игрушкой. Материалы, инструменты, оборудование. Барабан, плюшевый медвежонок, корзина, мяч, шоколадка, большая конфета, шапочка, шарфик. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель обращается к детям: «Зимой бывает самый радостный праздник в году. Вы знаете, какой это праздник?» (Новый год.) Напоминает детям, что на празднике люди дарят друг другу подарки. Предлагает послушать, какие бывают подарки. Читает стихотворение Э. Мошковской «Какие бывают подарки». В подарок можно дудеть. Подарок можно надеть. Подарки вкусные есть. Мне шоколадка нравится: Можно подарок съесть, Золотая бумажка останется. Подарок Может взлететь, в клетке сидеть И петь. Подарок может ползти, Плыть, Плавниками грести. Но каждый, наверное, хочет Подарок, Который ходит! Который хвостом виляет! И лает.... Каждый желает!' Далее воспитатель уточняет, что это были за подарки (шоколадка, самолет, птичка, рыбка, дудочка, собачка). Спрашивает детей, какие они готовят подарки к Новому году. Выслушивает ответы детей. А затем предлагает послушать рассказ о том, что подарил дедушка мальчику на праздник. Пересказывает своими словами рассказ Н. Тепло-уховой2. Примерный вариант пересказа: Дедушка подарил Боре барабан. Барабан был очень красивый. Боря ходил и бил в барабан: бум-бум-бум! Он учился маршировать, а дедушка командовал: «Раз, два! Раз, два! Левой, правой, левой, правой!». А Боря слушал дедушку и ступал то правой, то левой ногой. Затем воспитатель говорит: — Вот барабан. Кто хочет рассказать и показать, как мальчик Боря
Далее воспитатель обращается к детям: — Вы так громко барабанили, что разбудили медвежонка, кото Далее дети по одному подходят к корзине, выбирают, что бы они хотели подарить медвежонку, описывают предмет и вручают его с поздравлением. Выслушивают пятерых детей. Получив подарки, медвежонок благодарит детей, прощается и Уходит. 1 Мошковская Э. Какие бывают подарки. — М.: Оникс, 2008 С. 14. 2 Читаем детям/Под ред З.Т. Сахиповой, — Л.: Просвещение С. 25.
РИСОВАНИЕ «Пушистые игрушки» Задачи. Продолжать учить детей создавать образы пушистых (мягких) игрушек по своему замыслу. Познакомить с техникой рисования на влажной поверхности «по-мокрому», экспериментируя с цветом краски. Предварительная работа. Беседа о новогодних игрушках и подарках. Подготовка композиций в технике «по-мокрому» для ознакомления детей с новым способом рисования на влажной поверхности. Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белая и тонированная разного формата, кисти, акварель, гуашь, фломастеры, влажные губки для смачивания бумаги. Содержание образовательной деятельности. В начале занятия педагог предлагает детям потрогать несколько мягких пушистых игрушек (наиболее простых по форме — цыпленок, кролик, котенок или др.) и сказать, какие они на ощупь. Говорит детям, что игрушки хотели бы, чтобы дети нарисовали их портреты. Педагог показывает два рисунка, на которых изображена одна и та же игрушка, выполненная в разных техниках, — по сухой и влажной поверхности. Педагог предлагает детям сравнить рисунки и определить, где игрушка гладкая, а где пушистая, обращает внимание детей на то, что один рисунок имеет более размытые, неясные, неопределенные формы (очертания). Педагог спрашивает: «Как удалось нарисовать пушистую игрушку (цыпленка, зайчонка, котенка)?» и поясняет: «Этот рисунок выполнен на влажной (мокрой) бумаге. Такой способ рисования так и называется «рисование по-мокрому». Воспитатель показывает, как смочить влажной губкой лист бумаги и раздает каждому ребенку по губке. Дети смачивают губкой листы бумаги, обдумывают замыслы, выбирают художественные материалы и начинают рисовать пушистые игрушки. В конце занятия показывают игрушкам их портреты, игрушки радуются и благодарят детей. ЛЕПКА «Дед Мороз принес подарки» Задачи. Учить лепить фигуру человека конструктивным способом (из отдельных частей) на основе конуса — Дед Мороз в длинной шубе до пят. Учить передавать характерные особенности Деда Мороза (длинная борода, высокий воротник на шубе, шапка с опушкой, большой мешок с подарками). Инициировать поиск способов создания сюжета. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Предварительная работа. Рассматривание изображений Деда Мороза на новогодних открытках и календарях. Конструирование фигурки человека из бумажного конуса (наблюдение за работой воспитателя). Воспитатель заранее лепит Деда Мороза для показа и пояснения способов создания образа (см. рисунок). Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин белого, розового, красного, голубого и синего цветов (на выбор детям), фольга, пуговички; стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя пластилиновая фигурка деда Мороза, а также пластилиновый конус (шуба) и небольшой шар (голова) для показа способа лепки. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой «С новым годом!»: С Новым годом! С Новым годом! Здравствуй, дедушка Мороз! Он из леса мимоходом Елку нам уже принес...1 Воспитатель показывает детям Деда Мороза в длинной шубе, вылепленного из пластилина на основе конуса. Предлагает рассмотреть зимнего гостя и описать, какой он, как одет, что держит в руках. Рассказывает, что Дед Мороз веселый и добрый, ему много лет, поэтому у него длинная-длинная борода. Дед Мороз одет в теплую и длинную — до пят (до пола, земли) — шубу с высоким воротником. Воспитатель спрашивает, как можно слепить такую шубку. Уточняет догадки детей и подсказывает, что шуба имеет такую же форму как морковка или сосулька. На голове у Деда Мороза шапка с опушкой (показывает на опушку), а в руках он держит большой мешок с подарками. Затем воспитатель показывает последовательность и основные приемы лепки:
Последующая работа. Организуется мини-выставка «портретов» 1 Стихи для чтения дома и в детском саду. — ООО «Издательство ACT», OOO «Издательство Астрель», ООО «Харвест», 2007. С. 281. — выбираем по своему желанию цвет пластилина для шубы Деда Мороза (красный, синий, голубой, белый); —разминаем комок пластилина в ладошках и раскатываем конус —небольшой кусочек пластилина белого или розового цвета рас —соединяем туловище (шубку) и голову; —раскатываем небольшой валик и сплющиваем (сдавливаем) —
—катаем два одинаковых столбика — это руки, прикрепляем —лепим шапку такого же цвета, как шуба: катаем шарик, слег —бороду лепим любым способом: из одного сплющенного вали — мешок с подарками лепим из шара, вытянув его верхнюю Педагог выставляет для ориентира технологическую карту по лепке «Дед Мороз» и предлагает детям выбрать материал — пластилин нужного цвета, пуговички для глаз.
Дети лепят фигурки Деда Мороза и располагают их на подставках. В конце занятия проводится выставка «Дед Мороз принес подарки». КОНСТРУИРОВАНИЕ «Елочные игрушки» Задачи. Продолжать учить детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы, создавать разнообразные елочные игрушки способом техники оригами — отгибание углов треугольника, полученного из квадрата, вверх и вниз к соответствующим каждому углу сторонам, используя дополнительные детали для создания выразительной игрушки. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: портреты животных — мордочки лисы, зайца, медведя, поросенка, выполненные детьми из треугольников соответствующих цветов на предыдущем занятии. Раздаточный материал: квадраты 10x1 Осм из бумаги разного цвета (по количеству детей в группе); дополнительные детали соответствующего цвета и величины (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, прямоугольники для изображения головы, глаз, листочков, хвостиков, окон, трубы и др.); цветные фломастеры; клеящий карандаш, нитки, иголка. Содержание образовательной деятельности. Воспитатель обращается к детям: «Скоро Новый год. Все дети делают елочные игрушки. Давайте и мы сделаем игрушки для украшения нашей елки. Кто помнит, какие игрушки мы делали из бумаги в прошлом году? (Бусы, гирлянды.) В этом году мы можем сделать другие игрушки. Мы уже умеем превращать квадрат в треугольник». Воспитатель показывает детям мордочки животных, сделанные ими на прошлом занятии, и говорит: «Посмотрите, какие замечательные портреты животных вы сделали на прошлом занятии! Кто помнит, как вы их делали?» Далее воспитатель предлагает детям вспомнить четверостишие, слова которого помогают правильно сложить квадрат по диагонали пополам, чтобы получился треугольник: Квадрат сгибаем осторожно, 4 Чтоб пара противоположных Углов сложилась, и смотри — Углов-то сколько стало? Три! Воспитатель продолжает: «Из треугольников мы можем сделать елочные игрушки, например, рыбку, кораблик, домик или птичку, и Украсить нашу елку. Давайте возьмем бумажные квадраты, сложим их по диагонали, а потом решим, из какого треугольника какая игрушка получится».
Дети самостоятельно превращают квадраты в треугольники, сопровождая свои действия словами четверостишия. После того как дети сложат пополам все квадраты, воспитатель предлагает начать игру в загадки. Она говорит: «У вас на столе много треугольников. Вы их сделали из квадратов. А на что они похожи? Мы сейчас будем отгадывать. Попробуйте отгадать, на что похож вот этот желтый (зеленый, синий, красный, белый) треугольник!». Педагог показывает один за другим треугольники разного цвета и побуждает детей «увидеть» в каждом из них тот или иной объект. Затем просит уточнить, что этому объекту не хватает. Например, этот треугольник — крыша домика. Домику недостает стен, окна и трубы. Надо взять большой квадрат — он будет стеной дома, на него посередине приклеить маленький квадратик — окно, а на треугольник-крышу сверху приклеить полоску, она будет трубой. Воспитатель показывает детям, как отгибать вверх и вниз уголки треугольника, чтобы сделать другие игрушки (рыбка, птичка, тюльпан, корабль и др.). Дети работают самостоятельно. По ходу самостоятельной работы детей, воспитатель выясняет замысел каждого ребенка и наводящими вопросами помогает им завершить изготовление игрушки — выбрать дополнительные детали (из предложенных геометрических фигур), определить, как и где их приклеить. В конце занятия все игрушки рассматриваются. Воспитатель делает каждой игрушке петельку из ниток и подводит итог — все игрушки сделаны из квадратов, которые сначала превратили в треугольники, затем уголки отогнули вверх или вниз, приклеили недостающие детали (кружочки, овалы), которые стали глазками, ушками, окнами, хвостиком или другими частями, получились интересные елочные игрушки. ДЕКАБРЬ. 16 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Содержание образовательной работы на этой неделе воспитатель строит на интересе детей к новогоднему празднику и к подготовке к нему. Дети услышат много стихов, рассказов и сказок с новогодними приключениями любимых героев. По одному из стихотворений они сделают коллективную аппликацию, в процессе которой проиграют сюжет стихотворения несколько раз, что поможет им легко выучить слова наизусть. Воспитатель продолжит формировать у детей навыки сотрудничества при создании общей композиции. Новогодние сюжеты педагог использует и на занятиях по музыке и развитию речи, вовлекая детей в разыгрывание ролевых диалогов в инсценировке и игре-драматизации, обучая их говорить праздничные пожелания. Дети слепят Снегурочку, закрепляя технику лепки фигуры человека конструктивным способом на основе конуса, находя сходства и различия между ее фигурой и фигурой Деда Мороза, сконструируют из бумаги композицию «Новогодний лес». Доминантой предпраздничного настроения станет новогодний праздник.
Наблюдения в природе. Наблюдения на прогулке. Воспитатель продолжает организовывать наблюдения за зимними явлениями, за особенностями погоды, подчеркивает, что заканчивается первый месяц зимы. Дети делают цветные льдинки и развешивают их на участке, на деревьях, кустах, при этом педагог напоминает, что льдинки — это замерзшая вода. Дети «рисуют» цветной водой на снегу, поливая его из лейки. Воспитатель рассказывает, почему нужно сохранять ели. (Шишками ели питаются белки, дятлы и другие животные, ель делает воздух чистым и свежим, ель — это дом и столовая для многих животных.) Если в регионе, где расположен детский сад, к Новому году наряжают сосны или пихты, воспитатель рассказывает об этих деревьях. Воспитатель предлагает нарядить к Новому году ель или другое дерево, которое растет на участке, причем сделать игрушки для него из разного бросового материала. Воспитатель подчеркивает, что новогодняя елка на территории детского сада останется живой и после праздника, в отличие от тех елок, которые срубили. Таким образом, наряжая растущую елочку, они не нанесут вреда природе. Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель организует наблюдения за обитателями уголка природы, за рыбками, улитками в аквариуме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|