Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования в современной России

Семинар 3. Современная система отечественного образования:

стратегия развития.

 


1. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров.

На развитие системы образования влияет: Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ, обусловливающих все возрастающие требований общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей и к соответствующему развитию образовательно-воспитательных учреждений. В более развитых в техническом отношении странах быстрее расширяется сеть различных школ, раньше создаются новые типы учебных заведений. Государственная политика в области образования, влияющая на развитие различных типов образовательно-воспитательных учреждений и характер их работы. Именно иногда политикой определяется существование различных типов общеобразовательной школы, одни из которых предназначены для массового обучения, другие – для обслуживания элиты общества.

 

Система образования в современной России

Образование в широком смысле слова понимается многими современными отечественными учеными как процесс вочеловечения индивида, преобразование биологического естества человека в зрелую личность, раскрывающую свои идеальные способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир. В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности и далее - как огранка неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образования может длиться всю жизнь.

Состав и неповторимость образования каждого человека складываются в процессе жизнедеятельности и определяются ее особенностями: неповторимостью природных задатков личности и всей совокупности обстоятельств внешнего окружения.
В развитых странах мира создаются непрерывные системы образования, которые позволяют человеку совершенствовать свой образовательный уровень так долго, как это ему представляется необходимым. Сравнительно недавно возникла и наука об образовании - эдукология.

Система народного образования призвана охватывать весь жизненный цикл человека - от рождения до старости.

В связи с этим идет процесс развития и обогащения педагогического знания. Исходно педагогика понимается как наука об обучении и воспитании детей: буквально педагогика - детовождение. Проблемами же обучения взрослых стала заниматься андрогогика (вождение человека), проблемами самообразования человека - аутогогика (самовождение).
В советский период истории нашей страны под системой народного образования понималась совокупность образовательно-воспитательных учреждений, организуемых каждым государством в соответствии с его политическим и экономическим строем.
В те годы в нашей стране существовала единая сеть по преимуществу государственных образовательно-воспитательных учреждений. Она была построена на следующих принципах:

 - равенство всех граждан страны в получении образования, независимо от расовой, национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;

- обязательность образования для всех детей и подростков;

- свобода выбора языка обучения - родного или государственного;

- бесплатность всех видов образования;

- единство систем народного образования и преемственность всех типов учебных заведений;

- связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью страны;

- научный характер образования;

- гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания;

- совместное обучение лиц обоего пола; светский характер образования.

Основные положения и принципы, положенные в основу системы образования, были законодательно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973).

Система народного образования в нашей стране включала: дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее образование.

В 1996 году был утвержден текст нового Закона Российской Федерации об образовании. Согласно ему были определены следующие принципы государственной политики на новом, демократическом, этапе развития нашей страны.

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает статьи Конституции РФ (ст. 43 и др.), федеральный Закон "Об образовании" и принимаемые в соответствии с ним другие законы и правовые акты субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Закона, система образования - это "совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций". Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня.

В свою очередь, государственные образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регионального компонентов образования. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки выпускников школ, расположенных в разных регионах нашей страны.

Содержание государственных образовательных стандартов разрабатывается на

конкурсной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза в 10 лет. Это создает основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения - в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; индивидуально - в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний единому государственному образовательному стандарту.

Образовательное учреждение, согласно ст. 12 Закона, являясь юридическим лицом, призвано реализовывать образовательный процесс (обучения и воспитания). Оно может быть государственным, муниципальным и негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций, объединений).
Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иностранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Это государственные учреждения.

Таким образом, нашим соотечественникам предоставлена возможность пользоваться достижениями демократии, которые стали необходимым атрибутом жизни европейских странах. Так, в "Хартии прав и обязанностей родителей в Европе" говорится, что родители имеют право выбирать для своих детей тот путь образования, который как нельзя лучше отвечает их убеждениям и ценностным ориентациям, которыми они руководствуются в воспитании детей (п. 5 Хартии). Учтено также право родителей учитывать при выборе системы образования те духовные и культурные условия, которые образуют основу воспитания, получаемого их детьми в семье.
Облик каждого негосударственного образовательного учреждения неповторим.

Так, открыв наугад с. 112 "Путеводителя по школам Петербурга" (1996 г.), можно, будучи заинтересованным родителем, прочесть, что школа "Взмах" - это учебно-образовательный комплекс... "Цель школы - воспитание свободного, творчески мыслящего человека, широко образованного - гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни". 7-11-е классы комплекса - это "бизнес-школа", где дополнительно изучаются "право, охрана интеллектуальной собственности, управление и финансы, журналистика, реклама, перевод, педагогика". Дети этой школы могут выехать на летний отдых в Болгарию.

Понятно, что обучение в такой школе платное. По данным статистики, в 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось около 450 негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся.

Анализ динамики развития таких школ по Санкт-Петербургу указывает на тен-

денцию существенного сокращения их числа. В 1994 году в городе действовало 59 негосударственных центров и школ, а в 1999 году - 12.

Вернемся к ключевому слову определения системы образования - программа.
Закон "Об образовании" (ст. 9 главы II) определяет понятие "образовательная программа" как "содержание образования определенных уровня и направленности". Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на формирование "общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе". В образовательных программах выделяются четыре уровня: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и полного общего образования.

Общеобразовательные программы рассчитаны на занятия с детьми, подростками, молодежью в возрасте от полутора до 18 лет.

Профессиональные программы (основные и дополнительные) ориентированы на получение молодежью начального профессионального образования, среднего профессионального образования, людьми более зрелого возрасте - высшего профессионального и послевузовского образования. "Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации", - так записано в Законе "Об образовании".

Во всех странах система народного образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику - ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об определенной выраженности следующих ступеней систем народного образования, свойственных многим странам, в том числе и нашей:

- дошкольное образование для детей до 7 лет;

- всеобщая начальная школа для детей 7-11 лет;

- неполная общая школа для подростков 12-15 лет;

- полная общая или профессиональная школа для молодежи 16- 20 лет;

- специальные профессиональные и высшие учебные заведения для людей 20-25 лет;
- учреждения для повышения квалификации и переподготовки специалистов, уже имеющих образовательный статус.

Как подсистемы народного образования могут быть обозначены такие ее звенья: образование родителей, пренатальное (внутриутробное) воспитание человека, семейное воспитание, дополнительное образование для одаренных в той или иной области искусств или спорта детей и подростков.

Для того чтобы отчетливее обозначились резервы и тенденции развития образования, предлагаемый читателю параграф построен по возрастному принципу, в единстве всех систем, подсистем и звеньев системы образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...