Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система профессионального образования

В соответствии с Законом "Об образовании" вслед за получением основного общего образования каждому жителю нашей страны предоставляется возможность получения профессионального - основного и дополнительного образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, колледжи, институты, университеты, академии.

Содержание образования, согласно ст. 14 гл. 2 Закона, должно на этом этапе обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание и развитие кадрового потенциала общества.

В начале 90-х годов педагогическое образование разного уровня получали около 0,5 млн человек в 70 высших и 355 средних учебных заведениях.
Получение профессионального образования регламентируется федеральным Законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г., а также Законом Российской Федерации "Об образовании".

В основе государственной политики в области высшего и послевузовского образования лежат принципы непрерывности и преемственности ступеней образования, интеграции системы высшего образования Российской Федерации, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования и др.

С середины 90-х годов в РФ в логике проекта "Международный бакалавриат" были установлены следующие ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения образовательных программ этих ступеней: не менее 4 лет для получения степени бакалавр, не менее 5 лет - дипломированный специалист, не менее 6 лет - магистр.

Освоение образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Ступенями послевузовского профессионального образования являются аспирантура и докторантура. В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, а в докторантуру - те граждане, которые имеют степень кандидата наук. Сроки обучения в аспирантуре и докторантуре - 3 года.

Рост экономического, научно-технического потенциала стран и их конкурентоспособность связываются напрямую с эффективностью образовательных систем - идет поиск коммерчески прибыльных научных идей и изобретений. Таким образом, финансирование высшего образования стало в экономически развитых странах выгодным способом помещения капитала.

Особое значение придается проблеме формирования студенческих контингентов в соответствии с выявленными способностями и интересами молодых людей на основе хорошо поставленной профориентационной работы. При этом во многих странах первостепенной задачей системы образования является поиск (на возможно более ранних стадиях) и обучение талантливых людей в целях формирования интеллектуальной элиты, которая призвана в значительной мере обеспечить культурное, научно-экономическое, техническое и экономическое развитие страны. На реализацию этой задачи в западном мире ни государства, ни монополии средств и усилий не жалеют. Особенно показателен в этом отношении опыт США. Еще в 50-х годах в стратегически важном правительственном докладе "О ресурсе талантов в США" подчеркивалось, что развитие США как современного государства, его экономический рост, военная мощь и т.д. зависят прежде всего от той части нации, "которая работает более головой, а не руками". Интеллект был поставлен в основание стратегической мощи страны и была подчеркнута неотложная необходимость ставки на поддержку интеллектуальной элиты, на активное выявление и эффективное использование умственного потенциала нации.

На школьном уровне к настоящему времени в мире сложились две разновидности системы функционирования будущей интеллектуальной элиты. В основе одной - распределение учащихся в школах по разным типам и уровням обучения и целенаправленная работа с ними в зависимости от их умственного развития и подготовленности (Великобритания, Франция и ряд других европейских стран). Другая разновидность распространена в США, Канаде, Японии, где при совместном обучении учащиеся школ и студенты в индивидуальном порядке выбирают для себя программы образования в соответствии со своими склонностями, способностями и возможностями.
Доступ к высшему образованию в высокоразвитых странах рассматривается как одно из важнейших достижений демократии, в этом - условие экономических успехов и социальной мобильности жизни в стране.

Показательно, что в США классические университеты стали утрачивать монополию на высшее образование, оказавшись перед лицом конкуренции со стороны промышленных фирм, создавших собственные вузы или учебные центры, свои системы переподготовки высококвалифицированных кадров на уровне бакалавров, магистров и даже докторов наук. Таким образом, работники американских корпораций могут стать обладателями ученых степеней, не обучаясь в стенах традиционного университета.
При этом в странах Запада понимают опасность снижения уровня качества научных исследований и подходят к аттестации обучающихся весьма строго. В системе высшего образования за рубежом отсев составляет в среднем от 40 до 70% студентов. Считается, что это полезно для личности. Так общество пытается защитить себя от некомпетентных работников. Более того, дипломированные врачи, юристы, инженеры, строители, архитекторы для приобретения права на прохождение профессиональной практики обязаны сдать в специальных организациях немало сложных экзаменов и получить лицензионные сертификаты, удостоверяющие их деловую компетентность.
В нашей стране, к сожалению, подобная практика в отношении как отсева студентов, так и "выбраковок" специалистов практически не применяется, что приводит к снижению престижа высшего образования.

Важной особенностью системы высшего образования в современном мире является расширение научной информации вузов, усиление взаимосвязи между преподаванием, научным исследованием и производственной сферой.

Примером такой интеграции в нашей стране может служить Новосибирский научный городок в составе Сибирского отделения АН, где ряд научно-исследовательских институтов и Новосибирский университет с его физико-математической школой для одаренной молодежи функционируют как единая структура.
На Западе примером такой интеграции могут служить учебно-производственные "комплексы", "парки", "центры", "технополисы". Общепринятой классификации их не существует, и эти понятия нередко употребляются синонимично.
Модели "парков" могут быть разные - в зависимости от местных, региональных или национальных потребностей науки, экономики, образования.

Формирование "парков" обычно начинается с создания инфраструктуры. В первую очередь строятся отели, обслуживающие предприятия, магазины, банки. Решающее значение имеет создание привлекательных социальных условий, в которых предстоит жить ученым, преподавателям, инженерам, т. е. строительство комфортабельных домов в живописной сельской местности, школ, спортивных комплексов, зрелищных заведений, ресторанов, баров. Этим и привлекаются специалисты. Важным для деятелей "парка" является, естественно, условие плодотворной работы, т. е. наличие в зоне научно-исследовательских центров и, самое главное, университетов с квалифицированным персоналом преподавателей и ученых, генерирующих новые научные идеи.

В западных странах традиционно считается, что университет - это центр не только учебной, но и исследовательской работы, причем большое значение здесь уделяется фундаментальным исследованиям.

В 70-е годы в США было всего 80 "парков", а в начале 90-х - 150, и продолжается

увеличение их численности. В ФРГ, Бельгии, Нидерландах в 1980 году было всего 11 "парков", а в начале 90-х - ПО. Та же политика проводится в Японии, Юго-Восточной Азии, Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре.

В связи с таким интенсивным развитием сферы образования и производства появилось новое понятие -- "функциональная неграмотность".

Согласно общепринятой классификации понятий, по данным ЮНЕСКО, "неграмотным считается тот, кто не может прочитать и написать короткий простой текст на тему о своей повседневной жизни, понимая прочитанное и написанное".

Понятие "функциональной грамотности" сравнительно ново. Оно появилось в конце 60-х годов и получило международное распространение в документах ЮНЕСКО. "Функционально неграмотным считается тот, кто не может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его сообщества".

Сравнивая понятия "классическая неграмотность" и "функциональная неграмотность", многие исходят из того, что в развитых странах для функциональной грамотности требуется по меньшей мере девятиклассное образование.

Порог функциональной грамотности и неграмотности может зависеть от уровня развития страны, сложности экономической, социальной и культурной жизни, специфических черт быта. Функционально грамотный в условиях одной страны человек может оказаться функционально неграмотным в условиях другой страны. Порог, где кончается функциональная неграмотность и начинается функциональная грамотность, имеет тенденцию к повышению по мере экономического и технического прогресса, развития социальных и политических институтов, роста мобильности человека в пределах национальных границ и развития международного общения и обмена.
Особенность современной культуры - все возрастающая потребность людей в развитых странах обновлять свои познавательные, культурные, общеобразовательные, профессиональные знания на протяжении всей жизни. Практическое воплощение эта тенденция обрела в процессах непрерывного образования.

Особую роль в развитии непрерывного образования играют современная информационная техника, телекоммуникации, видеотехника и т. д.

К нетрадиционным формам обучения в высшей школе относятся "университеты без стен" в США, "Университет по воздуху" в Японии, "Национальный центр дистанционного обучения" во Франции, "Институт обучения на расстоянии" в Германии, "Открытый университет" в Великобритании. В состав последнего входят 250 учебных центров, где обучаются около 200 тыс. человек. Университет не предъявляет к поступающим каких-либо академических требований, однако закончившим курс обучения присуждает все академические степени - бакалавр, магистр, доктор - в зависимости от успешности обучения "нетрадиционных студентов" (так именуют учащихся всю жизнь взрослых людей).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...