Общечеловеческое и национальное в образовании
Все более крепнущая экономическая интеграция развитых стран стимулирует процесс интернационализации образования. Этим активно занимается ряд международных организаций. Первое место среди них принадлежит ЮНЕСКО: в ее деятельности проблемы образования являются приоритетными. В рамках ЮНЕСКО или в тесном сотрудничестве с ней функционируют научные центры, советы и ассоциации, занятые проблемами образования. ЮНЕСКО организует и финансирует исследования глобальных и региональных проблем образования, издает педагогическую литературу, информационные материалы и справочники, проводит конгрессы, конференции, рабочие совещания руководителей ведомств просвещения и специалистов. Вполне объясним тот факт, что наибольшее развитие интеграция образования получила в Западной Европе: объединяющие процессы пронизывают всю ткань европейской экономической и политической жизни. Этот процесс имеет глубокие исторические корни: общность европейской цивилизации складывалась на протяжении многих веков. Для координации интеграционных процессов в 1949 году был создан Европейский Совет, куда входят почти все западноевропейские страны. Его решения по проблемам развития гуманитарных сфер жизни, в том числе культуры и образования, носят консультативный характер. В 1951 году образовалось Европейское сообщество (ЕС) 12 ведущих европейских государств. В ЕС существует свой Европарламент, Совет министров, суд, формируется единая стратегия научно-технического развития и охраны окружающей среды. В 1976 году в рамках этого сообщества государств был организован постоянно действующий Комитет образования государств-членов ЕС, в функции которого входит разработка стратегии сотрудничества с целью "гармонизации" систем образования в западноевропейских странах. Под эгидой ЕС действует находящийся в Париже Европейский институт воспитания и социальной политики.
Координационные органы Европейского сообщества государств в сотрудничестве с ЮНЕСКО провели работу по унификации педагогической терминологии и параметров национальной статистики образования. Это позволило проводить международные педагогические сопоставления с большей точностью и методической чистотой.
Интересно, что специфический интерес к проблемам образования проявляют исполнительные органы НАТО. Их представители не раз высказывались за большую унификацию в общеобразовательных программах школ государств-членов НАТО, рассматривая их учащихся как будущих солдат объединенной армии этого военного союза. Финансировался ряд исследований, связанных с ускоренным обучением офицерского состава иностранным языкам. Успехи в совершенствовании образования, достигнутые экономически развитыми странами мира, имеют свойство "переливаться" из одной страны в другую, пополняя общую сокровищницу мировой педагогической мысли. В 1972 году при ЮНЕСКО был основан Европейские центр высшего образования, куда вошли представителя стран Западной и Восточной Европы. Этот центр издает ежеквартальный журнал "Высшее образование в Европе" на английском, французском и русском языках. По инициативе центра проводятся конференции ректоров университетов европейских стран, разнообразные научные совещания, происходит обмен студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями стран, входящих в центр. На пороге XXI в. актуальна задача выработки общемировых материальных и культурных ценностей, формирования планетарного сознания всех землян, актуален поиск оптимальных путей развития образования, соответствующего потребностям общества и личности. Интеграционные процессы в мировом сообществе государств обозначили необходимость с особой ответственностью отнестись к судьбам народов разных регионов планеты.
Если развитие общеевропейского процесса, говорилось на встрече, будет иметь главным результатом создание цивилизованного "оазиса процветания" в северной половине планеты при сохранении нищеты, отсталости, очагов конфликтов в большинстве регионов ее южной части, то это не будет способствовать возникновению более безопасного и справедливого мира. Отсталость большинства государств Юга, углубление пропасти, отделяющей их от развитых стран мира, - одна из глобальных проблем современности, чреватая непредсказуемыми последствиями. Речь идет о трагедии сотен миллионов людей, живущих в условиях крайней нищеты, голода, болезней, неграмотности и зачастую фактически обреченных на вымирание, что свидетельствует о глубоком кризисе современной цивилизации и создает взрывоопасную ситуацию в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свыше 300 млн африканцев, т. е. около 70% всего населения континента, живут на грани или в условиях крайнего обнищания. Недостаточность питания играет решающую роль в 50% случаев смерти детей в возрасте до 5 лет, а у 40% живущих детей этой возрастной группы отчетливо выражена белково-калорийная недостаточность. Руководители этих стран весьма односторонне склонны трактовать роль образования в жизни своего народа. Нередко они считают целесообразным развивать среднюю и высшую школу, которые непосредственно связаны с подготовкой квалифицированной рабочей силы и специалистов, необходимых для нужд производства и экономического роста. Так, в своем докладе на съезде правящей партии Сенегала в 1976 г. президент этой страны Л. С. Стентор заявил, что только за горизонтом 2000 года, когда страна войдет в "цивилизацию индустриального общества", можно будет "принять в школу всех детей, подлежащих обучению". Он призвал не создавать из этого "комплекса неполноценности", ибо, по его словам, умение читать, писать и считать вовсе не обязательно делает из ребенка культурного человека.
Однако по данным 18 крупных исследований, проведенных в странах Азии, Африки и Латинской Америки, производительность сельских фермеров, получивших четырехгодичное начальное образование, была на 7,7% выше, чем у тех, кто никогда не посещал школу. Эта и понятно: элементарной грамотности требует чтение простейших инструкций, в которых рассказывается о том, как пользоваться удобрениями, как бороться с вредителями сельскохозяйственных культур, как правильно ухаживать за скотом, как лечить его и т. д. Исследования начала 80-х гг., проведенные в странах Латинской Америки, свидетельствуют о том, что у матерей, которые никогда не учились в школе, дети умирают в 5 раз чаще, чем у матерей, проучившихся в течение 10 лет и более. Чтобы найти ответ на этот вопрос, важно внимательно следить за теми процессами, которые идут в мире. Один из самых очевидных и трудных - процесс, прямо противоположный интеграции, объединению и унификации разных культур в ходе научно-технического прогресса, - это процесс национальной идентификации жизни в целом, культуры и образования разных народов. В этой связи интегративные процессы в Европе имеют свой глубинный смысл и свою оборотную сторону. Так, в связи с расширением зоны применения английского языка в качестве языка межнационального общения в континентальных странах Западной Европы многие представители интеллигенции, общественные деятели высказывают небезосновательное опасение, что это содействует усилению американского "культурного империализма", подтачивает традиционные основы европейской цивилизации и национальной самобытности ее народов. В конце 80-х гг. XX в. усилились процессы создания "Объединенной Европы" в сфере воспитания и образования. Комплекс конкретных предложений изложен в специальном документе "Голубая книга: за европейское воспитание и европейскую культуру", где отмечается, что европейское сотрудничество в области образования приобрело первостепенное значение для судеб всех стран и народов региона. Важно создать в учебных заведениях такую обстановку, чтобы учащиеся "почувствовали себя европейцами". Было рекомендовано ежегодно проводить во всех школах стран европейского сообщества "День Европы". В этот день, единый для всех стран-участниц, внимание учащихся должно быть сконцентрировано на какой-то определенной "европейской" теме.
Для достижения духовного сближения народов Европы было решено обобщать опыт совершенствования содержания, методов воспитания и обучения в отдельных европейских странах для взаимного обогащения в масштабе всей Европы. Но не все тут гладко. Проблема в том, что любая национальная система образования складывалась веками и отражает в той или иной форме особенности социально-экономического развития и специфику историко-культурных традиций данной страны. Критики правы, говоря, что игнорирование национального своеобразия может привести исследователей к созданию искусственных, "университетских" образовательных конструкций, в угоду которым подбирается материал и отсекается все, что противоречит априорно заданной схеме. Современная история учит, что проблемы национального самоопределения даже малых народностей Европы не могут игнорироваться, так как это корневые, бытийные проблемы. Тому свидетельство - незатухающий очаг межнациональных и религиозных противоречий в Ольстере, фламандско-валлонская рознь в Бельгии, борьба басков Испании за расширение своей национальной автономии, борьба сербов и албанцев в провинции Косово. Тому свидетельство - мощные процессы распада единого СССР и создание новых федеративных объединений и самостоятельных государств из бывших союзных республик огромной страны. Развитые европейские страны, принимающие иностранных рабочих из стран "третьего мира", стоят перед проблемой приобщения эмигрантов к культуре страны проживания, с одной стороны, а с другой - перед необходимостью создания условий, которые обеспечивали бы им возможность сохранения родной национальной культуры. Четких рекомендаций по этому вопросу несмотря на прилагаемые усилия выработать не удается. Необходимо констатировать, что декларация универсальной общечеловеческой миссии образования, продиктованная экономической интеграцией стран, со всей очевидностью входит в противоречие со стремлением малых и больших народов сохранить национальную систему образования в качестве эффективного механизма передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению и сохранения национальной идентичности. Перед каждым народом возникает непростая, но насущная проблема - "осмыслить свое место в мире, определить его так, чтобы не раствориться среди других и не уклониться в самоизоляцию" [2]. Весьма нежелательны как стирание этнокультурной самобытности народа, так и упрощение его этнокультурного наследия в форме канонизации и воспроизводства в музейно-фольклорном стиле. Важно не просто "законсервировать" для потомков своеобразие культуры народа, но сохранить соответствующие образу жизни данного народа природно-хозяйственные условия. Это поможет воспрепятствовать разрушающему воздействию индустриальной цивилизации на хрупкие социокультурные системы малых и больших народов и народностей. В этой связи необходимо заметить, что с эпохи Просвещения под образованием понимался лишь один культурно-исторический тип обучения, воспитания и устроения школы, возникший в Европе и ориентированный на классическую науку, на знание, а затем и на профессиональную подготовку. Другие типы образования, сложившиеся в Азии, Африке и доколумбовой Америке и насчитывающие подчас тысячелетия самобытной истории, в расчет не принимаются, так как их реальная роль в становлении научно-технической цивилизации XX в. оказывается ничтожной. Так ли бесспорно торжество европоцентризма в общечеловеческом измерении на сегодня? Этот вопрос, при всей его сложности, необходимо задавать всем, кому не безразлична судьба культуры и жизни на Земле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|