О тенденциях развития отечественной системы высшего образования
Высшее образование, история непрерывного развития которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою стабильность, способность к адаптации, к изменениям, содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Бурным развитием высшего образования характеризуется вторая половина XX в.: с 1960 по 1995 г. численность студентов в мире возросла более чем в шесть раз (с 13 до 82 млн чел). На пороге XXI в. мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития стран и народов. Принципы эффективного функционирования системы высшего образования в новом веке были сформулированы на состоявшемся в 1988 г. в Пекине международном семинаре ЮНЕСКО «Современная политика в области реформ высшего образования». Среди них принципы: опережающего обучения, гуманизации, непрерывного образования. Возрастание скорости смены технологий (в первую очередь, наукоемких) выводит на первый план необходимость реализации принципа опережающего обучения. То есть, задача состоит не столько в передаче знаний, сколько в подготовке выпускника к возможности самостоятельного оперативного овладения актуальными (и, возможно, в период обучения пока еще не существующими) профессиями. Характерной особенностью современной системы высшего образования является ее ориентация на выполнение заказа не только общества и предприятия, но и прежде всего личности студента в отношении качества и сроков обучения. Таким образом, современное высшее образование должно отвечать принципу гуманизации (индивидуализации, демократизации форм обучения). Важным представляется развитие вариативности системы образования, в частности, предоставление образовательных услуг в различных формах на продолжении всей жизни (принцип непрерывного образования). В материалах Пекинского семинара подчеркивалось, что на новом этапе развития цивилизации конкуренция между государствами переходит из экономической области в интеллектуальную. При этом отмечалось значение реформирования высшего образования. Последующие шаги по конкретизации основных направлений развития высшего образования в XXI в. рассматривались в ряде международных документов и конференций. В 1995 г. ЮНЕСКО издан программный документ «Реформа и развитие образования». Впоследствии проведен ряд региональных конференций: Гавана, ноябрь 1996 г.; Дакар, апрель 1997 г.; Токио, июль 1997 г.; Бейрут, март 1998г.; пятая международная конференция по образованию взрослых (Гамбург, 1997 г.). Как отклик на эту конференцию принята «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры». Декларация включает 17 статей, в которых ставятся задачи развития образования на основе упомянутых принципов, провозглашаются: равноправный доступ к высшему образованию, укрепление связей с миром, новаторские подходы в сфере образования, совершенствование управления и финансирования в сфере высшего образования. Особое место уделено вопросам развития партнерских связей и объединений. Российская система высшего образования имеет свои традиции, уникальные черты, признанные в мире достижения. Сравнение по ряду показателей различных систем образования, в частности проводившееся Российской академией педагогических наук, показывает, что по уровню знаний и репродуктивных навыков выпускников результативность отечественного высшего образования никак не уступает зарубежным параметрам. (Некоторое отставание в формировании творческих навыков может быть устранено при повышении гибкости системы образования, позволяющей более интенсивно учитывать индивидуальные особенности студентов.) Наряду с достоинствами традиционной отечественной системы образования, в ней имеется ряд недостатков: ориентация на выполнение жесткого государственного заказа, недостаточная гибкость общеобразовательных и профессиональных программ, слабая направленность на удовлетворение образовательных запросов личности обучающегося. Общий недостаток реформ прошлых десятилетий – односторонняя направленность решений, стремление к достижению результата через решение той или иной задачи, что, как правило, приводило к перекосам результативности всей системы.
При формировании основных направлений развития отечественной системы высшего образования следует, по-видимому, учитывать как общие тенденции развития цивилизации, так и необходимость устранения недостатков действующей системы, а также сохранения лучших отечественных традиций. Реформа российского высшего образования, активно и широкомасштабно реализуемая с начала 90-х годов XX в., отражает общие для цивилизации тенденции развития образования в XXI в., а также специфику отечественных традиций. Положения реформы закреплены рядом документов, в том числе законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственными образовательными стандартами (ГОС) 1-го и 2-го поколений, «Национальной доктриной образования Российской Федерации». Опыт вузов позволяет говорить о ряде показателей, характеризующих в целом позитивное развитие реформы. Однако имеется ряд недостаточно проработанных вопросов, требующих последующей корректировки. Эффективным механизмом реализации принципов опережающего обучения и гуманизации представляется многоуровневая (или многоступенчатая) система высшего образования. Эта система успешно реализуется с 1992 г. и согласуется с требованиями ГОС 1994 г. При этом студент последовательно выбирает направление бакалавриата (при поступлении в вуз), через два года (по окончании I уровня) выбирает ориентацию на специальность, которую осваивает в рамках цикла специальных дисциплин, продолжая обучение на II уровне, затем по окончании бакалавриата может продолжить обучение по программе специалиста (с выбором специализации) или в магистратуре. Предусмотренная взаимная адаптация в учебных планах программ бакалавриата и специальности (а также частично - специальности и магистратуры) согласуется с учитываемой в ГОС второго поколения задачей выделения «общего ядра» в однопрофильных образовательных программах. При этом упрощается возможность освоения различных по уровню и ориентации образовательных программ. Возможность поэтапного выбора направления, специальности, специализации позволяет повысить учет индивидуальных способностей студентов в учебном процессе. Обобщенная базовая подготовка по направлению дает возможность формировать на ее основе ускоренное обучение по новым актуальным специальностям. Вместе с тем, необходимо отметить, что в многоуровневой системе сохраняется ряд нерешенных вопросов, затрудняющих ее широкое развитие в отечественных вузах, в частности, остаются недостаточно конкретизированными статус бакалавра, должности, на которые может претендовать бакалавр на производстве. Вызывает сомнение и наметившаяся в ряде вузов практика раздельной реализации программ бакалавриата и магистратуры от программ подготовки специалистов. В этом случае либо ориентация на научную подготовку в магистратуре предусматривается при поступлении в бакалавриат, что явно преждевременно, либо значительная часть выпускников бакалавриата должна быть направлена на производство, что в современных условиях вряд ли оправданно. При этом варианте затрудняется и возможность научной ориентации для обучающихся по программам специалиста. Действенным механизмом повышения гибкости образования, наряду с многоуровневой системой, следует признать развитие индивидуальной или частично индивидуальной организации учебного процесса. (Речь идет не о персональных занятиях с преподавателем, а о предоставлении права студенту формировать индивидуальный учебный план и изучать дисциплины в различных группах и потоках). В настоящее время в отечественной практике этот механизм если и используется, то пока, как правило, в весьма незначительных объемах. Новое (второе) поколение Государственных образовательных стандартов, разработка которых в настоящее время практически завершена и начинается введение их в практику, имеет ряд преимуществ по сравнению с прошлыми вариантами. Например, предусматривается выделение общего ядра программ бакалавра и специалистов, вводится региональная (вузовская) компонента обязательных дисциплин. Вместе с тем, проекты ГОС сохраняют ряд традиционных недостатков формирования подобных документов. Нуждается в конкретизации принцип формирования блоков дисциплин. Представляется целесообразным в качестве параметра распределения блоков принять степень общности дисциплин. При этом, в частности, целесообразно гуманитарный (ГСЭ) и естественно-научный (ЕН) блоки объединить в единый «общекультурный» (ОК) блок. Обращает на себя внимание недостаточная концептуальность в формировании содержания блока ГСЭ. Желательно сформировать минимально необходимый перечень дисциплин. В качестве примера может быть использован подход к формированию блока ЕН, содержащего «Математику», «Информатику» и «Основы концепции современного естествознания». Сохраняется диспропорция (между различными направлениями и специальностями) в распределении объемов учебных часов между блоками дисциплин. В действующих ГОС по реализуемым специальностям общекультурная составляющая (блоки ГСЭ и ЕН) колеблется в пределах от 21 до 45% от общего объема подготовки специалиста, что ведет к неодинаковым условиям реализации профессиональной компоненты. Было бы целесообразно ограничить общекультурную (ГСЭ и ЕН) составляющую объемом в 3000 ч. (35%) вне зависимости от направления и специальности. Следует упорядочить и механизм распределения объема часов по блокам и по дисциплинам на основе комплексности учета различных факторов. В перспективе, возможно, будет обоснованным использование методов оптимизации и компьютерных технологий к разработке ГОС.
Одним из важных направлений развития образования в XXI в. должна явиться реализация принципа непрерывного образования. Здесь, в частности, необходимо обратить внимание на согласование ГОС различных уровней образования, в том числе ПТУ, колледжа, вуза. Нуждается в структурировании отечественная система послевузовской поуровневой доподготовки специалистов, пока ограничивающаяся формами повышения квалификации. В целом следует сформировать систему образования в течение всей жизни. Реализация важнейшего и перспективного направления в деятельности высших учебных заведений - интеграции образования, науки и производства, как правило, с большой эффективностью осуществляется при их активном участии в разработке и практической реализации федеральных целевых программ, государственных научно-техических, отраслевых и территориальных программ. От коллектива вуза при выполнении программ требуется большая отдача иответственность, высокий научный уровень и строгая практическая направленность исследований, подключение к выполнению работ научно-педагогических кадров, тесное сотрудничество с министерствами и ведомствами, с научными, учебными и производственными организациями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|