Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека
В 60-е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье и др.) активно разрабатывалась концепция индустриального, постиндустриального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность. Была сделана попытка доказать, что научно-техническая революция, повышая жизненный уровень людей, способна устранить социальное неравенство, сделать общество гармоничным и бесконфликтным, обеспечить необходимые условия для полноценного развития человека.
В конце XX столетия все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса общества. "Все прогрессы реакционны, если рушится человек", - написал поэт А. Вознесенский, наш соотечественник. Человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса. Ответ на поставленный главный вопрос в наиболее обобщенном виде представлен в книге президента Римского клуба А. Печчеи "Человеческое качество". Выход из мирового кризиса автор видит в усилении гуманистических начал в жизни как отдельного индивида, так и общественных образований. Совершенствование человека, раскрытие присущих ему "человеческих качеств" - главный путь прогресса на новом, научно-техническом этапе развития человечества.
Но как вернуть человеку его подлинную человеческую сущность? Конечно, может, если "цивилизация знания" не будет сохранена, защищена, согрета "цивилизацией любви", по мнению ученого из Новосибирска В. П. Казначеева.
Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил; в основе гуманизма - принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми. Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям. Проблема не просто в декларации гуманизма как теоретической основы образования, но в отчетливом представлении того, что конкретно нужно и не нужно предпринимать, с тем чтобы подходить к образованию человека с позиций умной, мудрой любви. Человеколюбие, любовь к человеку - что это? И что это значит применительно к педагогике? Было бы большой ошибкой упрощать понимание этого явления и толковать его только как доброту и заботу о человеке, уважение его права на самоопределение и свободу выбора, предупреждение его желаний, учет личностных потребностей в выборе профиля обучения, создание комфортных условий пребывания в стенах школы и на пути к успеху. Нетрудно представить, что упрощенное понимание гуманности в педагогике грозит сформировать личность с завышенной, неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которой будет стремление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда, во всех жизненных ситуациях.
На новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей: бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках, трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке. Главной причиной катастрофической девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков на пороге XXI в. и третьего тысячелетия является системный кризис, который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества - науку, религию и образование. Необходимо согласиться с учеными из Санкт-Петербурга (в частности, с И. А. Колесниковой) в определении стратегии развития образования в сложную эпоху цивилизационного и промышленного кризиса. И. А. Колесникова считает, что образование способно стать источником гармонизации отношений человека с миром за счет интеграции технологий получения, обработки, хранения и передачи информации, наработанных наукой, религией, искусством как фундаментальными, равноправными по смыслу, но принципиально различающимися по внутренней природе способами познания, описания и оценки мира человеком. Ее точка зрения совпадает с мнением ученого-педагога Б. С. Гершунского, который пишет, что именно образование должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания.
Науку, религию и образование объединяет интегральный процесс приобщения человека к Истине, к базовым ценностям жизни. И нужно помнить, что именно религия привнесла в мир само понятие об абсолютных ценностях бытия, ценностях не столько материальных, сколько духовных, нравственных. Современная цивилизация обусловливает усиление настроений пессимизма, неверия в светлые жизненные перспективы. Особенно это заметно в среде молодежи. Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за один месяц 1990 года было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой, вымогательство, шантаж). Воспитание должно быть главным направлением деятельности школы. 1) воспитание толерантного отношения к иным людям, расам, религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания; 2) воспитание персональных нравственных высоких качеств; 3) воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса и т. п.; 4) воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям; 5) воспитание во имя мира. В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задач и приоритетов. К примеру, в США документ "Америка-2000: стратегия развития образования" (1991) предусматривает использовать школу как "центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества". Программу нравственного воспитания предлагается основывать на библейских ценностях и принципах. На первый план выдвигаются такие черты характера, как цельность, честность, прилежание, личная ответственность. В программе определено, что образование - это не только передача знаний, но и "наделение людей моральной, нравственной, духовной силой".
Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония, Россия). В этих странах религиозное обучение - частное дело граждан. А в Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования. Вместе с тем все более ощутимой становится тенденция сотрудничества церкви и государства в вопросах образования. В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, духовного наставника молодежи. Очевидно, что значение ее будет возрастать несмотря на особенности цивилизационного развития общества. Значит, должно быть изменено в сторону обогащения общекультурной составляющей и образование учителей.
Вопросы для самоконтроля (к семинару 3)
1. Система образования в современной России (по материалам семинара) 2. Дошкольное образование в России (по материалам семинара) 3. Общее среднее образование. Общеобразовательная школа (по материалам семинара) 4. Школа "живой культуры" (В.Шадриков) 5. Полное общее образование (по материалам семинара) 6. Детские внешкольные образовательно-воспитательные учреждения (по материалам семинара + свой материал) 7. Система профессионального образования (по материалам семинара) 8. Тенденции современного развития российского образования (по материалам семинара) 9. Тенденции развития отечественной системы высшего образования (по материалам семинара) 10. "Университеты без стен" в США 11. "Университет по воздуху" в Японии 12. "Национальный центр дистанционного обучения" во Франции 13. "Институт обучения на расстоянии" в Германии 14. "Открытый университет" в Великобритании 15. Общечеловеческое и национальное в образовании (по материалам семинара) 16. Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека (по материалам семинара) 17. Н. И. Пирогов так определил в середине XIX в. положение школы: "Школа сегодня - дочь общества, но мы хотим, чтобы она была его матерью. Все будущее жизни находится в руках школы, и, следовательно, ей принадлежит гегемония". Как вы понимаете его слова? Современно ли их значение для образовательной ситуации наших дней? Почему? 18. В журнале "Народное образование" № 3 за 1991 год помещена статья Р. Ленгвинаса "Крепкие корни" об Академийской школе Кедейнского района Литвы. Прочитав предлагаемый отрывок из статьи, подумайте, к какому типу школ вы бы ее причислили: к традиционной, новой школе или школе "живой культуры"? Почему? В селе стали звучать старинные литовские песни, проводятся вечера "Рассказывают старые люди", "Строфы поэзии о Родине и Матери". Дети начали интересоваться историей, этнографией литовских деревень. Главным был и остается для литовцев труд. Сейчас мы возрождаем кружки юных хозяев земли. В уставе записано: "Кружки создаются для того, чтобы связать сельскую молодежь с родной землей, чтобы молодой человек сумел удержать в своих руках богатство народа - поля, леса, усадьбы, чтобы полюбил сельский труд". Ребята обновляют цветники и зеленые площадки, высаживают деревья в парке и вокруг стадиона. В Кракском лесу они посадили около 2000 елочек, а в школьном парке развесили скворечники. Вместе с учителями школьники провели экологическую экспедицию, исследовали загрязненность воды в речке Дотнувеле и в индивидуальных колодцах. По итогам экспедиции ребята опубликовали материал в районной газете, приготовили сборник. Девиз наших экологов: "Чистая природа - здоровая нация!" 19. Английский ученый М. Садлер не без юмора пишет: "Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз- какие экзамены, американец - что будет уметь, англичанин - какой будет карьера". А какой вопрос задали бы вы, читатель? 20. Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепрова о том, что "образование - либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего"? Постарайтесь обосновать свою точку зрения. 21 Учебно-производственные "комплексы", "парки", "центры", "технополисы" на Западе. 22. Каким вам видится будущее системы отечественного образования? Почему? Сделайте словесное описание российской школы спустя 20, 50, 100 лет.
Вопросы для самоконтроля (к предыдущим семинарам) 1. Какое значение имеет для человека самообразование? Чем оно отличается от обучения? 2. Чем определяется профессионализм человека? 3. Какие факторы влияют на профессионально-образовательную стратегию? Что оказало наибольшее влияние лично на вас? 4. Проанализируйте жизненный путь известных вам людей. Что послужило определяющим в их профессиональном становлении: талант, случай или способность к самосозиданию? 5. Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему? 6. Как складываются ваши отношения с однокурсниками и преподавателями? Что бы вы хотели изменить в этих отношениях? 7. Что вам известно о научных интересах ваших преподавателей? 8. Выпишите, пожалуйста, те источники самообразования, которые вы используете, обучаясь в вузе. Каким образом можно было бы увеличить их число? 9. Выпишите те умения, которых вам не хватает для успешного обучения. Каким образом можно их приобрести? Чему бы вы хотели научиться у окружающих? У кого именно? 10. Какой тип карьеры представляется вам наиболее вероятным для вас? 11. Как вы определяете для себя понятие "жизненный успех"? 12. Почему некоторые люди не придают значения тому, как они выглядят? Как это сказывается на их профессиональном продвижении? 13. Составьте план действий на ближайший год. Какие результаты вы хотели бы получить по его окончании? 14. Опишите, как вы представляете себе человека, имеющего оптимальный имидж.
Вопросы для самоконтроля 1. Согласны ли вы с утверждением, что феномен педагогическая деятельность намного «старше» этого понятия? 2. Подтвердите, что педагог (учитель, наставник, воспитатель) – понятие, обладающее прямым и метафорическим смыслом. Используйте для этого факты своего жизненного опыта, произведения литературы, искусства. 3. Что является содержанием педагогической деятельности? Почему? 4. Почему педагогическая деятельность есть одна из существенных основ человеческого бытия? В чем ее универсальный характер? 5. Докажите, что человеческая жизнь невозможна без феноменов учитель — ученик, учительство – ученичество. 6. Почему с появлением письменности возросло значение педагогической деятельности? 7. Подберите из сборников пословиц и поговорок разных народов такие, которые свидетельствуют о том, что в общественном сознании людей с древних времен утвердилось представление о высоком предназначении учителя и педагогической деятельности. Заметки на полях Спросили Александра Великого: - Почему ты уважаешь своего учителя больше, чем родного отца? - Отец подарил мне жизнь бренную, — ответил Александр, — а учитель — вечную.(Аль-Хусри) - Строгость учителя лучше ласки отца.(Персидская пословица)
Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличается профессиональная педагогическая деятельность от непрофессиональной? 2. Согласны ли вы с тем, что в семье — истоки педагогической деятельности? Какие у вас доводы? 3. В чем особенности педагогической деятельности родителей? 4. От чего зависит успех воспитания и образования в семье? 5. В каких случаях педагогическая деятельность родителей терпит неудачу? 6. Подберите примеры из произведений литературы о воспитании детей в семье, о роли матери и отца в духовном становлении ребенка. 7. Нужны ли родителям педагогические знания? Обоснуйте свое мнение. Заметки на полях Общество без детских популяций – умирающее общество. Один из признаков общества – воспроизводство себя в новых поколениях.(Д. Б. Эльконин) Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.(В. А. Сухомлинский) Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.(А С. Макаренко)
Вопросы для самоконтроля 1. Можете ли вы доказать, что педагогическая деятельность – это всепроникающий вид человеческой деятельности? Постройте свою систему доказательств. 2. Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью? 3. В чем может заключаться, по вашему мнению, педагогический дар врача? 4. Может ли тренер, лишенный педагогического дара, вырастить хорошего спортсмена? 5. В чем, по вашему мнению, заключается педагогическое влияние писателя на людей? Заметки на полях Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Д. И. Менделеев) В воспитании все дело в том, кто воспитатель.(Д. И. Писарев) Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.(А. Дистервег) Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспита тель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между вос питателем и воспитанником существовало полное доверие.(Д. И. Писарев) Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании – особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить.(В. О. Ключевский) Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.(В. О. Ключевский)
Вопросы для самоконтроля 1. Только ли от педагога зависит создание благоприятной коммуникативной среды для обучения? Какие обстоятельства могут помешать этому? Можно ли их преодолеть? 2. Как, по вашему мнению, можно развивать свои коммуникативные способности и умения? 3. Встречали ли вы педагогов, которые прекрасно знали свою науку, свой учебный предмет и все-таки не вполне справлялись с преподаванием? Почему, как вам кажется, это происходило? Заметки на полях Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.(М. Монтень) Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.(В. О. Ключевский) Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а ив том, как им сообщается изучаемое. (Н. И. Пирогов) Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые.(А. И. Герцен)
Вопросы для самоконтроля 1. Какого учителя в школе вы слушали особенно внимательно? Почему? Вспомните характеристики его речи, закончив предложение: «Его речь была...» 2. Проанализируйте свое устное выступление на занятии и ответьте на вопросы: Как вас слушали товарищи? Почему? Достаточно ли громко вы говорили? Вас не переспрашивали? Насколько эмоционально вы говорили? Как вы это докажете? Пользовались ли вы записями? Чувствовали ли вы моменты, когда внимание аудитории падало? Почему это происходило? А когда вас слушали особенно внимательно? Чем отличается письменная речь от устной? Как, по вашему мнению, надо готовиться к устному выступлению? Заметки на полях (Эти высказывания мы взяли из книги Д. С. Лихачева «Без доказательств».) Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Главное достоинство научного языка – ясность. Избегайте в языке только тех повторений, которые являются вам от бедности языка. Нет мысли вне ее выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Чтобы ваша лекция была бы интересной для слушателей, она прежде всего должна быть интересной вам самому.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие типы образовательных учреждений были характерны для различных исторических периодов жизни человека? Какие типы школ произвели на вас наибольшее впечатление, почему? 2. Всегда ли родители отдавали детей в школы? Если нет, почему? Кто обучал и воспитывал детей? 3. Кто такие педагоги, жрецы, дидаскалы, педономы, педотрибы, грамматики (литераты)? Что между ними общего, что различного? Представьте себя на месте педагога (жреца, педонома, педотриба и пр.), представьте себе то образовательное учреждение, в котором он работал, опишите предполагаемую вами деятельность педагога. 4. Напишите небольшое сочинение на тему «Один день дидаскала». 5. Какие современные педагогические профессии вам известны? 6. Какие компоненты труда вы можете перечислить? Для какого вида труда они характерны? 7. Назовите типы (группы) профессий. К какому типу относится профессия «педагог»? 8. Приведите примеры профессий, относящихся к педагогическим. Докажите, что те или иные профессии имеют педагогические основы, хотя не являются собственно педагогическими. Что это за основы? 9. Напишите, используя условные буквенные обозначения, формулы некоторых профессий (специальностей) - учителя, воспитателя (куратора в школе), воспитателя группы продленного дня. 10. Какие противоречия, существующие в профессии учителя, вам удалось выявить?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|