Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зороастр в «истории» и Заратуштра тайных писаний




Злонамеренные ошибки в истории часто имеют не менее тяжелые последствия, чем преднамеренные искажения, по­скольку создают в умах изучающих ложное представление, которое затем трудно искоренить. Так, некоторые из наших европейских филологов не в силах найти более философского толкования названия Зенд-Авеста, чем «трутница».

Профессор Моньер Уильяме в журнале «Девятнадцатый век», говоря о религии великого арийского реформатора, после совершенно справедливого замечания о том, что «лишь немногие открытия, сделанные при критическом исследовании нехристианских религиоз­ных систем, имеют такое же значение, как открытие высочайшей духовности древнего религиозного учения, обычно называемого рели­гией Зороастра», в дальнейшем делает некоторые замечания, которые при серьезном анализе..................... [110] оказываются ошибочными..................... [111]; как это обычно бывает с профессорами-христианами, полная правда умело замаскирована и дух слепой приверженности, всегда ищущий возможности тенденциозно преподнести имеющиеся скупые факты, упорно стремится, пусть и неявно, возвеличить еврейскую Библию ценой умаления других религий. Так, например, он говорит:

«Лишь прогресс, достигнутый в иранизме за несколько последних лет, позволил увидеть истинное значение текста Авесты (широко известной как Зенд-Авеста), являющейся для зороастризма тем же, чем Веды являются для брахманизма. При этом стало ясно, что одновременно с иудаизмом по крайней мере одна из ветвей арийской расы сумела создать неидолопоклонническую монотеистическую ре­лигию, характеризуемую высоким моральным кодексом и имеющую много черт, сходных с иудаизмом.

Несомненность этого факта подтверждается не только зороастрийскими писаниями. Об этом же свидетельствуют и многочисленные указания в трудах греческих и латинских авторов. От самого „отца истории", писавшего за 450 лет до христианской эры, мы знаем, что у персов „нет обычая почитать идолов, строить храмы или воздвигать алтари; они даже обвиняют в нечестии тех, кто так поступает". Причина такого поведения, как объясняет Геродот, кроется в том, что персы не считают, подобно эллинам, будто боги похожи на людей, но отождествляют всю небесную сферу с Верховным Божеством.

Мы знаем также, что Кир Великий, который, по всей видимости, исповедовал зороастризм, проявлял большое сочувствие к евреям. Исайя называет его „мужем правды" (Ис 41, 2), „пастырем Господним" (Ис 44, 28), „помазанником Господним" (Ис 45, 1), которому предначертано „вершить волю Господню" и исполнить Его указание о перестройке храма и возвращении избранного народа на свою землю»[112].

Сотни учеников могли прочитать цитируемый отрывок и не заметить духа предвзятости, которым неявно проникнуты эти несколь­ко строк. Оксфордский профессор хотел бы, чтобы его читатели думали, будто «неидолопоклоннический и монотеистический» зороа­стризм развился «одновременно с иудаизмом», что означает, если только мы правильно понимаем смысл слов, что первая религиозная система возникла в тот же исторический период, что и вторая, — крайне ошибочное и вводящее в заблуждение утверждение. Существо­вание религии Заратуштры подтверждено в работах многих греческих и латинских авторов, у которых, кстати сказать, напрасно было бы искать ссылок на иудаизм или на «избранный народ» — так мало был он известен до возвращения (? ) из вавилонского плена. По свидетель­ству Аристотеля, Зороастр жил за 6 000 лет до Платона[113]. Гермипп Александрийский, утверждающий, что читал подлинные священные книги зороастрийцев, называет великого реформатора учеником Агонация (Agonach или Агон-бог) и относит расцвет его деятельности за! 5 000 лет до падения Трои. Его утверждение, таким образом, подтверждает свидетельство Аристотеля, поскольку Троя пала в 1194году до н. э. Кроме того, по мнению Климента, некоторые считают, что Эр или Эрус, сын Армения, видение которого пересказывает Платон в книге X, 614 своего «Государства», есть не кто иной, как Зардошт[114]. С другой стороны, мы находим у Александра Полигистора, что Пифагор (жив­ший за 600 лет до н. э. ) был учеником ассирийского назарея[115]. Диоген Лаэртский[116] подтверждает, что самосский философ был посвящен в таинства «халдеями и магами». Наконец, Апулей говорит, что именно Зороастр был наставником Пифагора. Все эти противоречивые указания, будучи собраны вместе, говорят нам, что:

1. «Зороастр» является неким родовым именем;

2. было несколько пророков, носивших это имя.

Существовал первоначальный, чистый магизм и существовал магизм, искаженный духовенством, как это бывает со всякой религией, которая утратила истинный дух и сохранила лишь мертвую букву. Подтверждение этому мы находим в примере Дария Гистаспа, который, как известно из истории, сокрушил магов и ввел чистую религию Зороастра, учение Ормазда. Тем не менее, в надписи, высеченной на его недавно найденном надгробии, Дарий утверждает, что он являлся «учителем и Иерофантом магизма». Но самое серьезное доказательство мы нахо­дим в тексте самой Зенд-Авесты. Хотя Авеста — не самое древнее зороастрийское писание, она не содержит ни малейшего намека на знакомство автора с названиями каких бы то ни было наций, которые впоследствии приняли эту форму богопочитания (подобно тому как Веды хранят полное молчание о потопе[117]). И это несмотря на сущест­вование нескольких исторически реальных Заратуштр: того, кто ввел культ Солнца среди парсов, того, кто появляется при дворе Гуштаспа, и того, кто был учителем Пифагора.

Точно так же и эпитеты, расточаемые Исайей в адрес Кира, — «муж правды» и «пастырь Господень» — ничего не доказывают человеку, не верящему в божественность библейских предсказаний[118], поскольку Исайя жил за 200 лет до Кира (с 760 по 710 г. до н. э. ), тогда как начало царствования великого перса относится к 559 г. Если Кир защищал евреев после завоевания Вавилона, то лишь потому, что еще задолго до этого евреи были обращены в его веру. И если он и отослал их назад (а многие знающие археологи высказывают сомнения, что евреи когда-либо жили в Палестине до времени Кира), то опять-таки по той же причине. После своего возвращения евреи представляли собой просто персидскую колонию, проникнутую всеми идеями магиз­ма и зороастризма. Большинство их предков когда-то согласились с сабеями, приняв вакхический культ, почитали Солнце, Луну и пять планет, Саваофа царства света. В Вавилоне они переняли культ семилучевого бога, откуда идет семеричная система счета, пронизы­вающая Библию и Гептактис Книги Откровения. Отсюда же и секта фарисеев (150г. до н. э. ), чье имя с гораздо большей вероятностью может происходить от «фарси» или «перс», чем от арамейского нерушим — отделившиеся. Их величайшим учителем был Гиллель Вавилонянин, их «верования и ритуалы, передаваемые от отцов.., не записаны в законе Моисеевом» — так говорит Иосиф, сам фарисей (Иудейские древности. XIII, х, 5 и 6). Они унаследовали всю ангелологию и символизм персов, точнее, зороастрийцев. И халдейская Каббала, усердно читавшаяся и изучавшаяся в их секретной ложе, члены которой именовались Кабирим (от вавилонского и ассирийского «Кабейри» — великие таинственные боги) служит подтверждением сказанного выше[119]. Современные евреи являются талмудистами, при­держивающимися позднейшего толкования Закона Моисеева[120], и осталась лишь горстка ученых рабби-каббалистов, которые дают изучающим отдаленное представление об истинной религии евреев, исповедовавшейся за два века до и век спустя после Христа.

Настоящая история Зороастра и его религии пока еще не написана. Сами персы потеряли ключ к пониманию своей веры, и за информа­цией по этому вопросу им надлежит адресоваться вовсе не к собствен­ным ученым и мудрецам. Примем ли мы, что Заратуштра жил за 6 000 лет до н. э., основываясь на сведениях Аристотеля, или, следуя более современным воззрениям Наурозджи Фаридунджи (см. его «Tareekh-i-Zurtoshtee», «Дискуссии об эпохе зороастризма»), будем считать временем деятельности Зороастра VI век до н. э., — все покрыто мраком неизвестности и любое утверждение наталкивается на непреодолимые противоречия. И «Рахнуман Маздайаснан Сабха», общество, организованное в 1851 году для возрождения учения Зороастра в его первоначальной чистоте, вовсе не было удачливее других в своих изысканиях. Стоит ли в таком случае удивляться противоречиям, а часто и полной бессмыслице в работах наших современ­ных ученых, если те в своих исследованиях опираются лишь на немного­численные свидетельства древних классических авторов, которые от своей канонической прославленности не становятся более надежными и которые в своих произведениях лишь мельком упоминают о том, что слышали о грандиозной доисторической фигуре Зороастра.

Аристотель, Диоген Лаэртский, Страбон, Филон Иудейский, Тертуллиан и, наконец, Климент Александрийский и некоторые другие авторы — вот источники, которые имеют в своем распоряжении наши европейские ученые. О том же, насколько можно доверять этим отцам-вероучителям, легко судить по тому, что говорит о зороастризме преподобный доктор X. Придо в своем труде о Саддаре. Пророк, объявляет он нам, проповедует кровосмесительство] Заратуштра, по его словам, учит, что

«ничего в природе не противоречит закону и что человек может жениться не только на сестре или на дочери, но и на собственной материи»[121].

«Мудрец далекой древности», как его именует Платон, превращается христианскими ханжами в «раба Даниилова», самое существование которого рассматривается ныне как миф. Эти ханжи обвиняют «персидского пророка» в том, что он — «лжепророк» и что он проповедовал «учение, украденное у евреев»! (Д-р Придо. ) Истинно замечает Уорбертон в своей «Божественной миссии», что «все это чистая выдумка и противоречит сообщениям древних». «Один христианский сочинитель, — жалуется он, — утверждает, будто Зороастр — современник Дария Гистаспа и слуга одного из еврейских пророков, и тут же, в новом приступе вранья, говорит, что Зороастр — современник Моисея или даже что он — Авраам. Не останавливается и перед утверждением, что им построен Вавилон». Зороастр д-ра Придо, считает Фабер, «как кажется, совершенно иная личность, чем древнейший Зороастр» (On the Mysteries of the Cabiri. II, 154).

В этой путанице противоречий следует задаться вопросом о том, во-первых, остается ли еще возможность достоверно выяснить что-либо хотя бы о последнем, если уж не о первом Заратуштре[122]. И во-вторых, каким способом истинная религия, проповедуемая в Авесте (вместе с ее более древней частью — Татами), может быть истолкована исходя из аллегорических диалогов Вендидада. Ответ известен заранее: «Там, где потерпели неудачу наиболее знающие ориенталисты — Гауг, Мюллер и другие, — бесполезно надеяться что-либо сделать». Авеста стала и должна остаться закрытой книгой древних парсов, а учение Зороастра — мертвой буквой для последующих поколений.

Мы же думаем, что подобное мнение ошибочно, во всяком случае, в части, касающейся ответа на второй вопрос. Даже если все относящееся к личности самого основателя, хотя бы и многократно подтверж­денное совпадающими сообщениями и материальными свидетельства­ми в виде статуй в разных частях света, но особенно в Центральной Азии, даже если все это считать просто традицией (а что же тогда мы называем историей), то уж во всяком случае основанная им религия может быть воссоздана с такой же точностью, с какой современная наука воссоздает облик допотопных животных по их окаменелым останкам, найденным в сотне различных мест. Время, терпение и, в особенности, подлинное желание — вот единственное, что нужно для успеха. Наши ориенталисты ни разу не удосужились обратиться к единственному сохранившемуся остатку подлинного зороастризма. Более того, до самого последнего времени они презирали этот источ­ник и всячески высмеивали самое его имя. Еще полвека назад он даже не был переведен, а содержание его понимают лишь весьма немногие истинные оккультисты. Мы говорим о халдейской Каббале, само название которой неизвестно даже образованным людям. Невзирая на протесты невежд, мы говорим и повторяем, что ключ к верному пониманию Авесты и ее частей лежит в верной интерпретации Каббалы[123], состоящей из книги Зохар («Сияние», написанной рабби Шимоном бен Йохай), книги Сефер Йецира или Книги Сотворения [124] (приписываемой прародителю Аврааму, но на самом деле составлен­ной халдейским жрецом), и из «Комментария Сефирот» (эти послед­ние означают созидательные Принципы или силы, идентичныеЛтиешя Спента). Авеста в целом пронизана этикой и философией Вавилона, а потому ее истоки следует искать в халдейском каббалистическом учении, так как зороастризм, распространившись через проповедь Заратуштры, пятого Вестника (жившего в 5 400 г. до н. э. ), от Бактрии до Мидии и оттуда — под именем магизма (от Magavas — «могуще­ственные») — по всей Центральной Азии, стал ее общей религией. Эту религию ныне называют монотеистической на том же основании, на котором вульгаризированный магизм стал монотеизмом позднейших израильтян. Если черты Ахурамазды (Ормазда) напоминают, как говорят, черты еврейского Яхве (хотя последний более близок к реальности), то вовсе не потому, что один из них был истинным «Таинственным Божеством», олицетворяющим Непознаваемое Все, а просто потому, что оба человеческих идола произошли от единого корня. Как Ормазд произошел от Первоначального Света, который в свою очередь исходит от высшей непостижимой сущности, именуемой Зерван Акарана, Вечное или Безграничное Время, и является, следовательно, лишь третьим в божественной эволюции, так же и Яхве, по Зохару, является третьим Сефирот (более того, олицетворяющим женское пассивное начало). Он называется «Разум» (Бина) и имену­ется божественным именем Яхве и Аралим. Следовательно, ни один из этих богов никогда не был Единственным, Высшим Богом. Для Яхве таким богом является Эйн Соф, Безграничный, Единственный, из которого эманирует Аур — «Первоначальный Свет» или «Первона­чальная Точка» — который, содержа в себе все Сефирот, эманирует их один за другим, совокупность, представляющую Архетипального человека, Адама Кадмона. Яхве, следовательно, составляет лишь десятую часть Адама или Мир разумный (по Каббале — седьмую часть, так как первые три составляют единое целое). В то же время Ормазд стоит во главе семи Амеша Спента или их духовной общности, и, таким образом, он выше Яхве, хотя все равно не самый высший.

Давайте сразу признаем, что, будучи в нашем миропонимании грубо материалистичными, мы придали всем великим религиозным идеям, пришедшим из древности, антропоморфный и, если можно так выразиться, анималистический оттенок. Физически и умственно мы развиваемся, наши сила и знание непрерывно растут, но так же непрерывно утрачивается духовность. Можно «расслабиться в силе», но никогда не в духе. Лишь изучая остатки прошлого, сравнивая без сектантской предвзятости и личных предрассудков религиозные идеалы всех наций, можем мы в конце концов убедиться, что все они — только различные потоки, вытекающие из одного источника. Много­образна и переменчива игра света и тени, за которой с трудом успевает следить наш глаз в залитой солнцем долине. Глупец воскликнет: «Это тень моя, она рядом с моим домом!.. » Мудрец же поднимет взор к небесам и спокойно заметит: «Это всего лишь мимолетное отраже­ние», — [и] обратится к истинной причине всего — к великому «Духовному Солнцу».

 

 

* * *

Парсы справедливо жалуются, что даже сами мобеды забыли истинное содержание своей религии; хотя среди них и есть известное количество сведущих людей, пытающихся раскрыть тайны зоро­астризма, но как они это делают?! Не с помощью чтения манускриптов, а развивая идеи, высказанные западными исследователями! О том, как извращены представления религии Зороастра, можно судить на не­скольких примерах. Вспомним, как преподобный д-р Придо в коммен­тариях к Саддару уверяет своих читателей, что Заратуштра призывал последователей практиковать кровосмесительство] Правда, в под­тверждение своих слов он не цитирует зендские рукописи или что-либо написанное парсами, а прибегает вместо этого к таким христиан­ским авторитетам, как Филон Иудейский, Тертуллиан и Климент Александрийский (см. An Universal History). Евтихий, архимандрит монастыря в Константинополе, живший в V веке, пишет: «Нимрод нашел пламя, бьющее из земли, и почитал его, и с тех пор Маги начали поклоняться огню. И он назначил человека по имени Ардешан жрецом и служителем огня. И вскоре после этого дьявол заговорил из пламени (так же, как Яхве с Моисеем из горящего куста! ), провозглашая, что никто не может стать жрецом огня или постигнуть Истину моей религии, доколе не совершит кровосмешение со своей матерью, сестрой и дочерью. С тех пор это вошло в обычай у жрецов-магов, но первым создателем этого учения был Ардешан».

Что же все это означает? Всего-навсего неверное, буквальное прочтение. В тайном учении, частично записанном в хранящихся по сей день в Эчмиадзине старинных армянских рукописях (так называе­мые Месроповы рукописи; следует сказать, что до 312 г. н. э. армяне были последователями парсов), говорится о Посвященном или Маге: «Тот, кто хочет проникнуть в тайны (священного) Огня и соединиться с ним (подобно тому как йоги сливают свою душу со Всемирной Душой), должен прежде соединить свои душу и тело с Землей, своей матерью, человечеством, своей сестрой, и наукой, своей дочерью». Не требуется доказывать, что речь идет о символическом слиянии. Каж­дый знает, как почитал Заратуштра Землю, как он учил быть добрым ко всему сущему. Знание же и Наука никогда не станут дочерью или потомством человека, никогда не появятся в полной чистоте из его мозга, пока он не постигнет тайны природы и человека, порождающие Знание и Науку.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...