Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематическая матрица. ЛЕС – много деревьев, растущих близко друг к другу и. занимающих большой участок (пространство) поверхности земли.




Тематическая матрица

ЛЕС – много деревьев, растущих близко друг к другу и

занимающих большой участок (пространство) поверхности земли.

Модернизация педагогического процесса средствами планирования и моделирования

С. Л. Сухнёва, заведующий

М. В. Грибанова, к. п. н., доцент

МДОУ № 21, г. Добрянка

Современное образование ориентирует программы и технологии нового поколения на гуманизацию учебно-воспитательного процесса: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у ребенка осознания своей субъектности (Я-концепции), развитие способности и потребности созидать не только внешний, но и внутренний мир по законам гармонии. Целенаправленное формирование рационально – образного познания природы, предметного мира, произведений искусства, людей, пробуждает субъективно – оценочное, ценностное, действенное отношение ребенка к реалиям действительности. В разных видах доступной продуктивной деятельности дошкольник создает личную пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нем. В этом процессе у детей формируются возможности и желание созидательного и соразмерного преобразования окружающего пространства, осознание своей актуальности в нем.

В формате требований к качеству современного образования, становится очевидным, что фрагментарные, локальные изменения, направленные на совершенствование педагогического процесса (П. П. ) не обеспечивают условий оптимального решения задачи разностороннего (целостного) развития и успешного формирования базиса необходимых компетентностей ребёнка - выпускника МДОУ. Эффективность П. П. обусловлена содержанием образовательных областей; технологиями организации и управления; характером (стилем) педагогического общения; методиками обучения, обеспечивающими трансляцию структурированной (системно организованной) информации, освоение и преобразование детьми информации в субъективно-ценностное, смыслообразующее знание. Осуществление П. П. требует компетентности педагога в содержании учебных предметов, в целесообразном использовании методик и технологий, в организации педагогического общения. Развитие ребёнка - активный процесс самосозидания путём приобщения к миру культуры. Соавтор - взрослый – полномочный представитель и посредник между культурой и ребёнком.

Идеи оптимизации педагогического процесса в МДОУ №21.

- организация целостного П. П. на основании методологии системного подхода, опосредующего соразмерную гармонию взаимодействия структурных компонентов.

- реализация модели познавательно-эстетического развития как фактора развития и формирования интеллекта и Я – концепции дошкольника.

- развитие целостной личности (содействие формированию соразмерного соотношения субмодальностей в Я-концепции).

- природосообразное обогащение и формирование базовых компетентностей: интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической, физической, эмоциональной, коммуникативной и произвольно-волевой (эколого - валеологическая и пр. компетентности формируются внутри обозначенных).

- соразмерная интеграция формального (способности, познавательные интересы, когнитивное развитие) и материального (естественнонаучные представления и знания о мире) образования;

- трансляция содержания знаний и умений в формате концентрической модели, где тематическое содержание образовательной программы изучается на разных ступенях обучения, но в разных объёмах и разной глубине по отношению к возрастным возможностям детей. Концентрическая модель – стратегия организации образовательного пространства, а линейная структура развёртывания содержания – тактика образовательного процесса. Способы познания и обработки (трансформации) информации меняются по вертикали, а знания обогащаются в плоскости «возрастной спирали» - по горизонтали.

Наиболее эффективным средством, обеспечивающим успех в процессе формирования базиса познавательной, интеллектуальной, предметно-созидательной компетентностей ребёнка в условиях ДОУ, является качественное планирование педагогического процесса. По нашему мнению организация и руководство педагогическим процессом должны быть направлены на целостное развитие детей, независимо от направления работы по умственному, психическому или речевому развитию. При планировании любого вида деятельности детей должны быть учтены и реализованы общие принципы педагогического процесса, продуманы и конкретизированы цели задачи, эффективные средства развития и воспитания.

Цель ребёнка - самоосуществление Цель общества - воспроизводство социума Цель педагога – трансляция культуры

Субъекты П. П.

 

Личность ребёнка - развивается, воспитываясь и обучаясь   Личность педагога - содействует, создаёт условия развитию и саморазвитию ребёнка в формате культуры

 

ЕСЛИ, организуя П. П. педагог учитывает особенности индивидуальности ребёнка, его цели, ТО ребёнок становится субъектом собственного развития в интересах и соответствии с целями общества (осуществляется прогрессивное развитие индивидуальности) ЕСЛИ педагог умеет определять задачи развития личности ребёнка сообразно наличной ситуации, находить адекватные и эффективные средства осуществления необходимых преобразований, ТО результатом педагогического процесса становятся психологические новообразования личности и\или деятельности ребёнка (востребованные качества личности, индивидуальные способности и компетентности в осуществлении социально значимой деятельности)

 

 

По мнению учёных К. Ю. Белой, Т. В. Журавской, В. В. Дрёмовой, М. В. Поповой, В. Г. Алямовской, М. В. Грибановой и др. существуют различные пути оптимизации планирования образовательного процесса в ДОУ. Мы предположили, что системные изменения технологии планирования педагогического процесса обеспечат наибольший эффект процесса модернизации деятельности МДОУ в формате требований современного российского образования и ряда новых нормативно-правовых документов, опосредующих стратегии КПМО. В качестве объектов инновационных изменений были определены: организационно-управленческий комплекс П. П. и повышение педагогического мастерства воспитателей, как субъектов П. П. Процесс инновационных преобразований опосредован освоением и использованием педагогическим коллективом МДОУ технологии блочно-тематического планирования.

Программа ОЭР предполагает осуществление следующих аспектов инновационной деятельности:

1. Анализ образовательных программ для детей дошкольного возраста с целью отбора содержательного компонента тематических блоков по разным разделам.

2. Структуризацию содержания темы на год (два, три, четыре года - для разных возрастных групп детей).

3. Использование в процессе планирования работы с детьми тематических матриц (моделей) образовательного компонента.

4. Определение перечня, (вида, типа, и содержания) занятий познавательно – эстетического характера для каждой возрастной группы.

5. Разработку и оформление тематических блоков и проектов по познавательно-эстетическому развитию детей разных возрастных групп.

6. Апробацию моделей и проектов в практике работы с детьми.

7. Разработку педагогического мониторинга компетентностей детей.

8. Анализ результатов инновационной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...