Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системообразующий компонент образовательной работы




Системообразующий компонент образовательной работы

(в рамках программы).

Музыкально-исполнительские виды деятельности

 

Театрализованные виды деятельности: игры имитации, сюжетно-ролевые, игры драматизации, театрализованные представления и пр. Художественный образ темы в деятельности детей и произведениях искусства Изобразительные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, основы дизайна

 

Художественная ритмика

 

Общим для всех видов деятельности является изобразительное начало, т. е. узнаваемое изображение предмета, обозначение его существенных признаков - знак. Своеобразием продукта художественной деятельности являются выразительные средства, с помощью которых передаётся субъективный смысл, авторское отношение детей к содержанию изображения. Индивидуально-неповторимым аспектом продукта деятельности становится авторское решение образа темы – замысел ребёнка воплощённый в продукте.

Одной из моделей используемых в формате технологии блочно-тематического планирования (авт. Грибанова М. В. ) использована концептуально- технологическая «модель организации работы с детьми в течение недели». Тема недели может быть любая (например «Как меняются растения осенью»). Форма планирования – «углубление в тему» (тематический проект на неделю). Цель недели – презентация предметов познания в рамках темы, а так же способов и приемов приобретения новых знаний, воплощение освоенных знаний в продуктах разных видов деятельности. Организация работы с детьми – совместная с педагогом деятельность, самостоятельная деятельность детей, специально организованные занятия с детьми. Знакомство с темой недели начинается в понедельник и осуществляется в процессе общения в «круге», а завершается к концу недели. В результате работы мы планируем обогащение компетенций детей в познавательно-речевой и художественно-творческих видах деятельности. Появление субъективно-значимого отношения ребенка к освоенной теме, способность самостоятельно создавать образ темы (в изображении, музыкально-пластической импровизации и т. п. ). Системообразующий компонент программы интегрирует приоритетные линии развития детей в единую систему, результатом которой становится способность и потребность детей не только познавать, но и переживать, осмыслять и созидать авторский образ темы с выраженным субъективно оценочным отношением к нему. Опосредующим звеном обозначенных процессов развития детей становится палитра творческих видов деятельности, доступных и актуальных для дошкольников. Результатом освоения темы образовательной области становится художественный продукт – «авторский», самостоятельно созданный образ пережитого, осмысленного, значимого для ребёнка мира (самостоятельно открытого и пережитого - «своего мира»).

Литература:

1. Грибанова М. В. «Блочно – тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет»/ Пермь, 2003.

2. Грибанова М. В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития личности дошкольника «Искусство и творчество» /Пермь, 2007.

3. Ерофеева Т. И. «Современные образовательные программы для дошкольных учреждений» /М, «Академия», 1999.

Компетентностный подход в образовательной работе МДОУ.

Л. Б. Шевченко, зам. заведующего по ВМР

МДОУ № 21, г. Добрянка

Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в сложной и подвижной системе, составляющей неповторимую индивидуальность человека. Характеристики личности формируются в дошкольном детстве и пребывают в постоянном развитии. При отсутствии условий, благоприятствующих их своевременному становлению, могут возникать серьёзные деформации личности. Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, опосредующая ряд аспектов развития дошкольника: интеллектуальный, языковый, социальный и др., которые объективно отражают достижения ребенка. Например, интеллектуальная компетентность рассматривается как сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать соответствующую информацию, для достижения цели, пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. В известных возрастных периодах у ребёнка формируются природосообразные виды деятельности, их опыт обобщается в форме личностных и психических новообразований. Постепенно ребенок приобретает способность самостоятельно находить необходимые, оригинальные способы решения задач своей деятельности, что свидетельствует о сформированности деятельностной компетентности. В общении компетентного взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня, опосредующие готовность маленького человека к школьному обучению.

Стратегия деятельности сотрудников нашего МДОУ опосредует обеспечение оптимальных условий формирования базовых (ключевых) компетентностей детей. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в обозначенном направлении выделено в качестве приоритетной задачи нового этапа развития и модернизации образовательного процесса МДОУ.

Современное толкование терминов «компетентность» и «компетенция» основано на исследованиях зарубежных и отечественных ученых М. А. Холодная, Э. Ф. Зеер, М. В. Киргинцев, С.. Нечаев, F. Delamare, J. Winterton и др. На наш взгляд, в формате дошкольного воспитания понятие компетенция должно рассматриваться в двух аспектах. По мнению Грибановой М. В. под «компетенциями первого порядка» детей дошкольного возраста надо понимать их природосообразные возможности (возрастные «правомочия»), их полноценное развитие с опорой на сенситивные периоды (периоды активного развития эмоций, речи, интеллекта, воображения и освоения разных видов деятельности). Компетентности определяют уровень освоения детьми культурного аспекта выполнения разных видов деятельности в формате модели - «знаю, умею, хочу (испытываю потребность), способен сам получить продукт деятельности». «Компетенции второго порядка» – опосредуют достижение детьми социально-востребованного качества результата (продукта), любого вида деятельности, выполненного качественно и на высоком уровне самостоятельности.

В нашем ДОУ компетентностный подход реализован в формате технологии блочно-тематического планирования. Приоритетной целью блочно-тематического планирования является развитие способности педагогов к творческому осмыслению задач и содержания работы с детьми. Качественная работа педагога в рамках требований технологии обеспечивает не только оптимальные условия, но и успешность процесса формирования эмоциональной, познавательной, интеллектуальной, художественно-эстетической, речевой и других компетентностей детей, относящихся к разряду базовых. Планирование предусматривает шесть возможных форм интерпретации программного материала, обеспечивающих научность целостность, системность, последовательность, результативность и контролируемость работы с детьми. Системообразующей единицей планирования является тематический блок. Блок предусматривает организацию последовательности работы по освоению любой образовательной области (на протяжении четырех лет) и представляет собой завершенное и логичное построение единиц учебного материала. Образовательная работа с детьми осуществляется в формате тематических блоков: «Человек», «Транспорт», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Строение», «Звери», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Космос», «Природа планеты Земля», «Человек в природно-климатической зоне» и др. Тематический блок раскрывает возможность упорядоченного и углубленного освоения детьми одной темы на протяжении учебного года, в соответствии с возрастной спецификой развития психических свойств. В течение года планируется неоднократное возвращение к каждой теме с постепенным обогащением представлений, усложнением характера знаний, способов их обогащения и углубления. По ходу освоения темы дети не только приобретают знания, умения и навыки их использования в разнообразных видах деятельности, но и формируют субъективно-оценочное, личностное отношение к познанной реальности. Результатом освоения детьми той или иной образовательной области и\или деятельности становятся проявления компетентности: знает, умеет, хочет, способен сам организовать деятельность и получить результат (продукт). Ориентиром организации работы педагога служат показатели освоения детьми той или иной темы. Например к концу года дети четырёх лет знают: что мебель – это предметы, то, на чём люди сидят, где спят, занимаются делом, едят, рисуют, куда аккуратно складывают разные вещи; о разном назначении мебели (для удобства; для порядка; для красоты); о материале, цвете, дополнениях и деталях (как средствах украшения мебели); о внешних признаках и характерных особенностях мебели (форма, конструкция, признаки принадлежности предметов мебели субъекту); о многообразии мебели (по назначению, по уровню комфорта: по дизайну и оформлению); о художественных особенностях сказочной мебели (по характеристикам, деталям внешнего облика). Умеют различать мебель среди других предметов, находить и называть «мебель» для отдыха, удобства и порядка; любоваться «красотой» декорированной мебели; группировать предметы мебели по 1-2 признакам; активизировать полученные знания в решении проблемно-практической ситуации; соотносить слово и картинку, выделять изображение мебели на иллюстрациях, отвечать точно на вопросы; устанавливать различия и сходство предметов мебели. Выражают оценочное отношение в субъективном переживании ценности мебели. Отношение проявляется в предпочтениях, в ситуациях выбора (рационального и\или эстетического); в переживании чувства удовлетворения от порядка (в своём шкафчике, групповой комнате и пр. ); в чувстве интереса, красоты, удовольствия от процесса и продукта конструктивной деятельности; в эстетических переживаниях процесса «открытия» внешней красоты мебели. Самостоятельно способны группировать мебель по признакам: формы, размера, назначения; любоваться мебелью (выделять признаки красоты мебели); отвечать точно на вопрос воспитателя; составлять рассказ о мебели (в доме человека всегда есть место для сна, работы, приготовления пищи, для одежды и других вещей); проявлять «заботу» о мебели (мыть, протирать, беречь, ремонтировать, подкрашивать); выбирать мебель по заданной ситуации и аргументировать ответы на вопросы: как называется предмет, для чего, из чего? Способны создавать простые конструкции мебели из мелкого и крупного строителя, обыгрывать продукт деятельности. Педагогический мониторинг проводится в форме бесед, дидактических игр, сюжетных игр, проблемных ситуаций, направленных на выявление компетентности детей (знают, умеют, хотят и способны получить продукт в деятельности).

Последовательнее, поэтапное «открытие», осознание детьми существенных и индивидуально-неповторимых признаков объекта познания, обеспечивает не только освоение простейших понятий, но и потребность использовать полученные знания в самостоятельно организованной (изобразительной, речевой, опытно-экспериментальной, коммуникативной и пр. ) деятельности. Что является наиболее достоверным проявлением уровня сформированности той или иной компетентности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...