Технологическая модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области моделирования, проектирования и планирования образовательного процесса ДОУ
Технологическая модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области моделирования, проектирования и планирования образовательного процесса ДОУ Цель: обогащение профессионального мастерства, методической и психолого-педагогической компетентности педагогов, посредством практического освоения вариативных технологий организации образовательно-воспитательного процесса ДОУ (моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования). Задачи:
Программное и методическое обеспечение работы опосредовано: комплексом нормативно-правовых документов РКПМО, целевой программой «Развитие системы образования Добрянского муниципального района на 2006-2010 годы», научными исследованиями: Давыдова В. В., Гальперина П. Я., Поддъякова Н. Н., Сохина Ф. А., Хозиева В. Б., Воробьёвой Д. И., Талызиной Н. Ф. , Ляудис В. Я., Арановой С. В., Грибановой М. В. и др.
Средства решения задач
Результат: обогащённая профессиональная компетентность педагогов в использовании моделирования, проектирования и планирования инновационных аспектов содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста. Профессиональные умения в использовании вариативных форм технологии блочно-тематического планирования образовательно-воспитательной работы (в рамках образовательной области и\или темы проекта). Повышение квалификационной категории.
(Работа выполняется в рамках проекта развития МДОУ на период 2008-2010 г. ) Особенности технологии планирования работы в формате интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольников М. В. Грибанова, доцент ПГГПУ
Изменения, происходящие в системе отечественного образования, обусловлены объективной потребностью современного общества обеспечить полноценное, разностороннее развитие подрастающего поколения России. Современное состояние дошкольного образования свидетельствует о наличии большого потенциала в области создания и реализации вариативных комплексных, авторских, региональных, парциальных программ и технологий. Однако, стихийное, непродуманное использование разнообразных программ в практике дошкольных образовательных учреждений ведёт к увеличению временной протяжённости занятий (с учетом дополнительного образования), и к очевидному несоответствию ряда технологий реализуемых парциальных программ концептуальному формату и требованиям комплексной программы, разработанной и отвечающей федеральным государственным требованиям. Одним их вариантов решения обозначенной проблемы является создание интегрированной общеобразовательной программы конкретным ДОУ. В формате авторской программы художественно-эстетического развития детей МАДОУ № 252 г. Перми реализация предметов эстетического цикла предполагает - приобщение детей к изобразительной, театрализованной, музыкально-исполнительской деятельности, а так же занятиям ритмикой, художественным конструированием, литературой и основами дизайнерской деятельности. Программа, разработанная коллективом авторов под руководством М. В. Грибановой, обеспечивает оптимальные условия для проявления индивидуальных склонностей каждого воспитанника, развития творческого потенциала в широком поле культуротворческой деятельности. Интегративное воздействие музыки, театра, живописи и пластики на эмоциональную сферу детей формирует ассоциативные связи между пространственными, временными и словесными видами искусства, создаёт благоприятные условия для пробуждения субъективно-значимого отношения к искусству, формирования потребности «рассказать о мире по-своему». Разработанная в нашем учреждении программа «Искусство и творчество» ориентирована на использование современных технологий содействия развитию начал духовности, элементарной рефлексии, а так же интеллектуально – познавательных и творческих способностей дошкольников. Уникальность программы определена технологиями содействия становлению способностей детей к любованию и авторской интерпретации знаний, представлений, эмоциональных переживаний в художественные образы окружающей (актуальной для ребёнка) действительности.
В рамках программы развитие художественно-исполнительских способностей детей не является самоцелью. Освоение палитры вариативных художественно-творческих видов деятельности, наряду с обогащением художественно-эстетической компетентности, опосредует формирование субъективного отношения каждого ребёнка к тому, что стало достоянием его индивидуального переживания и осмысления. Выделенный принцип снижает традиционный дидактизм, роль обучения и репродуктивного воспроизведения детьми полученных ЗУН. В качестве средств реализации программы используются технологии приоритетного обогащения познавательно-речевой и художественно-эстетической компетентностей дошкольников; блочно-тематический характер планирования педагогического процесса; авторские технологии организации взаимодействия с искусством и приобщения к художественному творчеству. Объектами мониторинга достижений детей (наряду с общеизвестными показателями динамики эстетического развития) определены:
- знания об окружающей действительности, способность к их «распредмечиванию» в образах искусства; - представленность знаний в «авторских» графических, аппликативных, речевых и других продуктах художественно-творческих видов деятельности; - умение самостоятельно определять замысел в рамках темы и создавать художественные образы в разных видах деятельности; - умение использовать процесс и продукты художественной деятельности в качестве средства передачи своего отношения к теме познания; - мотивы осуществления художественной деятельности (степень актуальности, выраженности и действенности) с целью создания образа темы «по - своему». В рамках нашей программы принцип интеграции предметов художественно-эстетического цикла становится важнейшим условием эффективного обогащения познавательно-эстетической и художественной компетенций дошкольников. Реализация выделенного условия раскрывает дополнительные возможности творческого развития детей и формирования качественно нового базиса интеллектуально-познавательной, эмоционально-чувственной, произвольно-волевой и созидательно-продуктивной культуры отношений детей дошкольного возраста с окружающим миром и искусством. В качестве системообразующего компонента, позволяющего интегрировать и выделять приоритетные аспекты осуществляемой работы, определен продукт детской деятельности - самостоятельно созданный детьми художественный образ действительности (темы), познанной и эмоционально пережитой не только в обыденной жизни, но и в процессе активного, обогащённого взаимодействия с произведениями искусства. Опосредующим звеном развития способности к созданию авторского образа окружающего мира становятся художественно-продуктивные виды деятельности детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|