Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области моделирования, проектирования и планирования образовательного процесса ДОУ




Технологическая модель повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области моделирования, проектирования и планирования образовательного процесса ДОУ

Цель: обогащение профессионального мастерства, методической и психолого-педагогической компетентности педагогов, посредством практического освоения вариативных технологий организации образовательно-воспитательного процесса ДОУ (моделирования, проектирования и блочно-тематического планирования).

Задачи:

1. Обогатить профессиональную компетентность в области использования технологий развивающего обучения и воспитания дошкольников; определить содержание и виды проектной деятельности в процессе создания обновлённой системы содействия интеллектуально-познавательному и художественно-творческому развитию дошкольников.   2. Совершенствовать палитру профессиональных умений и навыков в процессах: ·моделирования, проектирования и планирования воспитательной, образовательной и развивающей работы с детьми; ·разработки технологических моделей, формулирования цели, задач и результатов проектной деятельности; ·отбора системы оптимальных средств осуществления поставленных задач;   3. Обогатить практику использования технологий организации познавательных процессов и оптимального содействия развитию творческих потенций детей в художественной деятельности (культуру рассматривания, наблюдения, любования, опыта, экспериментирования, проблемно-поисковой и проблемно-этической ситуации, диалога и пр.; анализа, сравнения, различения по существенным и не существенным признакам, синтеза, классификации, систематизации, обобщения, суждения, оценки, умозаключения, оформления высказывания в речи и пр; художественное образование и обогащённая практика занятий художественными видами деятельности).

Программное и методическое обеспечение работы опосредовано: комплексом нормативно-правовых документов РКПМО, целевой программой «Развитие системы образования Добрянского муниципального района на 2006-2010 годы», научными исследованиями: Давыдова В. В., Гальперина П. Я., Поддъякова Н. Н., Сохина Ф. А., Хозиева В. Б., Воробьёвой Д. И., Талызиной Н. Ф. , Ляудис В. Я., Арановой С. В., Грибановой М. В. и др.

Средства решения задач

· Изучение, анализ рекомендованной литературы; · Индивидуальные планы самообразования педагогов, · Определение приоритетных направлений работы с детьми, требующих модернизации; · разработка обоснования актуальности системы содействия разностороннему развитию дошкольников. · Создание технической группы, определение функционала участников; · освоение технологии блочно-тематического планирования; · операционализация дефиниции предмета познания (в рамках темы); Разработка: · тематических матриц для работы с детьми (содержательных моделей); · модели образовательной области (концептуальные модели выделения предмета познания); · технологических моделей; тематических блоков; перспективных планов; · узких проектов - «углубление в тему» (с целью интеграции логического и образного путей познания), · календарных сеток, по организации вариативных направлений работы с детьми; конспектов занятий (2-4 шт. ) · Разработка содержания публичной презентации темы проекта, тематического блока на один год; предметно-тематического плана на четыре года (перечень тем познавательных и изобразительных занятий для разных возрастных групп); · презентация технологий и моделей организации познавательных процессов опосредующих формирование СУД.

Результат: обогащённая профессиональная компетентность педагогов в использовании моделирования, проектирования и планирования инновационных аспектов содействия разностороннему развитию детей дошкольного возраста. Профессиональные умения в использовании вариативных форм технологии блочно-тематического планирования образовательно-воспитательной работы (в рамках образовательной области и\или темы проекта). Повышение квалификационной категории.

(Работа выполняется в рамках проекта развития МДОУ на период 2008-2010 г. )

Особенности технологии планирования работы в формате интегрированной программы художественно-эстетического развития дошкольников

М. В. Грибанова, доцент ПГГПУ

 

Изменения, происходящие в системе отечественного образования, обусловлены объективной потребностью современного общества обеспечить полноценное, разностороннее развитие подрастающего поколения России. Современное состояние дошкольного образования свидетельствует о наличии большого потенциала в области создания и реализации вариативных комплексных, авторских, региональных, парциальных программ и технологий. Однако, стихийное, непродуманное использование разнообразных программ в практике дошкольных образовательных учреждений ведёт к увеличению временной протяжённости занятий (с учетом дополнительного образования), и к очевидному несоответствию ряда технологий реализуемых парциальных программ концептуальному формату и требованиям комплексной программы, разработанной и отвечающей федеральным государственным требованиям. Одним их вариантов решения обозначенной проблемы является создание интегрированной общеобразовательной программы конкретным ДОУ.

В формате авторской программы художественно-эстетического развития детей МАДОУ № 252 г. Перми реализация предметов эстетического цикла предполагает - приобщение детей к изобразительной, театрализованной, музыкально-исполнительской деятельности, а так же занятиям ритмикой, художественным конструированием, литературой и основами дизайнерской деятельности. Программа, разработанная коллективом авторов под руководством М. В. Грибановой, обеспечивает оптимальные условия для проявления индивидуальных склонностей каждого воспитанника, развития творческого потенциала в широком поле культуротворческой деятельности. Интегративное воздействие музыки, театра, живописи и пластики на эмоциональную сферу детей формирует ассоциативные связи между пространственными, временными и словесными видами искусства, создаёт благоприятные условия для пробуждения субъективно-значимого отношения к искусству, формирования потребности «рассказать о мире по-своему». Разработанная в нашем учреждении программа «Искусство и творчество» ориентирована на использование современных технологий содействия развитию начал духовности, элементарной рефлексии, а так же интеллектуально – познавательных и творческих способностей дошкольников. Уникальность программы определена технологиями содействия становлению способностей детей к любованию и авторской интерпретации знаний, представлений, эмоциональных переживаний в художественные образы окружающей (актуальной для ребёнка) действительности.

В рамках программы развитие художественно-исполнительских способностей детей не является самоцелью. Освоение палитры вариативных художественно-творческих видов деятельности, наряду с обогащением художественно-эстетической компетентности, опосредует формирование субъективного отношения каждого ребёнка к тому, что стало достоянием его индивидуального переживания и осмысления. Выделенный принцип снижает традиционный дидактизм, роль обучения и репродуктивного воспроизведения детьми полученных ЗУН. В качестве средств реализации программы используются технологии приоритетного обогащения познавательно-речевой и художественно-эстетической компетентностей дошкольников; блочно-тематический характер планирования педагогического процесса; авторские технологии организации взаимодействия с искусством и приобщения к художественному творчеству. Объектами мониторинга достижений детей (наряду с общеизвестными показателями динамики эстетического развития) определены:

- знания об окружающей действительности, способность к их «распредмечиванию» в образах искусства;

- представленность знаний в «авторских» графических, аппликативных, речевых и других продуктах художественно-творческих видов деятельности;

- умение самостоятельно определять замысел в рамках темы и создавать художественные образы в разных видах деятельности;

- умение использовать процесс и продукты художественной деятельности в качестве средства передачи своего отношения к теме познания;

- мотивы осуществления художественной деятельности (степень актуальности, выраженности и действенности) с целью создания образа темы «по - своему».

В рамках нашей программы принцип интеграции предметов художественно-эстетического цикла становится важнейшим условием эффективного обогащения познавательно-эстетической и художественной компетенций дошкольников. Реализация выделенного условия раскрывает дополнительные возможности творческого развития детей и формирования качественно нового базиса интеллектуально-познавательной, эмоционально-чувственной, произвольно-волевой и созидательно-продуктивной культуры отношений детей дошкольного возраста с окружающим миром и искусством.

В качестве системообразующего компонента, позволяющего интегрировать и выделять приоритетные аспекты осуществляемой работы, определен продукт детской деятельности - самостоятельно созданный детьми художественный образ действительности (темы), познанной и эмоционально пережитой не только в обыденной жизни, но и в процессе активного, обогащённого взаимодействия с произведениями искусства. Опосредующим звеном развития способности к созданию авторского образа окружающего мира становятся художественно-продуктивные виды деятельности детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...