Основой образовательной среды является социальный компонент.
К нему относятся: · традиции школы; · взаимоответственность; · морально-эмоциональный климат; · общие дела; · атмосфера доброжелательности; · имидж школы. Гуманитарная развивающая среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться. Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально, Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает следующие составляющие: · Классы углубленного изучения, профильного обучения- часть классов, работающих в инновационной системе. Используют средства, формы и методы работы, более приспособленные для развития интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития. · Система элективных курсов, спецкурсов - гибкая совокупность дополняющих образовательных структур, позволяющая решать проблемы преемственности между различными ступенями непрерывного образования. Курсы направлены на узко запрограммированный результат - приобретение знаний по определенной теме.
· Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные олимпиады, конкурсы, турниры, интеллектуальные марафоны, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. · Система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду. Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки. Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей. Информационная среда учебной деятельности формируется: · учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д. · педагогическим коллективом ОУ, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции ОУ, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов · государством как общественным институтом. Именно оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов. Информационная обучающая среда складывается из пяти блоков: · ценностно-целевого, · коммуникационного, · программно-методического, · информационно-знаниевого; · технологического. Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.
Образовательная среда ОУ позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие другим (в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям. В основе организации образовательного процесса лежат следующие принципы: · принцип преемственности в содержании и в структуре; · принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм; · принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе; · принцип дифференцированного подхода к обучению; · принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития; · принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе: · принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне образовательных областей; · принцип взаимосвязи обязательных предметов и элективных курсов; · принцип контроля, прежде всего, за уровнем развития учащихся; · принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности. На основе данных принципов организуется учебно-воспитательный процесс МБОУ СОШ № 26. В школе накоплен достаточно большой опыт применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения. Это технологии развивающего обучения: · технология развивающего обучения – направлена на развитие различных способностей обучающихся; · технология разноуровневого обучения - исходит из того, что уровень обучаемости детей зависит, прежде всего, от времени, необходимого для усвоения учебного материала; · технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями; · технология проектного обучения - способствующая организации самостоятельной деятельности обучающихся и другие. Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.
Наряду с технологиями развивающего обучения в ОУ достаточно широко используются технологии формирующего обучения: - объяснительно-иллюстративное обучение; - обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»); - классическое лекционное обучение; - классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д. Технологии формирующего обучения направлены на: · накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков; · накопление и закрепление новых знаний и умений; · формирование нового опыта. Все это является хорошей базой для интеграции формирующего обучения в технологии развивающего обучения. Перспективное направление в работе педагогического коллектива – реализация компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном образовании. Формы организации образовательного процесса:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|