Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Зачем следует наблюдать птиц




С. А. Бутурлин

 

Что и как наблюдать в жизни птиц

Под редакцией Н. А. Гладкова

Издательство Московского общества испытателей природы. Москва, 1948 г.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Среди всех диких позвоночных животных класс птиц выделяется своей многочисленностью и разнообразием пород: всех пород - видов и подвидов или местных рас - в наших границах встречается около семисот. Их способность к полету, их громко и часто подаваемые голоса, их неустанная подвижность неволь­но обращают на себя внимание.

Можно годы прожить в какой-нибудь местности и, не будучи натуралистом (природоведом), не подозревать, что кругом вас, нередко прямо под вашими ногами, в немалом числе обитают не только бесчисленные насеко­мые, червяки и тому подобная мелочь, но и четвероногие, покрытые шерстью зверьки - разные землеройки, мелкие хомяки, слепушонки и другие. Не то с птицами. Если не увидишь какого-нибудь ночного филина или прячущуюся в густых озерных камышах камышевку, то громкие голоса их услышишь наверное.

Этими-то особенностями - многочисленностью, разно­образием и сравнительно открытым образом жизни птиц - и объясняется то обстоятельство, что случайных наблюдателей их жизни чрезвычайно много. Охотники, работники леса и земли, молодежь, особенно в деревнях и некрупных городах, многие часы посвящающая птице­ловству, - все они, так или иначе, обращают внимание на птиц своей местности и в большей или меньшей сте­пени знают их.

Для того, чтобы это случайное, часто поверхностное любопытство сделать сознательным и прочным, углу­бить его и расширить на все стороны жизни птиц; для того, чтобы дать готовую, научную, обоснованную канву для наблюдений и исследований; для того, чтобы облег­чить начальные шаги и увеличить интерес работы; нако­нец, для того, чтобы приблизить таких наблюдателей, друг к другу, помочь им сделать работу коллективной и направить ее к непременной цели: к овладению приро­дой в интересах развития социалистического хозяйст­ва, - и составлено это краткое руководство.

 

I. Зачем следует наблюдать птиц

Наблюдать птиц необходимо для того, чтобы знать их, а знать их как одну из составных частей окру­жающей нас природы необходимо для того, чтобы созна­тельно относиться к ней, овладеть законами ее движе­ния и использовать ее производительные силы. Спросят: разве сейчас мы не знаем птиц, разве в мировой лите­ратуре нет тысяч томов научных и научно-популярных книг, посвященных птицам? Разве не издаются на раз­личных языках десятки и сотни специально орнитоло­гических журналов?

Конечно, многое о птицах, как и вообще о живой при­роде, мы знаем; однако неизмеримо больше нам остает­ся узнать то, чего мы пока еще не знаем или знаем только приблизительно. Это с одной стороны. А с дру­гой стороны, и из того, что мы знаем» наибольшая часть известна только специалистам. Между тем, чтобы при­нести исчерпывающую пользу человечеству, знание должно проникнуть повсюду в самые широкие слои тру­дящихся масс, должно быть освоено ими.

 

Список птиц

Разберемся в том, что значит знать птиц какого-ни­будь района. Прежде всего, конечно, необходимо знать, какие птицы здесь встречаются. Другими словами, знать видовой состав (породы) местной орнитофауны (птичье­го населения), т. е. иметь ее список, а также, конечно, уметь узнавать их в их различных нарядах. Ведь у очень многих птиц оперение самок сильно отличается от оперения самцов («половой диморфизм»), молодых птиц - от взрослых, иногда годовалых, двухгодовалых и т. д. - от старых («возрастной диморфизм»). Весенний наряд также часто отличен от осеннего («сезонный ди­морфизм»). Наконец, бывает, что одни и те же по породе птицы, гнездясь на соседних почвах разного состава и цвета или в лесных насаждениях различных пород, несколько отличаются одни от других.

Сколько пород птиц придется различать наблюдате­лю - зависит от размера и характера той площади, на которой он производит наблюдения. В пределах таких площадей, как прежние губернии или округа, число по­род обычно колеблется между двумя и четырьмя сотня­ми, и даже в небольшом районе список может состоять из ста-двухсот названий; если местность очень разно­образна, то может быть даже больше. Так, для сравни­тельно небольшого участка вдоль среднего течения р. Суры между с. Промзиным и г. Алатырем, километ­ров 50 в длину и километров 20 в ширину, мне известно до 230 видов и подвидов, а на обширном пространстве Семиречья между Тянь-Шанем и Тарбагатаем известно до 470 видов.

Но такой список не есть что-либо постоянное, так как вообще в природе все движется и изменяется. Ряда ви­дов еще в средине восьмидесятых годов не было в цент­ральном районе Суры (например, кулика-мородунки, удода, дубровника); потом они стали появляться изред­ка и, наконец, стали обыкновенными гнездящимися птицами. Другие, наоборот, перестали в этом районе гнез­диться (лебедь, гусь), или даже почти вовсе там не по­казываются (дрофа, стрепет).

 

Характер пребывания

Самый характер пребывания разных птиц в данном районе различен. Одни, как глухарь или рябчик, живут тут постоянно, оседло. Другие (и таких много) приле­тают весной, гнездятся и осенью отлетают. Некоторые, наоборот, прилетают с севера или с востока лить зимой, например, белая сова, мохноногий канюк, черный жаво­ронок. Многие только пролетают, гнездясь далее к севе­ру и зимуя далее к югу, и притом одни пролетают туда и обратно два раза в год, весной и осенью, но некото­рые имеют разные весенние и осенние пути и потому могут захватывать данный район лишь раз в год. Нако­нец, ряд видов появляется в районе только на лето, но не гнездится здесь. Это обыкновенно представители ви­дов, приступающих к размножению не на следующий год, т. е. Не в годовалом возрасте, а на втором или тре­тьем году (например, многие чайки и кулики).

Кроме этого, более или менее постоянного элемента, время от времени попадаются случайные залетные го­сти. Залеты их также характеризуют данный район и имеют свое значение, если даже и не являются первыми признаками начинающегося вторжения этих видов в ме­ста, до того ими не освоенные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...