Классификация расходов коммерческих банков
Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение различных операций и обеспечение функционирования банка. Расходы коммерческого банка классифицируются по следующим признакам: по характеру; по форме; по способу учета; по периоду, к которому они относятся; по способу ограничения; по влиянию на налогооблагаемую базу[7-768 с.]. По характеру расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом: . Операционные расходы: . Процентные расходы. . Комиссионные расходы. . Прочие операционные расходы. . Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка. . Расходы по оплате труда персонала банка. . Расходы по уплате налогов. . Отчисления в специальные резервы. . Прочие расходы. Операционные расходы. Расходы, непосредственно связанные с выполнением различных банковских операций. Их можно также назвать условно-переменными расходами, так как их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций. В отдельную группу выделяют прочие операционные расходы, то есть расходы по операциям на финансовых рынках. К ним относят: дисконтный расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества. Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка. В экономической теории такие расходы называют условно-постоянными, так как их величина напрямую не зависит от объема совершаемых банком операций и остается относительно постоянной. В небольших и средних по размеру активов банках сумма расходов может, сопоставима с операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы по обеспечению функционирования банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10-12% общей суммы расходов.
Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы по своему в зависимости от выбранной системы бюджетирования. Обычно в расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают: 1) амортизацию основных средств и нематериальных активов; 2) расходы по аренде, ремонту оборудования; ) канцелярские расходы; ) расходы по содержанию автотранспорта; ) расходы по приобретению спецодежды; ) эксплуатационные расходы по содержанию зданий; ) другие расходы по обеспечению деятельности банка. Расходы по оплате труда персонала банка складываются из заработной платы, премий, начислений на заработную плату. Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, на владельцев автотранспортных средств, на пользователей автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций, т.е. отражаемые на расходных счетах банка. В отдельную группу расходов выделяют отчисления в специальные резервы на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности. Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относят: 1) расходы на рекламу; 2) командировочные и представительские расходы; ) расходы на подготовку кадров; ) расходы по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей; ) маркетинговые расходы; ) расходы по аудиторским проверкам; ) судебные расходы; ) расходы по публикации отчетности; ) другие расходы. В новой форме отчета банка о прибылях и убытках, вступившей в силу с 2008 г., по характеру операций выделяют три вида расходов кредитной организации:
1) расходы по банковским операциям и другим сделкам (процентные расходы по межбанковским кредитным (МБК) и депозитным операциям, расходы по долговым операциям и др.); 2) операционные расходы, носящие в основном рыночный характер (расходы по операциям с ценными бумагами на рынке, по переоценке активов, применению производных инструментов, расходы, связанные с обеспечением деятельности); ) прочие расходы (в основном разового характера: штрафы, пени, неустойки, расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, платежи в возмещение причиненных убытков, расходы от списания недостач материальных ценностей, денежной наличности, расходы на благотворительность и др.). По форме различают процентные и непроцентные расходы: [8 -568 с.]. ) процентные расходы: проценты по вкладам и депозитам населения (в рублях и инвалюте); проценты по счетам организаций, депозитам юридических лиц и депозитным счетам (в рублях и инвалюте); расходы на выплату процентов за использование кредитных ресурсов (в рублях и инвалюте); процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам; прочие процентные расходы; ) непроцентные расходы: операционные расходы (кроме процентных); расходы на оплату труда персонала; административно-хозяйственные расходы; резерв на возможные потери; расходы по операциям с ценными бумагами и отрицательная курсовая разница от переоценки ценных бумаг; расходы по операциям в инвалюте и отрицательная переоценка средств в инвалюте; налоги, относимые на расходы; прочие непроцентные расходы. Приведенная классификация расходов банка используется, прежде всего, для оценки динамики уровня и структуры процентных и непроцентных расходов, а также для сравнения темпов роста этих групп расходов. В рамках каждой группы расходов детализируют их виды, которые учитывают на аналитических счетах, например, расходы по видам кредиторов, штрафы по видам нарушений, процентные расходы по характеру деятельности. По периоду, к которому относятся расходы, выделяют расходы текущего и будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными различиями переоценки активов.
По способу ограничения расходы банка делятся на: нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти расходы учитываются с расходного счетов банка, но затраты сверх норм налогооблагаемой базы банка увеличивает. По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы: . Расходы, относимые на себестоимость банковских услуг, т.е. учитываемые на расходных счетах, и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль. . Расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка. . Расходы, прямо относимые на убытки банка. Проведенный описания классификации позволяет сделать последующий заключительный вывод: классификация расходов банка на отдельные группы в зависимости от необходимого подхода к изучению затрат весьма важна для всестороннего анализа расходов и определения направлений их минимизации, а также для расчета себестоимости банковских услуг и уплаты налога на прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|