Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация расходов коммерческих банков




 

Расходы коммерческого банка - это затраты денежных средств банка на выполнение различных операций и обеспечение функционирования банка.

Расходы коммерческого банка классифицируются по следующим признакам:

по характеру;

по форме;

по способу учета;

по периоду, к которому они относятся;

по способу ограничения;

по влиянию на налогооблагаемую базу[7-768 с.].

По характеру расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:

.   Операционные расходы:

.   Процентные расходы.

.   Комиссионные расходы.

.   Прочие операционные расходы.

.   Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка.

.   Расходы по оплате труда персонала банка.

.   Расходы по уплате налогов.

.   Отчисления в специальные резервы.

.   Прочие расходы.

Операционные расходы. Расходы, непосредственно связанные с выполнением различных банковских операций. Их можно также назвать условно-переменными расходами, так как их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций.

В отдельную группу выделяют прочие операционные расходы, то есть расходы по операциям на финансовых рынках. К ним относят: дисконтный расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества.

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка. В экономической теории такие расходы называют условно-постоянными, так как их величина напрямую не зависит от объема совершаемых банком операций и остается относительно постоянной. В небольших и средних по размеру активов банках сумма расходов может, сопоставима с операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы по обеспечению функционирования банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10-12% общей суммы расходов.

Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы по своему в зависимости от выбранной системы бюджетирования. Обычно в расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают:

1)      амортизацию основных средств и нематериальных активов;

2) расходы по аренде, ремонту оборудования;

)   канцелярские расходы;

)   расходы по содержанию автотранспорта;

)   расходы по приобретению спецодежды;

)   эксплуатационные расходы по содержанию зданий;

)   другие расходы по обеспечению деятельности банка.

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из заработной платы, премий, начислений на заработную плату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, на владельцев автотранспортных средств, на пользователей автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций, т.е. отражаемые на расходных счетах банка. В отдельную группу расходов выделяют отчисления в специальные резервы на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относят:

1) расходы на рекламу;

2) командировочные и представительские расходы;

)   расходы на подготовку кадров;

)   расходы по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей;

)   маркетинговые расходы;

)   расходы по аудиторским проверкам;

)   судебные расходы;

)   расходы по публикации отчетности;

)   другие расходы.

В новой форме отчета банка о прибылях и убытках, вступившей в силу с 2008 г., по характеру операций выделяют три вида расходов кредитной организации:

1) расходы по банковским операциям и другим сделкам (процентные расходы по межбанковским кредитным (МБК) и депозитным операциям, расходы по долговым операциям и др.);

2) операционные расходы, носящие в основном рыночный характер (расходы по операциям с ценными бумагами на рынке, по переоценке активов, применению производных инструментов, расходы, связанные с обеспечением деятельности);

)   прочие расходы (в основном разового характера: штрафы, пени, неустойки, расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, платежи в возмещение причиненных убытков, расходы от списания недостач материальных ценностей, денежной наличности, расходы на благотворительность и др.).

По форме различают процентные и непроцентные расходы: [8 -568 с.].

) процентные расходы:

проценты по вкладам и депозитам населения (в рублях и инвалюте);

проценты по счетам организаций, депозитам юридических лиц и депозитным счетам (в рублях и инвалюте);

расходы на выплату процентов за использование кредитных ресурсов (в рублях и инвалюте);

процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам;

прочие процентные расходы;

) непроцентные расходы:

операционные расходы (кроме процентных);

расходы на оплату труда персонала;

административно-хозяйственные расходы;

резерв на возможные потери;

расходы по операциям с ценными бумагами и отрицательная курсовая разница от переоценки ценных бумаг;

расходы по операциям в инвалюте и отрицательная переоценка средств в инвалюте;

налоги, относимые на расходы;

прочие непроцентные расходы.

Приведенная классификация расходов банка используется, прежде всего, для оценки динамики уровня и структуры процентных и непроцентных расходов, а также для сравнения темпов роста этих групп расходов.

В рамках каждой группы расходов детализируют их виды, которые учитывают на аналитических счетах, например, расходы по видам кредиторов, штрафы по видам нарушений, процентные расходы по характеру деятельности.

По периоду, к которому относятся расходы, выделяют расходы текущего и будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными различиями переоценки активов.

По способу ограничения расходы банка делятся на: нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти расходы учитываются с расходного счетов банка, но затраты сверх норм налогооблагаемой базы банка увеличивает.

По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:

.   Расходы, относимые на себестоимость банковских услуг, т.е. учитываемые на расходных счетах, и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль.

.   Расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка.

.   Расходы, прямо относимые на убытки банка.

Проведенный описания классификации позволяет сделать последующий заключительный вывод: классификация расходов банка на отдельные группы в зависимости от необходимого подхода к изучению затрат весьма важна для всестороннего анализа расходов и определения направлений их минимизации, а также для расчета себестоимости банковских услуг и уплаты налога на прибыль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...