Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вспомогательные средства оптимизации состояния




ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ

3. 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Музыкальные воздействия являются древнейшим приемом оптимизации состояния человека [31]. Один из первых опытов организованного применения музыки в производственной прак­тике был осуществлен на одной из фабрик американского горо­да Канайолари в начале века: с помощью автоматического рояля проигрывались различные марши с целью ускорить вы­полнение сдельной работы. Наблюдения показали, что в те ча­сы, когда играла музыка, количество выполненной работы бы­ло больше, чем в остальное время. После подобных результа­тов было решено установить рояли во всех отделениях фабри­ки [58].

В дальнейшем подобный способ воздействия на состояние работающего человека получил название функциональной музы­ки [57; 58]. В настоящее время использование функциональной музыки во время выполнения работы человеком оформилось в отдельное направление, развитие которого прошло целый ряд определенных этапов.

Специалисты отмечают, что характерной особенностью на­чального периода истории функциональной музыки являлось, как это часто бывает на первых этапах становления любого нового направления прикладных работ, отсутствие научного обоснования принципов составления и трансляции музыкаль­ных программ. Отталкиваясь от того несомненного факта, что музыка оказывает сильнейшее влияние на состояние человека (и прежде всего на эмоциональную составляющую состояния), специалисты-практики при внедрении музыкальных программ достигали нужного результата эмпирическим путем, своего рода «методом проб и ошибок».

Постепенно ситуация изменилась, и сейчас можно говорить о формировании определенного вектора развития функциональ­ной музыки — от фактов спонтанного, не подкрепленного науч­ными исследованиями и рекомендациями внедрения музыкаль­ных программ в производственный процесс к анализу характе­ра механизмов воздействия музыки на работающего человека, поиску путей повышения ее эффективности и направлений со­вершенствования практического применения [55]. Можно кон­статировать наличие двух исторически оформившихся направ­лений в изучении комплекса «трудовая деятельность—сопут­ствующее музыкальное восприятие»: влияние сопутствующего восприятия на продуктивность труда и отношение рабочих к применению музыки в процессе трудовой деятельности» [55. С. 164].

В рамках первого направления исследования проводились с целью повышения производительности труда у работников различных специальностей: рабочих почтовых отделений, фаб­рик ковров, радиозаводов, конвейерных линий сборки и т. д. Специалистов здесь привлекала возможность практического использования того влияния, которое оказывает музыкальное сопровождение на ритм работы через согласование движений человека с ритмическим и темповым рисунком мелодий (харак­терный пример тому—марши). Здесь в качестве одной из ги­потез, в определенной степени объясняющей психологические механизмы управления темпом и ритмом деятельности, предла­гается, в частности, принять неоднократно высказывавшиеся предположения о том, что музыка вызывает возникновение зри­тельных образов движения, и это способствует формированию ритма деятельности [55].

Полученные результаты были неоднозначны: они продемон­стрировали как повышение производительности труда, так и отсутствие выраженных сдвигов производительности. Далее, эмпирическим путем было установлено, что прослушивание му­зыки сопровождается изменениями в функционировании вегета­тивных систем организма, таких, как сердечно-сосудистая и ды­хательная, электрической активности мозга, работоспособности мышечных единиц; установлено, что под влиянием музыки про­исходит усиление восстановительных процессов в физиологиче­ских системах, деятельность которых угнетена под влиянием утомления [59; 153; 210].

В целом специалисты отмечают неспецифический характер активирующего влияния музыки на организм. Эффекты частич­ного восстановления ресурсов организма в условиях длительно действующей рабочей нагрузки, определенное организующее влияние музыкальных программ на темп и ритм трудовых дви­жений можно рассматривать и как своего рода первичную, «мягкую» профилактику возникновения стрессовых реакций. Вероятно, музыкальные воздействия в условиях длительного монотонного труда помогают отсрочить (а иногда и предотвра­тить) накопление негативных эмоций, возникающих часто как реакция на достаточно однообразный, скучный характер ра­боты.

Безусловно, эффект воздействия музыки на состояние рабо­тающего человека зависит от особенностей музыкальных тран­сляций—от составления и правильного использования музы­кальных программ. Следует подчеркнуть, что основной труд­ностью создания научно обоснованных музыкальных программ остается недостаточная изученность психологических законо­мерностей воздействия музыки как таковой непосредственно на эмоциональную сфеpy человека. Это констатируют все специалисты, работающие по данной проблеме. Известно, что харак­тер эмоционального состояния тесно связан с качеством пере­живаний, возникающих при прослушивании музыки, и может существенно меняться под ее влиянием.

В последние годы появились работы, посвященные, в частно­сти, анализу музыкальных произведений в рамках информаци­онного подхода и выявляющие подчиненность музыкальных произведений законам математической логики [117]. В процес­се музыкального восприятия «слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся структуру, в ос­нове которой... лежат все те же механизмы «опережающего отражения», когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне» [117. С. 204—205]. Таким образом, положительная либо отрицательная эмоциональная окраска восприятия музыки объясняется соответственно совпа­дением или несовпадением реального развития музыкальной фразы с ожидаемым музыкальным рисунком. Эта интерпрета­ция позволяет объяснить многие экспериментально полученные факты динамики эмоционального состояния и настроения чело­века при прослушивании разных музыкальных отрывков и ин­тересна в практическом плане.

Проблема психологических особенностей восприятия музыки нашла свое отражение и в рамках второго направления иссле­дований функциональной музыки—изучения отношения рабо­тающих к применению музыки на производстве.

Здесь выделяют два круга вопросов: отношение работников к самим фактам трансляции музыкальных программ и попытки самооценивания динамики функционального состояния работа­ющих в результате прослушивания музыки. Характерно, что большинство людей положительно оценивали факт трансляции музыкальных программ и их эффективность. В результате аме­риканским исследователем В. Беккетом был даже сделан вы­вод, что функциональная музыка повсеместно любима рабо­чими.

Однако несмотря на большое число исследований, авторы отмечают ограниченность экспериментального материала по проблеме «взаимоотношения между влиянием функциональной музыки на производительность труда, с одной стороны, и субъ­ективным к ней отношением... с другой стороны» [55. С. 1651 и связывают это с отсутствием строго научных (а не апеллирующих к здравому смыслу) работ по ключевой проблеме соб­ственно функциональной музыки — проблеме психологических особенностей музыкального восприятия, сопутствующего выпол­нению трудовой деятельности.

В плане феноменологии исследований музыкального воз­действия на функциональное состояние работающих специали­сты отмечают высокую эффективность функциональной музыка для работников и физического, и умственного труда, например инженерно-технических работников и руководящих работников среднего звена предприятий [17], рабочих конвейерного произ­водства [57; 59], рабочих ручного неавтоматизированного труда [12]. Многие исследования показывают, что музыкальные про­граммы, подобранные с учетом специфики труда, являются чрез­вычайно эффективным средством борьбы со стрессовыми реак­циями и предотвращения нервно-эмоциональных срывов [12; 57; 210]. Имеются данные и об экономической эффективности внедрения данного средства воздействия на функциональное состояние [152].

В целом неоднозначная трактовка вопроса об особенностях восприятия музыки в процессе работы привела к возникнове­нию разных концепций функциональной музыки, наиболее из­вестными из которых считаются две: «фоновая» (при которой музыка рассматривается как фоновый раздражитель) и кон­цепция «осознанного» функционального восприятия. Важным следствием существования разных концепций является то, что и практические рекомендации по использованию функциональ­ной музыки вытекают из основных положений той или иной концепции; отсюда большое количество рекомендаций, предло­женных разными авторами [12; 17; 59; 105; 167].

Все же, несмотря на множество «белых пятен» в представ­лениях о природе и механизмах музыкальных воздействий, практика использования функциональной музыки как средства оптимизации состояния и профилактики стресса усиленно раз­вивается. Можно выделить некоторые основные принципы фор­мирования и использования программ функциональной музыки.

Прежде всего необходимым условием достижения эффектив­ности музыкальных программ является принцип дифференци­рованного построения в зависимости от типа состояния, подле­жащего коррекции или устранению. Известно, что с помощью различных типов музыкальных программ можно стимулировать процессы «вхождения в работу» или адаптации к изменив­шимся условиям среды, активизировать резервные возможно­сти человека при истощении вследствие эффектов длительного действия рабочей нагрузки, способствовать снятию чрезмерных эмоциональных реакций за счет более полного расслабления в периоды отдыха. Это достигается путем подбора соответствую­щего музыкального материала внутри одной программы и «привязывания» времени прослушивания программ к начальным периодам изменения работоспособности.

В плане организации музыкальных трансляций важным яв­ляется принцип возможно более полного учета индивидуаль­ных особенностей слушателей. Любому человеку известно: что устраивает одного—не всегда приемлемо для другого. Осо­бенно четко необходимость соблюдения индивидуально о под­хода видна на примере подбора темповых характеристик. музыкальных программ.

Одной из существенных трудностей при подборе оптимального темпа и ритмического рисунка музыкальною сопровождения является различие в скорости выполнения рабочих движе­ний: темп, вполне подходящий для одного работника, может оказаться для другого слишком быстрым или медленным. Ста­новится понятным, почему более целесообразным было призна­но транслирование функциональной музыки не на протяжении всего рабочего дня, а в течение ограниченных по времени се­ансов.

Есть и другой путь решения данной проблемы: организо­вать транслирование музыки непосредственно на рабочее место каждого человека с использованием наушников. Это дает воз­можность каждому работающему по своему усмотрению вклю­чать или выключать музыку, регулировать силу ее звучания. Безусловно, учет индивидуальных особенностей желателен и при подборе содержания музыкальных программ: перспективным направлением здесь является подготовка разнообразных музы­кальных программ для индивидуального выбора с учетом лич­ных вкусов, настроения и пожеланий.

В целом, несмотря на различия каждого конкретного вида деятельности, можно определить некоторые общие правила организации работы службы функциональной музыки.

Считается нецелесообразным прослушивание музыки на протяжении всего рабочего дня. Ведь длительное воздействие столь сильного эмоционального раздражителя, каким является музыка, само по себе может вызвать повышенное эмоциональ­ное возбуждение. Поэтому более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10—15 минут и не превышает 25 минут. Интервалы между сеансами должны быть не менее 1, 5—2 ча­сов. Таким образом, в течение обычного восьмичасового рабо­чего дня назначаются 5—7 музыкальных сеансов, содержание которых по возможности не должно дублироваться.

Прослушивание музыки может и сочетаться с процессом работы, и сопровождать другие коррекционные мероприятия, например производственную гимнастику, сеансы релаксации и психологической саморегуляции и др. Противопоказанием к введению музыкальных сеансов непосредственно во время рабо­ты служат те виды труда, которые требуют значительной кон­центрации внимания и умственных усилий. В этих случаях применение функциональной музыки целесообразно в течение специально выделенных пауз для отдыха.

При включении музыкальных программ непосредственно в рабочий процесс предпочтение отдается использованию инди­видуальных средств прослушивания—наушникам или установ­ленным на каждом рабочем месте радиодинамикам. Техниче­ская оснащенность службы функциональной музыки должна обеспечивать высокое качество трансляции фонограмм, дефек­ты которой оказываются мощными источниками дискомфорта-

В состав музыкальных программ рекомендуется включать мелодичные произведения - обычно их предлагают выбирать» из легких музыкальных жанров: песни (с незначительной смы­словой нагрузкой), марши, танцевальные мелодии с четко вы­раженным ритмом. Темповые характеристики произведений должны соответствовать основной направленности музыкально­го сеанса (активизации, успокоению и пр. ), однако внутри одной программы предпочтительно варьирование различных темпов и ритмических рисунков. Следует осторожно относиться к использованию песенного материала с насыщенным текстом и популярными мелодиями. Дискуссионным остается вопрос о возможности включения в программы функциональной музыки произведений «серьезных» жанров. Однако мы не видим доста­точных оснований для полного отказа от них.

Перечисленные положения только бегло характеризуют раз­личные направления методической, технической и организаци­онной работы, без проведения которой ценность применения функциональной музыки может оказаться минимальной. Даль­нейшие исследования будут способствовать выработке более детальных рекомендаций по внедрению функциональной музыки как средства оптимизации состояния и профилактики развития стресса.

Особо следует рассмотреть вопрос об использовании музыки при проведении сеансов психологической саморегуляции со­стояния. В данном случае нужно помнить, что музыкальное сопровождение сеанса играет очень важную, но все же вспомо­гательную роль. Музыка должна именно «сопровождать» текст сеанса, помогая формированию состояния аутогенного погруже­ния и последующему выходу из этого состояния. Поэтому при формировании музыкальных программ для сеансов психологи­ческой релаксации необходимо исходить из следующих основ­ных принципов.

Звучание музыки во время сеанса не должно вызывать эф­фект активного «прослушивания», не должно отвлекать внима­ние занимающихся от других средств управления состоянием. Далее, музыкальное сопровождение в начале сеанса и в конце сеанса должно быть разным: в начале музыка используется как Дополнительное средство успокоения и настроя на отдых и рас­слабление: в конце музыкальное воздействие способствует более эффективному «выходу» из состояния аутогенного погружения и формированию заданного на «выходе» состояния (общего по­коя, мобилизации, активного бодрствования и др. ).

Потому при компоновке музыкальных отрывков следует вы­бирать достаточно нейтральные, не вызывающие ярких эмоцио­нальных всплесков музыкальные фрагменты. Лучше, чтобы зву­чащие мелодии не были слишком хорошо знакомы занимаю­щимся; иначе всегда остается риск того, что знакомая музы­кальная тема послужит своеобразным «ключевым стимулом» развития нежелательной в данном контексте эмоциональной Реакции или даже эмоционального состояния. Не следует ис­пользовать песенный материал, даже если текст песни звучит на незнакомом для слушателей языке. В частности, наш опыт проведения сеансов психологической саморегуляции показал, что удачным сопровождением занятий являются музыкальные фрагменты некоторых произведений для концертной гитары.

Особое внимание следует уделить подбору темповых харак­теристик музыкального сопровождения. Здесь общие рекомен­дации сводятся к тому, что в начале сеанса темп звучащих ме­лодий должен быть спокойным, замедленным, а в конце — более быстрым, но не слишком быстрым. Далее, звучание музыки: не следует делать громким, иначе текст, произносимый веду­щим, просто не будет хорошо слышен для занимающихся. Му­зыкальные отрывки могут варьироваться от занятия к занятию, но допустимо и использование одной музыкальной программы: на нескольких (обычно двух-трех) сеансах.

Данные рекомендации будут более подробно проиллюстри­рованы ниже, при описании вспомогательных средств оптими­зации состояния, использованных нами во время сеансов ком­плексной программы психологической саморегуляции.

Помимо детализированной разработки проблем собственно музыкального оформления производственной деятельности до­статочно новым направлением является использование различ­ного рода цветовых воздействий на состояние работающего че­ловека. Особенно четко выражена тенденция к синтезу различ­ных эстетических средств на базе свето- и цветомузыки. По­явился даже специальный термин — «функциональная цвето­музыка».

Сочетание музыкальных и свето-цветовых воздействий в од­ной программе основано на феномене схожести эмоционального реагирования человека на музыкальные и изобразительные ви­ды искусства и данных о типе реагирования человека на опре­деленные цветовые тона [22; 48; 49; 53; 128].

В настоящее время вопрос о возможностях использования и принципах создания цветомузыкальных программ, применяемых как психопрофилактическое воздействие на функциональное состояние, находится в стадии разработки. Вместе с тем обзор публикаций по данной теме позволяет сделать вывод о том, что применение функциональной цветомузыки допускается как в качестве самостоятельного метода оптимизации состояния человека, так и в качестве вспомогательного средства воздей­ствия.

Цветомузыкальные программы как основной способ психо­коррекции в производственных условиях используются, как пра­вило, в качестве компенсатора монотонного труда и однообра­зия окружающих условий [20; 25]. Однако есть данные, что цветомузыка весьма эффективна и для снятия стрессовых ре­акций, являющихся следствием длительной сенсорной изоляции при выполнении определенных трудовых задач [51; 178]. Име­ются специальные разработки цветомузыкальных установок. позволяющих сочетать музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий в виде слайдов и видеопрограмм [20; 50; 120].

Рассматривая историю использования музыки и цвета в ка­честве вспомогательных приемов психотерапевтической работы, необходимо вспомнить опыт выдающегося русского психотера­певта В. М. Бехтерева, применявшего своеобразные «цвето-фильтры» для повышения психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние пациентов [147]. Примером совре­менной организации цветомузыкальной терапии в сочетании с другими методами психопрофилактики могут служить програм­мы, разработанные В. А. Петровым [79; 148; 161].

Прикладное использование цветомузыки в производственных условиях в настоящее время осуществляется на базе комнат (кабинетов) психологической разгрузки (часто в литературе используется аббревиатура «КПР»).

Функционирующие на многих предприятиях специализиро­ванные зоны для отдыха — комнаты отдыха, кабинеты психо­логической разгрузки, комплексы восстановления работоспособ­ности — максимально благоприятствуют внедрению комплекс­ных средств цветомузыкального воздействия. Некоторые авторы даже считают, что специально подобранные музыкальные про­граммы являются основным компонентом психофизиологическо­го воздействия в КПР [120].

В связи с этим следует обратить внимание на то, что в по­следние годы акцент в содержательной работе КПР смещается на использование методов активного самоуправления состоя­нием; цветомузыкальные воздействия здесь выполняют необхо­димую вспомогательную роль для облегчения процесса измене­ния состояния. При этом проводимые многими исследователями циклы занятий по обучению приемам психологической саморегуляции и самоуправления состоянием (таким, как аутогенная тренировка в форме гетеротренинга, релаксационная гимнасти­ка и др. ) убедительно доказывают, что включение цветомузы-калькых воздействий в единую программу с приемами саморе­гуляции существенно увеличивает эффективность последних [117]. Особенно выраженный эффект достигается при слиянии формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое в программах аутогенных тренировок, «наслоении» формул на музыкальные фразы [117;. 205].

Таким образом, экспериментальные данные позволяют ут­верждать, что при достижении органического единства ком­плексных воздействий на функциональное состояние их оптими­зирующий эффект существенно возрастает. Кроме того, цвето­музыкальные воздействия служат как бы связующим звеном между внешними способами оптимизации функциональных со­стояний и приемами саморегуляции состояния.

Анализируя способы включения цветомузыкальных воздей­ствий в различные комплексы оптимизации состояния, можно выделить три основные формы цветомузыкальных программ.

В практике используются цветодинамические панно, представ­ляющие собой изменяющийся под музыку цветовой фон на спе­циальном экране, музыкальные слайд-программы и видеопро­граммы (в двух последних случаях часто говорят о «комплекс­ном эстетическом воздействии» на состояние).

В большинство комплексов психологической регуляции. особенно используемых на базе КПР, включаются эстетические воздействия в виде специально разработанных слайд-програму. Хотя принципы подготовки таких музыкальных слайд-программу пока еще в должной мере не определены и требуется проведе­ние ряда исследований по изучению их эффективности, они пользуются достаточной популярностью в практике работы КПР. "

Опыт наших исследований показывает, что в КПР можно. следующим образом организовать применение цветомузыкальных средств в рамках системы психологической релаксации [108; НО]. Музыкальное оформление сеанса психологической релаксации состояло из двух частей: вводной, сопровождающей начальный период сеанса до момента формирования состояния аутогенного погружения, и завершающей, сопровождающей вы­ход из состояния аутогенного погружения, выполнение активи­рующей дыхательной гимнастики и другие активизирующие процедуры.

Продолжительность вводной части музыкальной программы. в зависимости от этапа овладения приемами саморегуляции варьировалась от 8 до 12 мин., а продолжительность завершаю­щей части— от 6 до 8 мин. Содержание музыкальных программ менялось от занятия к занятию. В их состав включались отрыв­ки музыкальных произведений разных жанров. Основным тре­бованием, учитываемым при их составлении, являлось обеспе­чение соответствия ритмического и мелодического рисунков ха­рактеру выполняемых релаксационных процедур. Кроме того. было исключено использование песенного материала с текстом на русском языке, прислушивание к которому могло помешать восприятию речи ведущего занятие.

Параллельно с прослушиванием музыкальных произведении демонстрировались видовые слайды. Их показ наиболее уме­стен в самом начале и в завершающей части сеанса релакса­ции, причем не следует злоупотреблять слишком большим объе­мом разных фотоизображений—на протяжении сеанса доста­точно предъявления 4—5 слайдов.

В нашей программе два слайда демонстрировались перед началом выполнения упражнений по релаксации. Цветовая гамма этих слайдов соответствует сниженной яркости и отсутствие разнообразия оттенков — в этом случае можно использовать и черно-белые диапозитивы. Оставшиеся 2—3 слайда демонстри­ровались на этапе выхода из состояния релаксации и выполне­ния активизирующего цикла дыхательной гимнастики. В порядке их следования постепенно увеличиваются насыщенность и разнообразие цветовой гаммы, усиливаются четкость и предметная детализация изображений. При подборе диапозитивов для завершающей части особое внимание уделялось формированию радостного отношения к окружающему миру и готовности к предстоящему общению с людьми. По временной продолжи­тельности первая часть слайд-программы обычно занимала 1— 1, 5 мин., вторая—3—3, 5 мин.

Специального рассмотрения заслуживают исследования эмо­ционального воздействия цвета, воспроизведенного человеком в плане представлений. Как правило, подобные приемы мыслен­ного воспроизведения различных цветовых образов используют­ся в составе программ психологической саморегуляции.

Как было отмечено в предыдущей главе (см. главу 2), эле­менты сенсорной репродукции (мысленного воспроизведения отдельных предметов и ситуаций в целом) так или иначе вклю­чены в процесс овладения навыками саморегуляции состояния. Некоторые авторы рекомендуют специальную отработку прие­мов сенсорной репродукции цвета на занятиях по психологиче­ской саморегуляции.

Чрезвычайно интересным представляется опыт обучения за­нимающихся цветовому окрашиванию мысленных образов. Ре­зультаты такого обучения представлены в справочном пособии В. С. Лобзина и М. М. Решетникова «Аутогенная тренировка» [117].

Авторы предлагают ряд рекомендаций, согласно которым занимающиеся целенаправленно «окрашивают» мысленные об­разы, добиваясь нужного изменения своего состояния. Вырабо­танные правила мысленного «окрашивания», основанные на дан­ных оригинальных исследований авторов и на рекомендациях Г. Филдинга и К Ауэра, представлены в таблице воздействия цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от лока­лизации на «развертке» сюжетного образа при аутогенной тре­нировке [117. С. 202].

В качестве примера текстового решения занятия приводим отрывок текста сеанса цветового «окрашивания» заданных об­разов, используемого для достижения эффекта успокоения [117. С. 203]:

«Представьте себе как можно ярче — теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розо­веющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем поле..., теплой коричневой земли почти не видно — повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте— зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеле­неет лес..., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы... ».

Также ряд приемов цветовой репродукции с целью форми­рования быстрого «выхода» из состояния релаксации в процессе аутогенной тренировки и достижения эффекта срочной моби­лизации разработан и В. А. Райковым. Он рекомендует, напри­мер, использовать представления яркого белого света.

 

Таблиц а

        Локализация      
Цвет   вверху   боковые поверхности или перспектива   внизу  
Красный   Возбуждает, мобили­   Возбуждает   Воспринимается неес­  
    зует, оказывает эро-       тественно, может «об­  
    тогенное воздействие       жигать»  
РОЗОВЫЙ   Ощущение легкости,   Чувство нежности   Часто ассоциируется  
    счастья       с обонятельными ощу -  
            щениями  
Оранжевый   Способствует концен­трации внимания   Ощущение тепла, способствует ре­   Эффект «приподнято­сти» и тепла, иногда  
        лаксации   воспринимается неес­  
            тественно  
Желтый   Вызывает приятные   Возбуждает, мо­   Эффект приподнято­  
    ощущения разрядки,   жет вызывать не­   сти, иногда парения  
    способствует релакса­   приятные ощуще­      
    ции   ния      
Зеленый   Воспринимается не­   Успокаивает   Успокаивает, «охлаж­  
    естественно       дает», может оказы­  
            вать снотворное дей­  
            ствие  
Голубой   Ощущение легкости,   «Охлаждает», вы­   «Охлаждает» (более  
    способствует релакса­   зывает отчужде­   выражение, чем зеле­  
    ции   ние   ный)  
Синий   Вызывает тревож­   Отчуждение в   Тревога, «холод»,  
    ность, беспокойство   группе и в отно­   ощущение бездны  
        шениях «врач-па­      
        циент»      
Коричне­   Чувство тяжести, дав­   Угнетает, усилива­   Ощущение уверенно­  
вый   ления (для усиления   ет ипохондричес­   сти, твердости  
    чувства тяжести ис­   кую настроен­      
    пользовать не реко­   ность      
    мендуется)          

 

В качестве общего вывода можно говорить о том, что про­извольная целенаправленная цветовая репродукция является мощным средством эмоционального воздействия и, по-видимо­му, одним из наиболее интересных с психологической точки зре­ния аспектов саморегуляции состояния человека. Перспектив­ными представляются исследования по созданию программ цве­товой репродукции как средства быстрого снятия стрессовых реакций и последующего формирования адекватного условиям функционального состояния и их включению в различные ком­плексы приемов саморегуляции состояний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...