Вспомогательные средства оптимизации состояния
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ 3. 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ И ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ Музыкальные воздействия являются древнейшим приемом оптимизации состояния человека [31]. Один из первых опытов организованного применения музыки в производственной практике был осуществлен на одной из фабрик американского города Канайолари в начале века: с помощью автоматического рояля проигрывались различные марши с целью ускорить выполнение сдельной работы. Наблюдения показали, что в те часы, когда играла музыка, количество выполненной работы было больше, чем в остальное время. После подобных результатов было решено установить рояли во всех отделениях фабрики [58]. В дальнейшем подобный способ воздействия на состояние работающего человека получил название функциональной музыки [57; 58]. В настоящее время использование функциональной музыки во время выполнения работы человеком оформилось в отдельное направление, развитие которого прошло целый ряд определенных этапов. Специалисты отмечают, что характерной особенностью начального периода истории функциональной музыки являлось, как это часто бывает на первых этапах становления любого нового направления прикладных работ, отсутствие научного обоснования принципов составления и трансляции музыкальных программ. Отталкиваясь от того несомненного факта, что музыка оказывает сильнейшее влияние на состояние человека (и прежде всего на эмоциональную составляющую состояния), специалисты-практики при внедрении музыкальных программ достигали нужного результата эмпирическим путем, своего рода «методом проб и ошибок». Постепенно ситуация изменилась, и сейчас можно говорить о формировании определенного вектора развития функциональной музыки — от фактов спонтанного, не подкрепленного научными исследованиями и рекомендациями внедрения музыкальных программ в производственный процесс к анализу характера механизмов воздействия музыки на работающего человека, поиску путей повышения ее эффективности и направлений совершенствования практического применения [55]. Можно констатировать наличие двух исторически оформившихся направлений в изучении комплекса «трудовая деятельность—сопутствующее музыкальное восприятие»: влияние сопутствующего восприятия на продуктивность труда и отношение рабочих к применению музыки в процессе трудовой деятельности» [55. С. 164].
В рамках первого направления исследования проводились с целью повышения производительности труда у работников различных специальностей: рабочих почтовых отделений, фабрик ковров, радиозаводов, конвейерных линий сборки и т. д. Специалистов здесь привлекала возможность практического использования того влияния, которое оказывает музыкальное сопровождение на ритм работы через согласование движений человека с ритмическим и темповым рисунком мелодий (характерный пример тому—марши). Здесь в качестве одной из гипотез, в определенной степени объясняющей психологические механизмы управления темпом и ритмом деятельности, предлагается, в частности, принять неоднократно высказывавшиеся предположения о том, что музыка вызывает возникновение зрительных образов движения, и это способствует формированию ритма деятельности [55]. Полученные результаты были неоднозначны: они продемонстрировали как повышение производительности труда, так и отсутствие выраженных сдвигов производительности. Далее, эмпирическим путем было установлено, что прослушивание музыки сопровождается изменениями в функционировании вегетативных систем организма, таких, как сердечно-сосудистая и дыхательная, электрической активности мозга, работоспособности мышечных единиц; установлено, что под влиянием музыки происходит усиление восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых угнетена под влиянием утомления [59; 153; 210].
В целом специалисты отмечают неспецифический характер активирующего влияния музыки на организм. Эффекты частичного восстановления ресурсов организма в условиях длительно действующей рабочей нагрузки, определенное организующее влияние музыкальных программ на темп и ритм трудовых движений можно рассматривать и как своего рода первичную, «мягкую» профилактику возникновения стрессовых реакций. Вероятно, музыкальные воздействия в условиях длительного монотонного труда помогают отсрочить (а иногда и предотвратить) накопление негативных эмоций, возникающих часто как реакция на достаточно однообразный, скучный характер работы. Безусловно, эффект воздействия музыки на состояние работающего человека зависит от особенностей музыкальных трансляций—от составления и правильного использования музыкальных программ. Следует подчеркнуть, что основной трудностью создания научно обоснованных музыкальных программ остается недостаточная изученность психологических закономерностей воздействия музыки как таковой непосредственно на эмоциональную сфеpy человека. Это констатируют все специалисты, работающие по данной проблеме. Известно, что характер эмоционального состояния тесно связан с качеством переживаний, возникающих при прослушивании музыки, и может существенно меняться под ее влиянием. В последние годы появились работы, посвященные, в частности, анализу музыкальных произведений в рамках информационного подхода и выявляющие подчиненность музыкальных произведений законам математической логики [117]. В процессе музыкального восприятия «слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся структуру, в основе которой... лежат все те же механизмы «опережающего отражения», когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне» [117. С. 204—205]. Таким образом, положительная либо отрицательная эмоциональная окраска восприятия музыки объясняется соответственно совпадением или несовпадением реального развития музыкальной фразы с ожидаемым музыкальным рисунком. Эта интерпретация позволяет объяснить многие экспериментально полученные факты динамики эмоционального состояния и настроения человека при прослушивании разных музыкальных отрывков и интересна в практическом плане.
Проблема психологических особенностей восприятия музыки нашла свое отражение и в рамках второго направления исследований функциональной музыки—изучения отношения работающих к применению музыки на производстве. Здесь выделяют два круга вопросов: отношение работников к самим фактам трансляции музыкальных программ и попытки самооценивания динамики функционального состояния работающих в результате прослушивания музыки. Характерно, что большинство людей положительно оценивали факт трансляции музыкальных программ и их эффективность. В результате американским исследователем В. Беккетом был даже сделан вывод, что функциональная музыка повсеместно любима рабочими. Однако несмотря на большое число исследований, авторы отмечают ограниченность экспериментального материала по проблеме «взаимоотношения между влиянием функциональной музыки на производительность труда, с одной стороны, и субъективным к ней отношением... с другой стороны» [55. С. 1651 и связывают это с отсутствием строго научных (а не апеллирующих к здравому смыслу) работ по ключевой проблеме собственно функциональной музыки — проблеме психологических особенностей музыкального восприятия, сопутствующего выполнению трудовой деятельности. В плане феноменологии исследований музыкального воздействия на функциональное состояние работающих специалисты отмечают высокую эффективность функциональной музыка для работников и физического, и умственного труда, например инженерно-технических работников и руководящих работников среднего звена предприятий [17], рабочих конвейерного производства [57; 59], рабочих ручного неавтоматизированного труда [12]. Многие исследования показывают, что музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются чрезвычайно эффективным средством борьбы со стрессовыми реакциями и предотвращения нервно-эмоциональных срывов [12; 57; 210]. Имеются данные и об экономической эффективности внедрения данного средства воздействия на функциональное состояние [152].
В целом неоднозначная трактовка вопроса об особенностях восприятия музыки в процессе работы привела к возникновению разных концепций функциональной музыки, наиболее известными из которых считаются две: «фоновая» (при которой музыка рассматривается как фоновый раздражитель) и концепция «осознанного» функционального восприятия. Важным следствием существования разных концепций является то, что и практические рекомендации по использованию функциональной музыки вытекают из основных положений той или иной концепции; отсюда большое количество рекомендаций, предложенных разными авторами [12; 17; 59; 105; 167]. Все же, несмотря на множество «белых пятен» в представлениях о природе и механизмах музыкальных воздействий, практика использования функциональной музыки как средства оптимизации состояния и профилактики стресса усиленно развивается. Можно выделить некоторые основные принципы формирования и использования программ функциональной музыки. Прежде всего необходимым условием достижения эффективности музыкальных программ является принцип дифференцированного построения в зависимости от типа состояния, подлежащего коррекции или устранению. Известно, что с помощью различных типов музыкальных программ можно стимулировать процессы «вхождения в работу» или адаптации к изменившимся условиям среды, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие эффектов длительного действия рабочей нагрузки, способствовать снятию чрезмерных эмоциональных реакций за счет более полного расслабления в периоды отдыха. Это достигается путем подбора соответствующего музыкального материала внутри одной программы и «привязывания» времени прослушивания программ к начальным периодам изменения работоспособности. В плане организации музыкальных трансляций важным является принцип возможно более полного учета индивидуальных особенностей слушателей. Любому человеку известно: что устраивает одного—не всегда приемлемо для другого. Особенно четко необходимость соблюдения индивидуально о подхода видна на примере подбора темповых характеристик. музыкальных программ.
Одной из существенных трудностей при подборе оптимального темпа и ритмического рисунка музыкальною сопровождения является различие в скорости выполнения рабочих движений: темп, вполне подходящий для одного работника, может оказаться для другого слишком быстрым или медленным. Становится понятным, почему более целесообразным было признано транслирование функциональной музыки не на протяжении всего рабочего дня, а в течение ограниченных по времени сеансов. Есть и другой путь решения данной проблемы: организовать транслирование музыки непосредственно на рабочее место каждого человека с использованием наушников. Это дает возможность каждому работающему по своему усмотрению включать или выключать музыку, регулировать силу ее звучания. Безусловно, учет индивидуальных особенностей желателен и при подборе содержания музыкальных программ: перспективным направлением здесь является подготовка разнообразных музыкальных программ для индивидуального выбора с учетом личных вкусов, настроения и пожеланий. В целом, несмотря на различия каждого конкретного вида деятельности, можно определить некоторые общие правила организации работы службы функциональной музыки. Считается нецелесообразным прослушивание музыки на протяжении всего рабочего дня. Ведь длительное воздействие столь сильного эмоционального раздражителя, каким является музыка, само по себе может вызвать повышенное эмоциональное возбуждение. Поэтому более эффективны разделенные во времени сеансы, оптимальная продолжительность каждого из которых составляет 10—15 минут и не превышает 25 минут. Интервалы между сеансами должны быть не менее 1, 5—2 часов. Таким образом, в течение обычного восьмичасового рабочего дня назначаются 5—7 музыкальных сеансов, содержание которых по возможности не должно дублироваться. Прослушивание музыки может и сочетаться с процессом работы, и сопровождать другие коррекционные мероприятия, например производственную гимнастику, сеансы релаксации и психологической саморегуляции и др. Противопоказанием к введению музыкальных сеансов непосредственно во время работы служат те виды труда, которые требуют значительной концентрации внимания и умственных усилий. В этих случаях применение функциональной музыки целесообразно в течение специально выделенных пауз для отдыха. При включении музыкальных программ непосредственно в рабочий процесс предпочтение отдается использованию индивидуальных средств прослушивания—наушникам или установленным на каждом рабочем месте радиодинамикам. Техническая оснащенность службы функциональной музыки должна обеспечивать высокое качество трансляции фонограмм, дефекты которой оказываются мощными источниками дискомфорта- В состав музыкальных программ рекомендуется включать мелодичные произведения - обычно их предлагают выбирать» из легких музыкальных жанров: песни (с незначительной смысловой нагрузкой), марши, танцевальные мелодии с четко выраженным ритмом. Темповые характеристики произведений должны соответствовать основной направленности музыкального сеанса (активизации, успокоению и пр. ), однако внутри одной программы предпочтительно варьирование различных темпов и ритмических рисунков. Следует осторожно относиться к использованию песенного материала с насыщенным текстом и популярными мелодиями. Дискуссионным остается вопрос о возможности включения в программы функциональной музыки произведений «серьезных» жанров. Однако мы не видим достаточных оснований для полного отказа от них. Перечисленные положения только бегло характеризуют различные направления методической, технической и организационной работы, без проведения которой ценность применения функциональной музыки может оказаться минимальной. Дальнейшие исследования будут способствовать выработке более детальных рекомендаций по внедрению функциональной музыки как средства оптимизации состояния и профилактики развития стресса. Особо следует рассмотреть вопрос об использовании музыки при проведении сеансов психологической саморегуляции состояния. В данном случае нужно помнить, что музыкальное сопровождение сеанса играет очень важную, но все же вспомогательную роль. Музыка должна именно «сопровождать» текст сеанса, помогая формированию состояния аутогенного погружения и последующему выходу из этого состояния. Поэтому при формировании музыкальных программ для сеансов психологической релаксации необходимо исходить из следующих основных принципов. Звучание музыки во время сеанса не должно вызывать эффект активного «прослушивания», не должно отвлекать внимание занимающихся от других средств управления состоянием. Далее, музыкальное сопровождение в начале сеанса и в конце сеанса должно быть разным: в начале музыка используется как Дополнительное средство успокоения и настроя на отдых и расслабление: в конце музыкальное воздействие способствует более эффективному «выходу» из состояния аутогенного погружения и формированию заданного на «выходе» состояния (общего покоя, мобилизации, активного бодрствования и др. ). Потому при компоновке музыкальных отрывков следует выбирать достаточно нейтральные, не вызывающие ярких эмоциональных всплесков музыкальные фрагменты. Лучше, чтобы звучащие мелодии не были слишком хорошо знакомы занимающимся; иначе всегда остается риск того, что знакомая музыкальная тема послужит своеобразным «ключевым стимулом» развития нежелательной в данном контексте эмоциональной Реакции или даже эмоционального состояния. Не следует использовать песенный материал, даже если текст песни звучит на незнакомом для слушателей языке. В частности, наш опыт проведения сеансов психологической саморегуляции показал, что удачным сопровождением занятий являются музыкальные фрагменты некоторых произведений для концертной гитары. Особое внимание следует уделить подбору темповых характеристик музыкального сопровождения. Здесь общие рекомендации сводятся к тому, что в начале сеанса темп звучащих мелодий должен быть спокойным, замедленным, а в конце — более быстрым, но не слишком быстрым. Далее, звучание музыки: не следует делать громким, иначе текст, произносимый ведущим, просто не будет хорошо слышен для занимающихся. Музыкальные отрывки могут варьироваться от занятия к занятию, но допустимо и использование одной музыкальной программы: на нескольких (обычно двух-трех) сеансах. Данные рекомендации будут более подробно проиллюстрированы ниже, при описании вспомогательных средств оптимизации состояния, использованных нами во время сеансов комплексной программы психологической саморегуляции. Помимо детализированной разработки проблем собственно музыкального оформления производственной деятельности достаточно новым направлением является использование различного рода цветовых воздействий на состояние работающего человека. Особенно четко выражена тенденция к синтезу различных эстетических средств на базе свето- и цветомузыки. Появился даже специальный термин — «функциональная цветомузыка». Сочетание музыкальных и свето-цветовых воздействий в одной программе основано на феномене схожести эмоционального реагирования человека на музыкальные и изобразительные виды искусства и данных о типе реагирования человека на определенные цветовые тона [22; 48; 49; 53; 128]. В настоящее время вопрос о возможностях использования и принципах создания цветомузыкальных программ, применяемых как психопрофилактическое воздействие на функциональное состояние, находится в стадии разработки. Вместе с тем обзор публикаций по данной теме позволяет сделать вывод о том, что применение функциональной цветомузыки допускается как в качестве самостоятельного метода оптимизации состояния человека, так и в качестве вспомогательного средства воздействия. Цветомузыкальные программы как основной способ психокоррекции в производственных условиях используются, как правило, в качестве компенсатора монотонного труда и однообразия окружающих условий [20; 25]. Однако есть данные, что цветомузыка весьма эффективна и для снятия стрессовых реакций, являющихся следствием длительной сенсорной изоляции при выполнении определенных трудовых задач [51; 178]. Имеются специальные разработки цветомузыкальных установок. позволяющих сочетать музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий в виде слайдов и видеопрограмм [20; 50; 120]. Рассматривая историю использования музыки и цвета в качестве вспомогательных приемов психотерапевтической работы, необходимо вспомнить опыт выдающегося русского психотерапевта В. М. Бехтерева, применявшего своеобразные «цвето-фильтры» для повышения психотерапевтического воздействия на эмоциональное состояние пациентов [147]. Примером современной организации цветомузыкальной терапии в сочетании с другими методами психопрофилактики могут служить программы, разработанные В. А. Петровым [79; 148; 161]. Прикладное использование цветомузыки в производственных условиях в настоящее время осуществляется на базе комнат (кабинетов) психологической разгрузки (часто в литературе используется аббревиатура «КПР»). Функционирующие на многих предприятиях специализированные зоны для отдыха — комнаты отдыха, кабинеты психологической разгрузки, комплексы восстановления работоспособности — максимально благоприятствуют внедрению комплексных средств цветомузыкального воздействия. Некоторые авторы даже считают, что специально подобранные музыкальные программы являются основным компонентом психофизиологического воздействия в КПР [120]. В связи с этим следует обратить внимание на то, что в последние годы акцент в содержательной работе КПР смещается на использование методов активного самоуправления состоянием; цветомузыкальные воздействия здесь выполняют необходимую вспомогательную роль для облегчения процесса изменения состояния. При этом проводимые многими исследователями циклы занятий по обучению приемам психологической саморегуляции и самоуправления состоянием (таким, как аутогенная тренировка в форме гетеротренинга, релаксационная гимнастика и др. ) убедительно доказывают, что включение цветомузы-калькых воздействий в единую программу с приемами саморегуляции существенно увеличивает эффективность последних [117]. Особенно выраженный эффект достигается при слиянии формул самовнушения и музыкальных фраз в единое целое в программах аутогенных тренировок, «наслоении» формул на музыкальные фразы [117;. 205]. Таким образом, экспериментальные данные позволяют утверждать, что при достижении органического единства комплексных воздействий на функциональное состояние их оптимизирующий эффект существенно возрастает. Кроме того, цветомузыкальные воздействия служат как бы связующим звеном между внешними способами оптимизации функциональных состояний и приемами саморегуляции состояния. Анализируя способы включения цветомузыкальных воздействий в различные комплексы оптимизации состояния, можно выделить три основные формы цветомузыкальных программ. В практике используются цветодинамические панно, представляющие собой изменяющийся под музыку цветовой фон на специальном экране, музыкальные слайд-программы и видеопрограммы (в двух последних случаях часто говорят о «комплексном эстетическом воздействии» на состояние). В большинство комплексов психологической регуляции. особенно используемых на базе КПР, включаются эстетические воздействия в виде специально разработанных слайд-програму. Хотя принципы подготовки таких музыкальных слайд-программу пока еще в должной мере не определены и требуется проведение ряда исследований по изучению их эффективности, они пользуются достаточной популярностью в практике работы КПР. " Опыт наших исследований показывает, что в КПР можно. следующим образом организовать применение цветомузыкальных средств в рамках системы психологической релаксации [108; НО]. Музыкальное оформление сеанса психологической релаксации состояло из двух частей: вводной, сопровождающей начальный период сеанса до момента формирования состояния аутогенного погружения, и завершающей, сопровождающей выход из состояния аутогенного погружения, выполнение активирующей дыхательной гимнастики и другие активизирующие процедуры. Продолжительность вводной части музыкальной программы. в зависимости от этапа овладения приемами саморегуляции варьировалась от 8 до 12 мин., а продолжительность завершающей части— от 6 до 8 мин. Содержание музыкальных программ менялось от занятия к занятию. В их состав включались отрывки музыкальных произведений разных жанров. Основным требованием, учитываемым при их составлении, являлось обеспечение соответствия ритмического и мелодического рисунков характеру выполняемых релаксационных процедур. Кроме того. было исключено использование песенного материала с текстом на русском языке, прислушивание к которому могло помешать восприятию речи ведущего занятие. Параллельно с прослушиванием музыкальных произведении демонстрировались видовые слайды. Их показ наиболее уместен в самом начале и в завершающей части сеанса релаксации, причем не следует злоупотреблять слишком большим объемом разных фотоизображений—на протяжении сеанса достаточно предъявления 4—5 слайдов. В нашей программе два слайда демонстрировались перед началом выполнения упражнений по релаксации. Цветовая гамма этих слайдов соответствует сниженной яркости и отсутствие разнообразия оттенков — в этом случае можно использовать и черно-белые диапозитивы. Оставшиеся 2—3 слайда демонстрировались на этапе выхода из состояния релаксации и выполнения активизирующего цикла дыхательной гимнастики. В порядке их следования постепенно увеличиваются насыщенность и разнообразие цветовой гаммы, усиливаются четкость и предметная детализация изображений. При подборе диапозитивов для завершающей части особое внимание уделялось формированию радостного отношения к окружающему миру и готовности к предстоящему общению с людьми. По временной продолжительности первая часть слайд-программы обычно занимала 1— 1, 5 мин., вторая—3—3, 5 мин. Специального рассмотрения заслуживают исследования эмоционального воздействия цвета, воспроизведенного человеком в плане представлений. Как правило, подобные приемы мысленного воспроизведения различных цветовых образов используются в составе программ психологической саморегуляции. Как было отмечено в предыдущей главе (см. главу 2), элементы сенсорной репродукции (мысленного воспроизведения отдельных предметов и ситуаций в целом) так или иначе включены в процесс овладения навыками саморегуляции состояния. Некоторые авторы рекомендуют специальную отработку приемов сенсорной репродукции цвета на занятиях по психологической саморегуляции. Чрезвычайно интересным представляется опыт обучения занимающихся цветовому окрашиванию мысленных образов. Результаты такого обучения представлены в справочном пособии В. С. Лобзина и М. М. Решетникова «Аутогенная тренировка» [117]. Авторы предлагают ряд рекомендаций, согласно которым занимающиеся целенаправленно «окрашивают» мысленные образы, добиваясь нужного изменения своего состояния. Выработанные правила мысленного «окрашивания», основанные на данных оригинальных исследований авторов и на рекомендациях Г. Филдинга и К Ауэра, представлены в таблице воздействия цвета на психоэмоциональное состояние в зависимости от локализации на «развертке» сюжетного образа при аутогенной тренировке [117. С. 202]. В качестве примера текстового решения занятия приводим отрывок текста сеанса цветового «окрашивания» заданных образов, используемого для достижения эффекта успокоения [117. С. 203]: «Представьте себе как можно ярче — теплый летний день..., голубое-голубое небо..., неяркое летнее солнце..., слегка розовеющие по краям облака... Вы стоите на ровном бескрайнем поле..., теплой коричневой земли почти не видно — повсюду мягкая зеленая-зеленая трава..., как можно ярче представьте— зеленая-зеленая, до самого горизонта..., невдалеке от Вас зеленеет лес..., сквозь зелень под ногами видны белые и розовые цветы... ». Также ряд приемов цветовой репродукции с целью формирования быстрого «выхода» из состояния релаксации в процессе аутогенной тренировки и достижения эффекта срочной мобилизации разработан и В. А. Райковым. Он рекомендует, например, использовать представления яркого белого света.
Таблиц а
В качестве общего вывода можно говорить о том, что произвольная целенаправленная цветовая репродукция является мощным средством эмоционального воздействия и, по-видимому, одним из наиболее интересных с психологической точки зрения аспектов саморегуляции состояния человека. Перспективными представляются исследования по созданию программ цветовой репродукции как средства быстрого снятия стрессовых реакций и последующего формирования адекватного условиям функционального состояния и их включению в различные комплексы приемов саморегуляции состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|