Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культы Восточного Направления.




Аум Синрике.

Другие названия: “Движение истины Аум,” именуют себя буддистской общиной. Характеристика: опасный тоталитарный экстремистский культ, имеющий ярко выраженную антисоциальную направленность. Стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования. Имел заводы по производству оружия массового поражения. История: Лидер и основатель культа — Секо Асахара (настоящее имя — Тидзуо Мацумото), сподвижники величают его “Его Святейшеством, Духом Истины, Преподобным Учителем.” Асахара родился в городе Яцусиро провинции Кумамото, после окончания школы для детей с недостатками зрения работал специалистом по иглотерапии. После женитьбы работал в китайской аптеке города Фунабаси префектуры Чиба. Сёко Асахара  

За мошенничество при выписке счетов на сумму 6,7 миллиона иен привлекался к судебной ответственности. В 1981 году открыл свою аптеку в этом же городе, организовал продажу фальшивых лекарств, на чем “заработал” около 40 миллионов иен. Был арестован и оштрафован на 20 тысяч иен.

Начиная с 1977 года, Асахара начал заниматься йогой и созданием своего учения. В 1984 году открыл зал для занятий йогой в Токио и одновременно основал компанию по продаже предметов культа. В 1986 году его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг “окончательного спасения” в Гималаях, а его организация с июля 1987 года получила название Аум Синрике, создав множество отделений по всей Японии. С августа 1989 года это объединение приобрело известность в Японии. В это же время возникли трения между Аум и местными жителями в ряде деревень, имели место и криминальные происшествия. Теперь религиозная корпорация Аум Синрике имеет центры в Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке.

В России культ действует с лета 1992 года. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности секта заплатила около миллиона долларов, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции “Маяк” и получасовую еженедельную передачу на канале “2х2.” В том же 1992 году Аум Синрикебыла зарегистрирована Минюстом с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации (посвящения) с интенсивной медитацией на стадионе “Олимпийский” и в других местах. Эксперты считают, что “ Аум “ имел целевое финансирование своей деятельности в России. По оценкам лидеров Аум Синрике, в январе 1994 года число их адептов в Москве составляло 35 000 человек, а в целом по РФ — немногим менее 50 000 человек. Эксперты из Комитета по спасению молодежи утверждают, что и после запрещения ее деятельности по решению суда в апреле 1995 года секта Аум Синрике продолжает активно действовать, при этом реально в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч ее адептов.

Доктрина: буквальный перевод названия Аум Синрике — “Путь или учение об истинном Аум.” Вообще “Аум” — это одна из буддийских мантр. Учение основано на тибетской религии, характерными чертами которой являются вера в сверхъестественные силы и эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека). Якобы “содержащее в себе сущность всех религий” учение носит синкретический характер и содержит элементы северного буддизма (махаяны), тибетского эзотерического буддизма, индийской йоги, тантризма и прочих восточных учений. Христианскую Церковь Асахара считает одним из масонских учреждений. Асахара учит, что возможно за короткий срок привести человека к просветлению и спасению, достигнуть сверхъестественных энергий. Толкуя Откровение Иоанна Богослова, он объявил, что 1 августа 1999 года произойдет катастрофа Армагеддона (третья мировая война). В своей книге “Провозглашая себя Христом” глава секты объявил себя очередным “аватарой” — воплощением Христа (Мессии) на Земле. Асахара учит тому, что спасение людей возможно тремя путями: освобождением от страданий и болезней; осуществлением счастья в этом мире; приведением людей к просветлению и спасению.

Очень важное место в практике Аум Синрике занимает так называемое поднятие “кундалини.” “Кундалини” по некоторым восточным верованиям — это энергия, которая, как некий змей, через копчик должна вползти в позвоночник, подняться до центра лба и, уничтожив прежнее сознание личности, привести к просветлению. Существует простая техника поднятия “кундалини” по учению Секо Асахары, равно как и другие методы занятий, но чтобы испытать их, человек должен получить помазание и пройти инициацию. Церемония инициации, или “крещения,” называется “шактипат.” Суть обряда состоит в том, что Асахара передает ученикам свою энергию, касаясь большим пальцем руки их лбов. Считается, что этот прием иногда способен пробудить змея кундалини. Одновременно сам Асахара якобы берет на себя греховную карму учеников — те грехи, которые они совершили и в этой жизни, и в своих прошлых воплощениях. Одна из процедур (“Садо Тантра”) включает сексуальные сношения Асахары с молодыми женщинами-адептами.

Ввиду того, что адепты Аум Синрике во многих документах именовали себя “буддистской общиной,” буддистское духовенство в лице Джампа Тинлея, духовного представителя Далай-ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии, заявило о том, что “эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции.” Российские буддисты также считают Асахару “уклонившимся от истинного учения Будды.”

Структура, внутренняя организация и особенности деятельности: Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Все происходящее с адептами культа учитывается и фиксируется. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное “пожертвование.” Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум Синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: “Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум.” Желательно, чтобы “имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные.”

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый “внутренний круг” адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определенное количество баллов или внести круглую сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психо-энергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Представители культа активно готовились к “концу света.” После взрыва в Токийском метро полиция нашла завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.

Криминальные действия: газовая атака секты Аум Синрике в Токио 20 марта 1995 г. (12 жертв и 5000 пострадавших) по личному приказу Асахары. Руководители московского филиала Аум Синрике после этого пытались отмежеваться от материнской организации.

В 1994 г. подобный этому террористический акт был осуществлен в префектуре Нагано (Япония), погибло 7 человек, и хотя расследование тогда зашло в тупик, можно предположить связь этих двух террористических актов.

22 марта 1995г. в одном из зданий “Аум” обнаружены 50 человек, находящихся в состоянии комы.

Токийское метро после газовой атаки.   Весной 1995 г. Останкинский межмуниципальный суд вынес постановление о запрещении на территории РФ секты Аум Синрике (по утверждению экспертов, Аум Синрике, прекратив массовую рекламу, тем не менее, продолжает достаточно открыто действовать). 16 мая 1995г. японской полицией был арестован Секо Асахара. До сих пор ведется следствие по 17 статьям обвинения. В самой Японии от деятельности секты пострадало большое количество людей. В октябре 1989 года образована “Ассоциация жертв Аум Синрике” под председательством юриста Сакамото, который в ноябре того же года был похищен вместе с тремя членами его семьи.

4 февраля 1997г. суд приговорил к 17 годам заключения члена секты за убийство и покушения на убийства в 1994, 1995 гг. с использованием нервно-паралитического газа. Он действовал по приказу Секо Асахары.

 

“Ананда Марга.”

 

Прабхат Саркар Основатель культа — Ананда Мурти (Прабхат Ранджан Саркар), родился в 1921 г. в индийской деревне в штате Бихар. Доктрина: Учение культа представляет собой пеструю смесь йоги с ее медитационными практиками, шиваитского направления индуизма с акцентом на карательных функциях грозного бога Шивы и тантризма. Саркар неоднократно заявлял о том, что к нему якобы являлись Шива и Кришна, которые наделили его способностями исцеления и сверхъестественными силами. Название переводится как “путь к блаженству.” Поначалу Саркар называл свой культ “Общество моралистов.”

Согласно его учению, “моралисты” посредством медитации должны достигнуть “высшего сознания,” что сделает их братьями и сестрами, позволит им освободиться от тягот нынешней жизни и затем править обновленным миром. Саркар писал: “Я сделаю моих приверженцев богами и моих последователей великими святыми. Надо забыть свою жизнь, чтобы победить.” При этом от адептов требуется полное повиновение руководителям: “Поскольку мы следуем учению “баба,” наша совесть чиста. Какое нам дело до того, что говорят и думают о нас?.”

В учении Саркара адептов привлекают, чаще всего такие аспекты: 1. Пропагандируемые сектой гуманные цели: помощь бедным, угнетенным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству (для этого предлагается сжечь частичку человечества — себя; социально значимые для всех людей цели на деле оборачиваются изуверством в отношении к самому себе и своему окружению). Символ секты

2. “Ананда Марга” представляется некоторым людям подлинным эталоном человеческого общества, семьи. Зачастую безработные, без надежд на будущее молодые люди клюют на приманки душевности, увлеченности интересным делом (“идеальная семья,” “истинное сообщество” Саркара является в то же время инициатором процесса разрушения реальной семьи, разрыва отношений между родителями и детьми).

3. Ищущему смысл жизни молодому человеку предлагаются готовые образцы восточной мудрости, мнимое глубокомыслие изречений Саркара, тем самым как бы предлагается возможность обретения некой душевной гармонии (разрушение духовного мира адептов, потеря ими психического и физического здоровья, а иногда и жизни наступают позже).

Характеристика: ”Ананда Марга” — крайне реакционный культ, признанный во многих странах тоталитарным и террористическим.

Проповедовать Саркар начал в 30 лет, выступая при этом против “эгоизма, эксплуатации и коррупции, за мораль, порядок и честность.” Свою секту “моралистов” Саркар основал в 1955 году. В 1967 году “моралисты” начали участвовать в выдвижении кандидатов для участия в политической жизни, но безуспешно, тогда Саркар сменил тактику и начал вербовать в свои ряды представителей органов власти. В 1970 году в руководстве секты завязалась борьба за власть. Саркар сменил своего секретаря.

Позже в джунглях нашли тела шести бывших приверженцев Саркара, изрубленных на куски. Бывший помощник гуру опознал погибших и сказал, что и он сам был приговорен Саркаром к смерти. Состоялся судебный процесс по этому делу и в 1971 г. Саркар был осужден на 5 лет тюрьмы по обвинению в убийстве шести бывших единоверцев. На процессе свидетели заявили, что “проповедник морали” участвовал в оргиях, пьянках и других отнюдь не нравственных деяниях. Учители секты

В 1972 г. “Ананда Марга” на территории Индии была объявлена вне закона в связи с физическим уничтожением своих бывших адептов и причастностью к убийству ряда политических лидеров; наряду с этим, по сведениям индийской печати, спецслужбы Индии располагали данными о связях руководства секты с ЦРУ США, получении им от спецслужб США значительной финансовой помощи.

С 1973 года учение “моралистов” стало распространяться в Европе, а затем в США и на других континентах. В центр секты, находившийся в пригороде Калькутты, ежедневно стали съезжаться последователи “Ананда Марга” со всего света. Там они пели незамысловатые мантры, созерцали конвульсивные танцы с черепом в одной руке и кинжалом в другой и, если удавалось, своего гуру и бога Саркара, невысокого лысого человека в очках и белой одежде.

“Ананда Марга” держится на фанатичной дисциплине и беспрекословном повиновении вождю. Чтобы быть принятым в правящую элиту этой секты, послушник должен совершить магический ритуал, сидя на трупе человека и держа в руке череп, что вполне в традициях тантрических сект. Обычно такие церемонии проводятся по ночам в местах захоронения. Организация секты подразделяется на две категории: приверженцев и посвященных, которые позже меняют свое имя и становятся монахами.

Монахи, полностью подчиняющие свою жизнь секте, активно вербуют новых приверженцев, организуют курсы йоги и лекции о ней, обучают “истинным чувствам” и техникам медитации. Клюнувшие на экзотику молодые люди попадают в специальные лагеря, разбросанные в разных местах Европы, Азии и Америки. В них планируется каждая минута: музыка и танцы чередуются с докладами, телесные упражнения с медитациями. Адепты почти не спят. Когда они спрашивают у монахов о волнующих их проблемах, им советуют больше медитировать. Медитация

В 1974 г. Индира Ганди подтвердила запрет этой секте действовать в Индии.

Известен факт убийства уже в середине 70-х годов 18 бывших адептов секты “Ананда Марга,” пожелавших порвать с ней по приказу руководителя культа Саркара. 2 августа 1978 года Саркар был освобожден из тюрьмы, где он сидел по обвинению в подстрекательстве к этому убийству. А 2 октября 1978 г. последовательница “Ананда Марга” — студентка медицинского факультета из Сиднея, Линетта Филипс — произвела самосожжение перед зданием отделения ООН в Женеве (облилась бензином). Последними ее словами перед актом самосожжения были: “У меня есть пламенное желание бороться против роскоши и эгоизма этого мира.”

На этом самоубийства адептов секты не закончились. Молодые немцы Эрика Рупперт, 24 лет, и Гельмут Кляйнкнехт, 28 лет, после путешествия в Индию и США, где они изучали практики секты и пытались проповедовать ее идеи, облили себя бензином и сожглись перед берлинской церковью. В прощальном письме-листовке они написали, что сделали это “из любви ко всему человечеству.”

Семинары на Алтае Лидеры германских филиалов “Ананда Марга” не посчитали себя ответственными за это самосожжение. По их словам, это было свободное волеизъявление бывшего студента-психолога из Мюнхена Дода Локеши (культовое имя Гельмута) и юной Диди Ума Брчии (культовое имя Эрики). Не так давно Бухарестский суд осудил деятельность “Ананда Марга” за проведение в детских домах Румынии опасных психических экспериментов на детях. Численность адептов несколько тысяч во всем мире.

Последнее время, с целью вербовки новых членов на территории России, достаточно часто представителями культа проводятся различные семинары.

“Международное Общество Сознания Кришны” (МОСК).

Другие названия: Кришнаиты, ИСККОН (ISKCON) — английский вариант аббревиатуры МОСК.

Характеристика: тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и анти-национальных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа.

Специфичные цели деятельности: Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений МОСК.

История секты: корни этого движения уходят в XV век, когда Чайтанья Марапрахбу вывел из верования индуистской секты Вишну доктрину Кришны. Это движение было долгое время незначительным, пока в XIX веке Бхактивинода Ткакур не вдохнул в него вторую жизнь. Тогда же стали появляться малочисленные общины кришнаитов в Европе. Его сын Бхактивинода Ткакур Сарасвати Госвами стал учителем Абхау Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупады (1896-1977), которому поручил распространение этого учения на Западе. Теперь члены МОСК величают Прабхупаду “Его божественная милость Абхау Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада.” Ранее Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был преуспевающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул “Свами.” В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты. Он основал МОСК в 1966-1967гг. и оставался его руководителем до самой смерти в 1977г. Сейчас МОСК управляют две различные группы: одна, состоящая из 11 человек, руководит духовными вопросами, а совет директоров занимается административными проблемами.

В СССР кришнаиты появились в 1971г., после посещения страны Бхактиведантой. В 1988г. общины МОСК были официально зарегистрированы. Хотя руководители московской организации кришнаитов официально отрицают связь с МОСК, однажды на заседании “круглого стола” в редакции газеты “Тверская, 13” приглашенный кришнаитами их единоверец из Индии, не знающий русского языка, оказался не в курсе идей московских коллег, и заявил по-английски, что московские кришнаиты являются филиалом МОСК. Кришнаиты на Арбате.

МОСК, по собственным данным, располагает во всем мире 350 храмами (108 из которых основаны лично Прабхупадой). На территории бывшего СССР расположено около 100 храмов и 150 проповеднических центров во всех крупных городах, в том числе гурукулы (духовные школы МОСК), вегетарианские рестораны и пр.

Однако, по оценкам специалистов, кришнаиты склонны весьма приукрашивать свои достижения в вербовке приверженцев. В России они утверждают, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии — что у них миллионы сторонников в России. На деле кришнаизм представляет собой весьма незначительное течение индуизма, имея ничтожное число адептов в Индии, всего несколько тысяч адептов в РФ и несколько десятков тысяч — во всем остальном мире. Но от своей малочисленности оно не становится менее опасным для общества из-за своей агрессивной внутренней доктрины и обладания значительными финансовыми ресурсами.

В г. Новосибирске центры МОСК находятся в нескольких районах города. Кришнаиты активно обходят административные организации со своими угощениями и подарками. Возможно, что при приготовлении блюд для угощений используются слабодействующие наркотические вещества. Не вызывает сомнения, что над этими блюдами в процессе их приготовления совершается ритуал “очищения,” т.е. пища становится идоложертвенной. Регулярно проводятся курсы лекций по изучению “ведической культуры,” другие культурные программы для представителей различных слоев населения. Чаще всего во время рекламы подобных мероприятий представляться кришнаиты “забывают.” Известны случаи открытия пунктов общественного питания с меню специфического кришнаитского направления.

Доктрина: американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм — вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим богом, однажды проявившимся как Вишну. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.

МОСК не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полу божественных проявлений Кришны. Адепты МОСК верят, что Иисус поклонялся Кришне.

МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги и полубоги (которых, по их мнению, весьма немало) являются формами Одного Абсолютного бога, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна — это “жизнь” всех живых существ, “живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью” (Bhagavad-Gita As It Is / Translated A.C.Probhupada.- New-York: Bhaktivedanta Book Trust, 1970.- P.704.). Согласно учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр (заклинаний). Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру не менее 1728 раз (16 “кругов,” круг — 108 мантр). Мантра Кришны — это формула, состоящая из 16 сочетаний слов “харе,” “Кришна,” “рама.” Считается, что ее произнесение освобождает человека от материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, в котором он легко поддается воздействию “духовного учителя,” послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине. Доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты лидерам.

В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них — “фасадная,” предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая — для людей, уже успевших в той или иной мере “очиститься” во время постоянных мантр и ритуальных действий, а оттого уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего “бога.” И еще одна — для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией. “Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве” (Свами Прабхупада. “Бхагават-Гита как она есть”).

Что привлекает людей в ашрамы (храмы, собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал “высшей” духовности, стремление к истине и чистоте. Кроме того, кришнаиты призывают не причинять насилия, хранить супружескую верность, как можно реже злиться и ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для человека, страдающего от аморальности современного “цивилизованного” мира. Немалую роль играют также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты как-то необычно: мужчины носят дхоти, а женщины — сари. Главный закон жизни, учил Прабхупада, — духовное совершенствование, самореализация собственного “я,” слияние с чистым божественным миром. Но для этого нужно обрести “сознание Кришны” — почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром.

Но вероучение движения “Харе Кришна” можно усвоить, лишь вступив в ашрам — “ворота в духовное небо,” где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, “духовные” имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы “Y.” Женщина в секте — это существо второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело — это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а потому ее участь — поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: “Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью.” Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна. Известны случаи, когда русские дети вывозились на “воспитание” в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама. Вопрос сексуального насилия, в том числе и по отношению к детям, в закрытых от всего мира общинах кришнаитов настолько актуален, что даже некоторые лидеры движения “обеспокоены” размахом этого явления. Запрет на нормальную супружескую жизнь взрослых адептов культа толкает их на подобные деяния, причем иногда они приобретают вид ритуальных, что делает их еще более необузданными. Часто используются в ритуальных целях наркотические вещества разной силы действия, которые “расширяют сознание,” а по сути снимают сдерживающее человека чувства стыда и способствуют проявлению самых низменных чувств человеческой природы.

Особое распространение среди членов МОСК имеют две книги: “Бхагавад-Гита как она есть” и “Шримад Бхагаватам.” “Бхагавад Гита” является частью “Махабхараты” (древнеиндийского поэтического эпоса) и представляет собой компилятивный свод знаний из поздних и ранних ведических текстов. Утверждения, что “Бхагават Гита” — одно из самых древних писаний, которые можно часто слышать от представителей МОСК, не верны, так как, по мнению ученых востоковедов, время окончательного написания и оформления (литературной фиксации) “Махабхараты,” относится к 3-4 векам н.э. “Бхагавад-Гита” никогда не являлась для индуистов таким же бесспорным авторитетом в вопросах вероучения, как сами ведические писания. Можно сказать, что “Бхагават-Гита” скорее является второстепенной книгой по отношению к основным ведическим текстам. Не очень высокого мнения о ней и сам Прабхупада: “В великий исторический эпос — “Махабхарату,” произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов....”

“Бхагавад-Гита как она есть” кроме текстов собственно “Бхагавад Гиты” содержит их комментарии Прабхупады, которые представляют особый интерес. При этом следует помнить о провозглашаемой кришнаитами безошибочности и непогрешимости этих книг: “... безупречная репутация “Шримад Бхагаватам,” свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств” (далее в тексте используется сокращение: Гл.3-24 [2], что аналогично: Глава 3, комментарий к тексту 24 [2]); “Мы должны принимать “Шримад Бхагаватам” как непосредственное проявление Господа Кришны” (Гл.3-43 [2]); “Самое важное из всего созданного Шрилой Прабхупадой — это его книги...” ([2], с.498); “Бхагават-Гита” — это руководство для всех людей” (Гл.10-22 [2]).

Кроме того, Прабхупада — продолжатель непрерывной цепи ученической традиции (“парампары”), восходящей, по словам кришнаитов, к самому Кришне, что автоматически делает его высказывания программными тезисами всего кришнаитского движения, законом для всех его последователей. Приводимые цитаты не являются приведенными вне связи с общим контекстом, кроме того, приводятся лишь некоторые из многочисленных высказываний, повторяющих и дополняющих друг друга по смыслу, в чем можно убедиться, обратившись к указанным трудам Прабхупады.

Вопреки многочисленным заявлениям о любви ко всем людям, в действительности единственной нормальной основой межчеловеческих отношений, по мнению кришнаитов, является кастовая система. Не члены МОСК, а тем более те, кто критически относится к МОСК, являются шудрами (шудра — низший класс, соответствующий индуистской категории невежества), их называют демонами и они вполне достойны всяческих унижений и даже уничтожения: “Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами” (Гл.9-49 [2]); “В век Кали население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими... В современных демократических государствах все люди скатились до уровня шудр или еще более низкого, а правит ими такой же, как они, человек, не имеющий понятия о требованиях, которые писания предъявляют к правителю. Поэтому вся атмосфера отравлена качествами шудр, проявляющимися в вожделении и жадности” (Гл.12-13,18 [2]); “Современная образовательная система готовит одних шудр. Самый крупный инженер или конструктор — это всего-навсего большой шудра... В век Кали все рождаются шудрами” (Гл.12-48); “А непреданный, сколь бы образованным он ни был, всегда приносит вред” (Гл.2-19[2]); “Непреданные же вообще не обладают никакими положительными качествами” (Гл.11-19[2]).

Не более уважают члены МОСК верующих других религий, хотя и утверждают: “Мы лояльно относимся ко всем традиционным конфессиям” (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России “Об отношении к религиозным традициям” от 24 марта 1996 г.). Тем не менее, кришнаизм учит: “Существует два класса людей: бхакты (преданные Кришны — прим. сост.) и демоны” (Гл.4-3[1]); “Кто может быть настолько глуп, чтобы не захотеть обрести сознание Кришны таким простым способом...” (Гл.9-26[1]); “То, что Кришна — высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его” (Гл.4- 4[1]), а отвергают его все “глупые” не кришнаиты; “Иногда такие демоны берут на себя роль проповедников, вводят людей в заблуждение и приобретают известность как религиозные реформаторы, или же, как инкарнации Бога. Они совершают показные жертвоприношения, или поклоняются полубогам, или же создают своего собственного Бога. Простые люди провозглашают такого человека Богом и поклоняются ему; глупцы считают этого человека глубоко религиозным и наделенным духовным знанием” (Гл.16-17[1]). Последнее утверждение является прямым оскорблением для каждого верующего христианина, знающего, что Христос — будучи Истинным Богом после воплощения стал во всем, кроме греха, человеком. Он проповедовал духовное знание о Царствии Небесном, и, не скрывая что Он — Бог, принес себя в жертву за грехи мира, претерпев распятие и смерть. Таким образом, здесь налицо далеко не лояльное отношение кришнаитов к христианской вере.

Итак, все люди, кроме адептов МОСК, вообще не обладают никакими положительными качествами, безумны и глупы, а также наделены всеми остальными “качествами,” присущими шудрам, согласно утверждениям Прабхупады. Какая же участь ждет не верующих, что Кришна — бог? “Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой” (Гл.9-26 [2]); “Верховный Господь не прощает ни малейшего оскорбления в адрес Своих... преданных” (Гл.9-27[2]); “Несмотря на то, что каждое живое существо — составная частичка Господа, тот, кто досаждает Ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит Господу — деватой... В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют... Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия Господа — всегда, когда бы в том не возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо тем и другим” (Гл.15-34); “Слово душкритам применимо к тем, кого не привлекает сознание Кришны. Что касается неверующих, то Всевышнему Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их... Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов” (Гл.4-8[1]);

Таким образом, те, кто не верят в Кришну — демоны, и это четко прописано у Прабхупады, а демонов следует, согласно его утверждениям, уничтожать. Кроме того кришнаизм провозглашает “Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого “ненасилия” (Гл.7-36[1]).

Важно иметь в виду, что кришнаиты постоянно напоминают всем о необходимости соблюдать принцип Ахимсы, который состоит в запрете для человека отнимать жизнь у какого-либо живого существа. В свете вышеприведенных цитат этот принцип, оказывается, собственно к кришнаитам не относится. Здесь, таким образом, вновь имеют место две доктрины: для внутреннего пользования и рекламно-открытая.

Кришнаитская трактовка принципа ненасилия вообще очень отличается от общего понимания этого принципа, и разъясняется Прабхупадой в следующих тезисах: “От такого великодушия или от так называемого неприменения насилия следует отказаться тем, кто по примеру Арджуны, подчиняется непосредственному руководству Кришны” (Гл.2-3[1]);

“Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип... Таким образом, убийство в бою во имя религиозных принципов и убиение животных на жертвенном огне не считаются актами насилия, ибо совершаются во имя религиозных принципов и являются благом для всех” (Гл.2-31[1]). Интересно, что в оригинальном варианте этого текста ничего прямо не сказано про то, что отказ от насилия не должен возводиться в принцип, т.е. авторство этого высказывания целиком и полностью принадлежит Прабхупаде, основателю МОСК, что совершенно не согласуется с им же самим официально провозглашенным и регулярно декларируемым всеми кришнаитами принципом Ахимсы.

Кроме того, для кришнаита (кстати, слово “кришна” на санскрите означает “черный”) вполне приемлемо выражать ярость и разочарование в отношении не членов; насилие, включая убийство, является санкционированным, если оно осуществлено именем Кришны: “нужно действовать согласно повелению Кришны, которое передается через парампару и истинного духовного учителя” (Гл.18-57[1]), то есть, через руководство кришнаитов. Адепту можно даже лишить кого-либо жизни и не чувствовать себя виновным, не нести за это моральной ответственности, потому что: “Любой человек, действующий в сознании Кришны..., даже убивая, не совершает убийства,...как и не затрагивается он последствиями такого поступка” (Гл.18-17[1]). Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несет ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. “Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником” (Гл.9-30); “Поэтому убей их и не тревожься” (Гл.11-34[1]). Даже близкие родственники не всегда представляют исключение. “Нужно пожертвовать всем ради того, чтобы постигнуть Кришну и служить Ему, как сделал Арджуна. Арджуна не хотел убивать членов своей семьи, но когда он понял, что они были препятствием на пути к осознанию Кришны, он последовал Его указаниям... и сразил их” (Гл.13-8,12[1]); “Никто не знает, при каких обстоятельствах уместно сострадание” (Гл.2-1[1]); “Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким” (Гл.2-2[1]).

Соглас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...