Методика решения иррациональных уравнений
В работе будем придерживаться следующего определения иррационального уравнения: Иррациональным уравнением называется уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня. Прежде чем приступить к решению сложных уравнений учащиеся должны научиться решать простейшие иррациональные уравнения. К простейшим иррациональным уравнениям относятся уравнения вида:
Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. Главный способ избавиться от корня и получить рациональное уравнение - возведение обеих частей уравнения в одну и ту же степень, которую имеет корень, содержащий неизвестное, и последующее "освобождение" от радикалов по формуле Если обе части иррационального уравнения возвести в одну и ту же нечетную степень и освободиться от радикалов, то получится уравнение, равносильное исходному. [6] При возведении уравнения в четную степень получается уравнение, являющееся следствием исходного. Поэтому возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней. Причина приобретения корней состоит в том, что при возведении в четную степень чисел, равных по абсолютной величине, но разных по знаку, получается один и тот же результат. Так как могут появиться посторонние корни, то необходимо делать проверку, подставляя найденные значения неизвестной только в первоначальное уравнение, а не в какие-то промежуточные. Рассмотрим применение данного метода решения иррациональных уравнений. [7] Пример 1. Решите уравнение
Решение. Возведем обе части этого уравнения в квадрат Проверка.
Ответ. Проверка, осуществляемая подстановкой найденного решения в исходное уравнение, может быть легко реализована, если проверяемые корни - "хорошие" числа, а для "громоздких" корней проверка может быть сопряжена со значительными вычислительными трудностями. Поэтому каждый образованный школьник должен уметь решать иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований, так как, выполняя равносильные преобразования, можно не опасаться ни потери корней, ни приобретения посторонних решений. [17] Аккуратное возведение в четную степень уравнения вида
Неравенство Школьники довольно часто добавляют к этой системе неравенство Пример 2. Решить уравнение Решение. Это уравнение равносильно системе
Решая первое уравнение этой системы, равносильное уравнению Второй корень не удовлетворяет неравенству системы и, следовательно, является посторонним корнем исходного уравнения. Ответ. При решении иррациональных уравнений полезно перед возведением обеих частей уравнения в некоторую степень "уединить радикал", то есть представить уравнение в виде Тогда после возведения обеих частей уравнения в n- ую степень радикал справа исчезнет. [4]
Пример 3. Решить уравнение Решение. Метод уединения радикала приводит к уравнению
Решая первое уравнение этой системы, получим корни Ответ. Полезно запомнить схему решения еще одного вида иррациональных уравнений
Поскольку после возведения в четную степень получаем уравнение-следствие Пример 4. Решить уравнение
Решение. Это уравнение равносильно системе
Решая первое уравнение этой системы, равносильное уравнению Однако при этих значениях x не выполняется неравенство Ответ. Корней нет. Теперь можно перейти к решению иррациональных уравнений, не относящихся к простейшим. Пример 5. Решить уравнение Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат и произведем приведение подобных членов, перенос слагаемых из одной части равенства в другую и умножение обеих частей на В результате получим уравнение
являющееся следствием исходного. Снова возведем обе части уравнения в квадрат. Получим уравнение
которое приводится к виду
Это уравнение (также являющееся следствием исходного) имеет корни Ответ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|