Налоговые органы Российской Федерации
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, наделенным особым комплексом полномочий для решения государственных задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ — это единая централизованная система контроля: · за соблюдением налогового законодательства РФ; · правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей; · правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ; · соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов. Правовая основа деятельности налоговых органов РФ. о настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ непосредственно осуществляется: · статьями гл. 5 части первой НК; · статьями Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон о налоговых органах). Закон о налоговых органах является институциональным законодательным актом, определяющим правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ. Помимо Закона о налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативных правовых актов разной юридической силы, которые тем или иным образом связаны с налоговыми органами. Система и структура налоговых органов. В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли: · Государственная налоговая служба РФ (ГНС России) с 1991 г. по 1998 г.; · Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) с 1999 г. по 2004 г.; · Федеральная налоговая служба (ФНС России) с осени 2004 г. по настоящее время. В структуре налоговых органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению РФ. ФНС России находится в ведении Минфина России. Вышестоящим налоговым органам предоставляется пра-0 отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным законом и иным нормативным правовым актам. Задачи деятельности налоговых органов. Главными задача налоговых органов являются: · контроль за соблюдением налогового законодательства; · контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ; · валютный контроль, осуществляемый в соответствии законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах. Функции, права и обязанности налоговых органов. Функции налоговых органов разного уровня несколько различаются. Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе. Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору: за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: · государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; · представление в делах "о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. Возложенные функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на Должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшим налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществимое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности. Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу создана: · для осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции; · проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды; · осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.
Управления ФНС России по субъектам РФ (УФНС России) I представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России сии являются организационно-методическое обеспечение! налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих! налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля! за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется! только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России. Специализированные межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС России) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС по субъекту РФ и ФНС России. Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков: · осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ; · имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению. Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат: · осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
· осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле; · организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенций налоговых органов. Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, го -роду без районного деления) или нескольким муниципальный образованиям (ИФНС России межрайонного уровня). Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими полномочиями, которые реализуются через права и обязанности этих органов и их должностных лиц (ст. 31—ЗЗНК). Для решения поставленных задач налоговые органы и их должностные лица вправе: · вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений; · требовать и получать от налогоплательщика или налогового агента: · документы, служащие основаниями для исчисления и Уплаты (удержания и перечисления) налогов; · пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; · требовать от банков документы, подтверждающие исполнения платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов; · привлекать для проведения налогового контроля специалистов экспертов и переводчиков; · вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; · проводить налоговые проверки, в ходе которых производить выемку документов; · осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком помещения и территории; · проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; · определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды); · приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках; · налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов; · требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; · взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; · заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, выданных юридическим и физическим лицам;
· создавать налоговые посты; · предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах. В состав обязанностей налоговых органов входит: · соблюдение законодательства о налогах и сборах; · осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; · ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков; · проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе: • бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; • бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; · возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; · соблюдение налоговой тайны; · направление налогоплательщику или налоговому агенту копий: • акта налоговой проверки; • решения налогового органа; • налогового уведомления; • требования об уплате налога и сбора; • сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|