Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налогоплательщик и плательщик сбора




Налогоплательщиками признаются организации и физи­ческие лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщиками сборов признаются организации и физи­ческие лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.

Права налогоплательщика и плательщика сборов. Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы следующие права:

· право на информацию (пп. 1, 9 п. 1 ст. 21 НК);

· право на получение официального письменного разъяснения (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК);

· право на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (пп. 3, 4 п. 1 ст. 21 НК);

· право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК);

· право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК);

· право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК);

· право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (пп. 10, 13 п. 1 ст. 21 НК);

· право не соблюдать незаконные предписания и требования (пп. 11 п. 1ст. 21 НК);

· право на обжалование (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК);

· право на возмещение неправомерно нанесенных убытков (пп. 14 п. 1ст. 21 НК);

· право на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22 НК).

Права налогоплательщика и плательщика сборов могут быть Дополнены в иных актах законодательства о налогах и сборах.

Права налогоплательщиков обеспечиваются соответству­ющими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Право на информацию означает возможность налогопла­тельщика беспрепятственно бесплатно получать от налого­вых органов по месту учета следующую информацию:

· о действующих налогах и сборах;

· действующем законодательстве о налогах и сборах;

· об иных принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативных правовых актах;

· о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

· правах и обязанностях налогоплательщиков;

· полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения.

При проведении налогового контроля налогоплательщик или плательщик сборов, пользуясь предоставленным пра­вом, может получить следующие документы:

• копию акта налоговой проверки;

• копию решений налоговых органов;

• налоговые уведомления;

• требования об уплате налогов.

Право налогоплательщика на бесплатное получение ин­формации от налоговых органов обеспечено соответствую­щей обязанностью этих органов, зафиксированной в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК. Причем на основании ст. 32 НК информацию по вопросам налогов и сборов должен бесплатно предостав­лять любой налоговый орган, в который обращается налого­плательщик, а не только налоговый орган, в котором нало­гоплательщик состоит на учете. Исключение составляют случаи, когда у данного налогового органа отсутствует запра­шиваемая информация.

Налогоплательщик вправе:

· иметь доступ к документированной информации;

· уточнять эту информацию в целях обеспечения ее пол­ноты и достоверности;

· знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от уполномоченных государственных орга­нов письменные разъяснения по вопросам применения за­конодательства о налогах и сборах.

Состав компетентных органов, в которые налогоплатель­щик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зави­сит от вида самого нормативного правового акта. Налого­плательщик имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:

· законодательства РФ о налогах и сборах — от Минфина России;

· законодательства субъектов РФ о налогах и сборах —от финансовых органов в субъектах РФ;

· нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах — от органов местного самоуправления.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяс­нений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным государственным орга­ном или их должностными лицами в пределах их компетен­ции, признается нормой пп. 3 п. 1 ст. 111 HK обстоятель­ством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. По этой причине на основании п. 2 ст. 111 НК лицо, нарушившее действующее законодательство сле­дуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налого­вого правонарушения.

Письменное разъяснение, полученное от руководителя (заместителя руководителя) финансового органа или органа местного самоуправления в пределах компетенции этих ор­ганов, следует расценивать как разъяснение компетентного должностного лица.

Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком или плательщиком сборов собственными выплатами налогового характера. В частности:

· использовать налоговые льготы при наличии основа­ний и в порядке, установленном законодательством о нало­гах и сборах;

· изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени пу­тем получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

· досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.

Более подробно реализация права на управление налоговым выплатами в рамках налогового менеджмента рас­смотрена в теме 10.

Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику или плательщику сборов сумм, излишне уплаченных либо излишку взысканных налогов, пени, штрафов.

Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

Реализация указанного права, например, позволяет налогоплательщику, плательщику сборов или их представителям1 лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

Более подробно реализация данного права описана в 7.4.

Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность на­логоплательщиков или плательщиков сборов представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения:

· по исчислению и уплате налогов (см., напр., ст. 88 НК);

· актам проведенных налоговых проверок (см. п. 5 ст. 100 НК).

Право на корректное отношение со стороны иных участни­ков налоговых правоотношений дает возможность налогопла­тельщикам и плательщикам сборов требовать от других уча­стников налоговых правоотношений:

· соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налого­плательщику или плательщику сборов;

· соблюдения налоговой тайны.

Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает возможность налогоплательщикам и плательщикам сборов не выполнять неправомерные акты и требования налоговых орга­нов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.

Право на обжалование означает, что налогоплательщики или плательщики сборов могут обжаловать в установленном порядке:

· акты налоговых органов;

· акты иных уполномоченных органов;

· действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.

Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам и плательщикам сборов тре­бовать в установленном порядке возмещения в полном объе­ме убытков, причиненных налоговыми и иными уполномо­ченными органами, в результате:

• их незаконных решений;

• незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов.

Право на защиту нарушенных прав и законных интересов на­логоплательщика конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантиро­вана административная и судебная защита их прав и закон­ных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется ЦК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предус­мотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов. По своему составу они не совпадают. Налоговый кодекс со­держит открытый перечень обязанностей налогоплательщи­ка и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах. Например, налогоплательщики уплачивающие налоги в связи с переме­щением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодатель­ством РФ (п. 5 ст. 23 НК).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возло­женных на него обязанностей налогоплательщик (платель­щик сборов) несет ответственность в соответствии с законо­дательством РФ (п. 4 ст. 23 НК).

Для налогоплательщиков в НК установлены следующие обязанности:

· уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК);

· встать на учет в налоговых органах (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК);

· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК);

· информировать налоговые органы и их должностных лицо результатах своей деятельности (пп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК);

· выполнять законные требования налогового органа (пп.6п. 1 ст. 23 НК);

· обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Основной обязанностью плательщика сборов является обязанность уплачивать законно установленные сборы (п. 1 ст. 3 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сбо­ры) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате за­конно установленного налога или сбора, если иное не пре­дусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК).

Реализуя обязанность уплачивать законно установлен­ные налоги (сборы), следует учесть, что в соответствии с НК ни на кого не может быть возложена обязанность уп­лачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов или сбо­ров, но не предусмотренные НК (Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), либо установ­ленные в ином порядке, чем это определено (п. 5 ст. 3 НК).

По месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, в порядке, предусмот­ренном НК, исполняют сами филиалы и иные обособленные подразделения (ст. 19 НК).

Обязанность встать на учет в налоговых органах наступает только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в НК.

Обязанность ведения в установленном порядке учета нало­гоплательщиком и плательщиком сборов своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения наступает только в тех слу­чаях, когда это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.

Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщиком и плательщиком сбо­ров о результатах своей деятельности состоит в предостав­лении ими налоговой отчетности, а также в установленные) случаях иной информации и документов о своей деятельности.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:

· не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

· устранять выявленные нарушения законодательства с налогах и сборах.

В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом, как было указано выше, не соблюдать незаконные предписания и требования

 

Обязанность обеспечивать сохранность документов и ин­формации о своей деятельности означает, что налогоплатель­щик в течение четырех лет должен сохранять у себя:

· данные бухгалтерского учета;

· иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

· документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в со­ответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответ­ствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Под бюджетом для целей НК понимаются (ст. 11 НК):

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты);

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогопла­тельщики, а именно (п. 2 ст. 24 НК) право:

· на информацию;

· получение официального письменного разъяснения;

· управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);

· возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;

· лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;

· давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;

· на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;

· не соблюдать незаконные предписания и требования;

· на обжалование;

· возмещение неправомерно нанесенных убытков;

· защиту нарушенных прав и законных интересов.

Обязанности налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов отличаются не только по своему составу, но и по содержанию от обязанностей налогоплательщиков.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возло­женных на него обязанностей налоговый агент несет ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК).

Для налоговых агентов в НК установлены обязанности:

· уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК);

· информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (пп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);

· вести в установленном порядке учет (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК).

Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и сво­евременно исчислять, удерживать из средств, выплачивае­мых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (вне­бюджетные фонды) соответствующие налоги.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в по­рядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогопла­тельщиком (п. 4 ст. 24 НК).

Обязанность информировать налоговые органы и их долж­ностных лиц о результатах своей деятельности для налогово­го агента означает, что он должен в установленный срок (в течение одного месяца) сообщать в налоговый орган по мес­ту своего учета:

• о невозможности удержать налог с налогоплательщика;

• сумму задолженности налогоплательщика.

Кроме этого, налоговый агент должен предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необхо­димые для осуществления контроля за правильностью ис­числения, удержания и перечисления налогов.

Обязанность вести в установленном порядке учет для на­логового агента означает необходимость общего и персо­нального (по каждому налогоплательщику) учета:

• выплаченных налогоплательщикам доходов;

• удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджет­ные фонды) налогов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...