Налогоплательщик и плательщик сбора
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги. Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы. Права налогоплательщика и плательщика сборов. Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы следующие права: · право на информацию (пп. 1, 9 п. 1 ст. 21 НК); · право на получение официального письменного разъяснения (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК); · право на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (пп. 3, 4 п. 1 ст. 21 НК); · право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК); · право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (пп. 6, 8 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 НК); · право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК); · право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (пп. 10, 13 п. 1 ст. 21 НК); · право не соблюдать незаконные предписания и требования (пп. 11 п. 1ст. 21 НК); · право на обжалование (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК); · право на возмещение неправомерно нанесенных убытков (пп. 14 п. 1ст. 21 НК); · право на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22 НК). Права налогоплательщика и плательщика сборов могут быть Дополнены в иных актах законодательства о налогах и сборах. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно получать от налоговых органов по месту учета следующую информацию:
· о действующих налогах и сборах; · действующем законодательстве о налогах и сборах; · об иных принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативных правовых актах; · о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; · правах и обязанностях налогоплательщиков; · полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения. При проведении налогового контроля налогоплательщик или плательщик сборов, пользуясь предоставленным правом, может получить следующие документы: • копию акта налоговой проверки; • копию решений налоговых органов; • налоговые уведомления; • требования об уплате налогов. Право налогоплательщика на бесплатное получение информации от налоговых органов обеспечено соответствующей обязанностью этих органов, зафиксированной в пп. 4 п. 1 ст. 32 НК. Причем на основании ст. 32 НК информацию по вопросам налогов и сборов должен бесплатно предоставлять любой налоговый орган, в который обращается налогоплательщик, а не только налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете. Исключение составляют случаи, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Налогоплательщик вправе: · иметь доступ к документированной информации; · уточнять эту информацию в целях обеспечения ее полноты и достоверности; · знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Налогоплательщик имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения: · законодательства РФ о налогах и сборах — от Минфина России; · законодательства субъектов РФ о налогах и сборах —от финансовых органов в субъектах РФ; · нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах — от органов местного самоуправления. Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, признается нормой пп. 3 п. 1 ст. 111 HK обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. По этой причине на основании п. 2 ст. 111 НК лицо, нарушившее действующее законодательство следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Письменное разъяснение, полученное от руководителя (заместителя руководителя) финансового органа или органа местного самоуправления в пределах компетенции этих органов, следует расценивать как разъяснение компетентного должностного лица. Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком или плательщиком сборов собственными выплатами налогового характера. В частности: · использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; · изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита; · досрочно исполнить обязанность по уплате налогов. Более подробно реализация права на управление налоговым выплатами в рамках налогового менеджмента рассмотрена в теме 10. Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику или плательщику сборов сумм, излишне уплаченных либо излишку взысканных налогов, пени, штрафов.
Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя. Реализация указанного права, например, позволяет налогоплательщику, плательщику сборов или их представителям1 лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Более подробно реализация данного права описана в 7.4. Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщиков или плательщиков сборов представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения: · по исчислению и уплате налогов (см., напр., ст. 88 НК); · актам проведенных налоговых проверок (см. п. 5 ст. 100 НК). Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам и плательщикам сборов требовать от других участников налоговых правоотношений: · соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику или плательщику сборов; · соблюдения налоговой тайны. Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает возможность налогоплательщикам и плательщикам сборов не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам. Право на обжалование означает, что налогоплательщики или плательщики сборов могут обжаловать в установленном порядке: · акты налоговых органов; · акты иных уполномоченных органов; · действия (бездействие) должностных лиц указанных органов. Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам и плательщикам сборов требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных налоговыми и иными уполномоченными органами, в результате:
• их незаконных решений; • незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов. Право на защиту нарушенных прав и законных интересов налогоплательщика конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется ЦК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов. По своему составу они не совпадают. Налоговый кодекс содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах. Например, налогоплательщики уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ (п. 5 ст. 23 НК). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 23 НК). Для налогоплательщиков в НК установлены следующие обязанности: · уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК); · встать на учет в налоговых органах (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК); · вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК); · информировать налоговые органы и их должностных лицо результатах своей деятельности (пп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК); · выполнять законные требования налогового органа (пп.6п. 1 ст. 23 НК); · обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Основной обязанностью плательщика сборов является обязанность уплачивать законно установленные сборы (п. 1 ст. 3 НК). Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленного налога или сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК). Реализуя обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы), следует учесть, что в соответствии с НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными признаками налогов или сборов, но не предусмотренные НК (Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»), либо установленные в ином порядке, чем это определено (п. 5 ст. 3 НК).
По месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, в порядке, предусмотренном НК, исполняют сами филиалы и иные обособленные подразделения (ст. 19 НК). Обязанность встать на учет в налоговых органах наступает только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в НК. Обязанность ведения в установленном порядке учета налогоплательщиком и плательщиком сборов своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах. Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщиком и плательщиком сборов о результатах своей деятельности состоит в предоставлении ими налоговой отчетности, а также в установленные) случаях иной информации и документов о своей деятельности. Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость: · не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; · устранять выявленные нарушения законодательства с налогах и сборах. В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом, как было указано выше, не соблюдать незаконные предписания и требования
Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя: · данные бухгалтерского учета; · иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; · документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги. Налоговые агенты Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Под бюджетом для целей НК понимаются (ст. 11 НК): · федеральный бюджет; · бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты); · бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно (п. 2 ст. 24 НК) право: · на информацию; · получение официального письменного разъяснения; · управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент); · возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения; · лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях; · давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений; · на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений; · не соблюдать незаконные предписания и требования; · на обжалование; · возмещение неправомерно нанесенных убытков; · защиту нарушенных прав и законных интересов. Обязанности налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов отличаются не только по своему составу, но и по содержанию от обязанностей налогоплательщиков. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК). Для налоговых агентов в НК установлены обязанности: · уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК); · информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (пп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК); · вести в установленном порядке учет (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК). Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК). Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение одного месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета: • о невозможности удержать налог с налогоплательщика; • сумму задолженности налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент должен предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета: • выплаченных налогоплательщикам доходов; • удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|