Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности политической лимологии




Специальная методология изучения внутригосударственных политико-админист­ративных границ отсутствует, и вряд ли в ней есть необходимость. В политической регионалистике используется вариант обшей методологии изучения политических границ, приспособленный к специфике субнациональных границ.

Сделав такую оговорку, следует указать на определенную географами множе­ственность функций, которые выполняют границы. В отечественной литературе принято рассматривать три основные функции границ — барьерную, контактную и фильтрующую [Географические границы, 1982].

• Барьерная функция отделяет одну территорию от другой с помощью гра­ницы.

• Контактная функция служит сближению двух регионов, через границу ре­гионы поддерживают связи.

• С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир.

Различные границы могут быть в большей или меньшей степени ориентиро­ваны на те или иные функции.

В случае субнациональных границ говорить об этих функциях нужно с боль­шими оговорками, поскольку все субнациональные границы по определению явля­ются прозрачными и проницаемыми, раз речь идет о едином государстве. Поэтому их барьерные и фильтрующие функции резко ослаблены по сравнению с функциями внешних границ.

Однако надо помнить, что государство может специально ограничивать посе­щение территории некоторых своих регионов в интересах безопасности. Барьерные и фильтрующие функции появляются у регионов, где отмечается этнополитиче-ская нестабильность, в связи с чем вводится особый режим допуска на эту террито­рию. Также эти функции могут проявляться на границах регионов, имеющих особый экономический статус (например, свободные экономические зоны) или особое стратегическое значение для данного государства (например, пограничные терри­тории). Ограничения могут вводиться на допуск в отдельные нестабильные или стратегически важные регионы иностранных граждан.

В любом случае межрегиональная граница все-таки представляет собой оп­ределенный ("пониженный") управленческий барьер, поскольку означает смену юрисдикции субнационального уровня.

С оговорками следует рассматривать и классификацию межрегиональных границ по их режиму (для межгосударственных границ это — отчуждающая, полу-

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

проницаемая, соединяющая, интеграционная границы). Хотя полностью отрицать эту классификацию опять-таки не стоит. Как сказано выше, возможны ограниче­ния на доступ иностранных граждан в те или иные регионы, и для них граница мо­жет стать отчуждающей.

Особым признаком границы является ее освоенность. Есть "глухие" межре­гиональные границы, поблизости которых практически нет следов человеческой деятельности. И есть границы, которые режут густонаселенную территорию. Нема­ловажно и другое: рассекает ли граница сложившиеся социально-экономические комплексы, или трансграничные связи исторически слабы (а значит, ослаблена и контактная функция). Анализировать можно густоту транспортной сети, пересека­ющей границу, число автомобильных и железных дорог разного ранга, проходящих через границу. В некоторых случаях граница разделяет "сросшиеся" населенные пункты: наличие трансграничных агломераций также является индикатором освоен­ности границы. Возможно исследование освоенности границы через анализ транс­граничных грузо- и пассажиропотоков.

Отличительная особенность субнациональных границ заключается в том, что на этом уровне редко встречаются морские границы, тогда как в исследованиях меж­государственных границ они являются особым и весьма сложным объектом. Вообще изучение межрегиональных границ много проще, поскольку в нем не затрагиваются вопросы международного права, на субнациональном уровне почти исключены воо­руженные конфликты по поводу границ, да и переговорные процессы не особенно развиты. Особые ситуации возникают в случае совпадения региональной и внешней границы, но они уже не рассматриваются в рамках политической регионалистики.

2.2.3

Процесс создания границы

Политико-административная граница создается в результате трех последователь­ных операций:

размещение (allocation);

делимитация;

демаркация.

Эти операции практически идентичны для межгосударственных и межрегио­нальных границ, по крайней мере в теории. На практике межрегиональным грани­цам уделяется не столь пристальное внимание, и данные процедуры могут быть вы­полнены не так уж и тщательно.

Основные определения можно взять у Дж. Прескотта: "Размещение означает изначальный политический раздел территории между двумя государствами. Дели­митация означает выбор места проведения границы и ее определение. Демаркация

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

представляет собой создание границы в ландшафте. Пограничная территория представляет собой переходную зону, в рамках которой пролегает граница" [Pres-cott, 1987, p. 13—14]. Другими словами, делимитация представляет собой подроб­ное описание границы в официальных документах, а демаркация — проведение этой линии на местности.

Также говорят о четвертой стадии — управлении границей.

В связи с прозрачностью субнациональных границ государства и регионы не считают необходимым проводить их демаркацию, как это делают в международных договорах. В то же время власти и экономические субъекты обладают всей необхо­димой информацией о точном месте прохождения границы, поскольку с этим свя­заны их юрисдикция и система землепользования. Поэтому и точность делимита­ции межрегиональной границы должна быть высокой.

Для анализа межрегиональных границ полезно знать классификацию гра­ниц по времени и особенностям ее проведения.

• Антецедентная граница проводится перед развитием территории. Если граница проводится по необитаемой территории, то ее также называют пионерной.

• Субсеквентная, или секущая, граница является противоположным и наи­более распространенным типом. Она проводится после формирования культурного ландшафта.

• Реликтовая граница уже не существует в своем качестве, но может прояв­ляться через те или иные различия в ландшафте.

Способ создания межрегиональных границ может различаться в разных странах.

В унитарных государствах эти границы определяет и меняет центр. При этом мнение территории может не учитываться или учитывается косвенно. Приоритет при принятии решения здесь целиком и полностью принадлежит центру, который просчитывает последствия, выясняет позиции местных элит и населения. Однако закон не предполагает публичные формы влияния региональных сообществ на процесс принятия решений.

В федеративных государствах, но не во всех, изменение границы может быть связано со специальными публичными процедурами, в которых участвуют регио­нальные власти и, возможно, население. Здесь уже возникает переговорный про­цесс, в принятии решения так или иначе задействованы власти заинтересованных регионов (если законодательство предполагает получение их согласия) и их жители

25 Пограничную территорию, или зону, в некоторых западных источниках также принято называть лимитро(/юм. Это понятие с некоторых пор используется и в отечествен­ной литературе, но в основном на уровне геополитики и применительно к так называемым "буферным государствам", расположенным между основными игроками, "геополитиче­скими платформами".

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

(через процедуру референдума). Возможна ситуация, когда инициатива об измене­нии границы исходит снизу и оформляется в политическое движение. Такое движе­ние может лоббировать изменение границы, участвовать в организации референ­дума, если таковой предусмотрен законодательством и т.п.

2.2.4

Морфология границы

Как и в случае с сеткой АТД, в отношении межрегиональных границ можно гово­рить об их конгруэнтности. В данном случае конгруэнтность границ означает их совпадение или несовпадение с границами этнокультурного и природного происхожде­ния. В случае совпадения с культурными или природными разделами границу на­зывают консеквентной. Если нет, то граница называется "наложенной" (superim­posed), или секущей (discordant).

В исследованиях морфологии политико-административных границ речь идет о трех взаимосвязанных направлениях:

свойствах границ,

способах легитимации границ,

типах границ.

Все эти направления прямо связаны с соответствием границ этнокультур­ным и природным характеристикам, а также с их геометрическими свойствами.

С основными свойствами границ связаны типы их легитимации.

Природная легитимация является очень распространенной. Во многих кон­цепциях государственного строительства природные границы считались "естест­венными", выход на которые был целью внешней экспансии [Taylor, 1989]. Одним из основных параметров, используемых при анализе границы, являются природные свойства границ, совокупность которых можно также обозначить как природную контрастность.

Государственные границы с точки зрения их природных свойств могут быть более или менее контрастными в зависимости от того, насколько граница выраже­на на местности, т.е.

• совпадает ли она с природным объектом типа реки, озера (в этом случае существуют разные способы раздела водной поверхности, как и в случае с боль­шими реками) или водораздела;

• и насколько выражен этот объект (идет ли речь о крупнейшей реке или о маленьком ручье и т.п.).

Границы с меньшей природной контрастностью чаще являются предметом приграничных споров, поэтому оценка природной контрастности государственных границ имеет огромное прикладное значение [Border and Territorial Disputes, 1992].

2.2

Политико-административные границы и пограничные споры

Другой важный тип легитимации государственных границ — этнокультур­ный. Многие концепции государственного строительства, в особенности если при­нять во внимание огромную государствообразующую роль национализма, подра­зумевают выход на этнические границы или их удержание. Повторимся, что прове­дение на местности этнических границ является весьма затруднительным, а в идеале так и вовсе невозможным. Очевидно, что абсолютных этнических границ, разделя­ющих поле расселения одного этноса от поля расселения другого, в мире не сущест­вует: всегда находятся представители одного и того же этноса по обе стороны лю­бой тщательно выверенной границы. В то же время представляется возможным максимально приблизить государственную границу к этнической, выделив террито­рии с относительным численным преобладанием одного и другого этносов. В этой связи необходимо исследовать и такой параметр границы, как этническая контра­стность. Определять этот параметр можно, например, сравнивая доли представите­лей того или иного этноса в населении по обе стороны границы.

При исследованиях границ важно также учитывать их геометрическую кон­фигурацию. Исследование геометрической конфигурации границ включает анализ их извилистости и наличия эксклавов. Можно говорить о геометрических свойст­вах границ как об их третьем параметре. При этом извилистые границы зачастую обладают меньшей легитимностью, и одна из сторон выступает за их спрямление. Граница, проведенная по прямой линии, иногда считается более правильной.

Известный исследователь С. Джонс в одной из своих работ выделял пять наи­более распространенных концепций границ. Три из них больше связаны с морфо­логией границы — природные, национальные и геометрические. Две оставшиеся концепции определяются способом принятия решения о проведении границы — договорные или силовые (power-political) [Jones, 1959].

В случае межрегиональных границ гораздо сложнее говорить о договорной или силовой концепции их проведения, чем в случае международных границ. Межрегиональные границы практически всегда можно условно признать силовы­ми, так как они проводятся центром и как бы навязываются региональным сооб­ществам. В то же время не следует говорить о насильственном характере их прове­дения, так как обычно межрегиональные границы проводятся с учетом объектив­ных факторов и не вызывают большого протеста. Договорными межрегиональные границы, наоборот, не являются, поскольку регионы не заключают между собой договоров по их поводу. Хотя исторически можно вспомнить ситуации, когда меж­региональные границы служили границами между государственными образова­ниями (например, в Средние века) и были предметом договоров.

Отталкиваясь от основных представлений о свойствах границ (природные, этнокультурные, геометрические), их типах (тип определяется доминирующим свой­ством) и способах легитимации (уровень легитимности связан с уровнем конгруэнт­ности границы в отношении тех или иных типов), можно предложить следующую классификацию межрегиональных границ.

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

1. Природные границы. На практике межрегиональные границы редко связа­ны с крупными природными объектами. Такая конгруэнтность характерна скорее для межгосударственных границ (и то не столь часто). В пределах государственной территории, как правило, нет такого числа крупных природных объектов, чтобы приспосабливать к ним сетку АТД. Тем не менее примеры существуют и заслужи­вают внимания.

Гидрографические границы проводятся по таким природным объектам, как
реки или озера. Отличие состоит в том, что в первом случае река выступает в роли
границы, являясь линейным объектом. Следует заметить, что далеко не всегда река
представляется удобной границей: в одних случаях она действительно отделяет
обособленные территории, а в других играет роль оси, на которую по обе стороны
нанизаны тесно контактирующие друг с другом поселения (да и один город может
находиться по обе стороны реки). Поэтому считать ее удобным типом межрегио­
нальной границы не следует. Озеро, в отличие от реки, является площадным объ­
ектом, поэтому озерная граница его пересекает, делит на две и более части.

Речные границы нередко встречаются в европейских странах. Например, во Франции Рона почти на всем протяжении отделяет одни департаменты от других (исключением служит район наиболее крупного города на этой реке — Лиона, ко­торый находится на обоих берегах Роны). Крупнейшая итальянская река По явля­ется частью северной границы Эмилии-Романьи. В Германии Рейн является "есте­ственной" границей земли Рейнланд-Пфальц (столицы земель Рейнланд-Пфальц и Гессен — Майнц и Висбаден даже находятся почти напротив друг друга). В Ни­дерландах граница провинции Северный Брабант проходит по реке Маас.

Однако речные границы более характерны для других континентов, где в про­цессе колонизации природные факторы сыграли основную роль в формировании систем АТД, так как природные объекты были наиболее удобными "вехами" в про­странстве. Например, в США река Миссисипи отделяет одноименный штат от шта­тов Луизиана и Арканзас, а выше по течению — Иллинойс от Миссури. По реке Огайо проходит северная граница штата Кентукки, а река Колумбия отделяет шта­ты Вашингтон и Орегон. Еще в одной стране "нового освоения" — Канаде река От­тава стала границей двух крупнейших провинций — Онтарио и Квебек. В Австра­лии река Муррей обозначила границу Виктории и Нового Южного Уэльса. Множе­ство речных межрегиональных границ отмечается в Бразилии. Например, самая крупная река Парана отделяет штаты Парана (то же название!) и Сан-Паулу от штатов Мату-Гросу-ду-Сул и Минас-Жерайс.

Озерные границы чаще всего встречаются в северных странах с развитыми озерными системами. Например, крупнейшее шведское озеро Венерн разделено между ленами Вермланд и Вестра-Геталанд. Второе по величине шведское озеро Веттерн разделено между четырьмя ленами.

Орографические границы проводятся по водоразделам. Обычно внутри го­
сударства мощных водоразделов, крупных горных систем немного или вообще нет.

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

Хотя это не означает полное отсутствие орографических границ: при проведении межрегиональных границ могут использоваться мелкие водоразделы местного уров­ня. Более часто орографические границы встречаются в Испании, стране, для кото­рой характерно наличие на ее территории множества горных хребтов. Один из ярких примеров — Кантабрийские горы, которые отделяют Астурию и Кастилию-Леон.

2. Геометрические границы представляют собой прямые линии. Обычно они
же являются антецедентными, и в некоторых случаях прилегающие территории так
и остаются малозаселенными.

Одним из самых ярких примеров являются США, где основная часть границ между штатами проведена по прямым линиям, и границы носят ярко выражен­ный антецедентный характер. Даже на староосвоенном Атлантическом побережье можно встретить множество примеров протяженных геометрических границ: гра­ница штата Делавэр, граница Вирджинии и Северной Каролины. Границы — прямые линии характерны для Канады, Австралии, Аргентины и других подобных государств.

3. Этнокультурные границы (или национальные границы, если следовать клас­сификации С. Джонса26) проводятся по линиям, разделяющим ареалы компактного проживания различных этносов. В чистом виде они встречаются редко. Даже в Ин­дии и Эфиопии, где этнокультурные границы являются наиболее распространенным типом, их подробное изучение позволяет выявить невысокий уровень конгруэнтности.

4. Исторические границы определяются там, где они существуют без измене­ний на протяжении многих поколений. Такие границы превратились в традицию и не нуждаются в иных обоснованиях. Этот тип границ распространен прежде всего в европейских странах с устойчивыми региональными структурами субнационально­го уровня. На протяжении веков некоторые межрегиональные границы сохраняют­ся в Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерландах, Бельгии и др.

5. Демографические границы соответствуют сложившимся системам расселе­ния и транспортной инфраструктуры (их иногда называют экономическими, но это — некорректный термин). Выделение таких границ является условностью, по­скольку точно определить границу между сферами влияния двух центров нельзя. Поэтому можно говорить лишь о приблизительном соответствии межрегиональных границ сложившимся узловым районам и системам "центр — периферия". Также надо учитывать, что изменение границы может привести и к изменению узлового района, который будет "подстраиваться" под новые границы по мере переориента­ции вновь присоединенных территорий на новый административный центр.

Проведение границы любого из пяти указанных выше типов не решает об­щую проблему конгруэнтности. Следование одному из принципов всегда означает

26 На наш взгляд, понятие "этнокультурные границы" шире, чем понятие "нацио­нальные границы". Понятие "этнокультурные границы" позволяет рассматривать границы, учитывающие конфессиональные и субэтнические различия.

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

отсутствие другого принципа, что может привести к пограничным спорам, дать основания для предложений о пересмотре границ. Идеальные межрегиональные границы просто невозможны, а потому существует огромное количество потенци­альных споров. Можно сделать вывод, что любая межрегиональная граница имеет конвенциональный характер или, другими словами, условна.

Так, в одних странах преобладают природные и геометрические границы (США, Канада, Австралия). При этом некоторые административные границы в США рассекают городские агломерации, т.е. совершенно не соответствуют систе­мам расселения. Канзас-Сити поделен примерно пополам границей штатов Канзас и Миссури. Абсолютизация этнокультурных принципов может привести к появле­нию очень причудливых границ, геометрически неправильных регионов с эксцент­риситетом и эксклавами. Это видно по нынешней карте Эфиопии, особенно на примере штата Оромия, а также по карте Боснии и Герцеговины (крайне сложная геометрическая форма Республики Сербской).

Учитывая столь сложную ситуацию, государство обычно следует принципу конвенциональное™, не пытаясь менять свои внутренние границы по любому по­воду. При наличии огромного количества теоретически возможных претензий вла­сти соглашаются на закрепление системы сложившихся границ и идут на их пере­смотр лишь в редких случаях, когда бездействие может вызвать массовые протесты.

2.2.5

Пограничный спор как отражение конфликта в системе административно-территориального деления

Пограничные споры являются возможным явлением в системе АТД, которая, как было показано выше, редко отличается высокой конгруэнтностью и носит конвен­циональный характер. В политической регионалистике возможно ограниченное применение теории пограничных споров с учетом того, что количество потенциаль­ных споров огромно, а число актуальных споров между регионами, наоборот, мини­мально. Такая ситуация объясняется тем, что прерогатива в определении межре­гиональных границ, как правило, остается за центром, а политические движения на местах, выступающие за пересмотр границ, имеют слабые перспективы. Обычно межрегиональные пограничные споры носят латентный характер и связаны с бы­товым недовольством теми или иными ситуациями низкой конгруэнтности.

Политическая артикуляция межрегионального пограничного спора чаще всего происходит в случае подъема местного национального движения, выступающе­го за автономию или сецессию, или в случае явной принадлежности участка терри­тории к сфере влияния другого региона. Такие процессы более характерны для фе­дераций (где регион имеет более высокий статус в национальной территориально-политической системе) или нестабильных многонациональных государств.

2.2 Политико-административные границы и пограничные споры

В этой связи следует иметь представление об основных типах пограничных споров, которые делятся на четыре группы:

территориальные;

позиционные;

функциональные;

ресурсные.

"Первый тип спора может быть описан как территориальный пограничный спор, который возникает в зависимости от определенных качеств прилегающей приграничной территории, которые делают ее привлекательной для страны, ини­циирующей спор.

Второй тип пограничного спора относится к актуальному размещению гра­ницы и обычно включает спор по поводу интерпретации терминов, используемых при определении границы на стадиях размещения, делимитации или демаркации. Этот тип может быть назван позиционным пограничным спором. Как территори­альные, так и позиционные споры могут быть решены в пользу государства, выдви­гающего претензии, только с изменением положения границы; два оставшихся ти­па могут быть разрешены без изменений в размещении границы.

Третий тип возникает в связи с функциями государства в отношении грани­цы, и они могут быть описаны как функциональные пограничные споры. Такие споры могут возникать, поскольку государства усердно применяют определенные правила или небрежно относятся к существующим правилам.

Последний тип споров относится к использованию каких-либо трансгранич­ных ресурсов, таких, как река или угольное месторождение. Споры такого типа обычно имеют целью создание какой-либо организации, которая будет управлять использованием определенного ресурса, и они могут быть названы спорами по поводу использования ресурсов" [Prescott, 1987, р. 98].

На субнациональном уровне функциональные споры практически не рас­пространены, поскольку регионы не определяют режим границы, а сам этот режим является очень условным. Остальные типы пограничных споров теоретически воз­можны, но на практике встречаются редко.

Отталкиваясь от другой классификации [Burghardt, 1973], можно предложить деление территориальных споров на две большие группы — топографические и ис­торико-культурные.

Топографические территориальные споры аргументированы географическим положением некоторой территории. Одна из сторон полагает, что территория гео­графически тяготеет к ней, а не к тому региону, который ею владеет. Конечно, в природе нет силы географического тяготения, однако в ряде случаев территориаль­ные споры этого типа выглядят обоснованными. В регионах может возникать экс­центриситет, сильное несоответствие границ региона системе расселения и отно­шениям "центр — периферия". В результате определенное локальное сообщество

¶6 Зак. 624

¶161

Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства

может находиться гораздо ближе к столице соседнего региона, нежели своего соб­ственного. Поэтому основания для топографического территориального спора есть.

Историко-культурные территориальные споры мотивированы ссылками на прошлую историческую принадлежность некоторой территории или ее этнокультур­ную близость к другому региону (обычно в случае явного несоответствия межрегио­нальных границ этническим).

В заключение отметим, что субнациональный уровень политической иден­тичности недостаточен для того, чтобы вызывать острые споры и нарушать прави­ло конвенциональности, на котором обычно настаивает центр. Поэтому основная борьба на субнациональном уровне ведется за создание новых единиц или измене­ние их статуса.

2.3





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.