Особенности политической лимологии
Специальная методология изучения внутригосударственных политико-административных границ отсутствует, и вряд ли в ней есть необходимость. В политической регионалистике используется вариант обшей методологии изучения политических границ, приспособленный к специфике субнациональных границ. Сделав такую оговорку, следует указать на определенную географами множественность функций, которые выполняют границы. В отечественной литературе принято рассматривать три основные функции границ — барьерную, контактную и фильтрующую [Географические границы, 1982]. • Барьерная функция отделяет одну территорию от другой с помощью границы. • Контактная функция служит сближению двух регионов, через границу регионы поддерживают связи. • С помощью фильтрующей функции регион производит отбор товаров, людей, культурных ценностей и пр., регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. Различные границы могут быть в большей или меньшей степени ориентированы на те или иные функции. В случае субнациональных границ говорить об этих функциях нужно с большими оговорками, поскольку все субнациональные границы по определению являются прозрачными и проницаемыми, раз речь идет о едином государстве. Поэтому их барьерные и фильтрующие функции резко ослаблены по сравнению с функциями внешних границ. Однако надо помнить, что государство может специально ограничивать посещение территории некоторых своих регионов в интересах безопасности. Барьерные и фильтрующие функции появляются у регионов, где отмечается этнополитиче-ская нестабильность, в связи с чем вводится особый режим допуска на эту территорию. Также эти функции могут проявляться на границах регионов, имеющих особый экономический статус (например, свободные экономические зоны) или особое стратегическое значение для данного государства (например, пограничные территории). Ограничения могут вводиться на допуск в отдельные нестабильные или стратегически важные регионы иностранных граждан.
В любом случае межрегиональная граница все-таки представляет собой определенный ("пониженный") управленческий барьер, поскольку означает смену юрисдикции субнационального уровня. С оговорками следует рассматривать и классификацию межрегиональных границ по их режиму (для межгосударственных границ это — отчуждающая, полу- ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства проницаемая, соединяющая, интеграционная границы). Хотя полностью отрицать эту классификацию опять-таки не стоит. Как сказано выше, возможны ограничения на доступ иностранных граждан в те или иные регионы, и для них граница может стать отчуждающей. Особым признаком границы является ее освоенность. Есть "глухие" межрегиональные границы, поблизости которых практически нет следов человеческой деятельности. И есть границы, которые режут густонаселенную территорию. Немаловажно и другое: рассекает ли граница сложившиеся социально-экономические комплексы, или трансграничные связи исторически слабы (а значит, ослаблена и контактная функция). Анализировать можно густоту транспортной сети, пересекающей границу, число автомобильных и железных дорог разного ранга, проходящих через границу. В некоторых случаях граница разделяет "сросшиеся" населенные пункты: наличие трансграничных агломераций также является индикатором освоенности границы. Возможно исследование освоенности границы через анализ трансграничных грузо- и пассажиропотоков. Отличительная особенность субнациональных границ заключается в том, что на этом уровне редко встречаются морские границы, тогда как в исследованиях межгосударственных границ они являются особым и весьма сложным объектом. Вообще изучение межрегиональных границ много проще, поскольку в нем не затрагиваются вопросы международного права, на субнациональном уровне почти исключены вооруженные конфликты по поводу границ, да и переговорные процессы не особенно развиты. Особые ситуации возникают в случае совпадения региональной и внешней границы, но они уже не рассматриваются в рамках политической регионалистики.
2.2.3 Процесс создания границы Политико-административная граница создается в результате трех последовательных операций: • размещение (allocation); • делимитация; • демаркация. Эти операции практически идентичны для межгосударственных и межрегиональных границ, по крайней мере в теории. На практике межрегиональным границам уделяется не столь пристальное внимание, и данные процедуры могут быть выполнены не так уж и тщательно. Основные определения можно взять у Дж. Прескотта: "Размещение означает изначальный политический раздел территории между двумя государствами. Делимитация означает выбор места проведения границы и ее определение. Демаркация ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры представляет собой создание границы в ландшафте. Пограничная территория представляет собой переходную зону, в рамках которой пролегает граница" [Pres-cott, 1987, p. 13—14]. Другими словами, делимитация представляет собой подробное описание границы в официальных документах, а демаркация — проведение этой линии на местности. Также говорят о четвертой стадии — управлении границей. В связи с прозрачностью субнациональных границ государства и регионы не считают необходимым проводить их демаркацию, как это делают в международных договорах. В то же время власти и экономические субъекты обладают всей необходимой информацией о точном месте прохождения границы, поскольку с этим связаны их юрисдикция и система землепользования. Поэтому и точность делимитации межрегиональной границы должна быть высокой. Для анализа межрегиональных границ полезно знать классификацию границ по времени и особенностям ее проведения.
• Антецедентная граница проводится перед развитием территории. Если граница проводится по необитаемой территории, то ее также называют пионерной. • Субсеквентная, или секущая, граница является противоположным и наиболее распространенным типом. Она проводится после формирования культурного ландшафта. • Реликтовая граница уже не существует в своем качестве, но может проявляться через те или иные различия в ландшафте. Способ создания межрегиональных границ может различаться в разных странах. В унитарных государствах эти границы определяет и меняет центр. При этом мнение территории может не учитываться или учитывается косвенно. Приоритет при принятии решения здесь целиком и полностью принадлежит центру, который просчитывает последствия, выясняет позиции местных элит и населения. Однако закон не предполагает публичные формы влияния региональных сообществ на процесс принятия решений. В федеративных государствах, но не во всех, изменение границы может быть связано со специальными публичными процедурами, в которых участвуют региональные власти и, возможно, население. Здесь уже возникает переговорный процесс, в принятии решения так или иначе задействованы власти заинтересованных регионов (если законодательство предполагает получение их согласия) и их жители 25 Пограничную территорию, или зону, в некоторых западных источниках также принято называть лимитро(/юм. Это понятие с некоторых пор используется и в отечественной литературе, но в основном на уровне геополитики и применительно к так называемым "буферным государствам", расположенным между основными игроками, "геополитическими платформами". ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства (через процедуру референдума). Возможна ситуация, когда инициатива об изменении границы исходит снизу и оформляется в политическое движение. Такое движение может лоббировать изменение границы, участвовать в организации референдума, если таковой предусмотрен законодательством и т.п.
2.2.4 Морфология границы Как и в случае с сеткой АТД, в отношении межрегиональных границ можно говорить об их конгруэнтности. В данном случае конгруэнтность границ означает их совпадение или несовпадение с границами этнокультурного и природного происхождения. В случае совпадения с культурными или природными разделами границу называют консеквентной. Если нет, то граница называется "наложенной" (superimposed), или секущей (discordant). В исследованиях морфологии политико-административных границ речь идет о трех взаимосвязанных направлениях: • свойствах границ, • способах легитимации границ, • типах границ. Все эти направления прямо связаны с соответствием границ этнокультурным и природным характеристикам, а также с их геометрическими свойствами. С основными свойствами границ связаны типы их легитимации. Природная легитимация является очень распространенной. Во многих концепциях государственного строительства природные границы считались "естественными", выход на которые был целью внешней экспансии [Taylor, 1989]. Одним из основных параметров, используемых при анализе границы, являются природные свойства границ, совокупность которых можно также обозначить как природную контрастность. Государственные границы с точки зрения их природных свойств могут быть более или менее контрастными в зависимости от того, насколько граница выражена на местности, т.е. • совпадает ли она с природным объектом типа реки, озера (в этом случае существуют разные способы раздела водной поверхности, как и в случае с большими реками) или водораздела; • и насколько выражен этот объект (идет ли речь о крупнейшей реке или о маленьком ручье и т.п.). Границы с меньшей природной контрастностью чаще являются предметом приграничных споров, поэтому оценка природной контрастности государственных границ имеет огромное прикладное значение [Border and Territorial Disputes, 1992]. ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры Другой важный тип легитимации государственных границ — этнокультурный. Многие концепции государственного строительства, в особенности если принять во внимание огромную государствообразующую роль национализма, подразумевают выход на этнические границы или их удержание. Повторимся, что проведение на местности этнических границ является весьма затруднительным, а в идеале так и вовсе невозможным. Очевидно, что абсолютных этнических границ, разделяющих поле расселения одного этноса от поля расселения другого, в мире не существует: всегда находятся представители одного и того же этноса по обе стороны любой тщательно выверенной границы. В то же время представляется возможным максимально приблизить государственную границу к этнической, выделив территории с относительным численным преобладанием одного и другого этносов. В этой связи необходимо исследовать и такой параметр границы, как этническая контрастность. Определять этот параметр можно, например, сравнивая доли представителей того или иного этноса в населении по обе стороны границы.
При исследованиях границ важно также учитывать их геометрическую конфигурацию. Исследование геометрической конфигурации границ включает анализ их извилистости и наличия эксклавов. Можно говорить о геометрических свойствах границ как об их третьем параметре. При этом извилистые границы зачастую обладают меньшей легитимностью, и одна из сторон выступает за их спрямление. Граница, проведенная по прямой линии, иногда считается более правильной. Известный исследователь С. Джонс в одной из своих работ выделял пять наиболее распространенных концепций границ. Три из них больше связаны с морфологией границы — природные, национальные и геометрические. Две оставшиеся концепции определяются способом принятия решения о проведении границы — договорные или силовые (power-political) [Jones, 1959]. В случае межрегиональных границ гораздо сложнее говорить о договорной или силовой концепции их проведения, чем в случае международных границ. Межрегиональные границы практически всегда можно условно признать силовыми, так как они проводятся центром и как бы навязываются региональным сообществам. В то же время не следует говорить о насильственном характере их проведения, так как обычно межрегиональные границы проводятся с учетом объективных факторов и не вызывают большого протеста. Договорными межрегиональные границы, наоборот, не являются, поскольку регионы не заключают между собой договоров по их поводу. Хотя исторически можно вспомнить ситуации, когда межрегиональные границы служили границами между государственными образованиями (например, в Средние века) и были предметом договоров. Отталкиваясь от основных представлений о свойствах границ (природные, этнокультурные, геометрические), их типах (тип определяется доминирующим свойством) и способах легитимации (уровень легитимности связан с уровнем конгруэнтности границы в отношении тех или иных типов), можно предложить следующую классификацию межрегиональных границ. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства 1. Природные границы. На практике межрегиональные границы редко связаны с крупными природными объектами. Такая конгруэнтность характерна скорее для межгосударственных границ (и то не столь часто). В пределах государственной территории, как правило, нет такого числа крупных природных объектов, чтобы приспосабливать к ним сетку АТД. Тем не менее примеры существуют и заслуживают внимания. • Гидрографические границы проводятся по таким природным объектам, как Речные границы нередко встречаются в европейских странах. Например, во Франции Рона почти на всем протяжении отделяет одни департаменты от других (исключением служит район наиболее крупного города на этой реке — Лиона, который находится на обоих берегах Роны). Крупнейшая итальянская река По является частью северной границы Эмилии-Романьи. В Германии Рейн является "естественной" границей земли Рейнланд-Пфальц (столицы земель Рейнланд-Пфальц и Гессен — Майнц и Висбаден даже находятся почти напротив друг друга). В Нидерландах граница провинции Северный Брабант проходит по реке Маас. Однако речные границы более характерны для других континентов, где в процессе колонизации природные факторы сыграли основную роль в формировании систем АТД, так как природные объекты были наиболее удобными "вехами" в пространстве. Например, в США река Миссисипи отделяет одноименный штат от штатов Луизиана и Арканзас, а выше по течению — Иллинойс от Миссури. По реке Огайо проходит северная граница штата Кентукки, а река Колумбия отделяет штаты Вашингтон и Орегон. Еще в одной стране "нового освоения" — Канаде река Оттава стала границей двух крупнейших провинций — Онтарио и Квебек. В Австралии река Муррей обозначила границу Виктории и Нового Южного Уэльса. Множество речных межрегиональных границ отмечается в Бразилии. Например, самая крупная река Парана отделяет штаты Парана (то же название!) и Сан-Паулу от штатов Мату-Гросу-ду-Сул и Минас-Жерайс. Озерные границы чаще всего встречаются в северных странах с развитыми озерными системами. Например, крупнейшее шведское озеро Венерн разделено между ленами Вермланд и Вестра-Геталанд. Второе по величине шведское озеро Веттерн разделено между четырьмя ленами. • Орографические границы проводятся по водоразделам. Обычно внутри го ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры Хотя это не означает полное отсутствие орографических границ: при проведении межрегиональных границ могут использоваться мелкие водоразделы местного уровня. Более часто орографические границы встречаются в Испании, стране, для которой характерно наличие на ее территории множества горных хребтов. Один из ярких примеров — Кантабрийские горы, которые отделяют Астурию и Кастилию-Леон. 2. Геометрические границы представляют собой прямые линии. Обычно они Одним из самых ярких примеров являются США, где основная часть границ между штатами проведена по прямым линиям, и границы носят ярко выраженный антецедентный характер. Даже на староосвоенном Атлантическом побережье можно встретить множество примеров протяженных геометрических границ: граница штата Делавэр, граница Вирджинии и Северной Каролины. Границы — прямые линии характерны для Канады, Австралии, Аргентины и других подобных государств. 3. Этнокультурные границы (или национальные границы, если следовать классификации С. Джонса26) проводятся по линиям, разделяющим ареалы компактного проживания различных этносов. В чистом виде они встречаются редко. Даже в Индии и Эфиопии, где этнокультурные границы являются наиболее распространенным типом, их подробное изучение позволяет выявить невысокий уровень конгруэнтности. 4. Исторические границы определяются там, где они существуют без изменений на протяжении многих поколений. Такие границы превратились в традицию и не нуждаются в иных обоснованиях. Этот тип границ распространен прежде всего в европейских странах с устойчивыми региональными структурами субнационального уровня. На протяжении веков некоторые межрегиональные границы сохраняются в Швейцарии, Австрии, Германии, Нидерландах, Бельгии и др. 5. Демографические границы соответствуют сложившимся системам расселения и транспортной инфраструктуры (их иногда называют экономическими, но это — некорректный термин). Выделение таких границ является условностью, поскольку точно определить границу между сферами влияния двух центров нельзя. Поэтому можно говорить лишь о приблизительном соответствии межрегиональных границ сложившимся узловым районам и системам "центр — периферия". Также надо учитывать, что изменение границы может привести и к изменению узлового района, который будет "подстраиваться" под новые границы по мере переориентации вновь присоединенных территорий на новый административный центр. Проведение границы любого из пяти указанных выше типов не решает общую проблему конгруэнтности. Следование одному из принципов всегда означает 26 На наш взгляд, понятие "этнокультурные границы" шире, чем понятие "национальные границы". Понятие "этнокультурные границы" позволяет рассматривать границы, учитывающие конфессиональные и субэтнические различия. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства отсутствие другого принципа, что может привести к пограничным спорам, дать основания для предложений о пересмотре границ. Идеальные межрегиональные границы просто невозможны, а потому существует огромное количество потенциальных споров. Можно сделать вывод, что любая межрегиональная граница имеет конвенциональный характер или, другими словами, условна. Так, в одних странах преобладают природные и геометрические границы (США, Канада, Австралия). При этом некоторые административные границы в США рассекают городские агломерации, т.е. совершенно не соответствуют системам расселения. Канзас-Сити поделен примерно пополам границей штатов Канзас и Миссури. Абсолютизация этнокультурных принципов может привести к появлению очень причудливых границ, геометрически неправильных регионов с эксцентриситетом и эксклавами. Это видно по нынешней карте Эфиопии, особенно на примере штата Оромия, а также по карте Боснии и Герцеговины (крайне сложная геометрическая форма Республики Сербской). Учитывая столь сложную ситуацию, государство обычно следует принципу конвенциональное™, не пытаясь менять свои внутренние границы по любому поводу. При наличии огромного количества теоретически возможных претензий власти соглашаются на закрепление системы сложившихся границ и идут на их пересмотр лишь в редких случаях, когда бездействие может вызвать массовые протесты. 2.2.5 Пограничный спор как отражение конфликта в системе административно-территориального деления Пограничные споры являются возможным явлением в системе АТД, которая, как было показано выше, редко отличается высокой конгруэнтностью и носит конвенциональный характер. В политической регионалистике возможно ограниченное применение теории пограничных споров с учетом того, что количество потенциальных споров огромно, а число актуальных споров между регионами, наоборот, минимально. Такая ситуация объясняется тем, что прерогатива в определении межрегиональных границ, как правило, остается за центром, а политические движения на местах, выступающие за пересмотр границ, имеют слабые перспективы. Обычно межрегиональные пограничные споры носят латентный характер и связаны с бытовым недовольством теми или иными ситуациями низкой конгруэнтности. Политическая артикуляция межрегионального пограничного спора чаще всего происходит в случае подъема местного национального движения, выступающего за автономию или сецессию, или в случае явной принадлежности участка территории к сфере влияния другого региона. Такие процессы более характерны для федераций (где регион имеет более высокий статус в национальной территориально-политической системе) или нестабильных многонациональных государств. ¶ 2.2 Политико-административные границы и пограничные споры В этой связи следует иметь представление об основных типах пограничных споров, которые делятся на четыре группы: • территориальные; • позиционные; • функциональные; • ресурсные. "Первый тип спора может быть описан как территориальный пограничный спор, который возникает в зависимости от определенных качеств прилегающей приграничной территории, которые делают ее привлекательной для страны, инициирующей спор. Второй тип пограничного спора относится к актуальному размещению границы и обычно включает спор по поводу интерпретации терминов, используемых при определении границы на стадиях размещения, делимитации или демаркации. Этот тип может быть назван позиционным пограничным спором. Как территориальные, так и позиционные споры могут быть решены в пользу государства, выдвигающего претензии, только с изменением положения границы; два оставшихся типа могут быть разрешены без изменений в размещении границы. Третий тип возникает в связи с функциями государства в отношении границы, и они могут быть описаны как функциональные пограничные споры. Такие споры могут возникать, поскольку государства усердно применяют определенные правила или небрежно относятся к существующим правилам. Последний тип споров относится к использованию каких-либо трансграничных ресурсов, таких, как река или угольное месторождение. Споры такого типа обычно имеют целью создание какой-либо организации, которая будет управлять использованием определенного ресурса, и они могут быть названы спорами по поводу использования ресурсов" [Prescott, 1987, р. 98]. На субнациональном уровне функциональные споры практически не распространены, поскольку регионы не определяют режим границы, а сам этот режим является очень условным. Остальные типы пограничных споров теоретически возможны, но на практике встречаются редко. Отталкиваясь от другой классификации [Burghardt, 1973], можно предложить деление территориальных споров на две большие группы — топографические и историко-культурные. Топографические территориальные споры аргументированы географическим положением некоторой территории. Одна из сторон полагает, что территория географически тяготеет к ней, а не к тому региону, который ею владеет. Конечно, в природе нет силы географического тяготения, однако в ряде случаев территориальные споры этого типа выглядят обоснованными. В регионах может возникать эксцентриситет, сильное несоответствие границ региона системе расселения и отношениям "центр — периферия". В результате определенное локальное сообщество ¶6 Зак. 624 ¶161 ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства может находиться гораздо ближе к столице соседнего региона, нежели своего собственного. Поэтому основания для топографического территориального спора есть. Историко-культурные территориальные споры мотивированы ссылками на прошлую историческую принадлежность некоторой территории или ее этнокультурную близость к другому региону (обычно в случае явного несоответствия межрегиональных границ этническим). В заключение отметим, что субнациональный уровень политической идентичности недостаточен для того, чтобы вызывать острые споры и нарушать правило конвенциональности, на котором обычно настаивает центр. Поэтому основная борьба на субнациональном уровне ведется за создание новых единиц или изменение их статуса. 2.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|