Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Уральский федеральный округ




В состав Уральского федерального округа входят четыре области — Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Наиболее устойчивые политические режимы сформировались в автономных округах. Прежде всего, выделяется Ханты-Мансийский АО, где губернатор А. Фи­липенко занял эту должность в 1991 г. и дважды одерживал победу на практически безальтернативных выборах (ранее возглавлял окружной исполком, входя в первый эшелон партийно-советской номенклатуры округа). В Ямало-Ненецком АО Ю. Не­елов был назначен губернатором в 1994 г. и также сумел стабилизировать полити­ческую ситуацию, уверенно переизбравшись два раза39. В 2005 г. А. Филипенко и Ю. Неелова назначил на их должности президент России.

Наименее стабильной политическая ситуация выглядит в Курганской облас­ти — самом слаборазвитом регионе Уральского федерального округа. Еще до выбо­ров 1996 г. в области поменялся губернатор: место бывшего председателя облис­полкома В. Герасимова занял его первый заместитель А. Соболев. Однако А. Со­болев не создал сильную правящую группу и на выборах 1996 г. даже не прошел во второй тур. Новым губернатором был избран бывший председатель областного совета О. Богомолов, поддержанный левой оппозицией. В 2000 и 2004 гг. О. Бого­молову удавалось переизбраться на второй и третий сроки соответственно, но каж­дый раз выборы проходили в условиях высокой конкуренции.

Стабильность в остальных регионах Уральского федерального округа оцени­вается как средняя. В Свердловской области политический режим ассоциируется с именем губернатора Э. Росселя, бывшего председателя облисполкома и выходца из местных строителей. В 1991 г. Б. Ельцин назначил его губернатором, но уже в 1993 г. отстранил от должности за излишнюю самостоятельность, проявленную при соз-

м Ранее губернатором янлялси ненец Л. Баяндин, до 1991 г. руководивший окрис-полкомом. Ю. Неелов представлял новую, "комсомольскую" группу: он возглавлял окруж-ком ВЛКСМ, потом — Тюменский обком комсомола.

Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России

дании Уральской республики. Однако в 1995 г. Э. Россель вернулся к власти через выборы, обыграв губернатора А. Страхова. С тех пор он еще два раза избирался гу­бернатором, а в 2005 г. был назначен на губернаторский пост президентом России. С одной стороны, это позволяет говорить о политической стабильности. Но, с дру­гой стороны, Э. Росселю никогда не удавалось выиграть выборы в первом туре.

В другом промышленно развитом регионе — Челябинской области полити­ческая ситуация в начале 1990-х гг. также отличалась нестабильностью. Позиции губернатора В. Соловьева оценивались как довольно слабые. В 1993 г. его противни­ки во главе с председателем областного совета П. Суминым организовали губерна­торские выборы, на которых П. Сумин одержал победу. Однако эти выборы не были признаны федеральным центром, и В. Соловьев остался губернатором. П. Сумин пришел к власти при поддержке оппозиции в 1996 г., после чего его группа получила статус правящей, и началась относительная стабилизация. В 2000 г. П. Сумин выиг­рал очередные выборы, а в 2005 г. был назначен на свой пост президентом России.

Тюменская область также относится к числу среднестабильных регионов. Первая смена власти произошла здесь в 1993 г., когда губернатор Ю. Шафраник, выходец из "нефтяной" элиты, бывший председатель областного совета, возглавил министерство топлива и энергетики. В 1993—2000 гг. руководителем области являлся бывший первый заместитель Ю. Шафраника Л. Рокецкий, ранее — председатель облисполкома. Подобно Ю. Шафранику, Л. Рокецкий сделал карьеру на Севере, в Ханты-Мансийском АО, после чего занял статусную должность в Тюмени.

Отсутствие консолидации в элите Тюменской области на том этапе объяс­нялось противоречиями между Севером и Югом. Реальная консолидация вокруг губернатора происходила только на Юге. Из-за этого в 2001 г. Л. Рокецкий про­играл выборы бывшему председателю окружной думы Ханты-Мансийского АО С. Собянину, поддержанному Севером40. После прихода к власти С. Собянина в Тюмени началось формирование новой правящей группы, несмотря на происхожде­ние нового губернатора, тоже дистанцированной от элиты Севера. В 2005 г. С. Со­бянина назначил на должность губернатора президент страны. В конце 2005 г. С. Со-бянин перешел в Москву на должность главы администрации президента России. На его место был назначен мэр Тюмени В. Якушев, ранее работавший заместителем С. Собянина в областной администрации.

В условиях крупных экономически развитых регионов экономические фак­торы не могут не оказывать главного влияния на дифференциацию элиты. Однако практически нигде не произошло распада элиты на самостоятельные "экономиче­ские" группы. Это объясняется политикой губернаторов и особенностями полити­ческих режимов. Так, Ханты-Мансийский АО отличается значительным полицент-

40 На момент выборов С. Собянин являлся первым заместителем полпреда прези­дента в Уральском федеральном округе.

8.4 Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации

ризмом, напоминая с этой точки зрения Московскую область. Все "экономические" группы влияния, связанные с крупнейшими нефтяными компаниями России, лока­лизованы, их влияние велико в определенных городах (нередко они контролируют городскую власть). На окружном уровне политический режим предполагает вы­страивание "равноудаленных" отношений с этими группами и учет их интересов. Попытка любой группы захватить власть натолкнется на консолидацию всех про­чих групп. Поэтому гибкая политика А. Филипенко, не связанного напрямую ни с одной нефтяной компанией, устраивает "экономические" группы. В результате по­литический режим в округе стал безальтернативным, несмотря, а, может быть, бла­годаря тому, что в округе представлены ведущие российские корпорации.

В меньшей степени это справедливо для Ямало-Ненецкого АО, особенность которого состоит в доминировании Газпрома. С точки зрения взаимодействия с раз­личными компаниями правящую группу в Ямало-Ненецком АО также можно при­знать успешной.

Для Свердловской области также характерно наличие множества бизнес-групп, причем разного экономического профиля. Но в политике они предпочитали играть роль автономных субгрупп в составе правящей группы. Отмечалось формиро­вание самостоятельной группы во главе с тогдашним генеральным директором одно­го из ведущих предприятий области — Нижне-Тагильского металлургического ком­бината С. Носовым. Однако С. Носов в конечном итоге отказался от выдвижения на губернаторский пост. Хотя теоретическая возможность превращения тех или иных бизнес-групп в оппозиционные группы влияния, активно действующие в политиче­ской сфере, в регионе существует. Например, в 1999 г. в выборах участвовал предста­витель такой бизнес-группы А Вихарев, который занял третье место. В Челябинской области противоречия между властью и некоторыми бизнес-группами оказались сильнее. Этим объясняется выдвижение крупного бизнесмена В. Гартунга на губер­наторских выборах 2000 г. (затем он некоторое время успешно руководил Россий­ской партией пенсионеров), а также формирование активной оппозиционной груп­пы вокруг депутата Госдумы и предпринимателя М. Юревича.

Интересно, что экономические факторы привели к расслоению элиты как раз в самом бедном регионе — Курганской области. Очевидно, что "политизация" эко­номических групп объяснялась слабостью губернаторского режима, как прежнего, так и последующего. Поэтому на выборах 1996 г. второе место после О. Богомолова занял представитель директорского корпуса В. Колташов, а на выборах 2000 г. — дру­гой заметный директор Н. Багрецов.

Географические факторы играют огромную роль в процессах дифференциа­ции элит в регионах Уральского округа. Практически все регионы отличаются значи­тельным полицентризмом. Крайние формы он принимает в Ханты-Мансийском АО, где сложилось множество очень крупных, но при всем при том локализованных групп, связанных с городскими властями и (или) нефтяными компаниями. В Хан-

Глава 8 Расстановка политических сил в регионах России

ты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО не просто распространен, но практически доминирует феномен "муниципальных автономий", поскольку в небольших ок­ружных центрах сосредоточен только ресурс политического влияния окружного уровня. Обособленное положение в Челябинской области занимает Магнитогорск, где расположено самое крупное предприятие региона — Магнитогорский металлур­гический комбинат. Свои группы влияния сложились вокруг городских властей в Кургане (А. Ельчанинов), Тюмени (С. Киричук — мэр до 2005 г.), Челябинске (В. Та­расов, затем крупный местный бизнесмен М. Юревич).

В то же время попытки локальных групп влияния играть роль оппозиции встречаются достаточно редко: полицентризм настолько велик, что не позволяет ло­кальным группам претендовать на власть в масштабах всего региона. Наиболее важ­ным примером является формирование в Екатеринбурге оппозиционной Э. Росселю группы мэра А. Чернецкого. Однако выборы 1999 г. показали ограниченность воз­можностей таких групп в условиях крупных и полицентрических регионов: А. Чер-нецкий занял третье место.

В условиях консолидации или, как минимум, коалиционного характера пра­вящих групп интересным феноменом стало появление несистемных групп во главе с лидерами популистского толка. Эти группы и пытались взять на себя роль оппо­зиции — в отсутствие сильных и популярных организаций КПРФ (политическая культура промышленного Урала оказалась неблагоприятной для КПРФ). В Сверд­ловской области такая группа сложилась на основе левопопулистского движения "Май". Основатели этого движения и стали главными соперниками Э. Росселя на выборах 1999 и 2003 гг. (сначала А. Бурков, затем — А Баков, к тому времени прим­кнувший к Партии возрождения России). Подобные тенденции отмечались и в Тю­менской области, где на выборах 1996 г. главным соперником Л. Рокецкого стал биз­несмен С. Атрошенко, на протяжении нескольких лет возглавлявший Партию пен­сионеров.

8.4.6





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.