Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проф. самоопределение субъекта труда. Психол. обеспеч. проф. самоопределения.




Исследования показывают, что наибольшее влияние оказывает воспитательная работа школы и учителей.

В процессе обучения и воспитания ребенку передается общественно-исторический опыт предшествующих поколений, осуществляется планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Проф. самоопределение постоянно подвержено влиянию разнообразных факторов. Процесс проф. самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации.

Процесс проф. самоопредел. включает развитие самосознания, формирование сис-мы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопредел. человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.Большое влияние на процесс проф. самоопределения оказ. проф. самосознание. Речь идет о соотн-ии личностью возникающих целей со своими идеалами, представлений о ценностях со своими возможностями. Проф. самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

13.Проф. ориентация. Пр-пы проф. ориентации.

Проф. ориентация – проф. просвещение, информир-ие о мире профессий;

Профориентац. работа в школе, рассматривается как особая, специфич. деят-ть. Проф. ориентация – процесс ознакомления уч-ся с профессиями и видами труда, в соотв. с имеющ-ся склонностями и способностями.

Принципы:1) Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу. 2) Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. 3) Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. 4) Принципом развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и проф.мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе.

Проф.пригодность.

В вопросах профпригодности нужно разбираться индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны.

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.

Степени профпригодности (Е.А.Климов):

· Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией.

· Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

· Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характ-ся не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

· Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора.

Проф. отбор - мероприятия, позволяющие "принять решение о зачислении кандидатов, которые по результатам псих-х испытаний имеют больше шансов для пригодности к деятельности".

Профотбор сис-ма ср-в, обеспе. оценку взаимосоотв. чел. и профессии в тех видах деят-ти, кот. осущ. в условиях, требующих от чел. ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоц-но-волевой регуляции.

Основой проф. отбора явл. конкретные нормативные харак-ки профессии: социальные; организационные, позволяющие врачам, психологам, подбирать, разрабатывать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соотв. конкр. проф. деятельности.

Система психолог. отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс соц. диагностич. мет-к (Методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии") и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации диагностич. Инф-ции и составления прогнозов; показатели проф. эффект-ти и критерии оценки успешности деят-ти; логические и математические аппараты верификации прогнозов.

 

 

Работоспособность. Динамика работоспосбности.

Работоспособность отражает возможности человека произвести работу на определенном отрезке времени. В зависимости от вида трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Работоспособность определяется адаптированностью, подготовленностью работника к данному виду труда, степенью тренированности организма.

Фазы работоспособности:

1) фаза врабатывания (активность постепенно различных физиологических систем организма "настраивается" на оптимальное обеспечение данного вида труда).

2) фаза устойчивой работоспособности (максимальная производительность)

3) фаза снижения работоспособности.

После перерыва вновь повторяются все фазы - врабатывания, максимальной работоспособности, ее снижения.

Во второй половине рабочей смены максимальная работоспособность ниже, чем в первой. Работоспособность имеет свойства периодически изменяться в течение суток, по дням недели и сезонам года.

У большинства людей с чётким режимом дня, особенно современным, каждый день в одно и то же время отходом ко сну и утренним подъёмом, в вечерние часы в коре головного мозга всё интенсивнее нарастает торможение и работа в это время оказывается не продуктивной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...