Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление психологических характеристик в деятельности




Важным компонентом деят-ти ЧО явл. прием инф-ии об объекте управления, кот. обеспеч. ощущением, восприятие, представление и мышление. Восприятие как основа процесса приема информации харак-тся такими св-вами как целостность — осмысленность, избирательность — преимущественное выделение одних объек­тов по сравнению с другими, константность. Перечисленные свойства имеют большое значение для пра­вильного построения средств отображения инфор­мации.

Физиологической основой восприятия является работа анализаторов. Наибольшее значение для дея­тельности оператора имеют зрительный, слуховой и осязательный анализаторы. Основны­ми характеристиками любого анализатора являются пороги — верхний и нижний.

Для оператор. деят-ти характ-ми явл. действия, связ-ые с восприятием движ-хся объектов.

Значительная часть информации в системах управления поступает к человеку в форме звуковых сигналов. Слуховой анализатор человека улавливает форму волны, обнаруживает и опознает звуки в большом, позволяет звуковые раздра­жения и определять направление звука, а также удаленность его источника.

Взаим-ие анализаторов необх. учитывать и при предъявлении чело­веку полимодальных сигналов. Один из видов полимодальных сигналов —одновременное воздействие сигнала на разные анализаторы. В ряде случаев дубли­рование сигналов является средством повышения надежности передачи информации оператору.

48. Инженерно-психологич. проект-ие СЧМС. Распред-ие функций м/у чел. и машиной. Сущ-ть процесса проектирования закл-ся в последоват-ом определе­нии объекта на основе проверки соот­в-ия результ-ов разработки поставл. требованиям.

Инженерно-психолог. проектир. СЧМС — это процедура реализации треб-ий к ср-вам, сод-ию и усл-ям проектир. сис-мы, определяемым психо­логич., физиологич. и гигиенич. особ-ми деят-ти ЧО. Целью явл. решение вопросов, касающ. орг-ции взаим-ия чел. с машиной на всех этапах проектир-ия. Предметом явл. разработка предложений по рациональн. постр-ию способов, ср-в, усл-ий деят-ти в СЧМС с точки зрения обеспечения эффек­тивности и безопасности труда.

Распред-ие функций. Распред-ие функций м/у чел. и машиной нач-ся на ранних ста­диях проектир-ия и явл. пошаговым процессом. Распред-ие функций, начинается с отбора отдельных функций для машины. Все остальные задачи ранжируются по ряду харак-к (кол-во вариантов решения задачи, достовер­ность инф-ии, вероятн. появления данной задачи, сложность решения зада­чи. Распред-ие оставшихся задач осущ-ся по след-му принци­пу: задачи, разрешаемые с учетом многих признаков, имеющие много вариантов решений, отлич-ся высокой неопредел-тью инф-ции, незначит-ой логич. и вычислит. сложностью. Задачи с противополож. св-ми возлагаются на машину.

Кроме качеств-ых, сущ-ют и колич-ые методы распред-ия функ­ций, в основу кот. положено сопост. надежности, временных, информа­ц. и др. показателей работы человека и машины.

Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к ср-вам отобр. инф-ии.

Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей сре­де), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме.

Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. мо­дели пр-са управл-ия. Инфор. модель должна удовл-ть след. осн. треб-ям:

1) состав, форма и объем предъявления инфор. должны соотв. как решаемым задачам, так и психологич. возмож-ям чел. (уровню чувстви­тельности анализаторов, объему памяти, скорости переработки информ.);

2) содер-ие сигналов должно быть лаконичным, опред-ым и не допускать разных интерпретаций;

3) форма сигналов не должна треб-ть от ЧО их доп. переко­дир-ия;

4) сигналы должны обеспеч-ть оператору возможность предвидения ситуации и результатов своих действий;

5) характеристики сигналов (интенсивность, длительность, пространственное по­ложение) должны обеспечивать необходимый уровень их дифференцированного вос­приятия;

6) общий объем сигналов должен исключить дефицит информации или перегруз­ку ею;

7) источники наиболее значимых сигналов следует размещать в тех зонах сенсор­ного поля, где обеспечивается их наилучшее восприятие.

Удовлетворение перечисленных требований возможно различными способами. Так, адекватность отображения сообщения, словесной инструкции достигается ис­пользованием оптических табло с трафаретами;

Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к органам управления.

Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей сре­де), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме.

Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. мо­дели пр-са управл-ия.

Требования к ОУ:

1) ОУ, связанные с опред. последоват-ю действий оператора, не­обх. располагать так, чтобы действия осущ-лись слева направо и сверху вниз;

2) ОУ должны выбираться с учетом сложи-хся у чел. стереотипов движе­ний.

3) располож-ие ОУ должно осущ-ся с учетом пр-па экономии дви­жений, кол-во кот. должно быть мин-но, они должны быть просты и ритмичны;

4) располож. ОУ должно обесп. равномерность загрузки обеих рук и ног оператора;

5) ОУ должны обладать достат-ым сопротивл., чтобы уменьшить возмож-ть случ-ого вкл-ия;

6) для предупреждения аварийных ситуаций из-за случайного ОУ ЧО должен быть обеспечен надежной сигнал-ей;

7) чтобы не перепутать ОУ при их использовании без зрительного контроля, они должны кодироваться формой или цветом,

ОУ могут приводиться в движение с помощью рук или ног оператора. Ручное управление предпочтительнее ножного, когда требуется высокая скорость и точность установки ОУ в определенное положение.

К каждому типу ОУ предъявляются специфические инженерно-психологические требования.

 

Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к организации рабочего места и к рабочей среде.

Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей сре­де), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме.

Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. мо­дели пр-са управл-ия.

При проектировании рабочего места должны быть соблюдены следующие общие ИПТ:

1) обеспечены зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а также связь между операторами в процессе выполнения общей трудовой задачи;

2) созданы средства защиты операторов от воздействия опасных и вредных про­изводственных факторов;

3) создано рабочее пространство, позволяющее оператору осуществлять все необ­ходимые движения и перемещения в процессе выполнения трудовой деятельности.

Инженерно-психологическое проектирование СЧМС. Содержание и этапы.

Сущ-ть процесса проектирования закл-ся в последоват-ом определе­нии объекта на основе проверки соот­в-ия результ-ов разработки поставл. требованиям.

Инженерно-психолог. проектир. СЧМС — это процедура реализации треб-ий к ср-вам, сод-ию и усл-ям проектир. сис-мы, определяемым психо­логич., физиологич. и гигиенич. особ-ми деят-ти ЧО. Целью явл. решение вопросов, касающихся орг-ции взаим-ия чел. с машиной на всех этапах проектир-ия. Предметом явл. разработка предложений по рациональн. постр-ию способов, ср-в, усл-ий деят-ти в СЧМС с точки зрения обеспечения эффек­тивности и безопасности труда. Включает в себя ряд эта­пов:

1) разработка тех-ого задания — определение возмож. участия чел. в работе системы, основных видов и усл-ий работы, а также ограничений в деят-ти;

2) разработка технич. предл-ия — поиск конкретных решений и их дета­лизация в соответ. с конструкт-м замыслом, определение задач системы и условий их решения.

3) разработка эскизного проекта — принятие решения о задачах чел. при об­служ-ии сис-мы, содержании его деят-ти.

4) разработка технич. проекта — отработ­ка конкретн. решений о стр-ре деят-ти ЧО, оценка их загрузки, подготовка конструкт-ой докум-ции для из­готовл-я опытного образца объекта.

5) изготовление и испытание опытного образца — оценка и коррекция принятых ранее решений, обо­снование предложений по организ-ии операторской деят-ти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...