Проявление психологических характеристик в деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Важным компонентом деят-ти ЧО явл. прием инф-ии об объекте управления, кот. обеспеч. ощущением, восприятие, представление и мышление. Восприятие как основа процесса приема информации харак-тся такими св-вами как целостность — осмысленность, избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, константность. Перечисленные свойства имеют большое значение для правильного построения средств отображения информации. Физиологической основой восприятия является работа анализаторов. Наибольшее значение для деятельности оператора имеют зрительный, слуховой и осязательный анализаторы. Основными характеристиками любого анализатора являются пороги — верхний и нижний. Для оператор. деят-ти характ-ми явл. действия, связ-ые с восприятием движ-хся объектов. Значительная часть информации в системах управления поступает к человеку в форме звуковых сигналов. Слуховой анализатор человека улавливает форму волны, обнаруживает и опознает звуки в большом, позволяет звуковые раздражения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Взаим-ие анализаторов необх. учитывать и при предъявлении человеку полимодальных сигналов. Один из видов полимодальных сигналов —одновременное воздействие сигнала на разные анализаторы. В ряде случаев дублирование сигналов является средством повышения надежности передачи информации оператору. 48. Инженерно-психологич. проект-ие СЧМС. Распред-ие функций м/у чел. и машиной. Сущ-ть процесса проектирования закл-ся в последоват-ом определении объекта на основе проверки соотв-ия результ-ов разработки поставл. требованиям. Инженерно-психолог. проектир. СЧМС — это процедура реализации треб-ий к ср-вам, сод-ию и усл-ям проектир. сис-мы, определяемым психологич., физиологич. и гигиенич. особ-ми деят-ти ЧО. Целью явл. решение вопросов, касающ. орг-ции взаим-ия чел. с машиной на всех этапах проектир-ия. Предметом явл. разработка предложений по рациональн. постр-ию способов, ср-в, усл-ий деят-ти в СЧМС с точки зрения обеспечения эффективности и безопасности труда.
Распред-ие функций. Распред-ие функций м/у чел. и машиной нач-ся на ранних стадиях проектир-ия и явл. пошаговым процессом. Распред-ие функций, начинается с отбора отдельных функций для машины. Все остальные задачи ранжируются по ряду харак-к (кол-во вариантов решения задачи, достоверность инф-ии, вероятн. появления данной задачи, сложность решения задачи. Распред-ие оставшихся задач осущ-ся по след-му принципу: задачи, разрешаемые с учетом многих признаков, имеющие много вариантов решений, отлич-ся высокой неопредел-тью инф-ции, незначит-ой логич. и вычислит. сложностью. Задачи с противополож. св-ми возлагаются на машину. Кроме качеств-ых, сущ-ют и колич-ые методы распред-ия функций, в основу кот. положено сопост. надежности, временных, информац. и др. показателей работы человека и машины. Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к ср-вам отобр. инф-ии. Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей среде), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме. Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. модели пр-са управл-ия. Инфор. модель должна удовл-ть след. осн. треб-ям: 1) состав, форма и объем предъявления инфор. должны соотв. как решаемым задачам, так и психологич. возмож-ям чел. (уровню чувствительности анализаторов, объему памяти, скорости переработки информ.); 2) содер-ие сигналов должно быть лаконичным, опред-ым и не допускать разных интерпретаций;
3) форма сигналов не должна треб-ть от ЧО их доп. перекодир-ия; 4) сигналы должны обеспеч-ть оператору возможность предвидения ситуации и результатов своих действий; 5) характеристики сигналов (интенсивность, длительность, пространственное положение) должны обеспечивать необходимый уровень их дифференцированного восприятия; 6) общий объем сигналов должен исключить дефицит информации или перегрузку ею; 7) источники наиболее значимых сигналов следует размещать в тех зонах сенсорного поля, где обеспечивается их наилучшее восприятие. Удовлетворение перечисленных требований возможно различными способами. Так, адекватность отображения сообщения, словесной инструкции достигается использованием оптических табло с трафаретами; Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к органам управления. Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей среде), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме. Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. модели пр-са управл-ия. Требования к ОУ: 1) ОУ, связанные с опред. последоват-ю действий оператора, необх. располагать так, чтобы действия осущ-лись слева направо и сверху вниз; 2) ОУ должны выбираться с учетом сложи-хся у чел. стереотипов движений. 3) располож-ие ОУ должно осущ-ся с учетом пр-па экономии движений, кол-во кот. должно быть мин-но, они должны быть просты и ритмичны; 4) располож. ОУ должно обесп. равномерность загрузки обеих рук и ног оператора; 5) ОУ должны обладать достат-ым сопротивл., чтобы уменьшить возмож-ть случ-ого вкл-ия; 6) для предупреждения аварийных ситуаций из-за случайного ОУ ЧО должен быть обеспечен надежной сигнал-ей; 7) чтобы не перепутать ОУ при их использовании без зрительного контроля, они должны кодироваться формой или цветом, ОУ могут приводиться в движение с помощью рук или ног оператора. Ручное управление предпочтительнее ножного, когда требуется высокая скорость и точность установки ОУ в определенное положение. К каждому типу ОУ предъявляются специфические инженерно-психологические требования.
Инж-но-психолог. треб-ия. Треб-ия к организации рабочего места и к рабочей среде.
Форм. инж-психол. треб-ия (ИПТ) к новым системам — треб-ия к СЧМС (ее обор-ию, рабочей среде), определ-ые харак-ми чел. и устанавл-ые для обесп-ия его эффек-ой и без-ой деят-ти в сис-ме. Ср-ва отображ-ия инф-ии (СОИ) явл. технич. осн-ой для пост-ия информац. модели пр-са управл-ия. При проектировании рабочего места должны быть соблюдены следующие общие ИПТ: 1) обеспечены зрительные и слуховые связи оператора с оборудованием, а также связь между операторами в процессе выполнения общей трудовой задачи; 2) созданы средства защиты операторов от воздействия опасных и вредных производственных факторов; 3) создано рабочее пространство, позволяющее оператору осуществлять все необходимые движения и перемещения в процессе выполнения трудовой деятельности. Инженерно-психологическое проектирование СЧМС. Содержание и этапы. Сущ-ть процесса проектирования закл-ся в последоват-ом определении объекта на основе проверки соотв-ия результ-ов разработки поставл. требованиям. Инженерно-психолог. проектир. СЧМС — это процедура реализации треб-ий к ср-вам, сод-ию и усл-ям проектир. сис-мы, определяемым психологич., физиологич. и гигиенич. особ-ми деят-ти ЧО. Целью явл. решение вопросов, касающихся орг-ции взаим-ия чел. с машиной на всех этапах проектир-ия. Предметом явл. разработка предложений по рациональн. постр-ию способов, ср-в, усл-ий деят-ти в СЧМС с точки зрения обеспечения эффективности и безопасности труда. Включает в себя ряд этапов: 1) разработка тех-ого задания — определение возмож. участия чел. в работе системы, основных видов и усл-ий работы, а также ограничений в деят-ти; 2) разработка технич. предл-ия — поиск конкретных решений и их детализация в соответ. с конструкт-м замыслом, определение задач системы и условий их решения. 3) разработка эскизного проекта — принятие решения о задачах чел. при обслуж-ии сис-мы, содержании его деят-ти. 4) разработка технич. проекта — отработка конкретн. решений о стр-ре деят-ти ЧО, оценка их загрузки, подготовка конструкт-ой докум-ции для изготовл-я опытного образца объекта. 5) изготовление и испытание опытного образца — оценка и коррекция принятых ранее решений, обоснование предложений по организ-ии операторской деят-ти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|