Определение понятий «труд», «профессия», «специальность»
Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде. К ол-ый труд (по Леонтьеву) в психолог. плане харак-ся след-им: Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны. Е. А. Климовым выделены были также более конкретные психологические признаки труда: 1) знание о продукте — результате труда; осознание его соц. значимости; 2) сознание обязательности достижения заданного результата, понимание ответственности; 3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними ср-вами деят-ти, практическое владение средствами деятельности; Професиия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Специальность — это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему взамен затраченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.
Профессиография. Пр-пы составления профессиограм. Профессиография - практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.
Принципы: Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям. На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения. Противопоказания к деятельности практического психолога. Не может быть практическим еловек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией. Кл. как м-д из-ия труд. деят. Кл. видов труда, профессий Кл. видов труда делится: 1) По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выдел. физический и умственный труд. 2) Однообразный и монотонный 3) В завис. от усл-ий выдел. труд в комфортных усл-ях, в необыч-ых усл-ях при постоян. воздействии неблагоприятных факторов, в экспериментальных условиях 4) По форме организации деят-ти (с определ. распорядком работы), нерегламентированным (со свобод. распорядком), смешанный. 5) Индивид. и коллективный Совмест. деят-ть – организ-ая сис-ма труд. активности совок-ти субъектов труда, объедин-ых единством мотивов и целей деят-ти, ее пространственно-временных усл-ий, управлением и согласованием составл-их ее инд-ых деят-тей. Среди осн. характер-к субъекта совместн. деят-ти необх. выделить целенаправленность, Ур-нь целостности, организованность, результативность, временные особ-ти условий жизнедеятельности коллективного субъекта. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему.
Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен. Классификация профессий: (Климов) 1) Человек – природа (Ч–П); 2) Человек – техника (Ч– Т); 3) Человек – человек (Ч–Ч); 4) Человек – знак (Ч–З); 5) Человек – художественный образ (Ч – Х) Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий. Проф. ЗУНы практ. псих-га. Важнейшее кач-во деят-ти психолога – проф. компетентность. Психолог долж быть разностороне подготовл. специал-ом. Он должен иметь определ. совокупность не только психолог. знаний, но и знаний в области философии, истории, педагогики, социологии. Проф. псих-ие кач-ва практ. псих-га. Проф. позиция псих-га. Важным для психолога, являются индивидуально-психологические, личностные характеристики психолога. Можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) психолога: · социально-психол. ПВК психолога – хорошая адаптивность, выносливость, гибкость, общительность, организованность, радушие, самообладание, тактичность, толерантность, чуткость, эмпатичность;
· индивидуально-психологические ПВК психолога – добросовестность, интуитивность, настойчивость, ответственность, открытость, рассудительность, рефлексивность, самостоятельность, целеустремлён. Важен также уровень самооценки профессионала психолога, его уверенности в способности к творческой деятельности, позитивному восприятию своего прошлого опыта в свете творческой деятельности, т.к., сниженная самооценка и ощущение собственной "неблагополучности" в проблемно-конфликтных ситуациях ведёт к регрессивной личностной позиции, связанной с избеганием решения сложных, непредсказуемых и конфликтных профессиональных задач, выбором стратегии ухода, проявлением механизмов личностной защиты. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях. Ф-ры, вл. на профприг. Профориен-ия построена на сопоставл. психол. кач-в инд. с кач-ми необх-ми для какой-либо проф-ии.Сов-ть кач-в необх.для проф.ложится в ос-ву профпригод Профпригод. вкл. обяз-но два компонента: человека и спец-ть и обознач. взаим. соотв-ие. Профприг. необх. рассм. инд. и конкретно, потому, что на одной и той же работе разные люди добив-ся успеха за счет разных сочет-ий своих личн. кач-в. Люди отлич-ся один от др. по своим личн. кач-вам. Личн. кач-ва – фак-ры (Климов): 1. Гражд-ие кач-ва –моральн. облик чел-ка как члена общества 2. Отнош-ие к труду, проф-ии, интересы и склонности 3. Дееспособ. не только физич., но и умств, вкл. интел. способ., гибкость психики, инициативность. 4. Физич. способности - состояние здоровья, сила, выносливость. 5. Единич., частные, специальные способ. Личн. кач-ва, кот. важны для данной работы, профессии. 6. ЗУНы, привычки, опыт У чел. не м/б полностью готовой профпригод. до того как он включился в проф. подготовку и соотв. трудовую деятельность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|