Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение понятий «труд», «профессия», «специальность»




Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде.

К ол-ый труд (по Леонтьеву) в психо­лог. плане харак-ся след-им:

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда:

1) знание о продукте — результате труда; осознание его соц. значимости;

2) сознание обязательности достижения заданного результата, понимание ответственности;

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними ср-вами деят-ти, прак­тическое владение средствами деятельности;

Професиия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Специальность — это необхо­димая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область при­ложения физических и духовных сил че­ловека, позволяющая ему взамен затра­ченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.

 

 

Профессиография. Пр-пы составления профессиограм.

Профессиография - практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Принципы: Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Противопоказания к деятельности практического психолога.

Не может быть практическим еловек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Кл. как м-д из-ия труд. деят. Кл. видов труда, профессий

Кл. видов труда делится:

1) По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выдел. физический и умственный труд.

2) Однообразный и монотонный

3) В завис. от усл-ий выдел. труд в комфортных усл-ях, в необыч-ых усл-ях при постоян. воздействии неблагоприятных факторов, в экспериментальных условиях

4) По форме организации деят-ти (с определ. распорядком работы), нерегламентированным (со свобод. распорядком), смешанный.

5) Индивид. и коллективный

Совмест. деят-ть – организ-ая сис-ма труд. активности совок-ти субъектов труда, объедин-ых единством мотивов и целей деят-ти, ее пространственно-временных усл-ий, управлением и согласованием составл-их ее инд-ых деят-тей. Среди осн. характер-к субъекта совместн. деят-ти необх. выделить целенаправленность, Ур-нь целостности, организованность, результативность, временные особ-ти условий жизнедеятельности коллективного субъекта.

Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему.

Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен.

Классификация профессий: (Климов)

1) Человек – природа (Ч–П);

2) Человек – техника (Ч– Т);

3) Человек – человек (Ч–Ч);

4) Человек – знак (Ч–З);

5) Человек – художественный образ (Ч – Х)

Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий.

Проф. ЗУНы практ. псих-га.

Важнейшее кач-во деят-ти психолога – проф. компетентность. Психолог долж быть разностороне подготовл. специал-ом. Он должен иметь определ. совокупность не только психолог. знаний, но и знаний в области философии, истории, педагогики, социологии.
Психолог должен уметь на основе накопл. теоретич. знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска, ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.
Специалист должен владеть основн. Мет-ми психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, а так же владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Психолог должен понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами, знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни.
Специалист должен знать историю развития и современные проблемы психологической науки, понимать процессы психических процессов и состояний, знать природу деятельности человека.
Психолог должен владеть знаниями в области общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда, психофизиологии и т.д.
В круг обязанностей психолога входит умение применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические техники.

Проф. псих-ие кач-ва практ. псих-га. Проф. позиция псих-га.

Важным для психолога, являются индивидуально-психологические, личностные характеристики психолога. Можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) психолога:

· социально-психол. ПВК психолога – хорошая адаптивность, выносливость, гибкость, общительность, организованность, радушие, самообладание, тактичность, толерантность, чуткость, эмпатичность;

· индивидуально-психологические ПВК психолога – добросовестность, интуитивность, настойчивость, ответственность, открытость, рассудительность, рефлексивность, самостоятельность, целеустремлён.

Важен также уровень самооценки профессионала психолога, его уверенности в способности к творческой деятельности, позитивному восприятию своего прошлого опыта в свете творческой деятельности, т.к., сниженная самооценка и ощущение собственной "неблагополучности" в проблемно-конфликтных ситуациях ведёт к регрессивной личностной позиции, связанной с избеганием решения сложных, непредсказуемых и конфликтных профессиональных задач, выбором стратегии ухода, проявлением механизмов личностной защиты. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях.

Ф-ры, вл. на профприг.

Профориен-ия построена на сопоставл. психол. кач-в инд. с кач-ми необх-ми для какой-либо проф-ии.Сов-ть кач-в необх.для проф.ложится в ос-ву профпригод

Профпригод. вкл. обяз-но два компонента: человека и спец-ть и обознач. взаим. соотв-ие.

Профприг. необх. рассм. инд. и конкретно, потому, что на одной и той же работе разные люди добив-ся успеха за счет разных сочет-ий своих личн. кач-в.

Люди отлич-ся один от др. по своим личн. кач-вам.

Личн. кач-ва – фак-ры (Климов):

1. Гражд-ие кач-ва –моральн. облик чел-ка как члена общества

2. Отнош-ие к труду, проф-ии, интересы и склонности

3. Дееспособ. не только физич., но и умств, вкл. интел. способ., гибкость психики, инициативность.

4. Физич. способности - состояние здоровья, сила, выносливость.

5. Единич., частные, специальные способ. Личн. кач-ва, кот. важны для данной работы, профессии.

6. ЗУНы, привычки, опыт

У чел. не м/б полностью готовой профпригод. до того как он включился в проф. подготовку и соотв. трудовую деятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...